Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 мая
2016 г. № АС-03-03-36/10394
«О согласовании территориальных схем»
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет для руководства в работе рекомендации по порядку согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее -Территориальная схема).
Территориальные органы Росприроднадзора в 14-дневный срок с момента поступления Территориальных схем от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривают поступившие материалы по существу и направляют в центральный аппарат Росприроднадзора мотивированные предложения о согласовании либо об отказе в согласовании, а также следующую информацию:
1. копию Территориальной схемы;
2. мотивированное и обоснованное заключение территориального органа по Территориальной схеме.
Росприроднадзор в 14-дневный срок с даты регистрации информации по предлагаемой к согласованию Территориальной схеме, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
рассматривает указанную информацию;
принимает решение по вопросу согласования Территориальной схемы;
подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора информацию о согласовании Территориальной схемы для направления мотивированного решения в адрес заявителя (уполномоченного органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Поручаю территориальным органам Росприроднадзора довести данные рекомендации до уполномоченных органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Приложение: на 6 л.
А.Г. Сидоров
Рекомендации
по порядку согласования территориальных схем
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
В соответствии с пунктом 5.5 (9 - 2) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор согласовывает через свои территориальные органы территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Территориальная схема).
Касательно требований и содержания данных, представляемых в Территориальных схемах, Росприроднадзор поясняет следующее.
Разработка Территориальных схем должна быть основана на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов и необходимости максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
Основные приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях определены Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, закреплены следующими нормативными правовыми актами:
Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации от 30.04.2012 № Пр-1102);
Поручениями Президента Российской Федерации от 29.03.2011 № Пр-781 и от 10.08.2012 № Пр-2138;
Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326);
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
Кроме того, необходимо принимать во внимание комплексную Стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (приказ Минприроды России от 14.08.2013 № 298).
При утверждении Территориальных схем, должны учитываться развитие и создание инфраструктуры по обращению с отходами, соответствующей объёму образования отходов, а также региональные экономико-географические и рекреационные особенности, а также существующая транспортная инфраструктура.
Территориальная схема должна представлять эффективную, комплексную систему по обращению с отходами в рамках эксплуатации и строительства межмуниципальных объектов, учитывающих потребности отдельных муниципальных образований и региона в целом, а также учитывать возможность создания межрегиональной кооперации объектов, ориентированных на потребности сразу нескольких субъектов Российской Федерации.
При разработке Территориальных схем должен учитываться приоритет переработки отходов над их захоронением, а также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
Согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), которая вступает в силу с 1 января 2017 года, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Территориальная схема должна быть нацелена на приоритет развития и эксплуатации инфраструктуры, направлена на максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, в том числе с учётом установленных целевых показателей Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326).
Структура Территориальной схемы должна соответствовать требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197. Допускается наличие иных дополнительных разделов.
Разработанная Территориальная схема в соответствии с п. 6 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Также Территориальную схему необходимо разместить в формате открытых данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных».
При рассмотрении Территориальной схемы необходимо учитывать следующее:
1. Раздел «Нахождение источников образования отходов» должен содержать (в том числе в виде электронных машинописных таблиц) перечень источников образования отходов отдельно в отношении образователей твердых коммунальных отходов и других видов отходов, включая отходы производства.
В качестве источников образования отходов перечисляются многоквартирные дома; садовые, дачные и огороднические партнерства, коттеджные поселки, группы жилых домов; здания (помещения) в которых образуются отходы, идентичные по составу твердым коммунальным отходам, в том числе в разбивке по образователям отходов, в отношении которых предполагается устанавливать отдельные нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В качестве источников образования отходов могут не указываться помещения, владельцы которых (в т.ч. арендаторы) не заключили договоры на услуги в сфере обращения с отходами, поскольку такие договоры заключаются владельцами зданий, в которых расположены такие помещения.
В отношении источников образования отходов указываются наименование источника и адрес фактического местонахождения источника образования отходов, который позволяет однозначно установить муниципальное образование (муниципальный район, городской округ, городское или сельское поселение с указанием кода ОКТМО), в котором расположен источник.
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота указанных сведений в разрезе муниципальных образований (отсутствие или неполнота перечня источников образования отходов и невозможность определить муниципальное образование, в котором они находятся по значительной доле источников образования отходов).
2. Раздел «Количество образующихся отходов» должен содержать сведения (в том числе в виде электронных машинописных таблиц) о количестве ежегодно образующихся отходов по каждому источнику, полученные на основе информации, предоставленной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых возложена обязанность в соответствии с действующим законодательством представлять соответствующие сведения в уполномоченные органы, либо расчетным способом.
Количественные показатели указываются в тоннах.
Раздел должен содержать данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов (действующему на момент представления респондентами статистической и иной отчётной информации) и их классам опасности от I до V.
Сведения об источниках образования отходов содержат следующую информацию:
а) наименования источников образования отходов;
б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота или отсутствие указанных сведений.
3. Раздел «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» должен содержать сведения:
о доле утилизированных (использованных), обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления, суммарно и по классам опасности отходов;
о целевых показателях, утверждение которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов».
Прогнозные значения целевых показателей должны быть установлены на весь срок действия территориальной схемы обращения с отходами с учётом показателей, установленных Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 326).
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является несоответствие целевых показателей установленным требованиям, а также отсутствие обоснования установления таких целевых показателей.
4. Раздел «Места накопления отходов» должен содержать данные по каждому из мест накопления отходов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации с отображением их на карте и в привязке к адресу источника образования отходов (в форме электронной таблицы).
Кроме того, в данный раздел целесообразно включить информацию о выявленных местах несанкционированного размещения отходов и (или) выведенных из эксплуатации, в том числе законсервированных, объектов размещения отходов (с указанием объёма и видов накопленных отходов), ответственных лицах за их ликвидацию и рекультивацию, а также порядке и сроках реализации таких работ.
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота или отсутствие указанных сведений.
5. Раздел «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» должен содержать в табличной форме следующую информацию, с учётом сведений территориального органа Росприроднадзора о лицензиатах, имеющих действующие лицензии в сфере обращения с отходами:
наименование объектов;
почтовый адрес (фактический адрес) и (или) географические координаты объектов;
характеристику объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, включая мощность (проектную и остаточную мощность) объекта;
наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (в установленных законодательством случаях);
данные о ежегодном количестве и видах принимаемых отходов;
оценку соответствия объекта требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота перечня объектов по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов и отсутствие информации, позволяющей оценить возможность дальнейшего использования таких объектов.
Объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учётом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных ст. 12 Закона № 89-ФЗ, Водного Кодекса Российской Федерации.
Раздел может содержать предлагаемые варианты развития инфраструктуры, которые определяются региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, но при условии обязательного исполнения требований, установленных частей 7.1 - 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В данном разделе целесообразно для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов рассмотреть возможность приведения в соответствии с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, и сроках их дальнейшей эксплуатации. Меры по приведению несанкционированных объектов размещения отходов могут предусматривать реконструкцию с последующей дозагрузкой объекта и его рекультивацией после окончания эксплуатации, а также иные действия, направленные на приведение объектов размещения отходов в соответствие со ст. 12 Закона № 89-ФЗ и иным нормам природоохранного законодательства.
6. Раздел «Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» должен содержать количественные показатели движения отходов на территории субъекта Российской Федерации и информацию о перемещаемых отходах между субъектами Российской Федерации. Баланс должен быть определен на каждый год действия Территориальной схемы и соответствовать характеристикам (мощности) объектов по обращению с отходами.
7. Раздел «Схема потоков отходов» должен содержать в графическом формате информацию о зоне деятельности существующих и планируемых объектов обращения с отходами (территории, с которой отходы поступают на указанный объект обращения с отходами) по состоянию на текущий момент и на срок действия схемы. Количество отходов, поступающих с соответствующих зон, должно соответствовать мощностям объектов по обращению с отходами и балансу количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
8. В случае отсутствия электронной модели Территориальной схемы в виде специального программного обеспечения необходимо предоставление указанной информации в табличном машинописном виде, в том числе в формате открытых данных, для публичного бесплатного доступа на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
9. Целесообразно предусмотреть в утверждаемой территориальной схеме обращения с отходами основания и порядок пересмотра с целью внесения изменений.