Приказ Министерства
здравоохранения РФ
от 15 июня 2016 г. № 365
"Об утверждении Положения о Департаменте науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации"
(в редакции, актуальной с 19
июня 2019 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно приказам Минздрава России: от
29.08.2017 г. № 578,
от 19.06.2019 г. № 433)
В целях реализации пункта 10 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 507 "Об утверждении Положения о Департаменте инновационного развития и научного проектирования Министерства здравоохранения Российской Федерации".
Министр |
В.И. Скворцова |
Положение о Департаменте науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации
(утв. приказом Минздрава России от 15 июня 2016 г. № 365)
I. Общие положения
1. Департамент науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - Департамент, Министерство) является структурным подразделением Министерства и обеспечивает деятельность Министерства по следующим вопросам:
1.1. Развитие медицинской науки, включая формирование современной организационно-правовой модели медицинской науки, определение приоритетных направлений научных исследований в области медицинской науки, развитие фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса, интеграцию науки и образования, формирование и развитие инфраструктуры медицинской науки, обеспечение государственной регистрации и учета результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета;
1.2. Реализации мероприятий, направленных на инновационное развитие здравоохранения и отдельных приоритетных направлений в сфере медицинской науки, включая вопросы биомедицинских технологий;
1.3. Разработке и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координации;
1.4. Организации обеспечения биологической и химической безопасности;
1.5. Организации работы в области радиационной безопасности населения и реализации полномочий Министерства как государственного органа управления использованием атомной энергии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
1.6. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, включая лицензирование медицинской деятельности, в области паразитологии, эпидемиологии, медицинской микробиологии.
2. Координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между руководством Министерства.
3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.
4. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству организациями, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством (далее соответственно - федеральная служба, федеральное агентство), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - государственный внебюджетный фонд), деятельность которого координирует Министерство, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.
5. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Департамент вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания Министерства в части, касающейся Департамента, и представляет их в установленном порядке.
II. Задачи Департамента
6. Основными задачами Департамента являются:
6.1. Обеспечение реализации функций Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, по управлению государственным имуществом и оказанием государственных услуг в сфере деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
6.2. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федерального агентства и координации деятельности государственного внебюджетного фонда по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
6.3. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, критических технологий Российской Федерации;
6.4. Обеспечение функций Министерства как государственного заказчика федеральных целевых программ, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности Министерства;
6.5. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.
III. Функции Департамента
7. В соответствии с возложенными основными задачами Департамент выполняет следующие основные функции:
7.1. Вырабатывает предложения по определению государственной политики в сфере деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.2. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей;
7.3. Участвует в подготовке или подготавливает проекты программных документов Правительства Российской Федерации, готовит предложения по государственным программам, федеральным целевым и ведомственным программам по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.4. Готовит предложения к проекту плана заседаний Правительства Российской Федерации и в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
7.5. Разрабатывает, участвует в разработке и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации совместно с другими заинтересованными департаментами Министерства проекты нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, а также разрабатывает, участвует в разработке нормативных правовых актов Министерства, по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.6. Разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства;
7.7. Обеспечивает осуществление функции государственного заказчика федеральных целевых программ и участника государственных программ по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в том числе в части мероприятий по осуществлению научных исследований и разработок, научных, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности Министерства;
7.8. Готовит или участвует в подготовке совместно со структурными подразделениями Министерства заключений, отзывов, поправок на проекты федеральных законов, а также заключений на проекты иных нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение в Министерство, и участвует в сопровождении их дальнейшего прохождения;
7.9. Обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, и принимает участие:
в организации работ по мониторингу и анализу состояния приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, реализации фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработке новых технологий в Российской Федерации;
в реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 № 2580-р;
в реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г.№ 2227-р;
в реализации Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 1 ноября 2013 г. № Пр-2573;
в реализации Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Председателем Правительства Российской Федерации 24 апреля 2012 года;
в реализации плана мероприятий "дорожной карты" "Развитие биотехнологий и генной инженерии", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2013 г. № 1247-р;
в подготовке доклада о ходе и результатах реализации комплексного плана по реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу;
в разработке предложений в сфере научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере в проекты планов действий Правительства Российской Федерации по реализации среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период и по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации;
в подготовке среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и среднесрочных прогнозных показателей деятельности Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
в координации работ по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки, центры трансфера технологий и т.д.), созданию и развитию малых инновационных предприятий в научно-технической сфере;
в проведении мероприятий по анализу реализации государственных, целевых, а также региональных программ в области науки и иных стратегических инициатив Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в реализации и подготовке предложений по корректировке федеральных целевых и государственных программ в установленной сфере деятельности Департамента;
в работе научных, координационных и экспертных советов, комиссий.
7.10. Готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;
7.11. Организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.12. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях;
7.13. Осуществляет своевременное рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, граждан и организаций в установленный срок по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.14. Дает структурным подразделениям Министерства разъяснения по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы;
7.15. Готовит в рамках компетенции совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие предложения в целях реализации функций Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций;
7.16. Готовит в рамках компетенции совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных Министерству организаций, федеральной службы и федерального агентства, по проекту федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении этого бюджета;
7.17. По вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, готовит проекты поручений федеральной службе и федеральному агентству, а также государственному внебюджетному фонду и контролирует их исполнение;
7.18. Осуществляет совместно с заинтересованными департаментами предварительное рассмотрение ежегодных планов работы и показателей деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, а также отчетов об их исполнении, в части вопросов, определенных в пункте 1 настоящего Положения, для представления Министру для последующего утверждения;
7.19. Запрашивает информацию, справки и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент функций, у подведомственных Министерству организаций, федеральной службы и федерального агентства, у органов и организаций, подведомственных указанным федеральной службе и федеральному агентству, а также у государственного внебюджетного фонда в установленном порядке;
7.20. Осуществляет совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства предварительное рассмотрение документов и предложений, представленными в Министерство подведомственных Министерству федеральной службой и федеральным агентством, а также государственным внебюджетным фондом;
7.21. Анализирует решения подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, а также государственного внебюджетного фонда, вынесенные в отношении вопросов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, и в случае необходимости представляет Министру предложения по отмене противоречащих федеральному законодательству решений;
7.22. Совместно с заинтересованными департаментами подготавливает и представляет Министру предложения о создании, реорганизации, ликвидации и приватизации подведомственных Министерству организаций, федеральной службы и федерального агентства;
7.23. Обеспечивает взаимодействие Министерства с федеральными органами исполнительной власти и организациями, включая Министерство образования и науки Российской Федерации, Российскую академию наук, Федеральное агентство научных организаций, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научные фонды и институты развития по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.24. Осуществляет в пределах компетенции организационно-методическое руководство деятельностью подведомственных Министерству, федеральной службе и федеральному агентству организаций, осуществляющих научную деятельность;
7.25. Готовит предложения по формированию оптимальной сети диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук;
7.26. Осуществляет совместно с заинтересованными департаментами формирование плана научно-практических мероприятий Министерства;
7.27. Осуществляет подготовку плана научных исследований, направленного на развитие приоритетных направлений медицинской науки и инновационного развития Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, и осуществляет мониторинг исполнения данного плана;
7.28. Осуществляет совместно с заинтересованными департаментами разработку механизмов внедрения результатов научной деятельности в целях их последующего применения медицинскими организациями;
7.29. Осуществляет совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства формирование государственного задания для подведомственных Министерству организаций в части осуществления научных исследований и разработок;
7.30. Осуществляет подготовку в рамках компетенции предложений по формированию государственной политики в области биомедицинских исследований и других приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, в том числе по развитию критических технологий Российской Федерации;
7.31. Обеспечивает реализацию мероприятий по созданию условий для развития инновационной деятельности в сфере здравоохранения;
7.32. Осуществляет государственное управление использованием атомной энергии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
7.33. Организует ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра;
7.34. Организует расследование инцидентов, связанных с радиационными авариями, подготовку справочных материалов;
7.35. Организует работу по установлению причинно-следственной связи с воздействием радиации на здоровье человека в рамках Межведомственных экспертных советов;
7.36. Организует участие Министерства в деятельности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ);
7.37. Организует медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической, радиационной и химической природы;
7.38. Представляет Министерство в ежегодных международных семинарах в рамках Россия - НАТО по вопросам безопасности среды обитания человека и по подготовке к проведению массовых мероприятий (фестивали, спортивные мероприятия);
7.39. Представляет Министерство по работе в реализации в Российской Федерации Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) и Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО);
7.40. Осуществляет координацию и оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства, по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.41. Совместно с Отделом по защите государственной тайны обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в пределах своей компетенции;
7.42. Обеспечивает в пределах своей компетенции формирование государственной политики и разработку проектов актов в области интеллектуальной деятельности и защиты интеллектуальной собственности по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
7.43. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по организации и ведению делопроизводства, комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента;
7.44. Участвует в установленном порядке в подготовке гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации в установленной сфере деятельности в целях выполнения Министерством возложенных на него функций;
7.45. Участвует в реализации на территории Российской Федерации международных проектов и программ в сфере охраны здоровья по компетенции Департамента;
7.46. Направляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве;
7.47. Готовит в установленном порядке предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его содержание;
7.48. Готовит предложения по вопросу утверждения служебного распорядка, административного и должностных регламентов работников Департамента;
7.49. Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства;
7.50. Участвует в подготовке предложений о награждении государственными и ведомственными наградами работников сферы охраны здоровья;
7.51. Готовит предложения по созданию и осуществляет организационно-методическое руководство деятельности советов, комиссий, рабочих групп и иных совещательных, координационных и иных органов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.52. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и его заместителей;
7.53. Ведет государственную базу данных, представляющую собой раздел единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, содержащий данные о результатах интеллектуальной деятельности, относящихся к сфере ведения Министерства.
IV. Руководство Департамента
8. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром.
9. Директор Департамента:
9.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, а также состояние исполнительской дисциплины;
9.2. Представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
9.3. Представляет для утверждения Министру положение о Департаменте;
9.4. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах;
9.5. Участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
9.6. По поручению Министра и его заместителей участвует в межведомственных рабочих группах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
9.7. По поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствует Министерство;
9.8. Направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в межведомственных рабочих группах, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
9.9. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, визирует указанные проекты и экспертные заключения на них;
9.10. Визирует и подписывает проекты служебных документов;
9.11. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение;
9.12. Утверждает положения об отделах Департамента;
9.13. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о графике отпусков работников Департамента, о повышении квалификации, поощрении сотрудников, об установлении надбавок отдельным категориям работников Департамента и наложении на них взысканий;
9.14. Представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации;
9.15. Требует от гражданского служащего дачу объяснений в письменной форме, в том числе для решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания;
9.16. Участвует в работе по профессиональной подготовке сотрудников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;
9.17. Дает поручения сотрудникам Департамента;
9.18. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра.
10. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями и их должностными регламентами.
Заместители директора Департамента подписывают документы (письма и служебные записки) в пределах своей компетенции по поручению директора Департамента.
В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.
11. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке, административном и должностных регламентах, служебном контракте.