Информация Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования от 9 января 2019 г.
"Изменения природоохранного законодательства"
С 1 января 2019 года вступают в силу положения касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
Вопрос № 1. Кем выдается комплексное экологическое разрешение?
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки на ее получение.
Уполномоченными на выдачу комплексных экологических разрешений являются территориальные органы Росприроднадзора.
Вопрос № 2. В какой срок уполномоченный орган будет выдавать КЭР?
В месячный срок на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения.
Разработан проект федерального закона которым для получения КЭР проведение государственной экологической экспертизы материалов его обосновывающих не требуется, при комплектности материалов заявки на получение КЭР и соблюдении требований к заполнению заявки КЭР выдается в течение 3 месяцев с даты регистрации заявки в территориальном органе Росприроднадзора.
Вопрос № 3. Кто обязан получать КЭР?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.
Вопрос № 4. Нужно ли получать КЭР для объектов II категории?
Для объектов II категории Вы не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона "Об охране окружающей среды"). При этом Вы имеете право получить КЭР при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Вопрос № 5. Каковы сроки обращения на получение КЭР?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 перечень объектов, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее 60 %, обязаны получить комплексное экологическое разрешение в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, НЕ включенных в утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение в период с 1 января 2019 года по 1 января 2025 года включительно.
Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена в период с 1 января 2019 года до получения КЭР возможность выдачи или переоформления разрешений и документов. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР.
Вопрос № 6. На что выдается комплексное экологическое разрешение?
Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект I категории или II категории в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в том числе линейный объект на основании заявки, подаваемой в территориальный органа Росприроднадзора.
Категория объекта определяется на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, и присваивается объекту при его постановке на государственный учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также на объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию.
Вопрос № 7. Что должна содержать заявка на получение комплексного экологического разрешения?
Заявка на получение КЭР содержит следующую информацию:
1) для юр. лица: наименование, ОПФ, место нахождения, адрес;
для ИП: фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства;
2) код объекта, вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
3) сведения об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;
4) данные об авариях и инцидентах за последние семь лет, которые негативно повлияли на окружающую среду;
5) информацию о реализации программы повышения экологической эффективности (если есть);
6) расчеты технологических нормативов;
7) при наличии в выбросах и сбросах веществ I, II класса опасности (радиоактивных, высокотоксичных, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами) - расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов;
8) обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
9) проект программы производственного экологического контроля;
10) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (если она обязательна);
11) иную информацию, которую заявитель желает представить.
Если вы не можете соблюсти нормативы воздействия на окружающую среду (например, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, п. 4 ст. 31.1 Закона "Об охране окружающей среды"), к заявке необходимо приложить:
- проект программы повышения экологической эффективности, разработанной в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В частности, включите в программу перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объекта, сроки их выполнения;
- план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, который должен включать фактические данные (на момент подачи заявки на получение КЭР), а также на период реализации программы повышения эффективности и после нее.
Вопрос № 8. Какова форма заявки на КЭР?
Форма заявки на получение КЭР и форма самого КЭР установлены приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510 "Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения" (Зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018 № 52927).
Вопрос № 9. На какой срок выдается КЭР?
Документ выдается сроком на 7 лет и может быть продлен на тот же срок (п. 13 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Вопрос № 10. Как подготовить документы для получения комплексного экологического разрешения?
Для получения КЭР заполните заявку по форме, которая утверждена Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510 "Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения" с приложением документов, предусмотренных ст. 31.1 Закона "Об охране окружающей среды".
Вопрос № 11. Каков размер госпошлины за выдачу КЭР?
Госпошлина за выдачу КЭР составляет 9 500 руб.
Уплатить ее необходимо до подачи документов (пп. 6 п. 1 ст. 333.18, пп. 118.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Вопрос № 12. Какие требования к объектам III категории с 01.01.2019 г.?
Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Расчет нормативов допустимых выбросов/сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах;
При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Вопрос № 13. Как отчитываться в 2019 г. организациям, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, т.к. они не являются объектами НВОС? Получается, они не относятся ни к одной категории и должны иметь только журналы, кадастры, сдавать 2-ТП отходы и вносить плату НВОС?
СМСП и не СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства - СМСП). Нормирование в области обращения с отходами будет осуществляться на основании разделения объектов по категориям по степени негативного воздействия с 01.01.2019 г., таким образом, вне зависимости от категории эксплуатируемых объектов за 2018 год необходимо подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; за 2019 год представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предусмотрено только для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории.
Для организаций, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, предусмотрено представление отчета по форме 2-ТП "Отходы" - его сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.
Также при наличии соответствующей обязанности организации должны осуществлять паспортизацию отходов, а также вносить плату за НВОС и представлять декларацию о плате за НВОС за следующие его виды:
1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
2. сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
3. хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Вопрос № 14. Необходимо ли получать КЭР субъекту малого и среднего предпринимательства, относящегося к I категории, при наличии у него действующей лицензии по отходам, действующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ, каков регламент получения комплексного экологического разрешения?
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить КЭР.
Вопрос № 15. Нужно ли объектам малого и среднего предпринимательства подлежащих ФГЭН, подавать отчетность в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 16.02.2010 № 30 за 2018 отчетный год в связи с вступлением с 01.01.2019 нового законодательства?
Субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо подать отчетность в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 16.02.2010 № 30 за 2018 отчетный год, т.к. новое законодательство начнет действовать только с 01.01.2019 года.
Вопрос № 16. Необходимо ли представлять форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) в случае окончания срока действия лицензии на право пользования недрами в отчетном периоде?
В случае окончания срока действия лицензии на право пользования недрами в отчетном периоде форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) заполняется и представляется в установленном порядке.
Вопрос № 17. Какой порядок сдачи отчетности по форме 2-ТП(воздух) за 2018 год?
В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, субъектом официального учета по формированию официальной статистической информации об охране атмосферного воздуха с отчета за 2018 год является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (позиция 57.6 ФПСР).
Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха" утверждена форма 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению (далее - Отчет 2-ТП (воздух), Указания соответственно).
Отчет 2-ТП (воздух) предоставляется респондентами в территориальные органы Росприроднадзора до 22 января года, следующего за отчетным.
Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности, которых:
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Если по истечению срока действия, разрешение на выброс не было переоформлено, то респондент предоставляет первичные статистические данные по форме, исходя из фактического выброса по тем же критериям, что и для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие разрешительные документы.
Отчет 2-ТП (воздух) представляется респондентами:
1. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 9 Указаний, через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора ("Личный кабинет").
2. в случае, если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период составила от 25 до 99 человек, то при отсутствии у респондента электронной подписи, форма может быть представлена на бумажном носителе с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в абзаце втором пункта 9 Указаний.
3. в случае, если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период не превышает 24 человек, то при отсутствии у респондента технической возможности подключения к сети "Интернет", форма представляется респондентом на бумажном носителе.
Вопрос № 18. Просим разъяснить необходимость подачи технического отчета для продления лимитов в 2019 г. для организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору и имеющих документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до 2022 г. (ОНВОС III категории)?
В настоящий момент изменения в законодательство в части порядка представления технических отчетов не внесены. Таким образом, утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение легитимны, равно как и порядок представления таких отчетов.
Отчеты об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в настоящий момент должны представляться субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке.
В соответствии с нормами, вступающими в силу с 01.01.2019 за 2019 год для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории, будет предусмотрено представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Вместе с тем, право утвердить новый порядок представления соответствующих отчетов появится также с 01.01.2019 года в связи с чем, как новый порядок, так и разъяснения и рекомендации по представлению отчетов за 2019 год будут доводиться до заинтересованного круга лиц после 1 января 2019 года.
Вопрос № 19. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ нормативы ПДВ не рассчитываются для объектов III категории, за исключением веществ I, II классов опасности. Означает ли это, что расчет рассеивания загрязняющих веществ (далее - ЗВ) нужно будет проводить только для ЗВ I, II классов опасности, исключая все остальные ЗВ при том, что по всем остальным веществам, не I, II классов опасности, могут быть превышения концентрации ЗВ на границе жилой зоны и СЗЗ более 1 ПДК?
Согласно п. 4 ст. 22 Закона "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") для объектов III категории предусмотрен расчет нормативов допустимого выброса только в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Вопрос № 20. Необходима ли разработка нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов для безкатегорийных объектов (объектов, не введенных в эксплуатацию) с 01.01.2019?
Согласно изменениям, вступающим в силу с 01.01.2019 (Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов будет производиться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями исходя из категорий негативного воздействия на окружающую среду.
Обращаем внимание, что согласно проекту изменений ч. 2 ст. 69.2 Закона "Об охране окружающей среды" с 01.01.2019 будет изложена в следующей редакции: "2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не менее чем за восемьдесят дней до начала строительства". Таким образом, с момента принятия данных поправок строящиеся объекты будут подлежать постановке на государственный учет, им будут присваиваться соответствующие категории негативного воздействия, и применяться соответствующие требования по нормированию.
Вопрос № 21. Необходимо ли разрабатывать новый проект ПДВ, с учетом требований нового законодательства с 01.01.2019 г. о разработке нормативов только для веществ 1 - 2 класса опасности?
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
На сегодняшний для объектов I и III категории отсутствуют нормативно-правовые акты, свидетельствующие, что установленные нормативы ПДВ и разрешения со сроком действия, превышающим 01.01.2019, прекращают свое действие 01.01.2019, таким образом, ранее полученные нормативы легитимны.
Вопрос № 22. Возможно ли переоформление действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если вид отхода, например: "Отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные", разделился на подвиды: тара, загрязненная нефтепродуктами/ЛКМ/растворителями и соответственно разделился годовой норматив образования отходов? Или будет необходимо заново разрабатывать проект и получать новые лимиты? А также нужно ли будет получать документ об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение после 01.01.2019 г. для предприятий 3 категории?
В части необходимости и возможности переоформления сообщаем, что конкретно в Вашем случае не предусмотрена возможность переоформления документа об утверждении НООЛР.
В части установления НООЛР для объектов III категории после 2019 года сообщаем, что для данных объектов после 01.01.2019 года не предусмотрено установление НООЛР в том виде, который существует на сегодняшний день. Для данных объектов предусмотрено утверждение программы ПЭК и направления в территориальные органы Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Вопрос № 23. При исчислении размера платы за НВОС по статье отходы, а также при заключении договоров с региональными операторами, порядок учета отходов ведется из расчета т/год. Достаточно ли оперировать размером плотности отходов при пересчете объема образования, представленных в литературных источниках? Или необходимо исследование по каждому виду отхода?
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, в т.ч. надзор в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов, подготовке материалов для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров (п. 4 Порядка).
В рамках осуществления государственного надзора в области обращения с отходами при проверке достоверности сведений, внесенных в таблицы данных учета в области обращения с отходами, контролируется наличие документов, подтверждающих указанные данные.
В соответствии с п. 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Вопрос № 24. Каким образом начислять плату за НВОС, отчитываться в Росприроднадзор, если плата за НВОС бралась с контрагентов только с 1 сентября?
Вопрос будет направлен в Росприроднадзор. Позиция Росприроднадзора о порядке исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в данной ситуации при подаче декларации в марте 2019 года будет изложена в сети "Интернет" на странице Управления (Раздел "Природопользователям", подраздел "Администрирование").
Вопрос № 25. Как рассчитать квартальный платеж за НВОС на следующий год, если в предыдущем году плата за НВОС включала платеж за сверхнормативный сброс?
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Вопрос № 26. Сохраняется ли в 2019 г. порядок по расчету авансовых платежей за НВОС в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год (по Декларации за НВОС)? Когда планируется введение новых 3-х способов расчета авансовых платежей? Преимущества и недостатки каждого способа?
Проекты нормативно-правовых актов, вносящие изменения в порядок расчета авансовых платежей, в частности в ст. 16 Закона "Об охране окружающей среды" и постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" в настоящее время проходят оценку регулирующего воздействия. Данные нормы вступят в силу только с момента принятия указанных изменений.
Преимущество в данном изменении - свобода выбора для плательщика более удобного способа расчета размера авансовых платежей, исходя из особенностей предприятия.
Вопрос № 27. Как осуществляется возврат излишне уплаченной сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду?
Согласно Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Вопрос № 28. Какая форма Декларации и порядок ее предоставления?
Форма Декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее представления утверждены приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 № 52926).
Начало действия документа - 01.01.2019.
Вопрос № 29. Каковы сроки представления декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов НВОС II категории)?
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет, если не изменились технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников (п. 6 ст. 31.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Декларация представляется (п. 2 ст. 31.2 Закона "Об охране окружающей среды", п. 5.5 (18) Положения о Росприроднадзоре):
1) в территориальные органы Росприроднадзора - в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении иных объектов.
Вопрос № 30. Предусмотрена ли ответственность за несвоевременную подачу Декларации о воздействии на окружающую среду? Если да, то какая?
Да, предусмотрена ответственность!
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа - статья 8.5 КоАП РФ.
Вопрос № 31. Каким способом заполняется и направляется декларация о воздействии на окружающую среду?
Декларация о воздействии на окружающую среду направляется одним из следующих способов:
1) Декларация может быть заполнена на бумажном носителе и может быть заполнена от руки либо распечатана на принтере и направлена в виде почтового отправления с описью вложения (п. 8 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду);
2) Декларация может быть заполнена в форме электронного документа и должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Вопрос № 32. Как заполнить декларацию о воздействии на окружающую среду?
Общие требования к содержанию Декларации о воздействии на окружающую среду предусмотрены п. 3 ст. 31.2 Закона "Об охране окружающей среды", более подробно они раскрыты в Порядке заполнения декларации о воздействии на окружающую среду.
Декларация в форме электронного документа обязательно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (п. 8 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду). Электронные сервисы формирования Декларации размещены на официальном сайте Росприроднадзора, в том числе подать Декларацию можно через Личный кабинет Природопользователя.
В случае представления Декларации на бумажном носителе ее можно заполнить от руки или распечатать на принтере.
Страницы Декларации необходимо пронумеровать. Титульный лист считается первой страницей, но на нем самом номер не ставится. Для заполнения декларации на бумажном носителе необходимо использовать черные, синие или фиолетовые чернила. При отсутствии показателей в соответствующих графах таблиц Декларации проставляются прочерки (пп. 2, 5, 6 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду).
Нельзя исправлять ошибки с помощью корректирующих или аналогичных средств. Не используйте двустороннюю печать, не скрепляйте листы способом, который может испортить бумагу (пп. 3, 4, 8 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду).
Вопрос № 33. Когда Декларацию необходимо предоставить впервые?
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет, если не изменились технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников (п. 6 ст. 31.2 Закона "Об охране окружающей среды").
Вопрос № 34. Каковы формы представления расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов для объектов II категории в приложении к декларации о воздействии на окружающую среду?
С 1 января 2019 года согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ для объектов II категории потребуется расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, который будет являться приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов - также потребуется получение разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы (при невозможности соблюдения указанных нормативов).
Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ и подготовленный в рамках его реализации подзаконные акты в настоящий момент не содержат конкретных требований к форме представления результатов расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (Письмо Минприроды России от 30.11.2018 № 12-50/09939-ОГ "Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды").
Представляется возможным представление результатов расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов по действующим формам, предусмотренным Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 № 333, соответственно.
Вопрос № 35. Когда необходимо отчитаться о результатах выполнения программы производственного экологического контроля?
Ежегодно в срок до 25 марта юридические лица и индивидуальные предприниматели по объектам I, II и III категории должны отчитываться о результатах выполнения программы производственного экологического контроля.
Вопрос № 36. Каковы требования к содержанию программы производственного экологического контроля с учетом изменений вступающих в силу 01.01.2019?
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2018 № 50598).
Вопрос № 37. Изменится ли срок проведения государственной экологической экспертизы с 01.01.2019?
Статьей 1 Федерального закон от 25.12.2018 № 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон № 174-ФЗ), согласно которым срок проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) сокращен с трех до двух месяцев.
Таким образом, срок проведения ГЭЭ не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.