Об утверждении порядка проведения мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций российской экономики

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 апреля 2020 года N 207

Об утверждении порядка проведения мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций российской экономики

(с изменениями на 5 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минэкономразвития России от 5 июня 2020 года N 340 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.06.2020, N 0001202006260024).



В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 764-р (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 30 марта, N 0001202003300029)

приказываю:

Утвердить прилагаемый порядок проведения мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций российской экономики.



Министр
М.Г.Решетников



Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 апреля 2020 года,
регистрационный N 58240



Порядок проведения мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций российской экономики

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от 7 апреля 2020 года N 207



Порядок проведения мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций российской экономики

(с изменениями на 5 июня 2020 года)



1. Настоящий Порядок определяет правила проведения мониторинга финансово-экономического состояния организаций, включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики, утвержденный протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. N 3, а также порядок представления системообразующими организациями российской экономики значений показателей их финансово-экономического состояния (далее соответственно - Порядок, мониторинг системообразующих организаций, системообразующие организации).

2. Целью проведения мониторинга системообразующих организаций является своевременное выявление негативных факторов (рисков), влияющих на устойчивую работу таких организаций.

3. Мониторинг системообразующих организаций включает в себя:

а) сбор информации о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций;

б) анализ информации о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций и выявление рисков, способных оказать негативное влияние на их деятельность;

в) подготовку предложений по устранению выявленных рисков и (или) минимизации их негативного влияния на финансово-экономические показатели деятельности системообразующих организаций.

4. Мониторинг системообразующих организаций (за исключением системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса) осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании информации о значениях показателей финансово-экономического состояния системообразующих организаций, представленной такими системообразующими организациями в государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).

5. Мониторинг системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса осуществляется Минэкономразвития России совместно с Министерством энергетики Российской Федерации на основании информации о значениях показателей финансово-экономического состояния системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса, представленной такими системообразующими организациями в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса (далее - ГИС ТЭК).

6. Показатели финансово-экономического состояния, необходимые для представления системообразующими организациями в целях проведения мониторинга их финансово-экономического состояния, приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.

7. Минпромторг России обеспечивает предоставление Минэкономразвития России, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - государственные корпорации), а также заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и системообразующим организациям (за исключением системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса) доступа к ГИСП в соответствии с Правилами доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, и взаимодействия государственной информационной системы промышленности с иными государственными информационными системами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. N 1147 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 40, ст.5852).

8. Минэнерго России обеспечивает предоставление Минэкономразвития России и системообразующим организациям топливно-энергетического комплекса доступ к ГИС ТЭК в соответствии с Положением о порядке доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. N 80 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст.560).

9. Минтранс России, Минпромторг России, Минстрой России, Минсельхоз России, Минприроды России, Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минфин России (далее - ответственные федеральные органы исполнительной власти), государственные корпорации начиная с 11 мая 2020 года обеспечивают в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст.41; 2019, N 31, ст.4449) и настоящим Порядком представление в ГИСП соответствующих значений показателей системообразующих организаций, осуществляющих деятельность в сферах, относящихся к компетенции соответствующих ответственных федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, за соответствующий отчетный период, указанный для каждого показателя, используемого для проведения мониторинга системообразующих организаций и представленного в приложении N 1 к настоящему Порядку, и поддержание данной информации в актуальном состоянии. При этом первыми отчетными периодами являются апрель 2020 года и неделя с 4 мая по 10 мая 2020 года.

10. Минэнерго России начиная с 11 мая 2020 года обеспечивает в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7060; 2018, N 28, ст.4158) и настоящим Порядком представление в ГИС ТЭК соответствующих значений показателей системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса за соответствующий отчетный период, указанный для каждого показателя, используемого для проведения мониторинга системообразующих организаций, представленного в приложении N 1 к настоящему Порядку, и поддержание данной информации в актуальном состоянии. При этом первыми отчетными периодами являются апрель 2020 года и неделя с 4 мая по 10 мая 2020 года.

10.1. При представлении в ГИСП и ГИС ТЭК соответствующих значений показателей системообразующих организаций необходимо учитывать следующее:

1) первой отчетной неделей по фактическим данным является неделя с 4 мая по 10 мая 2020 года;

2) первым отчетным месяцем по фактическим данным является апрель 2020 года;

3) первой прогнозной неделей (периодом, следующим за отчетным) является неделя с 11 мая по 17 мая 2020 года;

4) первым прогнозным месяцем (периодом, следующим за отчетным) является май 2020 года;

5) критерии оценки значений показателей финансово-экономического состояния системообразующей организации (критерии оценки) предполагают распределение системообразующих организаций российской экономики по трем группам риска:

- "белая" группа риска, характеризующая неустойчивое финансово-экономическое состояние системообразующей организации, определяемое на основании критериев оценки;

- "серая" группа риска, характеризующая среднее финансово-экономическое состояние системообразующей организации, определяемое на основании критериев оценки;

- "черная" группа риска, характеризующая крепкое финансово-экономическое состояние системообразующей организации, определяемое на основании критериев оценки.

Если отнесение системообразующей организации к группе риска на основе результатов оценки финансово-экономического состояния по итогам недели не совпадает с результатами оценки финансово-экономического состояния по итогам месяца, то приоритет отдается результатам оценки по итогам месяца;

6) в случае если по результатам определения критериев оценки групп показателей было выявлено, что хотя бы по одной из групп показателей системообразующая организация попадает в "белую" группу риска, такой организации присваивается "белая" группа риска вне зависимости от результатов определения критериев по другим группам показателей;

7) в случае если по результатам определения критериев оценки групп показателей было выявлено, что хотя бы по одной из групп показателей системообразующая организация попадает в "серую" группу риска и при этом по результатам определения критериев по другим группам показателей системообразующая организация не попадает в "белую" группу риска, такой организации присваивается "серая" группа риска;

8) в случае если по результатам определения критериев оценки групп показателей было выявлено, что по каждой из групп показателей системообразующая организация попадает в "черную" группу риска, такой организации присваивается "черная" группа риска;

9) для групп показателей 1 и 4 в случае невозможности отнесения к группе риска по результатам определения критериев оценки по обоим показателям, входящим в группу показателей, решение об отнесение к той или иной группе принимается федеральным органом исполнительной власти (государственной корпорацией), в чьем ведении находится системообразующая организация.

(Пункт дополнительно включен с 7 июля 2020 года приказом Минэкономразвития России от 5 июня 2020 года N 340)

11. Минэнерго России и Минпромторг России начиная с 11 мая 2020 года обеспечивают в течение двух рабочих дней формирование на базе ГИС ТЭК и ГИСП соответственно еженедельных отчетов по мониторингу финансово-экономического состояния соответствующих системообразующих организаций (далее - отчеты).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2020 года приказом Минэкономразвития России от 5 июня 2020 года N 340)

12. Ответственные федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации в течение трех рабочих дней со дня формирования в ГИС ТЭК и ГИСП отчетов рассматривают их и представляют в Минэкономразвития России заключение (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку), с приложением дополнительных информационно-аналитических материалов (при необходимости) (далее - заключение). Заключения являются информацией ограниченного доступа и предоставляются в Минэкономразвития России на бумажном носителе за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации соответственно с присвоением грифа "Для служебного пользования".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2020 года приказом Минэкономразвития России от 5 июня 2020 года N 340)

13. Днем поступления в Минэкономразвития России заключения является день его регистрации в системе электронного документооборота Минэкономразвития России.

14. Минэкономразвития России на основании указанных в пункте 11 настоящего Порядка отчетов, размещенных в ГИСП и ГИС ТЭК, а также заключений, указанных в пункте 12 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней со дня получения последнего из отчетов за соответствующий период формирует сводный отчет о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций (далее - сводный отчет) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2020 года приказом Минэкономразвития России от 5 июня 2020 года N 340)

15. При необходимости получения уточняющих и (или) дополнительных сведений в отношении какого-либо показателя, содержащегося в представленных ответственными федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями заключениях, Минэкономразвития России в течение одного рабочего дня со дня поступления такого заключения за соответствующий период вправе запросить дополнительную информацию у ответственных федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций (далее - запрос Минэкономразвития России).

16. Ответ на запрос Минэкономразвития России, указанный в пункте 15 настоящего Порядка, представляется ответственными федеральными органами исполнительной власти или государственными корпорациями в течение одного рабочего дня с даты поступления такого запроса.

17. Ответ на запрос Минэкономразвития России представляется ответственными федеральными органами исполнительной власти или государственными корпорациями за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации соответственно.

18. Днем поступления ответа на запрос Минэкономразвития России является день его регистрации в системе электронного документооборота Минэкономразвития России.

19. Минэкономразвития России, Минпромторг России и Минэнерго России вправе привлекать для проведения мониторинга системообразующих организаций экспертные, кредитные, а также иные организации на основании решения Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

20. Сформированный сводный отчет направляется Минэкономразвития России в адрес Правительства Российской Федерации для рассмотрения его на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в течение трех дней со дня поступления последнего заключения.

21. В случае, если Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка были направлены запросы, формирование сводного отчета и направление его в адрес Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики осуществляется соответственно в течение трех рабочих дней со дня получения последнего из ответов на запрос Минэкономразвития России.

22. На заседаниях Межведомственной комиссии по мониторингу финансово-экономического состояния организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, созданной Минэкономразвития России (далее - Межведомственная комиссия), рассматриваются отчеты и заключения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящего Порядка, а также формируются (при необходимости) предложения, направленные на поддержку системообразующих организаций.

23. Результаты рассмотрения Межведомственной комиссией вопросов, указанных в пункте 22 настоящего Порядка, оформляются протоколом заседания Межведомственной комиссии и представляются в адрес Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.



Приложение N 1
к Порядку проведения мониторинга
финансово-экономического состояния
системообразующих организаций
российской экономики, утвержденному
приказом Минэкономразвития России
от 7 апреля 2020 года N 207
(В редакции, введенной в действие
 с 7 июля 2020 года
 приказом Минэкономразвития России
 от 5 июня 2020 года N 340
)

Рекомендуемые показатели, используемые при проведении мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций, периодичность их представления и критерии оценки



N группы

Наименование показателей

Отчётный

Критерии оценки

показателей

период

"Черный"

"Серый"

"Белый"

Фактические данные за отчетный период

1.

(и) Операционный денежный поток за отчетный период

Неделя

0

<0

<0

(и) Изменение остатка денежных средств за отчетный период к остатку денежных средств на начало отчетного периода

Неделя

>-50%

>-50%

-50%

2.

(или) Отношение полной численности сотрудников на конец отчетного периода к полной численности сотрудников на 4 мая 2020 г.

Неделя

95%

90X <95%

<90%

(или) Отношение численности сотрудников в неоплачиваемом отпуске на конец отчетного периода к полной численности сотрудников на конец отчетного периода

Неделя

10%

10<Х15%

>15%

3.

(и) Изменение выручки за отчетный период по сравнению с предыдущим отчетным периодом

Месяц

-20%

<-20%

<-20%

(и) EBIT за отчетный период

Месяц

0

0

<0

________________
      EBIT (earnings before interest and taxes) - прибыль до вычета процентов к уплате и налогов.

4.

(и) Изменение дебиторской задолженности на конец отчетного периода по сравнению с предыдущим отчетным периодом

Месяц

20%

>20%

>20%

(и) Отношение просроченной дебиторской задолженности к дебиторской задолженности на конец отчетного периода

Месяц

20%

20< X40%

>40%

5.

Отношение суммы краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов на конец отчетного периода к ожидаемой EBITDA в текущем году

Месяц

0Х <2

2Х <4

4 либо <0

6.

Просроченная задолженность по Фонду оплаты труда на конец отчетного периода

Месяц

0

0

>0

7.

Чистый оборотный капитал на конец отчетного периода

Месяц

0

нет значения

<0

Прогнозные показатели на следующий отчетный период

8.

(или) Отношение ожидаемой полной численности сотрудников на конец отчетного периода к полной численности сотрудников на 4 мая 2020 г.

Неделя

95%

90X <95%

<90%

(или) Отношение ожидаемой численности сотрудников в неоплачиваемом отпуске на конец отчетного периода к ожидаемой полной численности сотрудников на конец отчетного периода

Неделя

10%

10<Х15%

>15%

9.

Отношение суммы остатка денежных средств на конец отчетного периода и ожидаемого операционного денежного потока к выплате процентов по долгу в следующем отчетном периоде

Месяц

2

1Х <2

<1



Приложение N 2
к Порядку проведения мониторинга
финансово-экономического состояния
системообразующих организаций
российской экономики, утвержденному
приказом Минэкономразвития России
от 7 апреля 2020 года N 207
(В редакции, введенной в действие
 с 7 июля 2020 года
 приказом Минэкономразвития России
 от 5 июня 2020 года N 340
)



Рекомендуемый образец



Заключение федерального органа исполнительной власти (государственной корпорации) о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций российской экономики



Дата представления информации:

Отчетный период:

N

Наименование системообразующей

Индикатор принадлежности к группе риска

Необходимость оказания

Оценка размера

Размер полученной

Размер полученной

Примечание*****

организации

"Черный"

"Серый"

"Белый"

адресной поддержки**

адресной поддержки до конца 2020 г.***

поддержки в рамках перечня наиболее пострадав-
ших отраслей****

поддержки в рамках отраслевых мер поддержки, одобренных на совещаниях у Президента Российской Федерации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наименование федерального органа исполнительной власти (государственной корпорации)

I. Наименование отрасли*

1

X

-

2

X

-

3

X

V

4

X

-

5

X

-

II. Наименование отрасли*

6

X

-

7

X

-

8

X

V

9

X

-

10

X

-

III. Наименование отрасли*

11

X

-

12

X

V

13

X

-

14

X

-

15

X

-

ИТОГО:

________________

* Наименование отрасли указывается в соответствии с Перечнем системообразующих организаций российской экономики, утвержденным Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.

** Указывается в соответствии с Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N 651 (далее - Правила отбора организаций).

*** Оценка размера адресной поддержки до конца 2020 г. на данном этапе выполняется экспертно. В дальнейшем размер необходимой адресной поддержки определяется в соответствии с Правилами отбора организаций. В данной графе не учитываются размеры поддержки, предусмотренные графами 8 и 9.

**** Указывается в соответствии с перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434.

***** В примечании указывается обоснование:

а) отсутствия необходимости оказания адресной поддержки организациям, вошедшим в "белую" группу риска (например, специфика бизнеса, действие сезонных факторов, внутренняя оптимизация и т.д.);

б) необходимости оказания адресной поддержки организациям, вошедшим в "серую" или "черную" группу риска.

     
     

Приложение N 3
к Порядку проведения мониторинга
финансово-экономического состояния
системообразующих организаций
российской экономики, утвержденному
приказом Минэкономразвития России
от 7 апреля 2020 года N 207
     (Дополнительно включено
с 7 июля 2020 года
 приказом Минэкономразвития России
 от 5 июня 2020 года N 340
)


Рекомендуемый образец



Сводный отчет Минэкономразвития России о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций российской экономики



Дата представления информации:

Отчетный период:

N

Наименование системообразующей

Индикатор принадлежности к группе риска

Необходимость оказания

Оценка размера

Размер полученной

Размер полученной

Размер полученной

Размер полученной

Приме-
чание*******

организации

"Черный"

"Серый"

"Белый"

адресной поддержки**

адресной поддержки до конца 2020 г.***

поддержки в рамках перечня наиболее пострадавших отраслей****

поддержки в рамках отраслевых мер поддержки, одобренных на совещаниях у Президента Российской Федерации

поддержки на пополнение оборотных средств*****

поддержки на возобновление деятель-
ности******

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Наименование федерального органа исполнительной власти (государственной корпорации)

I. Наименование отрасли*

1

X

-

2

X

-

3

X

V

4

X

-

5

X

-

II. Наименование отрасли*

6

X

-

7

X

-

8

X

V

9

X

-

10

X

-

III. Наименование отрасли*

11

X

-

12

X

V

13

X

-

14

X

-

15

X

-

ИТОГО:

________________

* Наименование отрасли указывается в соответствии с Перечнем системообразующих организаций российской экономики, утвержденным Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.

** Указывается в соответствии с Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N 651 (далее - Правила отбора организаций).

*** Оценка размера адресной поддержки до конца 2020 г. на данном этапе выполняется экспертно. В дальнейшем размер необходимой адресной поддержки определяется в соответствии с Правилами отбора организаций. В данной графе не учитываются размеры поддержки, предусмотренные графами 8-11.

**** Указывается в соответствии с перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434.

***** Указывается в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 582.

****** Указывается в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 696.

******* В примечании указывается обоснование:

а) отсутствия необходимости оказания адресной поддержки организациям, вошедшим в "белую" группу риска (например, специфика бизнеса, действие сезонных факторов, внутренняя оптимизация и т.д.);

б) необходимости оказания адресной поддержки организациям, вошедшим в "серую" или "черную" группу риска.