Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 23 марта 2018 г. № 126
"Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 2017 год"

В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. № 13(2), приказываю:

Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 2017 год.

Руководитель

А.В. Алёшин

 

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 2017 год

(утв. приказом Ростехнадзора от 23 марта 2018 года № 126)

Общие положения

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 2017 год сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 года № 421 утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Ростехнадзора. Во исполнение требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" указанный перечень размещен на официальном сайте Ростехнадзора.

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

 

Осуществление федерального государственного надзора на атомных станциях

 

В течение 2017 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляла регулирование ядерной и радиационной безопасности на 11 атомных станциях (Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Белоярская АЭС, Билибинская АЭС, Калининская АЭС, Кольская АЭС, Курская АЭС, Ленинградская АЭС, Нововоронежская АЭС, Ростовская АЭС, Смоленская АЭС), на которых эксплуатируется 35 энергоблоков, 3 энергоблока находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (1-й, 2-й блоки Белоярской АЭС, 3-й блок Нововоронежской АЭС), 2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (1-й, 2-й блоки Нововоронежской АЭС), 5 энергоблоков находятся в стадии сооружения (2-й блок Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Нововоронежской АЭС-2, 1-й, 2-й блоки Курской АЭС-2, 1-й блок Балтийской АЭС), 1-й энергоблок Ленинградской АЭС-2 находится на этапе физического пуска, 4-й блок Ростовской АЭС находится на этапе энергетического пуска и для 7 энергоблоков ведется деятельность по их размещению (3-й, 4-й блоки Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Балтийской АЭС, 1-й, 2-й блоки Смоленской АЭС-2, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-300), опытно-промышленный энергоблок с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем (СВБР-100).

Территориальными органами Ростехнадзора в течение 2017 года проведено 3663 (за 2016 год - 3752) проверки по направлению надзора за безопасностью атомных станций, в том числе плановых проверок - 70, внеплановых проверок - 198, в рамках режима постоянного государственного надзора - 3395, тогда как за 2016 год проведено плановых проверок - 88, внеплановых проверок - 220, в рамках режима постоянного государственного надзора - 3444.

Количество проверок по направлению надзора за безопасностью атомных станций за 2017 год, по которым выявлены правонарушения, составило - 118, из них плановых проверок - 42, внеплановых проверок - 5, в рамках режима постоянного государственного надзора - 71 (за 2016 год - 199 проверок, из них плановых проверок - 54, внеплановых проверок - 17, в рамках режима постоянного государственного надзора - 128).

В результате проведенных проверок выявлено 385 нарушений, из них при проведении плановых проверок - 192, внеплановых проверок - 15, в рамках режима постоянного государственного надзора - 178 (за 2016 год - 419 проверок, из них плановых проверок - 173, внеплановых проверок - 60, в рамках режима постоянного государственного надзора - 186).

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 61 (за 2016 год - 89), из них наказаний при внеплановых проверках не было (за 2016 год - 14).

Общая сумма административных штрафов составила 2580 тыс. рублей (за 2016 год - 3498 тыс. рублей), в том числе наложенных на юридических лиц - 1020 тыс. рублей, на должностных лиц - 1560 тыс. рублей.

Ростехнадзором в 2017 году организованы и проведены плановые проверки (инспекции) Ленинградской АЭС, Калининской АЭС, Курской АЭС.

По результатам инспекций выявлено 40 нарушений, выданы предписания, наложено 5 штрафов на сумму 100 тыс. рублей. Также проведены 2 внеплановые целевые проверки (инспекции) готовности к проведению физического пуска энергоблока № 1 Ленинградской АЭС-2 и энергоблока № 4 Ростовской АЭС и одна внеплановая выездная проверка выполнения ранее выданного предписания АО "Концерн Росэнергоатом", по результатам которой выявлено невыполнение 8 пунктов ранее выданного предписания, наложен штраф на юридическое лицо на сумму 400 тыс. руб.

Проведенный анализ нарушений, выявленных при проведении проверок, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

несоответствие отчета по обоснованию безопасности (ООБ АС) реальному состоянию энергоблока (имеются расхождения, влияющие на безопасность АС, между информацией, содержащейся в ООБ АС и проекте АС, и реализацией проекта АС в части отдельного оборудования) (нарушение п. 1.2.8 НП-001-15 "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций", ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации);

эксплуатация отдельного оборудования и систем с нарушением регламентов и инструкций (нарушение п. 1.2.4 НП-001-15 "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций", ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации);

выполнение лицами из числа персонала АС определенных видов деятельности в области использования атомной энергии без необходимых разрешений, выдаваемых органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (нарушение п. 4.3.2 НП-001-15 "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций", ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации);

В связи с высокой потенциальной опасностью подконтрольных организаций, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при принятии регулирующих решений при отсутствии утвержденных методик по классификации (дифференциации) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объема потенциального вреда (в случае установления риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда), указанные типовые нарушения относятся к высокому (максимально возможному) риску.

За 2017 год по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.

В 2017 году Ростехнадзор рассмотрел и организовал соответствующие проверки по 2 заявлениям (обращением) граждан, содержащим сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям. В ходе проведения одной проверки выявлены нарушения в области использования атомной энергии, выписано предписание об устранении нарушений, составлен протокол об административном правонарушении.

В настоящее время осуществление постоянного государственного надзора организовано на всех объектах использования атомной энергии, в отношении которых введен режим постоянного государственного надзора в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 610-р.

За отчетный период по направлению АЭС выдано 732 (за 2016 год - 714) лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии и 590 (за 2016 год - 390) разрешений работникам эксплуатирующей организации.

Количество нарушений в работе атомных станций в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилось в 1,83 раза: (2017 год - 36, 2016 год - 66). Значительный рост количества нарушений в 2016 году был вызван вводом в эксплуатацию двух новых энергоблоков на Белоярской и Нововоронежской АЭС. Ростехнадзором направлено обращение в АО "Концерн Росэнергоатом" с требованием о принятии эффективных мер по снижению уровня нарушений, проведено совещание с руководством АО "Концерн Росэнергоатом" и Госкорпорации "Росатом". План мероприятий по повышению качества проведения ремонтов (технического обслуживания) и снижению количества неплановых остановов энергоблоков АЭС, разработанный по требованию Ростехнадзора и внедренный эксплуатирующей организацией, показал свою эффективность значительным снижением неплановых остановов в 2017 году.

Исследовательские ядерные установки

В 2017 году Ростехнадзор осуществлял регулирование и надзор за ядерной и радиационной безопасностью 65 исследовательских ядерных установок (ИЯУ) в 18 эксплуатирующих организациях (ЭО) различных министерств и ведомств. Сведения по видам деятельности на ИЯУ приведены в таблице 1.

Таблица 1

Тип ИЯУ

Распределение типов ИЯУ по виду деятельности

Эксплуатация (из них в режиме окончательного останова)

Вывод из эксплуатации

Сооружение

Исследовательские реакторы

24 (2)

4

3

Критические стенды

23

1

0

Подкритические стенды

10

0

0

Количество ИЯУ по виду деятельности

57

5

3

Всего ИЯУ

65

 

 

 

В 2017 году территориальными органами Ростехнадзора проведено 347 (в 2016 году - 308) инспекций состояния ядерной, радиационной и технической безопасности ИЯУ, из них: плановых проверок - 12, внеплановых проверок - 58, проверок по контролю за исполнением ранее выданных предписаний - 35, в режиме постоянного надзора было проведено 277 проверок.

В ходе инспекций выявлены нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии - 352 (в 2016 году - 335).

Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условия действия лицензий в сфере компетенции Ростехнадзора по направлению ИЯУ в 2017 году приведены в таблице 2.

Таблица 2

Нарушения обязательных требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по степени риска

Количество нарушений в МТУ

Всего по МТУ ЯРБ

СЕМТУ

ВМТУ

УМТУ

ЦМТУ

МТУ С и ДВ

обеспечение ядерной безопасности

 

 

2

 

 

2

обеспечение радиационной безопасности

 

 

1

 

1

2

обеспечение пожарной безопасности

 

 

1

 

 

1

организация эксплуатации ИЯУ

2

8

17

23

8

58

физическая защита

 

 

 

8

 

8

техническое обслуживание и ремонт

1

 

 

 

1

2

контроль за состоянием металла

 

 

 

 

 

 

модернизация и реконструкция

 

 

3

 

 

3

состояние АСУ ТП

 

 

 

 

 

 

метрологическое обеспечение

 

 

1

1

 

2

обеспечение качества

3

 

 

 

 

3

подготовка и допуск к работе персонала

1

1

4

1

4

11

состояние эксплуатационной документации

 

11

18

31

14

74

прочие нарушения норм и правил

 

 

2

1

 

3

 

Исходя из представленной информации видно, что наибольшее количество нарушений приходится на нарушения состояния эксплуатационной документации, организации эксплуатации ИЯУ, подготовку и допуск к работе персонала и состояние физической защиты ИЯУ.

Проведенный анализ нарушений, выявленных при проведении проверок, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

в процессе эксплуатации ООБ ИЯУ не отражает фактическое состояние ИЯУ и не учитывает все изменения, внесенные в проект ИЯУ, при этом в ООБ ИЯУ не представлена вся информация, указанная в пунктах 3.1 - 3.22 НП-049-03 (нарушение п. 2.5 НП-049-03 Требований к содержанию отчета по обоснованию безопасности исследовательских ядерных установок, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации);

эксплуатация ИЯУ осуществляется с нарушением Программы работ по подготовке к продлению срока эксплуатации (нарушение п. 2.5 НП-024-2000 Требований к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации);

специальные краны не оснащены устройствами для регистрации параметров, необходимых для записи и оценки фактических режимов работы, как самого крана, так и его механизмов. Информация о величине нагрузки, действующей на крюк крана, не отображается на пульте крана (нарушение п. 51 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии (НП-043-11) ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации).

Для устранения массовых нарушений обязательных требований необходимо принятие организационных мер со стороны руководства эксплуатирующих организаций по выполнению персоналом требований федеральных норм и правил и УДЛ, обеспечение административного контроля со стороны руководства за исполнением ответственными должностными лицами требований законов, нормативных правовых актов и соблюдения УДЛ.

В 2017 году по итогам проверок ИЯУ было наложено 36 административных наказаний, из них: 3 предупреждения и 33 административных штрафа. Обжаловано 2 административных наказания, одно из которых удовлетворено судом.

Общая сумма наложенных МТУ административных штрафов составляет 3340 (в 2016 году - 3870) тыс. рублей.

Разъяснений неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных или новых требований нормативно-правовых актов не требовалось.

В 2017 году на исследовательских ядерных установках территориальными органами Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проведено 277 мероприятий по контролю в рамках постоянного государственного надзора и выявлено 282 нарушения обязательных требований. Из 36 случаев привлечения к административной ответственности при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии 24 случая осуществлено по результатам постоянного государственного надзора. Из 3340 тыс. рублей наложенных административных штрафов 2740 тыс. рублей наложено в рамках осуществления постоянного государственного надзора.

Кроме того, Ростехнадзором с привлечением инспекторов территориальных органов проведена одна плановая выездная проверка:

В соответствии с Планом проведения плановых проверок Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка состояния ЯРБ и выполнение условий действия лицензии на эксплуатацию комплекса с исследовательским ядерным реактором ИВВ-2М АО "Институт реакторных материалов".

По результатам проверки выявлено 33 нарушения. Эксплуатирующей организации (ЭО) выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований. Составлен один протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица и два протокола - в отношении должностных лиц. По результатам рассмотрения протоколов в отношении должностных лиц наложено два штрафа на сумму 60 тыс. рублей, в отношении юридического лица наложен один штраф на сумму 250 тыс. рублей.

В 2017 году на поднадзорных ИЯУ ядерных, радиационных, технических аварий не зафиксировано. Зафиксировано 4 (в 2016 году - 5) нарушения в работе ИЯУ, классифицируемых в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок (НП-027-10), утвержденными приказом Минприроды России от 31 мая 2010 года № 185 (зарегистрировано в Минюсте России 19 июля 2010 года, регистрационный № 178888). Нарушения классифицированы нулевым уровнем по INES, без нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации.

Динамика нарушений в работе ИЯУ в 2008 - 2017 годах, подлежащих учету в соответствии с НП-027-10

Как видно из представленной диаграммы, имеется тенденция к снижению количества нарушений на ИЯУ.

Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии

На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

В отношении объектов использования атомной энергии по итогам 2017 года осуществлялся федеральный государственный строительный надзор при строительстве 36 и реконструкции 15 объектов капитального строительства.

В течение 2017 года при осуществлении государственного строительного надзора Ростехнадзором проведено 128 проверок (109 проверок по объектам строительства, 19 проверок по объектам реконструкции).

По результатам проведения проверок за 2017 год было выявлено 1186 нарушений, из них:

977 нарушений по результатам проверок по программам проведения проверок;

209 нарушений при проведении проверок по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

По результатам проведенных проверок выдано 108 предписаний об устранении выявленных нарушений.

По результатам проведенных за 2017 год проверок и выявленным административным правонарушениям наложено 103 административных наказания, в том числе 101 административный штраф и 2 предупреждения.

Сумма наложенных за 2017 год административных штрафов составила 7279 тыс. рублей, в том числе на должностные лица - 1279 тыс. рублей, на юридические лица - 6000 тыс. рублей. Сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов в 2017 году составила 6764 тыс. рублей.

По итогам осуществления федерального государственного строительного надзора в отношении объектов использования атомной энергии за 2017 год выдано 12 заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

За 2017 год в рамках осуществления государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии выявлено 56 нарушений требований в области экологии, 52 нарушения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия и 46 нарушений требований пожарной безопасности.

Основными видами нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, являются:

отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушение сроков направления извещений о сроках завершения работ, подлежащих проверке, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.5 КоАП Российской Федерации;

нарушения требований при ведении исполнительной документации (журналы работ, акты освидетельствования скрытых работ и т.д.), что является нарушением требований ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушения организационного порядка строительства, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушения технологии строительства, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации;

недостаточный уровень осуществления строительного контроля на объекте, что является нарушением требований ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации.

 

Объекты ядерного топливного цикла

 

В 2017 году под надзором Ростехнадзора находилось 17 промышленных предприятий ядерного топливного цикла (далее - ПЯТЦ), а также научно-исследовательские, проектные организации, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги ПЯТЦ, в том числе осуществляющие перевозки, хранение ядерных материалов и выполняющие иные работы для ПЯТЦ на основании лицензий Ростехнадзора.

В число поднадзорных объектов входили:

12 промышленных реакторов, из которых один в режиме окончательного останова и 11 в стадии вывода из эксплуатации;

21 ядерная установка по переработке ядерных материалов (добыча и переработка природного урана, сублиматное производство, разделение изотопов урана, химико-металлургическое и радиохимическое производства, производство ядерного топлива, переработка отработавшего ядерного топлива);

16 ядерных установок для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с использованием ядерных материалов.

Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ) в 2017 году выдано 123 лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии на объектах ядерного топливного цикла (в 2016 году - 108 лицензий).

Центральным аппаратом Ростехнадзора выдано 70 лицензий на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии на объектах ядерного топливного цикла.

В соответствии со сроками, установленными в Плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2017 год, были организованы и проведены инспекции по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, выданных эксплуатирующим организациям.

В процессе надзорной деятельности МТУ ЯРБ проведено 719 проверок юридических лиц, в том числе 57 плановых и 113 внеплановых, 549 мероприятий по контролю, проведенных в рамках режима постоянного государственного надзора. При проведении инспекций выявлено 250 нарушений норм и правил в области использования атомной энергии и 220 нарушений условий действия лицензий, для устранения которых оформлено 619 пунктов предписаний.

За несоблюдение требований норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий на ПЯТЦ и организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для ПЯТЦ, а также на должностных лиц этих организаций налагались соответствующие административные наказания в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Наибольшее число нарушений норм и правил в области использования атомной энергии на объектах ядерного топливного цикла (далее - объекты ЯТЦ) приходится на нарушения, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, состоянием технической документации, состоянием организационно-распорядительных документов и с обеспечением радиационной безопасности. Характер выявленных нарушений за последние годы не претерпел существенных изменений.

Показатели лицензионной и надзорной деятельности за рассматриваемый период достаточно стабильны.

По всем выявленным нарушениям выданы предписания, определены сроки устранения нарушений, велся контроль устранения нарушений. Предписания выполнялись в установленные сроки.

В 2017 году аварий на объектах ЯТЦ не было. Зафиксировано 5 нарушений в работе объектов ЯТЦ (в 2016 году - 2), которые подпадают по признакам и последствиям к категории "происшествия", подлежащие расследованию и учету в соответствии с НП-047-11 "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов топливного цикла" (далее - НП-047-11).

Ядерная и радиационная безопасность ядерных энергетических установок судов и объектов их жизнеобеспечения

Общая характеристика ядерных энергетических установок судов (далее - ЯЭУС)

В 2017 году Ростехнадзор осуществлял государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии на судах, включая объекты их жизнеобеспечения, а также в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии.

В отчётном периоде поднадзорным организациям выдано 15 лицензий (в 2016 году - 10). Под государственным надзором находились 10 атомных судов и 4 судна атомно-технологического обслуживания (далее - суда АТО) ФГУП "Атомфлот" Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

ФГУП "Атомфлот" осуществляет эксплуатацию, а также обеспечивает базирование атомных судов и судов АТО, ремонт оборудования ЯЭУС, хранение и переработку радиоактивных отходов, проведение транспортно-погрузочных и технологических операций с ядерным топливом. Состояние ядерной и радиационной безопасности на ФГУП "Атомфлот" соответствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Под государственным надзором находились общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Балтийский завод-Судостроение" и другие предприятия, выполняющие работы и оказывающие услуги в области использования атомной энергии. Всего под надзором находилось 44 предприятия, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

На предприятиях судостроительной отрасли уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности соответствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Под государственным надзором находились размещенные в эксплуатирующей организации - АО "Государственный научный центр Российской Федерации "Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского" комплексы стендов-прототипов корабельных ядерных энергетических установок.

Нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при эксплуатации стендов-прототипов не выявлено.

Проведение инспекций. В отчётном периоде проведено 185 инспекций (в 2016 году - 158 инспекций). Выявлено и предписано к устранению 8 нарушений (в 2016 году - 18 нарушений).

По выявленным нарушениям выдавались акты-предписания и/или предписания на их устранение, проводилось заслушивание руководителей структурных подразделений поднадзорных организаций. Не выполненных в установленные сроки предписаний в отчётном периоде не было. Причинами выявленных нарушений являются в основном недисциплинированность и халатное исполнение обязанностей персоналом, слабый контроль со стороны руководства.

Нарушений в работе в 2017 году на поднадзорных объектах использования атомной энергии не было.

Радиационная безопасность на радиационно-опасных объектах

В сфере государственного надзора находятся:

а) медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с радиоактивными веществами (далее - РВ) и/или открытыми радионуклидными источниками (далее - ОРИ);

б) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ), в том числе:

технологические и медицинские облучательные установки;

дефектоскопы;

радиоизотопные приборы и другие источники;

радиоизотопные термоэлектрические генераторы (далее - РИТЭГ);

в) пункты хранения радиоактивных веществ (далее - РВ), хранилища радиоактивных отходов (далее - РАО), в том числе:

специализированные пункты хранения, хранилища РАО, расположенные в ФГУП "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды", в отделениях и филиалах ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", пункты глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и пункт захоронения твердых радиоактивных отходов ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами";

неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах использования атомной энергии;

неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования атомной энергии;

хранилища, предназначенные для хранения отходов с повышенным содержанием радионуклидов природного происхождения.

Все радиационные объекты, поднадзорные Межрегиональным территориальным управлениям по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТУ ЯРБ), классифицированы по категориям потенциальной радиационной опасности в соответствии с требованиями раздела 3.1 санитарных правил ОСПОРБ-99/2010.

По данным годовых отчетов МТУ ЯРБ:

а) организации, эксплуатирующие радиационные объекты I-й категории по потенциальной радиационной опасности, отсутствуют;

б) организации, эксплуатирующие радиационные объекты II-й категории по потенциальной радиационной опасности, расположены на территориях, поднадзорных Центральному МТУ ЯРБ, Волжскому МТУ ЯРБ и Северо-Европейскому МТУ ЯРБ (7 организаций).

В 2017 году под надзором МТУ ЯРБ находилось 2157 организаций.

В 2017 году количество организаций, впервые начавших деятельность в области использования атомной энергии, составило 129, прекративших деятельность в области использования атомной энергии - 118 (в 2016 году - 64 и 101 организация соответственно).

Выход организаций из-под надзора в основном связан с отказом от деятельности по различным причинам, в частности с отсутствием финансовых возможностей осуществлять работы с использованием РИ либо с переходом на другие принципы контроля технологических процессов.

Общая оценка состояния безопасности радиационно-опасных объектов удовлетворительная.

Всего в 2017 году проведено 1997 проверок (инспекций) РОО, в том числе 651 плановая, 460 внеплановых и 886 в рамках постоянного надзора.

Число нарушений, выявленных инспекторским составом при проведении инспекций в 2017 году, составило 1299, из них 754 нарушения, связанные с соблюдением требований по радиационной безопасности (РБ), 224 нарушения соблюдения требований по физической защите, 321 нарушение требований по учету и контролю РВ и РАО.

Распределение нарушений, связанных с соблюдением требований по радиационной безопасности

Наименование показателя

Кол-во

Доля,  %

Всего нарушений, связанных с соблюдением требований по РБ

754

 

из них связанных с выполнением комплекса мер:

 

 

правового характера:

110

14,6

обеспечением контроля сроков действия разрешительных документов (лицензий, разрешений, санитарно-эпидемиологических заключений и пр.) органов государственного регулирования безопасности в ОИАЭ, а также их своевременного переоформления

110

14,6

поддержанием финансового обеспечения предела ответственности за убытки и вред, причиненный юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при осуществлении разрешенного вида деятельности

-

-

организационного характера:

312

41,4

общей документацией по обеспечению РБ и ее соответствия нормативным требованиям

257

34,1

организацией радиационного контроля

19

2,5

готовностью к предупреждению радиационных аварий и ликвидации их последствий

20

2,7

проведением расследований обстоятельств и установлением причин нарушений в работе РОО

1

0,1

отчетностью в установленные сроки по всем разделам условий действия лицензий

15

2,0

инженерно-технического характера:

77

10,2

состоянием и обслуживанием систем и элементов, важных для безопасности

71

9,4

проведением радиационного контроля, в том числе за состоянием дозиметрических и радиометрических приборов

6

0,8

квалификационного и обучающего характера:

142

18,8

организацией систематической подготовки и проверки знаний работников (персонала) в учреждении по обеспечению РБ, радиационному контролю (РК), учету и контролю РВ и РАО, ФЗ РИ

68

9,0

планированием и осуществлением повышения квалификации работников (персонала) по РБ, РК, учету и контролю РВ и РАО, ФЗ РИ

50

6,6

уровнем квалификации персонала

24

3,2

прочими нарушениями

215

28,5

 

Среди нарушений основную долю составляют нарушения, связанные с:

ведением общей документации по обеспечению РБ;

отсутствием плановой подготовки и проверки знаний персонала;

обеспечением контроля сроков действия разрешительных документов;

техническим состоянием и обслуживанием систем и элементов, важных для безопасности.

За отчетный период нарушений, которые привели или могли привести к воздействию на окружающую среду и облучению населения выше установленных норм, не выявлено.

Основной мерой воздействия к нарушителям по-прежнему остается выдача предписаний на устранение нарушений в деятельности поднадзорных организаций. Такая мера применялась в случаях, когда недостатки носили организационный характер и не влияли на обеспечение РБ в целом.

Инспекторским составом на основании результатов инспекций использовались предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства в области использования атомной энергии.

В 2017 году имели место 73 нарушения в работе радиационно-опасных объектов. Было зафиксировано одно нарушение категории А, одно - категории АТ-1, два нарушения - категории П-1. Остальные нарушения были отнесены к категории П-2 (нерадиационное происшествие) по классификации федеральных норм и правил "Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами" (НП-014-16), утвержденных приказом Ростехнадзора от 5 февраля 2016 года № 49, (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2016 года, регистрационный № 41970).

Распределение нарушений по МТУ ЯРБ

МТУ ЯРБ

Волжское МТУ ЯРБ

Донское МТУ ЯРБ

Северо-Европейское МТУ ЯРБ

Уральское МТУЯРБ

Центральное МТУЯРБ

МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока

Показатель

Количество зафиксированных нарушений, из них:

13

3

2

29

2

24

А

1

-

-

-

-

-

П-1

1

-

-

-

-

-

П-2

11

3

2

29

2

23

АТ-1

-

-

-

-

-

1

АТ-2

-

-

-

-

-

-

АТ-3

-

-

-

-

-

-

 

Как видно из таблицы, основное количество происшествий зарегистрировано в МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока, Уральском МТУ ЯРБ и Волжском МТУ ЯРБ. Это связано с тем, что 54 из 73 нарушений при эксплуатации РИ связаны с прихватами и обрывами каротажных снарядов, содержащих ЗРИ, в скважинах на предприятиях нефтедобывающей промышленности, сконцентрированных на территориях, поднадзорных указанным МТУ ЯРБ.

Нарушения при проведении геофизических исследований в скважинах на предприятиях связаны со следующими факторами:

- ростом общего объема выполняемых геофизических исследований скважин на новых объектах нефтегазовой добывающей отрасли;

- проведением геофизических исследований в поисковых и разведочных скважинах, которые не оснащены обсадными колоннами;

- увеличением количества проведенных геофизических исследований скважин с применением автономных скважинных геофизических комплексов в скважинах, имеющих сложную конфигурацию (вертикальные, вертикально-наклонные, вертикально-горизонтальные).

Основными причинами нарушений при проведении геофизических исследований являлись:

сложные геологические условия;

человеческий фактор (несоблюдение технологии подготовки скважин к исследованиям, нарушение регламента проведения работ, падение уровня культуры безопасности);

отказы оборудования.

Падение уровня культуры безопасности характеризуется некачественной подготовкой скважин к проведению работ, отсутствием надлежащего контроля за техническим состоянием оборудования, несоблюдением технологии и правил проведения работ, низким уровнем подготовки ответственных за проведение работ, слабым знанием и неисполнением нормативных и внутренних документов, регламентирующих подготовку к проведению и проведение радиационно-опасных работ.

Происшествиям также способствуют организационно-управленческие факторы (или условия):

недостатки установленных в организациях процедур контроля за соблюдением обязательных требований и внутренних (локальных) документов (инструкций, регламентов и т.п.) в части полноты и периодичности мероприятий контроля;

недостаточный контроль за подготовкой и проведением радиационно-опасных работ со стороны администрации и лиц, ответственных за руководство по безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии на предприятии.

Непосредственные причины нарушений, установленные в ходе результатов расследований нарушений, следующие:

геологические осложнения (подвижка пластов горных пород, изменение давления в пластах и т.п.) - 63 %;

вина персонала, в том числе нарушение технологических требований при спускоподъемных операциях бурового инструмента с геофизическими приборами со стороны буровых компаний - 28 %;

отказ или повреждение бурового оборудования (износ металла, некачественный материал бурильных труб, недостатки при конструировании, проектировании, изготовлении бурильных труб) - 9 %.

Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что основными факторами, влияющими на состояние радиационной безопасности радиационно-опасных объектов, являются:

изношенность техники и оборудования, используемых при работах с РВ и РАО;

необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, выработавших ресурс, и замена выработавших назначенный срок службы ЗРИ действующих радиоизотопных установок;

недостаточный уровень качества проводимых работ организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям;

сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;

накопление и необоснованное хранение в организациях ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы из-за ограниченных финансовых возможностей организаций;

замена или продление назначенных сроков службы ЗРИ метрологического назначения.

В поднадзорных организациях уровень радиационной безопасности соответствует требованиям норм и правил в области использования атомной энергии.

Обращение с радиоактивными материалами при их транспортировании

Транспортирование радиоактивных материалов в Российской Федерации осуществляется всеми видами транспорта - автомобильным, железнодорожным, водным (морским) и воздушным. Основные требования безопасности при транспортировании радиоактивных материалов регламентируются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-16), утвержденными приказом Ростехнадзора от 15 сентября 2016 года № 388 (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2017 года, регистрационный № 45375), и вступили в силу 5 февраля 2017 года.

Продолжались работы по возврату в Российскую Федерацию ядерных материалов, ранее поставленных за рубеж. За отчетный период ввоз ОЯТ зарубежных атомных станций производился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2003 года № 418 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов" и на основании разрешений Ростехнадзора на ввоз и дальнейшую переработку облученных тепловыделяющих сборок. Прием ОЯТ осуществлялся в соответствии с ежегодно составляемым графиком и утвержденным Правительством Российской Федерации лимитом ввоза ОЯТ.

В 2017 году утверждено руководство по безопасности "Состав и содержание программы радиационной защиты при транспортировании радиоактивных материалов" (РБ-127-17), утвержденное приказом Ростехнадзора от 24 августа 2017 года № 330, которое содержит рекомендации по процедуре разработки, составу и содержанию программы систематически проводимых при перевозке радиоактивных материалов мероприятий по обеспечению планирования и учета мер радиационной защиты. Указанное руководство по безопасности учитывает положения документа МАГАТЭ "Программы радиационной защиты при транспортировании радиоактивных материалов" (TS-G-1.3).

В рамках развития системы транспортирования ОЯТ выполнялся и запланирован ряд мероприятий.

За отчетный период зафиксировано одно происшествие при транспортировании РМ.

Проблемные вопросы, связанные с регулированием ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных предприятиях ядерного топливного цикла:

отсутствие централизованной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инспекторского состава по вопросам надзора за обеспечением безопасности в области использования атомной энергии существенно затрудняет обеспечение Ростехнадзора инспекторским составом необходимой квалификации;

отсутствуют методические документы по осуществлению надзора за выполнением условий действия лицензий на сооружение объектов использования атомной энергии федеральных ядерных организаций.

В качестве мер по повышению эффективности надзора МТУ ЯРБ предусматриваются, проводятся и предлагаются следующие мероприятия:

расширение процедур и методов обучения, обмена опытом работы в Ростехнадзоре;

совершенствование практики применения предупредительных мер, направленных на недопущение в поднадзорных организациях нарушений требований федеральных норм и правил;

повышение требовательности инспекторского состава к эксплуатирующим организациям, а также к руководству и должностным лицам организаций в выполнении требований обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии.

Существующая система обеспечения ядерной и радиационной безопасности на объектах ЯТЦ за 2017 год в основном соответствует требованиям действующих федеральных норм и правил, условий деятельности лицензий и оценивается как удовлетворительная.

Надзор за учетом и контролем ядерных материалов

В 2017 году в рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов под надзором Ростехнадзора находилась 51 организация, в которых организовано 284 зоны баланса ядерных материалов (далее - ЗБМ) из них: в 21 организации - 70 ЗБМ I категории ядерных материалов (наиболее потенциально опасной), в 2 организациях - 12 ЗБМ II категории, в 2 организациях - 14 ЗБМ III категории, в 26 организациях - 188 ЗБМ IV категории.

Всего за 2017 год было проведено 247 инспекций, в которых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов. Около 4 % проверок (10) проведено с использованием технических средств (проведение инспекционных измерений с помощью приборов неразрушающего контроля).

В процессе инспекций выявлено 175 нарушений (163 нарушения обязательных требований и 12 нарушений условий действия лицензии).

За аналогичный период 2016 года было проведено 236 инспекций, выявлено 246 нарушений.

За отчетный период выявлено 2 аномалии, связанные с обнаружением неучтенного ядерного материала при подготовке объекта к выводу из эксплуатации. Обнаруженный ядерный материал поставлен на учет.

За 12 месяцев 2017 года случаев, связанных с утратой и несанкционированным использованием ядерных материалов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.

Надзор за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

В 2017 году в рамках надзора за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО) находились 2023 организации (в число которых входят 74 созданных в субъектах Российской Федерации региональных информационно-аналитических центра).

Всего 157 организаций осуществляют деятельность с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ) I категории опасности (чрезвычайно опасно), 160 организаций - II категории опасности (очень опасно), 229 организаций - III категории опасности (опасно), 1247 организаций - IV и V категорий опасности (опасность маловероятна и очень маловероятна).

За 12 месяцев 2017 года инспекторами Ростехнадзора было проведено 1492 проверки, в рамках которых проверялось состояние учета и контроля РВ и РАО.

В процессе инспекций выявлено 483 нарушения (445 нарушений обязательных требований и 38 нарушений условий действия лицензии).

За аналогичный период 2016 года проведено 1228 проверок, выявлено 389 нарушений норм и правил и условий действия лицензий.

За 2017 год получена информация о происшествиях в учете и контроле РВ и РАО:

выявлена одна аномалия в учете и контроле РВ и РАО (расхождение фактических и учетных данных об объеме жидких радиоактивных отходов);

обнаружено 194 радиационных источников, из них:

182 бесхозяйных радиоактивных источника (большинство - отработавшие ЗРИ V категории, например, датчики дымоизвещателей);

12 неучтенных источников ионизирующего излучения на территории поднадзорных организаций, относящиеся к ЗРИ V категории;

поступила информация об утере двух ЗРИ V категории;

произошло захоронение 11 радиоактивных источников при обрыве бурильного оборудования при производстве геолого-разведочных работ (каротаж).

Надзор за состоянием физической защиты на ядерных объектах

В 2017 году Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 54 ядерных объектах.

В соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2017 год за 12 месяцев 2017 года на поднадзорных ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания) проведены 22 плановых инспекции, 4 внеплановых и 301 проверка выполнения требований к физической защите при постоянном надзоре (в 2016 году проведено 25 инспекций и 253 проверки соответственно).

В процессе инспекций выявлено 243 нарушения обязательных требований и условий действия лицензий (в 2016 году выявлено 298 нарушений).

Надзор за состоянием физической защиты на радиационно-опасных объектах

В соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2017 год за 12 месяцев 2017 года на 1913 радиационно-опасных объектах комиссиями проведено 913 плановых инспекций, 9 внеплановых и 67 проверок выполнения требований по физической защите при постоянном надзоре (в 2016 году проведено 800 инспекций и 86 проверок соответственно).

Выявлено 175 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий (в 2016 году выявлено 237 нарушений).

Несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения не выявлено.

Типовые (характерные) нарушения правил учета и контроля ядерных материалов:

пункты 54, 55 Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-12), утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 года № 255, при проведении годовой физической инвентаризации ядерных материалов не проверялось наличие учетных единиц, результаты показаний системы видеонаблюдения не оформляются документально и не предоставляются инвентаризационной комиссии, не соблюдены установленные сроки представления отчетных документов (МБО, СФНК), оформленных по результатам годовой физической инвентаризации, не проведена проверка соответствия данных СНК и данных учетных документов. Нарушения данных пунктов составляют около 24 % (нарушены 42 раза) от общего количества нарушений;

пункты 89, 91 НП-030-12, в положении о подразделении, а также в должностных инструкциях материально ответственных лиц по учету и контролю ядерных материалов, не определены функции, права и обязанности их в части учета и контроля ЯМ, не создана служба (подразделение) учета и контроля ядерных материалов. Нарушения данных пунктов составляют около 19 % (нарушены 34 раза) от общего количества нарушений;

пункты 33, 34 НП-030-12, применяются пломбы, не удовлетворяющие национальным стандартам, в промежутках между инвентаризациями ЯМ не проводится выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ, результаты контроля документально не регистрируются. Нарушения данных пунктов составляют около 14 % (нарушены 24 раза) от общего количества нарушений;

пункт 31 НП-030-12, в Инструкции по учету и контролю ЯМ, в Инструкции по учету и контролю ядерного материала в ЗБМ не определены места размещения ЯМ на схеме ЗБМ, формы учетной и отчетной документации, формы документации, оформляемой при передачах. Нарушения данного пункта составляют около 13 % (нарушен 22 раза) от общего количества нарушений.

пункт 37 НП-030-12, в программе измерений ядерных материалов не приведены формы, не указаны сроки составления документов, в которых регистрируются результаты измерений. Нарушения данного пункта составляют около 12 % (нарушен 21 раз) от общего количества нарушений.

Типовые (характерные) нарушения правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации:

пункты 12, 15, 17 Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-16), утвержденных приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 года № 503, не разработано положение по учёту и контролю РВ и РАО, не разработана инструкция по учету и контролю РВ и РАО для каждого структурного подразделения, осуществляющего деятельность с РВ и РАО, не назначены ответственные за учет и контроль РВ и РАО. Нарушения данных пунктов составляют около 18 % (нарушены 86 раз) от общего количества нарушений;

пункты 80, 81 НП-067-16, отчетные документы составляются не на основе учетных документов и результатов инвентаризации, а по формам, введенным в действие в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, не представлены отчётные документы в информационно-аналитический центр системы государственного учёта и контроля РВ и РАО. Нарушения данных пунктов составляют около 16 % (нарушены 79 раз) от общего количества нарушений.

пункты 27, 28 НП-067-16, не проверяется состояние и целостность пломб чаще, чем частота инвентаризаций, с регистрацией таких проверок в журнале, не разработана программа применения пломб. Нарушения данных пунктов составляют около 12 % (нарушены 53 раза) от общего количества нарушений;

пункт 55 НП-067-16, в приказе на проведение инвентаризации РВ и РАО не указано время, после которого запрещаются любые перемещения без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, членом комиссии по инвентаризации назначено лицо, являющееся ответственным по учету, инвентаризация РВ и РАО проводится с нарушением периодичности проведения инвентаризации. Нарушения данного пункта составляют около 8 % (нарушен 36 раз) от общего количества нарушений.

Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на ядерных объектах:

пункты 63 - 90 Требований к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (НП-083-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 сентября 2015 года № 343, на отдельных участках охраняемых зон (защищенных и внутренних) отсутствуют некоторые из обязательных средств охранной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, системы оптико-электронного наблюдения или технические средства смонтированы таким образом, что не выполняют свою задачу по предназначению. Нарушения данных пунктов составляют около 32 % (нарушены 78 раз) от общего количества нарушений;

пункт 46 НП-083-15, отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы по организационным мероприятиям (положения, планы, инструкции). Нарушения данного пункта составляют около 26 % (нарушен 60 раз) от общего количества нарушений;

пункты 109 - 112 НП-083-15, оборудование контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда транспортных средств не в полной мере обеспечивают контроль разрешенного прохода (проезда) персонала объекта и транспортных средств и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) запрещенных предметов (ядерных материалов, радиоактивных веществ, взрывчатых веществ и предметов из металла). Нарушения данных пунктов составляют около 15 % (нарушены 37 раз) от общего количества нарушений;

пункты 91 - 97 НП-083-15, планирование технической эксплуатации ИТСФЗ, проверка их функционирования, технического обслуживания и ремонта осуществляются с нарушениями требований технических регламентов. Нарушения данных пунктов составляют около 4 % (нарушены 10 раз) от общего количества нарушений;

пункты 35 - 39 НП-083-15, оценка эффективности системы физической защиты на ядерном объекте проведена с отступлениями от положений нормативных документов. Нарушения данных пунктов составляют около 4 % (нарушены 9 раз) от общего количества нарушений;

пункты 98 - 105 НП-083-15, подготовка и допуск к эксплуатации ИТСФЗ персонала физической защиты, периодичность проверки знаний им правил эксплуатации и безопасности осуществляется с нарушениями требований норм и правил. Нарушения данных пунктов составляют около 3 % (нарушены 8 раз) от общего количества нарушений;

пункт 11 Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 года № 240, разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии в части физической защиты у руководства ядерного объекта на момент проверок отсутствовали. Нарушения данного пункта составляют около 3 % (нарушен 7 раз) от общего количества нарушений.

Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на радиационно-опасных объектах:

приложение № 3 к Правилам физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения (НП-034-15), утвержденным приказом Ростехнадзора от 21 июля 2015 года № 280, отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы, определяющие организацию физической защиты (инструкции, журналы, планы, положения, перечни). Нарушения данного приложения составляют около 41 % (нарушено 71 раз) от общего количества нарушений;

пункт 6 НП-034-15, не разработана модель нарушителей или не согласована в установленном порядке. Нарушения данного пункта составляют около 20 % (нарушен 34 раза) от общего количества нарушений;

пункт 20 НП-034-15, не установлен уровень физической защиты или установленный уровень физической защиты не соответствует требованиям. Нарушения данного пункта составляют около 18 % (нарушен 31 раз) от общего количества нарушений;

пункт 1.1 приложения № 2 к НП-034-15, не определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и на радиационном объекте, а также не назначаются лица, ответственные за физическую защиту на период отсутствия основных должностных лиц по уважительным причинам. Нарушения данного пункта составляют около 7 % (нарушен 12 раз) от общего количества нарушений;

пункт 3.1 приложения № 2 к НП-034-15, персонал физической защиты несвоевременно проходит обучение. Нарушения данного пункта составляют около 5 % (нарушен 9 раз) от общего числа нарушений.

Основными причинами выявленных нарушений в рамках систем физической защиты на ядерных и радиационно-опасных объектах, государственного учёта и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов являются:

недостаточный административный контроль со стороны должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, по соблюдению обязательных требований и условий действия лицензий;

недостаточный уровень подготовки и повышения квалификации персонала поднадзорных организаций;

длительная и усложненная процедура проведения тендеров на модернизацию и совершенствование систем физической защиты поднадзорных организаций, а также отсутствие финансовых ресурсов у некоторых из них.

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в 2017 году в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии

В 2017 году продолжена работа по совершенствованию нормативных правовых актов в области использования атомной энергии, были утверждены:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2017 года № 844 "О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации", предусматривающее исключение из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме обязательной сертификации;

приказ Ростехнадзора от 10 января 2017 года № 5 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции" (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2017 года, регистрационный № 45740) - установлены требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции, реализуемые на протяжении его полного жизненного цикла, определены основные варианты вывода из эксплуатации блока АС;

приказ Ростехнадзора от 17 января 2017 года № 11 "О внесении изменений в приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 декабря 2015 г. № 521, от 18 января 2016 г. № 13 и от 24 февраля 2016 г. № 70 по вопросам стандартизации в области использования атомной энергии" (зарегистрирован Минюстом России 22 марта 2017 года, регистрационный № 46096) - скорректированы некоторые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Поправки обусловлены утверждением нового Положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов, связанных с такой продукцией;

приказ Ростехнадзора от 17 января 2017 года № 10 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 июля 2015 г. № 267" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2017 года, регистрационный № 46073) - скорректирован порядок разработки и утверждения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; изменения обусловлены введением нового положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии, а также связанных с ней процессов и иных объектов стандартизации;

приказ Ростехнадзора от 13 февраля 2017 года № 53 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности блока атомной станции с реактором типа ВВЭР" (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2017 года, регистрационный № 46663) - установлены новые требования к содержанию отчета, приведены требования к порядку его разработки и поддержания в соответствии с реальным состоянием атомной станции;

приказ Ростехнадзора от 4 апреля 2017 года № 108 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 года, регистрационный № 46597) - закреплены требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации исследовательской ядерной установки, реализуемые на этапах размещения, проектирования, сооружения и эксплуатации, установлено, как должно проводиться комплексное инженерное и радиационное обследование установки;

приказ Ростехнадзора от 14 июня 2017 года № 205 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла" (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2017 года, регистрационный № 47355) - установлены требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла (ЯУ ЯТЦ), реализуемые на всех стадиях их полного жизненного цикла, а также требования к программе вывода из эксплуатации ЯУ ЯТЦ и ее комплексному инженерному и радиационному обследованию;

приказ Ростехнадзора от 23 июня 2017 года № 217 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Установки по производству плутонийсодержащего ядерного топлива. Требования безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 года, регистрационный № 47476) - требования распространяются на проектируемые, сооружаемые и эксплуатируемые опытные и промышленные установки; порядок приведения установок в соответствие с требованиями, включая сроки и объем необходимых мероприятий, определяется в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию;

приказ Ростехнадзора от 23 июня 2017 года № 218 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 года, регистрационный № 47477) - требования распространяются на отчеты по обоснованию безопасности пунктов приповерхностного и глубинного захоронения твердых радиоактивных отходов (ТРО); для пунктов захоронения ТРО, лицензии на сооружение которых выданы до момента ввода в действие данных Требований, а также для пунктов, находящихся в эксплуатации, порядок, сроки и объем приведения отчета определяются уполномоченным органом госрегулирования безопасности при использовании атомной энергии в условиях действия выданных лицензий, с учетом предложений эксплуатирующей организации;

приказ Ростехнадзора от 23 июня 2017 года № 219 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2017 года, регистрационный № 47471) - установлены требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов (РО), а также к порядку его разработки и поддержания в актуальном состоянии (пункты хранения удаляемых РО I, II и III категорий по потенциальной радиационной опасности, пункты размещения и консервации особых РО), определена структура отчета и пр.;

приказ Ростехнадзора от 28 июня 2017 года № 233 "О внесении изменений в Методику разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, утвержденную приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 ноября 2012 г. № 639" (зарегистрирован Минюстом России 16 августа 2017 года, регистрационный № 47824) - установлено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются для каждого источника выбросов организации;

приказ Ростехнадзора от 21 июля 2017 года № 277 "Об утверждении перечня продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме обязательной сертификации" (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2017 года, регистрационный № 48327) - с 1 января 2018 г. вступило в силу положение об особенностях оценки соответствия продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 544), для которой устанавливаются упомянутые требования, в соответствии с которыми такая оценка осуществляется в том числе в форме обязательной сертификации;

приказ Ростехнадзора от 4 августа 2017 года № 295 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов" (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2017 года, регистрационный № 48033) - разработаны новые Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов (ИР). Изменен состав документации, касающейся обеспечения ядерной безопасности ИР, исключены разрешения на право ведения персоналом работ в области использования атомной энергии, акт комиссии по ядерной безопасности о готовности ИР к физическому пуску, приказ руководителя эксплуатирующей организации о вводе в эксплуатацию ИР;

приказ Ростехнадзора от 4 сентября 2017 года № 351 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности транспортных и транспортабельных ядерных установок" (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2017 года, регистрационный № 48344) - определены цели, принципы и основные критерии безопасности плавсредств с ядерными реакторами, включая плавучие энергоблоки, а также основные принципы и общие требования к техническим и организационным мерам, направленным на достижение безопасности, требования распространяются на все этапы жизненного цикла плавсредств с ядерными реакторами;

приказ Ростехнадзора от 4 сентября 2017 года № 352 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности транспортных и транспортабельных ядерных установок" (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2017 года, регистрационный № 48343) - распространяется на суда и другие плавсредства с ядерными реакторами на основе водо-водяных реакторов двухконтурного типа, включая плавучие энергоблоки, на всех этапах их жизненного цикла; документом определены основные требования к конструкции, характеристикам и условиям эксплуатации систем и элементов ядерных энергетических установок судов, а также принципы и особенности технических и организационных мер по обеспечению ядерной безопасности при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации судов, а также при конструировании и изготовлении систем и элементов для их применения в составе ядерной энергетической установки судна;

приказ Ростехнадзора от 8 сентября 2017 года № 357 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов" (зарегистрирован Минюстом России 2 октября 2017 года, регистрационный № 48383) - установлена необходимость соблюдения установленных правил вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии (НП-091-14), эксплуатирующая организация должна создать необходимые организационные структуры, подобрать и подготовить работников (персонал), обеспечить физическую защиту и контроль работ по выводу реактора из эксплуатации; реактор выводится из эксплуатации только при наличии соответствующего обоснования безопасности, установлены требования к структуре и содержанию отчета по обоснованию безопасности;

приказ Ростехнадзора от 28 сентября 2017 года № 395 "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила устройства и эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность (НП-086-12)", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 марта 2012 г. № 176" (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2017 года, регистрационный № 48648) - уточнены требования к конструкции, монтажу, испытаниям и эксплуатации исполнительных механизмов, предусмотрены изъятия, изменена процедура разработки технической документации;

приказ Ростехнадзора от 5 октября 2017 года № 409 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные требования к обоснованию прочности внутрикорпусных устройств реакторов типа ВВЭР" (зарегистрирован Минюстом России 30 октября 2017 года, регистрационный № 48734) - требования не распространяются на обоснования прочности при запроектных авариях и повреждениях внутрикорпусных устройств реактора при транспортно-технологических операциях, приведены требования к физико-механическим характеристикам конструкционных материалов внутрикорпусных устройств реактора, определены критерии прочности и коэффициенты запаса для них, установлены требования к расчетному обоснованию прочности внутрикорпусных устройств реактора;

приказ Ростехнадзора от 10 октября 2017 года № 418 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов" (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2017 года, регистрационный № 48779) - введено категорирование пунктов размещения и консервации особых радиоактивных отходов, определены требования к обеспечению их безопасности в зависимости от категории, предусмотрен перевод пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты их консервации или захоронения, регламентирован порядок такого перевода;

приказ Ростехнадзора от 23 октября 2017 года № 442 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности космических аппаратов с ядерными реакторами" (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2017 года, регистрационный № 48938) - определены цели, критерии и основные принципы обеспечения безопасности космических аппаратов с ядерными реакторами, прописаны требования к обеспечению безопасности названных аппаратов на всех стадиях их жизненного цикла;

приказ Ростехнадзора от 24 октября 2017 года № 444 "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 октября 2014 г. № 453" (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2017 года, регистрационный № 49051) - к числу заявителей дополнительно отнесен национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами; Ростехнадзору запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение госпошлины, которые находятся в распоряжении иных органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, либо подведомственных Ростехнадзору организаций; заявитель вправе представить указанные документы и информацию в Ростехнадзор по собственной инициативе; уточнен порядок переоформления лицензии;

приказ Ростехнадзора от 30 ноября 2017 года № 514 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии" (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2017 года, регистрационный № 49461) - установлены требования к учёту внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты захоронения радиоактивных отходов I и II категорий потенциальной радиационной опасности;

приказ Ростехнадзора от 5 декабря 2017 года № 528 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности исследовательских ядерных установок" (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2017 года, регистрационный № 49534) - определена структура отчета, которая включает в себя введение и 23 главы, посвященные, в частности, ядерной, радиационной и технической безопасности, физической и противопожарной защите и пр.;

приказ Ростехнадзора от 17 ноября 2017 года № 481 "Об утверждении изменений в Федеральные нормы и правила "Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения" (НП-093-14) в части определения критериев приемлемости отработавших закрытых источников ионизирующего излучения (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2017 года, регистрационный № 49197) - скорректированы критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения, которые распространяются и на отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения; установлены требования к физическим и химическим свойствам отработавших закрытых источников ионизирующего излучения и упаковок, их содержащих.