НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ
Стандарт организации
Система
стандартизации
Национального объединения строителей
ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
НОСТРОЙ
Основные положения
СТО НОСТРОЙ 1.0-2020
Ассоциация «Общероссийская негосударственная
некоммерческая организация -
общероссийское отраслевое объединение работодателей
«Национальное объединение саморегулируемых организаций,
основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»
Москва 2020
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН |
Отделом технического регулирования Департамента нормативного и методического обеспечения Ассоциации «Национальное объединение строителей» |
2 СОГЛАСОВАН И РЕКОМЕНДОВАН К УТВЕРЖДЕНИЮ |
Техническим Советом Ассоциации «Национальное объединение строителей» |
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ |
Решением Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей», протокол от 19.03.2020 № 154 |
4 ВЗАМЕН |
СТО НОСТРОЙ 1.0-2017 |
Содержание
Введение
Настоящий основополагающий стандарт разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью создания Системы стандартизации Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ) для реализации требований по разработке документов Системы стандартизации НОСТРОЙ и контролю их соблюдения.
Настоящий стандарт учитывает положения основополагающих межгосударственных и национальных стандартов и их подходы к формированию систем стандартизации.
СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Система
стандартизации
Национального объединения строителей
ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ НОСТРОЙ
Основные положения
System standardization of National
association of builders
General principles
Настоящий стандарт устанавливает общие положения по организации и проведению работ по стандартизации в Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ), а также цели, задачи и структуру Системы стандартизации НОСТРОЙ, требования к документам по стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 2.051-2013 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения
ГОСТ 7.60-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения
СТО НОСТРОЙ 1.1-2020 Система стандартизации Национального объединения строителей. Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ. Правила разработки, утверждения, обновления (актуализации) и отмены
СТО НОСТРОЙ 1.2-2020 Система стандартизации Национального объединения строителей. Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ. Правила построения, содержания, изложения, оформления и обозначения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений и НОСТРОЙ. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то целесообразно использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то целесообразно использовать версию этого документа с указанным годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2], Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3], ГОСТы, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
3.1
издание: Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
Примечание - Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
[ГОСТ 7.60-2003, статья 3.1.1]
3.2 информационный фонд Системы стандартизации НОСТРОЙ: Систематизированный массив документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также информации о них, размещенный на официальном сайте НОСТРОЙ в сети Интернет, корректируемый на основании сведений об утверждении (принятии), обновлении (актуализации) или отмене документов, включающий в себя справочно-поисковый аппарат.
3.3 исполнитель работ по стандартизации: физическое лицо, структурное подразделение НОСТРОЙ, саморегулируемая организация, сторонняя организация, разрабатывающее(ая) документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и осуществляющее(ая) другие работы по стандартизации.
3.4 карта контроля: Обязательное приложение к стандарту НОСТРОЙ, в котором установлена последовательность выполнения контрольных операций при проверке соблюдения требований стандарта.
3.5 квалификационный стандарт: Внутренний документ саморегулируемой организации, определяющий характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Примечание - Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (по Трудовому кодексу Российской Федерации [4]).
3.6
квалификация работника: Уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
[Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 195.1 [4]]
3.7 основополагающий стандарт Системы стандартизации НОСТРОЙ (основополагающий стандарт НОСТРОЙ): Стандарт организации, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации и виды документов Системы стандартизации НОСТРОЙ.
3.8 пользователь документов Системы стандартизации НОСТРОЙ (пользователь документов): Коллегиальный орган или структурное подразделение НОСТРОЙ, саморегулируемая организация, член саморегулируемой организации, сторонняя организация, применяющие документы Системы стандартизации НОСТРОЙ.
Примечание - К коллегиальным органам НОСТРОЙ относятся: Совет НОСТРОЙ, Технический Совет НОСТРОЙ, Комитеты при Совете НОСТРОЙ.
3.9 рекомендации по стандартизации НОСТРОЙ (Р НОСТРОЙ): Документ Системы стандартизации НОСТРОЙ, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ и содержащий информацию организационного, технического и методического характера, которую целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в СТО НОСТРОЙ.
3.10
саморегулируемая организация: Некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор).
[Градостроительный кодекс Российской Федерации [1]]
3.11 Система стандартизации НОСТРОЙ: Совокупность документов по стандартизации НОСТРОЙ, способствующих достижению оптимальной степени упорядочения деятельности ее участников в целях обеспечения безопасности и повышения качества работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.
3.12 справочно-методическое пособие (СМП): Документ Системы стандартизации НОСТРОЙ, содержащий информацию в текстовом, табличном, графическом или ином виде, способствующую пользователям документов в применении СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ.
3.13 стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ): Стандарт организации, разработанный в Системе стандартизации НОСТРОЙ, принятый по результатам экспертизы, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ.
3.14
стандарт организации: Документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
[Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [3, перечисление 13 статьи 2]]
3.15 стандарт на процесс выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (стандарт на процесс выполнения работ): Стандарт организации, утвержденный Советом НОСТРОЙ, устанавливающий требования к последовательности и правила выполнения технических и технологических операций, контроль их выполнения в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства и требования к результатам работ.
Примечание - Саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ. За нарушение требований стандартов на процессы выполнения работ могут применяться меры дисциплинарного воздействия согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации [1, пункт 2 статьи 5513, пункт 1 статьи 5515].
3.16 сторонние организации: Индивидуальные предприниматели и юридические лица и иные организации, не являющиеся членами НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций.
3.17 член НОСТРОЙ: Саморегулируемая организация, сведения о которой включены в государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
3.18 член саморегулируемой организации: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, внесенные в реестр членов саморегулируемой организации.
4.1 Деятельность НОСТРОЙ в области стандартизации-осуществляется в целях:
- создания условий для применения единых документов по стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
- обеспечения безопасности и повышения качества работ, выполняемых членами саморегулируемых организаций;
- формирования на основе установленных Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3] принципов стандартизации, положений, требований и правил к предмету и условиям осуществления деятельности саморегулируемых организаций и их членов;
- содействия членам саморегулируемых организаций при внедрении передовых и инновационных технологий;
- формирования и формализации единых требований в документах Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- иных целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Уставу НОСТРОЙ.
4.2 Деятельность НОСТРОЙ в области стандартизации направлена на решение следующих задач:
- совершенствование нормативной базы в области технического регулирования и стандартизации в строительстве;
- повышение роли стандартизации в технологических процессах строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и деятельности саморегулируемых организаций и их членов;
- установление, оптимизация и унификация правил разработки, утверждения и введения в действие документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- установление в документах Системы стандартизации НОСТРОЙ норм, правил, требований, способов и методов, направленных на обеспечение безопасности и повышение качества строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
- обеспечение единого подхода к осуществлению контроля за соблюдением членами саморегулируемых организаций требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, стандартов на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, квалификационных стандартов;
- обеспечение преимущественного применения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ пользователями документов;
- анализ и систематизация требований к объектам капитального строительства (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), процессам строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и сноса;
- внедрение передовых и инновационных технологий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства;
- обеспечение рационального использования ресурсов при строительстве;
- создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов и др.), содержащих полную, достоверную и актуальную информацию, необходимую для обеспечения деятельности саморегулируемых организаций и их членов;
- осуществление оценки соответствия строительных изделий и материалов, работ и услуг, систем менеджмента в добровольных системах сертификации.
4.3 Достижение целей и решение задач стандартизации в НОСТРОЙ реализуется выполнением следующих работ по стандартизации:
- формирование, ведение и реализация Программы стандартизации НОСТРОЙ (далее также - Программа стандартизации);
- разработка, утверждение, обновление (актуализация), отмена и опубликование документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- мониторинг применения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- научно-исследовательские работы (далее - НИР), направленные на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;
- формирование и ведение информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ.
5.1 Участниками Системы стандартизации НОСТРОЙ являются:
- структурные подразделения и коллегиальные органы НОСТРОЙ;
- исполнители работ по разработке документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- саморегулируемые организации;
- технические комитеты по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ;
- пользователи документов Системы стандартизации НОСТРОЙ.
Общее руководство деятельностью Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляет Президент НОСТРОЙ.
5.2 Функции участников Системы стандартизации НОСТРОЙ.
5.2.1 Структурные подразделения и коллегиальные органы НОСТРОЙ осуществляют:
- организацию и проведение планирования работ по стандартизации, формирование, утверждение и ведение Программы стандартизации, а также внесение в нее изменений;
- управление Системой стандартизации НОСТРОЙ, разработку и утверждение порядка организации работ по формированию, ведению и реализации Программы стандартизации;
- организацию разработки и утверждения, обновления (актуализации) документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, внесения поправок, приостановки действия, отмены;
- организацию и координацию деятельности участников Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- формирование рабочих группы из заинтересованных лиц по рассмотрению документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- выбор и утверждение лиц для проведения экспертизы документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- размещение на официальном сайте НОСТРОЙ в сети Интернет (www.nostroy.ru) информации о проводимых работах по стандартизации и об утвержденных документах Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- формирование и ведение информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- организацию взаимодействия со сторонними организациями по вопросам стандартизации и технического регулирования в строительстве;
- координацию участия НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и их членов в деятельности технических комитетов по стандартизации;
- мониторинг национальных и межгосударственных стандартов, нормативно-правовых документов по техническому регулированию и стандартизации и гармонизацию с ними Системы стандартизации НОСТРОЙ.
5.2.2 Исполнители работ по стандартизации при разработке документов Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляют:
- подготовку и представление в НОСТРОЙ предложений для включения в проект Программы стандартизации;
- разработку в соответствии с основополагающими стандартами НОСТРОЙ проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- участие в работе по обновлению (актуализации) документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, внесению поправок.
5.2.3 Саморегулируемые организации осуществляют:
- информирование членов саморегулируемых организаций о начале разработки документов Системы стандартизации НОСТРОЙ и участии в их публичном обсуждении;
- рассмотрение проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ и сбор замечаний от членов саморегулируемых организаций, направление замечаний и предложений в НОСТРОЙ;
- обеспечение внедрения и применения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ по отдельным объектам системы стандартизации;
- контроль соблюдения членами саморегулируемых организаций требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, требований квалификационных стандартов;
- внедрение и соблюдение стандартов деятельности саморегулируемых организаций;
- рассмотрение проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ и подготовку отзывов и заключений на них;
- подготовку предложений по внесению изменений в действующие документы Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также по разработке новых на основе приобретенного практического опыта применения строительных изделий, материалов и оборудования, процессов и технологий членами саморегулируемых организаций.
5.2.4 Технические комитеты по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ осуществляют:
- по решению коллегиальных органов НОСТРОЙ проведение экспертизы проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- рассмотрение предложений НОСТРОЙ по разработке проектов документов национальной системы стандартизации.
5.2.5 Пользователи документов:
- участвуют в публичном обсуждении проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- участвуют в рабочих группах по рассмотрению документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- направляют в НОСТРОЙ замечания и предложения по внесению изменений и поправок в документы Системы стандартизации НОСТРОЙ.
6.1 К документам Системы стандартизации НОСТРОЙ относятся:
а) стандарты НОСТРОЙ;
б) рекомендации НОСТРОЙ;
в) справочно-методические пособия;
г) правила по стандартизации.
6.2 В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований, разрабатывают стандарты НОСТРОЙ следующих видов:
- стандарты основополагающие, регулирующие деятельность НОСТРОЙ в области стандартизации;
- стандарты на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства;
- квалификационные стандарты;
- стандарты деятельности саморегулируемых организаций;
- стандарты на способы и методы контроля (испытаний, измерений, анализа), применяемые при строительном контроле;
- стандарты в области оценки соответствия работ, систем менеджмента в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
- стандарты по организации строительного производства;
- стандарты, устанавливающие иные требования, предъявляемые при выполнении работ в области строительства;
- стандарты на термины и определения, применяемые в строительстве.
Виды стандартов НОСТРОЙ приведены в Приложении А.
6.2.1 Основополагающие стандарты и правила по стандартизации НОСТРОЙ разрабатываются для установления общих организационно-технических положений деятельности в области стандартизации НОСТРОЙ для достижения целей стандартизации, определенных в 4.1.
В основополагающих стандартах и правилах по стандартизации НОСТРОЙ устанавливают:
- общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации в НОСТРОЙ;
- виды документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- порядок и правила разработки, утверждения, обновления (актуализации) и отмены документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- порядок и правила построения, содержания, изложения, оформления и обозначения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- порядок организации работ по формированию, ведению и реализации Программы стандартизации;
- иные правила и положения, не противоречащие требованиям основополагающих стандартизации национальной системы стандартизации.
Разработка документов Системы стандартизации НОСТРОЙ должна осуществляться в соответствии с основополагающими стандартами НОСТРОЙ.
6.2.2 Стандарты НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства должны содержать:
- требования к материалам, оборудованию, приспособлениям и инструменту используемым в технологическом процессе, в том числе при необходимости требования к их классификации;
- требований по организации выполнения работ (подготовительные работы);
- последовательность выполнения технологических операций;
- способы и/или приемы выполнения отдельных работ в технологических процессах;
- требования к технологическим режимам и другие нормы выполнения различного рода работ в технологических процессах;
- допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса;
- способы, методы и виды контроля выполнения работ (требования к входному контролю строительных материалов, конструкций и оборудования, поставляемых на строительную площадку; описание методов контроля (документарная проверка, визуальный контроль, измерительный контроль) выполняемых работ; описание видов контроля (входной контроль, операционный контроль, оценка соответствия выполненных работ);
- требования к ведению и оформлению исполнительной документации;
- карту контроля соблюдения требований стандарта.
Стандарты на процессы выполнения работ также могут содержать:
- альбомы типовых чертежей;
- требования по охране труда (при необходимости);
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (при необходимости);
- мероприятия по охране окружающей среды (при необходимости);
- технико-экономические показатели;
- требования к обеспечению промышленной безопасности.
Примечания
1 Стандарты НОСТРОЙ на процессы выполнения работ являются документами добровольного применения.
2 При включении в задание на проектирование, проектную и иную организационно-технологическую документацию, в том числе проект производства работ, технологические карты, условия договоров строительного подряда требований осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, стандарты на процессы выполнения работ обязательны к применению в рамках соблюдения проектной документации.
Соблюдение требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1] является обязательным предметом контроля со стороны саморегулируемых организаций.
Примечание - В случае применения членом саморегулируемой организации стандартов на процессы выполнения работ.
6.2.3 В квалификационных стандартах устанавливаются требования к квалификации работников членов саморегулируемых организаций и определяются дифференцированные в зависимости от направления деятельности уровни их знаний и умений, а также необходимый уровень самостоятельности при выполнении ими трудовой функции с учетом профессиональных стандартов и требования к прохождению независимой оценки квалификации работника на соответствие профессиональному стандарту.
Примечание - В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [4, статья 195.1] профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
6.2.4 В стандартах деятельности саморегулируемых организаций устанавливаются требования к предмету и условиям осуществления деятельности саморегулируемых организаций в строительстве, сфере применения таких стандартов.
Примечания
1 Предмет деятельности саморегулируемых организаций - реализация функций, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2, статья 6].
2 Условия деятельности саморегулируемых организаций - установленные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2] и внутренними документами саморегулируемой организации требования к процедурам реализации функций саморегулируемой организации.
3 Сфера применения стандартов деятельности саморегулируемых организаций - совокупность функций, прав и обязанностей саморегулируемых организаций, а также условий их выполнения, в отношении которых устанавливаются требования стандартов.
6.2.5 В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливаются требования к методикам контроля (испытаний), являющимся общими для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, включая осуществление строительного контроля.
6.2.6 В стандартах в области оценки соответствия выполняемых работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, создаваемых конструкций или объектов капитального строительства устанавливаются требования по обеспечению соответствия проводимых работ по строительству на всех этапах жизненного цикла (монтажа, наладки, сноса) требованиям межгосударственных и национальных стандартов, сводов правил и стандартов НОСТРОЙ.
6.2.7 В стандартах по организации строительного производства устанавливаются требования к:
- порядку получения разрешения на строительство;
- приемке проектной и рабочей документацией;
- приемке строительной площадки;
- разработке организационно-технологической документации (проект производства работ, технологические карты, технологический регламент и пр.);
- организации строительной площадки (инженерная подготовка территории, создание геодезической разбивочной основы, разбивка осей объекта и пр.);
- организации деятельности по обеспечению качества строительства (строительный контроль, авторский надзор, государственный строительный надзор, лабораторный контроль);
- оценке соответствия объекта капитального строительства;
- оформлению исполнительной документации;
- охране окружающей среды, организации деятельности по охране труда, промышленной и пожарной безопасности в процессе строительства.
6.2.8 В стандартах, устанавливающих иные требования, предъявляемые при выполнении работ в области строительства, устанавливаются требования, не включенные в другие виды стандартов, например, стандарты на системы управления охраной труда, стандарты на системы управления проектами, стандарты на передовые и инновационные технологии, технологии информационного моделирования, стандарты на методы обеспечения энергетической эффективности и др.
6.2.9 В стандартах на термины и определения устанавливаются понятийный аппарат для обеспечения единообразного толкования терминов и создания единой терминологии в Системе стандартизации НОСТРОЙ.
6.3 Совокупность взаимосвязанных стандартов НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации, могут объединяться в комплексы стандартов.
6.4 Порядок разработки, утверждения, обновления (актуализации) и отмены документов Системы стандартизации НОСТРОЙ устанавливается в соответствии с СТО НОСТРОЙ 1.1.
Правила построения, содержания, изложения, оформления и обозначения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ устанавливаются СТО НОСТРОЙ 1.2.
6.5 При разработке документов Системы стандартизации НОСТРОЙ не допускается нарушение авторских прав, прав на использование авторских прав и прав продажи публикаций ИСО, МЭК, CEN, CENELEC, иных международных и региональных организаций по стандартизации и национальных органов по стандартизации, которые установлены в соответствующих правилах и других документах этих организаций (органов), а также в соглашениях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений с этими организациями (органами).
6.6 Официальное опубликование, организация издания и распространения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется структурными подразделениями НОСТРОЙ по направлениям деятельности.
Саморегулируемые организации и их члены имеют право тиражировать документы Системы стандартизации НОСТРОЙ для использования в работе.
Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ могут тиражироваться и распространяться сторонними организациями только на основе официального разрешения НОСТРОЙ.
При использование сторонними организациями документов Системы стандартизации НОСТРОЙ должны выполняться требования по защите объектов интеллектуальной собственности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [5].
6.7 Издание зарегистрированных документов Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется в виде бумажных и электронных изданий.
Электронное издание документов Системы стандартизации НОСТРОЙ производится, если они разработаны и утверждены по ГОСТ 2.051 в виде простого, составного или агрегированного электронного документа и реализованными мерами по обеспечению защиты информации от несанкционированного доступа.
Примечание
Под электронным изданием по ГОСТ 7.60-2003 (статья 3.1.1.2) понимается издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
Официальным изданием документа Системы стандартизации НОСТРОЙ является электронное издание, размещенное на официальном сайте НОСТРОЙ в сети Интернет.
6.8 Обновление (актуализация) документов Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется путем разработки изменений или пересмотра. Документ Системы стандартизации НОСТРОЙ подлежит обновлению (актуализации), если:
- его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами национальной системы стандартизации, целями и принципами стандартизации НОСТРОЙ или Уставом НОСТРОЙ [6] и в результате не удовлетворяет современным потребностям строительной отрасли;
- он не учитывает передовые и инновационные технологии;
- его содержание не обеспечивает соблюдение требований принятого технического регламента или препятствует соблюдению заключенного международного соглашения;
- его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или обновляемого документа Системы стандартизации НОСТРОЙ или документа национальной системы стандартизации аналогичного объекта стандартизации;
- его необходимо гармонизировать с документами международного и/или регионального уровня;
Примечание - Гармонизированные стандарты по ГОСТ 1.1 - стандарты, которые приняты различными занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
- из него необходимо исключить ссылки на отмененные документы.
7.1 Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется при разработке, утверждении, обновлении (актуализации), отмене и применении документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также при выполнении задач, указанных в 7.3.
7.2 Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ при разработке, утверждении, обновлении (актуализации) и отмене документов Системы стандартизации НОСТРОЙ устанавливается СТО НОСТРОЙ 1.1 и СТО НОСТРОЙ 1.2.
- создание условий для применения единых документов в области стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
- оказание методической помощи пользователям документов в их внедрении и практическом применении;
- оказание методической помощи сторонним организациям, осуществляющим деятельность в области проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса и эксплуатации объектов капитального строительства, в разработке нормативных документов, гармонизированных с документами Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- установление и применение единых терминов и определений;
- повышение качества, обеспечение безопасности и конкурентоспособности работ, выполняемых членами саморегулируемых организаций;
- разработка в рамках соответствующих Технических комитетов по стандартизации проектов, международных, межгосударственных и национальных стандартов на основе документов Системы стандартизации НОСТРОЙ на инновационные технологии (при условии наличия официального согласования с НОСТРОЙ);
- проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение персонала и др.
7.3.1 Участники Системы стандартизации НОСТРОЙ в своей деятельности по вопросам, входящим в их компетенцию и связанным с разработкой, согласованием и применением документов по стандартизации, взаимодействуют (в объеме возложенных на них настоящим стандартом функций):
- с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений;
- с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
- с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на принятие решений в области технического регулирования в строительстве;
- с международными и региональными организациями по стандартизации, профильными техническими комитетами этих организаций;
- с национальными организациями по стандартизации зарубежных стран;
- со сторонними организациями, использующими документы Системы стандартизации НОСТРОЙ.
7.3.2 Взаимодействие со сторонними организациями в области стандартизации осуществляется в рамках соглашений, договоров и протоколов о взаимодействии (сотрудничестве).
8.1 Основной формой планирования работ по разработке документов по стандартизации в НОСТРОЙ является Программа стандартизации, формируемая, утверждаемая и реализуемая в соответствии с порядком, утверждаемым коллегиальным органом НОСТРОЙ.
8.2 Формирование Программы стандартизации осуществляется на основании:
- результатов НИР в области стандартизации;
- предложений коллегиальных органов НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и членов саморегулируемых организаций;
- рекомендаций федеральных и региональных органов исполнительной власти;
- предложений технических комитетов по стандартизации;
- предложений профессиональных объединений и ассоциаций, научно-исследовательских, проектных, конструкторско-технологических и других организаций, осуществляющих профессиональную деятельность в области строительства;
- предложений сторонних организаций, заключивших с НОСТРОЙ соответствующие соглашения о сотрудничестве;
- предложений других заинтересованных организаций и физических лиц.
8.2.1 В Программе стандартизации предусматриваются разделы в соответствии с видами стандартов НОСТРОЙ, приведенными в приложении А.
8.2.2 По результатам НИР, направленных на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации, могут вводиться новые виды стандартов НОСТРОЙ или вноситься изменения в приведенные в приложении А.
8.3 Работы по стандартизации в НОСТРОЙ финансируются в соответствии с годовой сметой расходов на содержание НОСТРОЙ, а также за счет финансирования выполняемых работ разработчиком, саморегулируемыми организациями и иными заинтересованными организациями.
8.4 Финансирование проведения экспертизы документов Системы стандартизации осуществляется за счет средств сметы расходов на содержание НОСТРОЙ, за счет средств разработчика или иного заинтересованного лица.
А.1 СТО НОСТРОЙ 1.ХХ Стандарты основополагающие.
А.2 СТО НОСТРОЙ 2.XX Стандарты, утвержденные решениями Совета НОСТРОЙ до 01.06.2019.
А.3 СТО НОСТРОЙ 3.XX Стандарты на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.
А.4 СТО НОСТРОЙ 4.XX Квалификационные стандарты.
А.5 СТО НОСТРОЙ 5.ХХ Стандарты деятельности саморегулируемых организаций.
А.6 СТО НОСТРОЙ 6.XX Стандарты на методы контроля и измерений в строительстве.
А.7 СТО НОСТРОЙ 7.ХХ Стандарты в области оценки соответствия.
А.8 СТО НОСТРОЙ 8.XX Стандарты по организации строительного производства.
А.9 СТО НОСТРОЙ 9.XX Стандарты, устанавливающие иные требования, предъявляемые при выполнении работ в области строительства.
А. 10 СТО НОСТРОЙ 10.XX Стандарты на термины и определения.
Примечания
1 Основные требования к видам стандартов НОСТРОЙ установлены в разделе 6.
2 Стандарты, включенные в вид А.2, при обновлении (актуализации) включаются в другие виды стандартов НОСТРОЙ.
Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» |
|
Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» |
|
Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации», часть 4 |
|
Устав Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» |
Ключевые слова: система стандартизации, национальное объединение строителей, основные положения