Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 27 июня 2018 г. № 279
"Об утверждении Методических рекомендаций по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора"

В целях обеспечения эффективности осуществления федерального государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений первого класса в режиме постоянного государственного надзора приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора.

Руководитель

А.В. Алёшин

 

Методические рекомендации по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора

(утв. приказом Ростехнадзора от 27 июня 2018 г. № 279)

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора (далее - Методические рекомендации) распространяются на должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), осуществляющих федеральный государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее - ГТС) первого класса в режиме постоянного государственного надзора.

2. В целях настоящих Методических рекомендаций используются понятия, термины и их определения дополнительно к тем, которые установлены в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, других федеральных законах, законодательных актах в области технического регулирования. Понятия, термины и их определения приводятся в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

3. В соответствии с частью 1.1 статьи 13.1 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ) в отношении ГТС первого класса должен осуществляться постоянный государственный контроль (надзор) (далее - постоянный государственный надзор).

4. В соответствии с пунктом 2 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях (далее - Положение о режиме постоянного государственного надзора), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455) постоянный государственный надзор за деятельностью организации, владеющей ГТС первого класса, осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами.

5. Отнесение ГТС к первому классу выполняется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ), критериями, приведенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 "О классификации гидротехнических сооружений" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986) в отношении ГТС различного назначения, в том числе ГТС объектов энергетики, промышленности и водохозяйственного комплекса, с учётом результатов декларирования безопасности ГТС, определения уровня чрезвычайной ситуации при возникновении аварии на ГТС.

6. Установление режима постоянного государственного надзора в отношении ГТС первого класса и организации, владеющей ГТС первого класса, не исключает проведения в отношении них плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Плановые проверки организаций, владеющих ГТС первого класса, проводятся в соответствии и на основаниях, изложенных в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Период между плановыми проверками ГТС первого класса определён Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ длительностью в один год.

Должностным лицом Ростехнадзора при осуществлении постоянного государственного надзора за безопасностью ГТС первого класса учитываются результаты последней плановой проверки, которая выполнялась с использованием Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе эксплуатации, утверждённых приказом Ростехнадзора от 27 июня 2016 года № 240, и (или) проверочного листа, утверждённого приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. № 556 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений".

Внеплановые проверки ГТС в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений проводятся при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

8. Режим постоянного государственного надзора на ГТС первого класса осуществляется на основании утверждённого руководителем территориального органа Ростехнадзора (далее - территориальный орган надзора) графика проведения мероприятий по контролю в отношении организации, владеющей ГТС первого класса.

9. В соответствии с пунктом 7 Положения о режиме постоянного государственного надзора приказ об утверждении графика проведения мероприятий по контролю в отношении организации, владеющей ГТС первого класса, содержит:

а) наименование органа надзора, уполномоченного осуществлять постоянный государственный надзор на конкретном ГТС первого класса;

б) сведения об организации, владеющей ГТС первого класса, в отношении которой установлен режим постоянного государственного надзора (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя, местонахождение юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя);

в) сведения о ГТС первого класса, в отношении которого установлен режим постоянного государственного надзора (наименование, местонахождение объекта повышенной опасности, регистрационный код в Российском регистре гидротехнических сооружений).

10. В соответствии с пунктом 8 Положения о режиме постоянного государственного надзора, назначение должностных лиц Ростехнадзора, уполномоченных выполнять постоянный государственный надзор на ГТС первого класса, осуществляется на основании приказа руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) территориального органа надзора, в котором указываются:

фамилии, имена, отчества, должности уполномоченных лиц органа надзора;

сведения об организации, владеющей ГТС первого класса, в отношении которой установлен режим постоянного государственного надзора;

сведения о графике проведения мероприятий по контролю, утверждённом приказом территориального органа надзора (с указанием реквизитов приказа).

11. В соответствии с пунктом 10 Положения о режиме постоянного государственного надзора, копии приказов руководителя территориального органа надзора (заместителя руководителя) о назначении уполномоченных должностных лиц для осуществления постоянного государственного надзора на ГТС первого класса, заверенные печатью территориального органа надзора, в срок не позднее 3 рабочих дней после их издания направляются в адреса организаций, владеющих ГТС первого класса (собственник или эксплуатирующая организация), любым доступным способом с последующим вручением их под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю таких организаций.

12. Постоянный государственный надзор на объекте повышенной опасности в соответствии с пунктом 5 Положения о режиме постоянного государственного надзора достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю в части, относящейся к ГТС первого класса:

обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте повышенной опасности;

проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте повышенной опасности (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");

рассмотрение организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте повышенной опасности предусмотрено обязательными требованиями промышленной безопасности, безопасности ГТС, технического регулирования, анализ и оценка их соответствия указанным требованиям;

рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля соблюдения требований промышленной безопасности, технического регулирования, о результатах контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС;

рассмотрение и анализ сведений, подтверждающих соблюдение организацией, владеющей объектом повышенной опасности, обязательных требований безопасности ГТС, технического регулирования;

рассмотрение сведений о планируемых организацией, владеющей объектом повышенной опасности, мероприятиях на объекте повышенной опасности, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, их анализ и оценка на предмет своевременности, полноты и достаточности;

участие уполномоченных должностных лиц органа надзора в обследованиях ГТС при подготовке декларации безопасности ГТС;

наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объектах повышенной опасности;

наблюдение за соблюдением на объекте повышенной опасности требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;

наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности ГТС организации, владеющей объектом повышенной опасности;

проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, профилактике аварий, повреждений и инцидентов;

проверка правильности установления класса ГТС;

осуществление иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

13. Перечисленные в пункте 12 настоящих Методических рекомендаций мероприятия по контролю, предполагаемые к осуществлению в режиме постоянного государственного надзора, выполняются в сроки, которые указываются в графике проведения мероприятий по контролю. При этом при планировании мероприятий по контролю рекомендуется учитывать приоритеты их выполнения для профилактики нарушений требований безопасности. Осмотры ГТС могут быть приурочены к моменту приёмки в эксплуатацию оборудования после его ремонта, установки нового оборудования, сдачи выполненных работ по устранению несоответствий требованиям безопасности, выявленных при плановых проверках, при проведении преддекларационных обследований ГТС, при прохождения паводка, половодья, навигации.

14. Графики проведения мероприятий по контролю на ГТС первого класса объекта повышенной опасности предусматривают возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах, а также возможность осуществления мероприятий по проверке, не требующих постоянного пребывания на объекте повышенной опасности должностного лица, уполномоченного осуществлять постоянный государственный надзор, с учетом:

назначения ГТС;

особенностей размещения ГТС;

наличия (отсутствия) отступлений (несоответствий) деятельности при эксплуатации ГТС от требований безопасности;

технического состояния ГТС;

соответствия (несоответствия) показателей безопасности ГТС критериям, установленным в проектной документации;

аварийности на ГТС;

потенциальной опасности для населения и размера возможного вреда физическим и юридическим лицам, имуществу юридических и физических лиц при аварии ГТС;

наличия травматизма при эксплуатации ГТС первого класса.

15. В соответствии с пунктом 4 Положения о режиме постоянного государственного надзора, режим постоянного государственного надзора предусматривает проведение уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований безопасности юридическим лицом, владеющим (эксплуатирующим) ГТС первого класса, при его эксплуатации, ведении технологических процессов и работ на нём, в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании его сооружений, технических устройств, средств и оборудования, осуществлении работ по его капитальному ремонту, консервации и ликвидации, а также при выполнении мероприятий по обеспечению безопасности ГТС.

16. В соответствии с Правилами формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора, утверждёнными приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 мая 2012 г. № 319 и от 3 июля 2014 г. № 290, в отношении объектов повышенной опасности, на которых установлен режим постоянного государственного надзора, владеющих ГТС первого класса, в территориальном органе Ростехнадзора рекомендуется вести надзорные делав отношении гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора (далее - надзорное дело).

17. Ведение надзорного дела в отношении ГТС, на которых установлен режим постоянного государственного надзора, осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 мая 2012 г. № 319 "Об утверждении Правил формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора".

18. Должностное лицо, уполномоченное осуществлять постоянный государственный надзор за обеспечением безопасности ГТС первого класса приказом руководителя территориального органа надзора, осуществляет формирование и ведение надзорного дела, в том числе в электронном виде с помощью комплексной системы информатизации Ростехнадзора.

Надзорное дело состоит из общей части, журнала контроля и надзора, а также документов (копий документов), составленных либо полученных при осуществлении постоянного государственного надзора, а также при осуществлении иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Надзорное дело, включающее в том числе журналы контроля и надзора в отношении гидротехнических сооружений, формируется в соответствии с номенклатурой дел, установленной в Ростехнадзоре.

19. Сведения о проведенных проверках и отдельных мероприятиях по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора за обеспечением безопасности ГТС первого класса уполномоченными должностными лицами территориального органа надзора вносятся в журналы контроля и надзора в отношении гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора, образец и рекомендуемый порядок ведения которых приводятся в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

20. Перечисленные в пункте 12 настоящих Методических рекомендаций мероприятия по контролю, проведенные уполномоченными должностными лицами территориального органа надзора, результаты указанных мероприятий, а также составленные либо полученные при осуществлении постоянного государственного надзора сведения из рассмотренных документов и информация отражаются указанными должностными лицами в журналах контроля и надзора в отношении гидротехнических сооружений.

Документы и информация после окончания мероприятия по постоянному государственному надзору подшиваются и хранятся в надзорных делах в отношении гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора.

21. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять постоянный государственный надзор на ГТС первого класса, в отношении фактов нарушений обязательных требований принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, которые направлены на пресечение, предупреждение и (или) устранение выявленных нарушений обязательных требований (составляются акты проверки и выдаются предписания об устранении нарушений).

22. В надзорных делах ГТС первого класса должностные лица, уполномоченные осуществлять постоянный государственный надзор, делают соответствующие записи, а выписки из указанных надзорных дел направляют руководителю организации, владеющей ГТС первого класса, для ознакомления.

Выявленные нарушения оформляются в журнале постоянного государственного надзора на гидротехнических сооружениях в течение пяти рабочих дней после окончания мероприятия по постоянному надзору.

Документы по оформленным предписаниям, административным правонарушениям, уведомления об устранении нарушений хранятся в надзорном деле.

23. В соответствии с пунктом 8 Правил формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 мая 2012 г. № 319, ежегодно не позднее 25 декабря текущего года ответственный работник территориального органа Ростехнадзора проводит ревизию надзорных дел и составляет итоговую форму о результатах и динамике изменений на конкретном объекте (для последующей сводной отчетности и возможности контроля системности подходов при ведении надзорного дела).

24. Должностные лица надзорного органа, назначенные соответствующими приказами руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора на осуществление постоянного государственного надзора на ГТС первого класса, проводят рассмотрение документации за текущий и предыдущие годы, включенной в надзорное дело (надзорные дела), и составляют отчет о результатах контроля безопасности в режиме постоянного государственного надзора по состоянию на конец текущего года.

В отчёте о результатах контроля безопасности ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора должны приводиться:

выводы о состоянии безопасности ГТС первого класса за прошедший год;

данные об аварийности на ГТС в текущем году;

сведения о случаях травматизма в текущем году;

выводы о тенденциях изменения (повышения, сохранения, снижения) уровня безопасности по сравнению с предыдущими годами эксплуатации ГТС первого класса;

прогнозные оценки обеспеченности безопасности ГТС первого класса на следующий год;

проект графика мероприятий по контролю ГТС первого класса на следующий год.

При наличии у владельца объекта повышенной опасности нескольких ГТС первого класса составляется сводный отчет о результатах контроля безопасности в режиме постоянного государственного надзора по состоянию на конец текущего года.

Информация, сведённая в отчет о результатах контроля безопасности ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора, используется для формирования графиков проведения мероприятий по контролю в отношении ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора на следующий год.

II. Цель, задачи и механизмы осуществления постоянного государственного надзора

25. Основной целью осуществления федерального государственного надзора за безопасностью ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора является обеспечение безопасности ГТС на основе решения должностным лицом Ростехнадзора, уполномоченным осуществлять постоянный государственный надзор, следующих задач и использования следующих механизмов:

формирование актуальной информации и сведений о состоянии безопасности ГТС первого класса на базе материалов и документов, которые имеются и накапливаются в территориальном органе надзора;

проведение мероприятий по контролю с использованием возможностей дистанционного контроля безопасности ГТС первого класса (если такая возможность обеспечена);

проведение визуальных осмотров ГТС первого класса при выездах на объект повышенной опасности и систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований при эксплуатации ГТС первого класса;

анализ и прогнозирование аварийности при нарушениях обязательных требований при осуществлении деятельности в области безопасности ГТС первого класса;

профилактика аварийности на ГТС первого класса посредством выдачи соответствующих предписаний организации, владеющей этими ГТС, по устранению нарушений обязательных требований;

профилактика несчастных случаев и травматизма на основе выдачи соответствующих предписаний по устранению нарушений обязательных требований.

26. Основная задача при выполнении мероприятий по контролю в режиме постоянного государственного надзора с выездами на ГТС первого класса состоит в обеспечении баланса между достигнутыми результатами по минимизации рисков аварий, предупреждению аварийности и травматизма на ГТС первого класса и обоснованной эффективностью расходования трудозатрат должностных лиц надзорного органа на мероприятия по контролю, которая обеспечивается за счет:

анализа информации о результатах предшествующих осмотров, содержащих в том числе сведения о наиболее уязвимых узлах и компонентах ГТС первого класса, требующих в отношении них систематического контроля;

анализа и оценки достаточности принимаемых мер организацией, владеющей ГТС первого класса, по минимизации рисков аварий на ГТС первого класса с негативными последствиями и чрезвычайными ситуациями, с нанесением вреда и ущерба юридическим и физическим лицам;

анализа и оценки достаточности принимаемых мер организацией, владеющей ГТС первого класса, по предупреждению и снижению случаев травматизма, в том числе по снижению числа смертельных случаев среди работников, обслуживающих ГТС первого класса.

27. Визуальные осмотры ГТС первого класса планируются и проводятся должностным лицом, уполномоченным на проведение постоянного государственного надзора, руководствуясь соответствующими рекомендациями, приведенными в пунктах 36, 37, 45 - 82 приложений № 2 - 6 Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе эксплуатации, утверждённых приказом Ростехнадзора от 27 июня 2016 года № 240.

28. В случае наличия у территориального органа Ростехнадзора возможности получения информации о техническом состоянии и показателях критериев безопасности ГТС первого класса по системе дистанционного контроля безопасности, частота выездных мероприятий по контролю может быть пересмотрена, так как получение информации может осуществляться в режиме реального времени с информационных систем организации, владеющей ГТС первого класса.

28. Должностному лицу, уполномоченному осуществлять на объекте повышенной опасности постоянный государственный надзор, при наличии у территориального органа Ростехнадзора доступа к системам диагностики ГТС первого класса организации, владеющей объектом повышенной опасности, рекомендуется в режиме реального времени осуществлять еженедельный просмотр информации о состоянии показателей критериев безопасности.

В случае выявления опасных тенденций изменения показателей критериев безопасности ГТС первого класса должностному лицу территориального органа надзора, уполномоченному на осуществление постоянного государственного надзора, рекомендуется:

выехать на объект для осмотра, чтобы убедиться в безопасности технического состояния ГТС и в случае угрозы опасности аварии выдать предписание организации, владеющей объектом повышенной опасности, об устранении нарушения требований безопасности.

Если при визуальном осмотре ГТС выявлено, что в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, должностное лицо, уполномоченное на осуществление постоянного государственного надзора на объекте повышенной опасности, должно инициировать проведение внеплановой проверки Ростехнадзора в соответствии с частью 17 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

III. Методология по формированию графиков проведения мероприятий по контролю в отношении объектов ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора

29. Внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность при выполнении постоянного государственного надзора в отношении каждого ГТС первого класса заключается в управлении периодичностью выездных мероприятий, объёмами компонентов, узлов ГТС, в отношении которых должны проводиться визуальные осмотры должностным лицом, уполномоченным на осуществление постоянного государственного надзора, без снижения результата по обеспечению их безопасности.

30. Для формирования базовой информации о ГТС первого класса и об организации, владеющей этими ГТС, актуализации этой информации для определения и корректировки режима постоянного государственного надзора рекомендуется использовать методологический подход упрощенной оценки значимости проблем безопасности, который изложен в настоящей главе настоящих Методических рекомендаций.

Методологический подход упрощенной оценки значимости проблем безопасности базируется на том, что связанные с этими проблемами безопасности несоответствия рассматриваются как индикаторы риска. Оценка значимости проводится посредством рассмотрения каждого из выявленных несоответствий и оценок риска их последствий с учётом влияния на безопасность, если несоответствия не ликвидированы, не скомпенсированы в допустимых условиями обеспечения безопасности временных периодах.

Методологический подход упрощенной оценки значимости проблем безопасности предусматривает выполнение работ в виде последовательных этапов, которые изложены ниже.

31. Этап 1. Сбор данных для анализа.

Источниками информации для выявления и анализа несоответствий и рисков аварийных ситуаций являются сведения в отношении ГТС, содержащиеся:

в актах последней плановой проверки ГТС;

в предписаниях юридическому лицу об устранении выявленных нарушений на ГТС, выданных за последние два года;

в материалах по привлечению к административной ответственности юридического лица, его руководителей, иных должностных лиц за выявленные нарушения на ГТС, выданных за последние два года;

в материалах по привлечению к уголовной ответственности юридического лица, его руководителей, иных должностных лиц за нарушения в отношении деятельности на ГТС, выданных за последние два года;

в проектной документации ГТС, ГЭС, в том числе на генеральном плане объекта повышенной опасности;

в акте преддекларационного обследования ГТС;

в декларации безопасности гидротехнических сооружений, в том числе в материалах, содержащих данные по критериям безопасности ГТС;

в расчете размера вероятного вреда для жизни и здоровья физических лиц, имуществу физических и юридических лиц при возможных авариях на ГТС;

в материалах по расследованию причин аварий, которые произошли (происходили в период эксплуатации) на ГТС и оборудовании, функционирующем на ГТС.

32. Этап 2. Работа с материалами с целью составления списка проблем безопасности.

32.1. На основании выполняемых мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора, аналитической работы и осмотров ГТС, в том числе по вопросам, перечисленным в пункте 12 настоящих Методических рекомендаций, актов проверок и предписаний, выданных при проведении постоянного государственного надзора, формируется информация о выявленных несоответствиях и нарушениях. Данные вносятся в таблицу, составленную в соответствии с образцом представления перечня несоответствий, которая приведена в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Для оценки уровня риска влияния на безопасность несоответствия используются рекомендации приложения № 4 к настоящим Методическим рекомендациям, в котором приводится методика упрощенной оценки рисков влияния несоответствий на безопасность ГТС первого класса. В пунктах 32.2 - 32.9 настоящих Методических рекомендаций приводятся рекомендации по оценкам риска влияния несоответствий.

32.2. На основании результатов последней плановой проверки составляется список выявленных несоответствий. Все выявленные несоответствия ранжируются должностным лицом Ростехнадзора по уровням риска влияния на безопасность (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск).

32.3. Рассматриваются выданные предписания и сроки устранения выявленных нарушений. Все выявленные несоответствия ранжируются должностным лицом Ростехнадзора по уровням риска влияния на безопасность (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск).

32.4. Из действующей декларации безопасности гидротехнических сооружений выбираются все установленные несоответствия. Составляется список несоответствий, которые должны быть устранены согласно выданному разрешению на эксплуатацию ГТС в период до следующего декларирования безопасности ГТС, с указанием сроков их исполнения. Все выявленные несоответствия ранжируются должностным лицом Ростехнадзора по уровням риска влияния на безопасность (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск).

32.5. Из действующей декларации безопасности гидротехнических сооружений и предыдущих деклараций безопасности гидротехнических сооружений (при их наличии у надзорного органа) выбираются данные о состоянии показателей критериев безопасности ГТС. Оцениваются тенденции изменений критериев безопасности (сохраняются они в пределах допускаемых значений, изменяются в худшую для безопасности сторону, достигли предельных значений) по периодам декларирования (на предшествующие периоды и на текущий момент анализа). Должностному лицу рекомендуется запрашивать информацию от организации, владеющей ГТС первого класса, данные о текущих изменениях показателей тех критериев безопасности, которые имеют тенденции изменений в худшую сторону (приближение к показателям допускаемых значений). Должностному лицу рекомендуется выполнять ранжирование критериев безопасности ГТС по угрозе потери устойчивости, безопасности - по уровням риска влияния на безопасность (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск).

Должностному лицу, осуществляющему постоянный государственный надзор, рекомендуется для ГТС первого класса объектов энергетики, промышленности и водохозяйственного назначения (в частях, относящихся к ним) использовать Рекомендации по проверке критериев безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики, утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 января 2013 года № 25.

32.6. Должностному лицу, уполномоченному осуществлять постоянный государственный надзор на ГТС первого класса, рекомендуется рассматривать проектную документацию, декларации безопасности, результаты осмотров ГТС и территории размещения ГТС, другие материалы, чтобы установить наличие (отсутствие) возможных угроз от явлений, процессов и факторов природного и техногенного характера (например, землетрясение, воздушные ударные волны, пожар по причине близости нахождения автозаправочной станции или автомобильных и железных дорог), учета их в проектной документации, изменения проектных значений параметров в момент контроля относительно проектной документации. В случае выявления возможной опасности природного или техногенного характера и их недостаточного учета в действующей проектной документации составляется список возможных угроз на территории размещения объекта повышенной опасности с указанием вероятностей их реализации в расчете на 1 год.

32.7. Собирается информация по аварийности на базе актов расследования причин аварий на ГТС. На основании этой информации анализируются аварийные последовательности, которые привели к аварийной ситуации на ГТС. Рекомендуется должностному лицу, уполномоченному на осуществление постоянного государственного надзора на объекте повышенной опасности, использовать для анализа аварийности на ГТС информацию из Комплексной системы информатизации Ростехнадзора, чтобы учитывать эту информацию при формировании проверочных мероприятий (учет опыта эксплуатации аналогичных объектов).

32.8. Анализируется деятельность организации, владеющей ГТС первого класса, в отношении соблюдения ею правил эксплуатации на основании наличия (отсутствия) фактов привлечения к административной ответственности (уголовной ответственности) должностных лиц организации.

32.9. Из действующей на момент осуществления постоянного государственного надзора декларации безопасности ГТС и комплекта прикладываемой к ней документации выбирается информация, содержащая сценарии реализации аварий на ГТС первого класса, в том числе сценарии наиболее вероятной аварии и наиболее вероятной тяжёлой аварии, описания этих сценариев и значения вероятностей их реализации, данные о последствиях аварий и о размерах возможного вреда, размеров ущерба в денежном выражении.

33. Этап 3. Формирование Отчета по обоснованию периодичности выполнения мероприятий по контролю ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора.

В Отчет по обоснованию периодичности выполнения мероприятий по контролю ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора (далее - Отчет) вносятся данные о выявленных несоответствиях.

33.1. Составляется полный список несоответствий согласно сведениям, сформированным в рамках пунктов 32.2 - 32.9, указывается пункт требований нормативного правового акта в отношении каждого несоответствия. Определяется уровень риска влияния на безопасность несоответствия, если несоответствие не будет устранено.

33.2. В Отчет вносятся данные озонах и узлах ГТС, ошибках персонала, других факторах, которые были включены в аварийные последовательности возможных сценариев протекания наиболее вероятной аварии и наиболее вероятной тяжёлой аварии, приведенных в декларациях безопасности ГТС, которые необходимо включить в список мероприятий по контролю (осмотру) в режиме постоянного государственного надзора.

33.3. В Отчет вносятся данные о показателях критериев безопасности ГТС первого класса, и делается вывод об их стабильности или о прогрессировании их приближения к предельным допускаемым значениям, а также о принимаемых мерах по минимизации риска аварии по этой причине и о необходимости систематического контроля.

33.4. В Отчет вносятся данные о возможных внешних воздействиях природного и техногенного характера на ГТС, о полноте их учета в проектной документации (по данным декларации безопасности ГТС), о соответствии (несоответствии) защищенности ГТС от угроз природного и техногенного характера. Делаются выводы о необходимости (отсутствии необходимости) включения в график проведения мероприятий по контролю защищённости ГТС от внешних воздействий.

33.5. По результатам выполненных анализов должностным лицом, уполномоченным на осуществление постоянного государственного надзора на ГТС первого класса, формируются и включаются в Отчет записи, которые являются основаниями для осуществления проверочных мероприятий. В число записей входят сведения об уровнях рисков влияния на безопасность несоответствий, выявленные проблемы безопасности и прогнозные оценки приемлемости аварийных ситуаций на ГТС первого класса.

33.6. Отчет с обоснованием периодичности выполнения мероприятий по контролю безопасности ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора формируется должностным лицом, уполномоченным осуществлять постоянный государственный надзор, в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

34. Этап 4. Ранжирование периодичности проведения мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности.

34.1. На основании данных, содержащихся в надзорном деле ГТС первого класса и, соответственно, в Отчете, формулируются на календарный год вопросы для проверок ГТС первого класса. В рамках каждого мероприятия по контролю определяется периодичность мероприятий с выездами на объект повышенной опасности в период продолжительностью один год.

34.2. В число факторов риска влияния несоответствий на безопасность ГТС первого класса, подлежащих периодическому контролю со стороны должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор, необходимо относить:

установленные факты развития деградирующих процессов на конструкциях, оборудовании ГТС, на основном оборудовании ГЭС;

приближение значений показателей критериев безопасности к предельным значениям критериев безопасности гидротехнических сооружений К1 и (или) К2, где:

К1 - первый (предупреждающий) уровень значений диагностических показателей, при достижении которого устойчивость, механическая и фильтрационная прочность гидротехнических сооружений и их оснований, a также пропускная способность водосбросных сооружений еще соответствуют условиям нормальной эксплуатации;

К2 - второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима;

нахождение ГТС в зоне повышенной сейсмической опасности (7 и более баллов по международной шкале интенсивности землетрясений - MSK-64).

Установление этих фактов обосновывает необходимость:

периодического осмотра сооружений, оборудования, уязвимых узлов с целью выявления необходимости осуществления профилактических мероприятий по соблюдению требований безопасности;

пошагового контроля выполнения мероприятий по безопасности;

контроля готовности к оповещению об угрозах природного и техногенного характера;

оценки достаточности защищённости ГТС от террористического воздействия.

34.3. Для объектов повышенной опасности, у которых выявлены несоответствия, имеющие высокие уровни рисков влияния на безопасность, и соответствующие им проблемы безопасности, имеющие высокие категории значимости, мероприятия по контролю в режиме постоянного государственного надзора с выездами на объект повышенной опасности и осмотрами ГТС первого класса в рамках календарного года проводятся не реже одного раза в месяц, включая проверки соблюдения требований по профилактике травматизма. Также предусматривается проведение осмотров ГТС после прохождения паводков (половодий), землетрясений. Выводы по определению периодичности выполнения мероприятий по контролю для ГТС первого класса опасности включаются в Отчет.

34.4. Для объектов повышенной опасности, у которых выявлены несоответствия, имеющие значительные уровни рисков влияния на безопасность и соответствующие им проблемы безопасности, имеющие средние категории значимости, мероприятия по контролю в режиме постоянного государственного надзора в рамках календарного года с выездами на объект повышенной опасности и осмотрами ГТС первого класса проводятся не реже одного раза в три месяца, включая проверки соблюдения требований по профилактике травматизма. Также предусматривается проведение осмотров ГТС после прохождения паводков (половодий), землетрясений. Выводы по определению периодичности выполнения мероприятий по контролю для ГТС первого класса включаются в Отчет.

34.5. Для объектов повышенной опасности, у которых выявлены несоответствия, имеющие средние уровни рисков влияния на безопасность и соответствующие им проблемы безопасности, имеющие низкие категории значимости, мероприятия по контролю в режиме постоянного государственного надзора в рамках календарного года с выездами на объект повышенной опасности и осмотрами ГТС первого класса проводятся не реже одного раза в полгода, включая проверки соблюдения требований по профилактике травматизма. Также предусматривается проведение осмотров ГТС после прохождения паводков (половодий), землетрясений. Выводы по определению периодичности выполнения мероприятий по контролю для ГТС первого класса включаются в Отчет.

34.6. По поводу объектов повышенной опасности, у которых выявлены несоответствия, имеющие низкие уровни рисков влияния на безопасность, допускается заключить, что отсутствуют проблемы безопасности. Должностное лицо, уполномоченное осуществлять постоянный государственный надзор, может ограничиться проведением одного мероприятия по контролю в рамках календарного года с выездом на объект с целью визуального осмотра и ознакомления с соблюдением требований по профилактике травматизма. Исключение составляют случаи, связанные с осмотрами ГТС первого класса объекта повышенной опасности после прохождения паводков (половодий), землетрясений. Выводы по определению периодичности выполнения мероприятий по контролю для ГТС первого класса включаются в Отчет.

34.7. Установленная периодичность мероприятий по контролю, осуществляемых в режиме постоянного государственного надзора, в соответствии с результатами ранжирования проблем безопасности ГТС первого класса (пункты 34.3 - 34.6), учитывается при составлении графиков проведения мероприятий по контролю ГТС первого класса на следующий календарный год.

34.8. В случае наличия у территориального органа Ростехнадзора возможности получения информации о техническом состоянии и показателях критериев безопасности ГТС первого класса по системе дистанционного контроля безопасности, частота выездных мероприятий по контролю может быть пересмотрена, так как получение информации может осуществляться с информационных систем организации, владеющей объектом повышенной опасности, в режиме реального времени.

35. Результаты ранжирования проблем безопасности учитываются в целях подтверждения актуальности мероприятий, ранее запланированных в графике проведения мероприятий по контролю, с выездом на объект повышенной опасности для визуального осмотра ГТС первого класса в текущем календарном году.

36. Отчеты с обоснованием периодичности выполнения мероприятий по контролю безопасности ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора подписываются должностными лицами Ростехнадзора, уполномоченными осуществлять постоянный государственный надзор.

Включённые в Отчет данные являются базовыми (первичная информация). Эти данные должностными лицами, уполномоченными осуществлять постоянный государственный надзор, обновляются на основании новых документов организации, владеющей объектом повышенной опасности, о состоянии безопасности ГТС первого класса, результатов плановых и внеплановых проверок, дополняются, актуализируются в процессе жизненного цикла - эксплуатации ГТС.

37. Полученные в процессе аналитической работы и визуальных осмотров данные по ГТС первого класса при осуществлении мероприятий по контролю их безопасности в режиме постоянного государственного надзора учитываются при составлении отчета о результатах контроля безопасности в режиме постоянного государственного надзора по состоянию на конец текущего года в соответствии с положениями пункта 24 настоящих Методических рекомендаций.

Приложение № 1

к Методическим рекомендациям
по проверке безопасности гидротехнических
сооружений в режиме постоянного
государственного надзора,
утверждённым приказом Ростехнадзора
от 27 июня 2018 г. № 279

Термины, понятия и их определения

Термины, понятия и их определения предназначены для использования в целях настоящих Методических рекомендаций.

Авария гидротехнического сооружения - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на гидротехническом сооружении, сброс воды из водохранилища, опасных веществ, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации гидротехнического сооружения и повлекли причинение вреда физическим и (или) юридическим лицам.

Критерии безопасности гидротехнических сооружений - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Наиболее вероятная авария на гидротехническом сооружении - авария, которая определяется на основе сравнительного анализа произведений вероятностей (среднегодовой частоты) возникновения аварии из числа возможных аварий, которые могут реализоваться на гидротехническом сооружении в период его проектного срока эксплуатации как событие с вероятностью 1 раз в 100 лет, на величину вероятного вреда (последствий аварий) в денежном выражении. Наиболее вероятная авария на гидротехническом сооружении характеризуется высокой вероятностью возникновения и значительным ущербом.

Наиболее вероятная тяжелая авария на гидротехническом сооружении - авария, которая определяется на основе сравнительного анализа произведений вероятностей (среднегодовой частоты) возникновения аварии из числа возможных аварий, которые могут реализоваться на гидротехническом сооружении в период его проектного срока эксплуатации как событие с вероятностью 1 раз в 500 лет (1 раз в 1000 лет), на величину вероятного вреда (последствий аварий) по этому сценарию в денежном выражении. Наиболее вероятная тяжелая авария на гидротехническом сооружении может характеризоваться низкой вероятностью возникновения и чрезвычайно тяжёлыми последствиями - катастрофическим ущербом.

Несоответствие - установленный факт нарушения (невыполнения) требований безопасности, в числе которых: отступления от проектной документации; несоблюдение правил эксплуатации гидротехнического сооружения, утверждённых в установленном порядке; значительная степень старения конструкций; достижение показателями критериев безопасности гидротехнических сооружений предельных значений, установленных в проектной документации; нарушения промышленной безопасности; несоблюдение дистанций (безопасных расстояний) между опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями.

Обязательные требования - требования нормативных документов, обязательность применения которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора).

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту повышенной опасности.

Профилактическое (предупреждающее, корректирующее, компенсирующее) действие - меры, мероприятия, иные действия, предпринятые для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

Проблема безопасности - несоответствие, которое может привести в случае несвоевременного принятия профилактических (компенсирующих) действий по его ликвидации к последствиям различной степени тяжести, определяющимся возможностью прекращения функционирования объекта по его назначению с соблюдением проектных безопасных режимов эксплуатации, негативным воздействием на персонал, территорию объекта повышенной опасности, окружающую среду. Классифицируется по категориям значимости проблем безопасности (высокая категория значимости, средняя категория значимости, низкая категория значимости).

Приложение № 2

к Методическим рекомендациям
по проверке безопасности гидротехнических
сооружений в режиме постоянного
государственного надзора,
утверждённым приказом Ростехнадзора
от 27 июня 2018 г. № 279

(рекомендуемый образец)

Журнал контроля и надзора в отношении гидротехнического сооружения, на котором установлен режим постоянного государственного надзора*

____________________________________________________

(наименование организации (филиала)

 

Дата начала ведения журнала

Дата окончания ведения журнала

 

№ п/п

Дата проведения мероприятия по контролю

ФИО, должность уполномоченного должностного лица

Цель проверки (вид мероприятия по контролю)

Выявленные нарушения (№ предписания, № протокола об административном правонарушении)

Сроки устранения нарушений

Отметка (запись) об устранении нарушений

Отметка (запись) о направлении выписки из журнала и акта проверки

Подпись уполномоченного должностного лица

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________

*Примечание:

1. Записи в Журнал вносятся на русском языке чернилами или шариковой ручкой синего или фиолетового цвета. Исправленный или зачеркнутый текст подтверждается записью "исправленному верить", подписью уполномоченного должностного лица территориального органа Ростехнадзора с указанием даты внесенного исправления. Подчистки и исправления, в том числе с помощью корректирующего средства, не допускаются.

2. Перед внесением первой записи Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью территориального органа Ростехнадзора. Должна быть поставлена дата начала ведения Журнала и подпись ответственного за ведение Журнала должностного лица.

3. Журнал содержит следующую информацию:

в графе 1 указывается порядковый номер записи;

в графе 2 указывается дата проведения мероприятия по контролю в режиме постоянного государственного надзора;

в графе 3 указываются фамилия, инициалы и должность уполномоченного должностного лица, проводившего проверку (мероприятие по контролю);

в графе 4 указывается цель проверки или вид мероприятия по контролю в режиме постоянного государственного надзора;

в графе 5 указываются выявленные нарушения законодательства, требований безопасности в сфере гидротехнических сооружений, а также номер выданного предписания и протокола об административном правонарушении;

в графе 6 указываются сроки устранения выявленных нарушений, соответствующие срокам, указанным в предписании;

в графе 7 делается отметка (запись) об устранении выявленных нарушений;

в графе 8 делается отметка (запись) о направлении руководителю поднадзорной организации выписки из журнала постоянного государственного надзора и акта проверки;

в графе 9 ставится подпись уполномоченного должностного лица, проводившего проверку (мероприятие по контролю);

в графе 10 при необходимости указывается дополнительная информация.

4. Записи в Журнале делаются уполномоченным должностным лицом территориального органа Ростехнадзора, проводившим проверку или отдельные мероприятия по контролю.

5. Журнал хранится в структурном подразделении территориального органа Ростехнадзора.

6. По окончании Журнала должна быть поставлена дата окончания ведения Журнала и подпись ответственного за ведение Журнала должностного лица, после чего Журнал должен быть передан из структурного подразделения в территориальный орган Ростехнадзора для хранения в архиве в течение всего периода сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации поднадзорного объекта. При этом на оборотной стороне последнего листа журнала делаются записи "Журнал сдал" (фамилия, имя, отчество, должность и подпись ответственного за ведение Журнала должностного лица) и "Журнал принял" (фамилия, имя, отчество, должность и подпись должностного лица территориального органа, принявшего Журнал на хранение).

7. Журнал включается в надзорное дело** в отношении гидротехнического сооружения объекта повышенной опасности, на котором установлен режим постоянного государственного надзора.

Содержание общей части надзорного дела должно быть кратким, понятным и достоверным.

Информация общей части надзорного дела может быть представлена на электронных носителях, при этом в надзорное дело должен быть вложен информационный лист с указанием содержания информации, с приложением съемного электронного носителя с обеспечением его хранения в установленном порядке.

**Примечание:

В общей части надзорного дела содержатся:

1) копия приказа руководителя территориального органа надзора о назначении уполномоченных должностных лиц для осуществления постоянного государственного надзора за ГТС первого класса;

2) копия приказа руководителя территориального органа надзора об утверждении графика проведения мероприятий по контролю в отношении ГТС первого класса;

3) сведения о ГТС первого класса объекта повышенной опасности (полное и сокращённое (типовое) наименование, фактический адрес местонахождения объекта повышенной опасности, регистрационный код в Российском регистре гидротехнических сооружений);

5) дата ввода ГТС первого класса в эксплуатацию;

6) полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации, адрес, место нахождения юридического лица, телефон, факс, фамилия, инициалы руководителя эксплуатирующей организации, основной государственный регистрационный номер юридического лица: идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, для индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество (при наличии) с указанием его адреса, телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика индивидуального предпринимателя, форма собственности;

7) общая численность работников по состоянию на начало текущего года и сведения о квалификации руководителей, главных специалистов (главных технологов, главных механиков), эксплуатирующих ГТС первого класса;

8) сведения о наличии разрешения на эксплуатацию ГТС первого класса;

9) сведения о проектной документации на объект повышенной опасности в отношении гидротехнического сооружения первого класса с указанием проектной организации (полное и сокращенное наименование проектной и экспертной организации, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты);

10) копии документов, подтверждающих заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца объекта повышенной опасности за причинение вреда в результате аварии на ГТС первого класса;

11) информация об отработанном ресурсе основного оборудования на объекте повышенной опасности (гидроэлектростанции), включая гидромеханическое оборудование ГТС;

12) сведения о планировании и проведении работ по реконструкции, техническому перевооружению, модернизации, капитальному ремонту на объекте повышенной опасности в отношении ГТС первого класса;

13) информация о безопасности ГТС первого класса;

14) краткая информация о произошедших авариях на ГТС первого класса за последние 5 лет;

15) информация о мероприятиях по предупреждению подобных аварий на ГТС первого класса иных объектов повышенной опасности;

16) реквизиты заключения МЧС России или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии на ГТС первого класса;

17) копия акта преддекларационного обследования ГТС первого класса;

18) копия паспорта безопасности ГТС первого класса;

19) сведения о согласовании и утверждении плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий;

20) Отчет с обоснованием периодичности выполнения мероприятий по проверкам ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора;

21) опись материалов, представленных в надзорном деле.

 

Приложение № 3

к Методическим рекомендациям
по проверке безопасности гидротехнических
сооружений в режиме постоянного
государственного надзора,
утверждённым приказом Ростехнадзора
от 27 июня 2018 г. № 279

Образец представления перечня несоответствий*

Таблица 3.1

Пункт нормативного документа

Содержание несоответствия

Последствия несоответствия. Условия наступления последствий

Примечания: оценка значимости проблемы безопасности

Наименование источника информации о несоответствиях

Указывается порядковый номер несоответствия

Указывается номер пункта (или нескольких пунктов) нормативного документа, к которым относится данное несоответствие

Приводится формулировка несоответствия

Указываются последствия для безопасности, к которым может привести данное несоответствие. Указываются условия, при которых эти последствия могут наступить

Указываются проблемы безопасности, на которые оказывает влияние данное несоответствие.

I. Акт плановой проверки гидротехнических сооружений

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

II. Список несоответствий на ГТС, на которые выданы предписания юридическому лицу об устранении выявленных нарушений

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

III. Несоответствия, по причине которых имеются привлечения к уголовной и (или) административной ответственности должностных лиц юридического лица

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

IV. Несоответствия, на которые указывается в декларации безопасности гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений)

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

V. Несоответствия, которые выявляются в процессе осуществления постоянного государственного надзора за безопасностью гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений)

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

______________

*Примечание: рекомендуется в таблице сначала заполнять первый, второй и третий столбцы таблицы, а результаты анализа несоответствий вносить в 4 и 5 столбцы после проведения анализа последствий и оценки их значимости для безопасности.

Проблемы безопасности оцениваются по четырём квалификациям: высокий риск влияния несоответствия на безопасность (I), значительный риск влияния несоответствия на безопасность (II), средний риск влияния несоответствия на безопасность (III), низкий риск влияния несоответствия на безопасность (IV).

Приложение № 4

к Методическим рекомендациям
по проверке безопасности гидротехнических
сооружений в режиме постоянного
государственного надзора,
утверждённым приказом Ростехнадзора
от 27 июня 2018 г. № 279

Методика упрощенной оценки рисков влияния несоответствий на безопасность ГТС первого класса

Выявленные при проверках несоответствия являются индикаторами риска, для оценки которого необходимо проведение анализа влияния этих несоответствий на безопасность. Для оценки влияния на безопасность несоответствия обязательным требованиям по обеспечению безопасности, выявленного на ГТС, должностному лицу Ростехнадзора, уполномоченному осуществлять постоянный государственный надзор на ГТС первого класса, рекомендуется проводить упрощенную оценку риска аварий, возникновение которой возможно вследствие выявленного несоответствия, и устанавливать категорию значимости проблемы безопасности.

При проведении качественной оценки риска влияния на безопасность несоответствия в качестве меры риска используется уровень риска. Необходимость и срочность мер по устранению или компенсации отступления определяется на основе уровня риска аварии, связанной с данным отступлением.

Оценки уровня риска влияния на безопасность несоответствия допускается выполнять с использованием подхода, основанного на анализе сценариев возможных аварий, которые представлены в декларации безопасности ГТС. Используются как минимум два сценария: сценарий наиболее вероятной тяжелой аварии и сценарий наиболее вероятной аварии.

Рассматривается, может ли выявленное несоответствие стать исходным событием аварийного сценария наиболее вероятной тяжелой аварии и наиболее вероятной аварии, к каким последствиям это может привести.

Рассматриваются все несоответствия с использованием такого подхода.

В таблице 4.1 приводится информация по категорированию аварий, возможных на ГТС, уровней рисков влияния несоответствия на безопасность и категорий значимости проблем безопасности в зависимости от тяжести последствий аварии.

Если при рассмотрении несоответствия установлено, что оно может быть инициирующим фактором наиболее вероятной тяжелой аварии или фактором, который усугубляет её последствия, то ему присваивается вероятность, соответствующая наиболее вероятной тяжелой аварии. Уровень риска влияния несоответствия на безопасность в соответствии с таблицей 4.1 оценивается как высокий, категория значимости проблемы безопасности оценивается как высокая.

Если при рассмотрении несоответствия установлено, что оно может быть инициирующим фактором наиболее вероятной аварии или фактором, который усугубляет её последствия, то ему присваивается вероятность, соответствующая наиболее вероятной аварии. Уровень риска влияния несоответствия на безопасность в соответствии с таблицей 4.1 оценивается как значительный, а категория значимости проблемы безопасности оценивается как средняя.

Для несоответствий, которые могут быть инициирующим фактором только тех аварийных ситуаций, последствием которых является приемлемый ущерб, уровень риска влияния несоответствия на безопасность может быть оценён как средний, а категория значимости проблемы безопасности может быть оценена как низкая.

Для несоответствий, которые не могут ни в каких сценариях привести к аварии на ГТС, уровень риска может быть оценён как низкий, а категория значимости проблемы безопасности оценивается как несущественная (или как отсутствие проблемы безопасности).

При оценке уровня риска влияния несоответствия на безопасность также оценивается тяжесть последствий для жизни и здоровья людей, для объектов экономики и иных материальных ценностей, для окружающей природной среды. В таблице 4.1 приводится информация для категорирования аварий, возможных на ГТС, по этим факторам. Если оценки риска влияния несоответствий на безопасность, выполненные по разным факторам, различаются, то за окончательную оценку уровня риска влияния несоответствия на безопасность принимается наиболее консервативная оценка.

Необходимость и срочность мер по устранению или компенсации отступления определяются в зависимости от окончательной оценки риска в соответствии с рекомендациями последней колонки таблицы 4.1.

Для профилактики проблем, связанных с травматизмом персонала объекта повышенной опасности, вводятся аналогичные характеристики уровней риска (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск). Поэтому каждое из выявленных несоответствий рассматривается также с позиций риска влияния несоответствия на травматизм при авариях, аварийных событиях, нарушениях и инцидентах.

Альтернативный метод оценки приемлемости риска аварий, возникновение которых возможно вследствие выявленного отступления, а также необходимости и срочности мер по устранению или компенсации этого отступления представлен в таблице 4.2, в которой приводятся критерии приемлемого (неприемлемого) риска в зависимости от частоты аварий на ГТС и размера финансового ущерба.

Оценка приемлемого (неприемлемого) риска аварий для различных сценариев влияния отступлений на безопасность ГТС выполняется на основе количественной оценки частоты аварий, возникновение которых возможно вследствие рассматриваемого отступления, и размера финансового ущерба, допускаемых нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений.

Таблица 4.1

Категорирование аварий, возможных на ГТС, уровней риска влияния несоответствия на безопасность и значимости проблемы безопасности в зависимости от тяжести последствий аварии

Категория аварии

Уровень риска влияния несоответствия на безопасность

Тяжесть последствий аварии

Категория значимости проблемы безопасности (необходимость принятия компенсирующих мер)

для жизни и здоровья людей

для объектов экономики и иных материальных ценностей

для окружающей природной среды

1

2

3

4

5

6

Наиболее вероятная тяжелая авария

Высокий

Жертвы и пострадавшие среди персонала ГТС и населения

Катастрофический ущерб ГТС и имуществу третьих лиц

Невосполнимые экологические потери

Высокая (требуется принятие срочных мер для снижения риска аварии, постоянный контроль с выездом на объект для осмотра уполномоченного представителя надзорного органа не реже 1 раза в месяц)

Наиболее вероятная авария

Значительный

Угроза жизни людей, травмы персонала ГТС и населения

Значительные разрушения ГТС и имущества третьих лиц

Существенные экологические потери

Средняя (требуется принятие мер для компенсации несоответствия и выезд на объект уполномоченного представителя надзорного органа для осмотра не реже 1 раза в три месяца)

Аварийная ситуация

Средний

Травмы персонала ГТС

Приемлемый ущерб: незначительные повреждения ГТС, потери имущества третьих лиц

Незначительные экологические потери

Низкая (требуется принятие мер для компенсации несоответствия, и выезд на объект уполномоченного представителя надзорного органа для осмотра не реже 1 раза в полгода)

Аварийная ситуация

Низкий

Ущерб здоровью персонала ГТС и населения маловероятен

Ущерб с пренебрежимо малыми последствиями: незначительные повреждения ГТС, потери имущества третьих лиц маловероятны

Несущественные экологические потери

Несущественная (требуется принятие мер для компенсации несоответствия, контроль может осуществляться без выезда уполномоченного представителя надзорного органа на объект)

 

В таблице 4.2 сгруппированы частоты аварийных событий (аварий) в следующие диапазоны:

для частых и вероятных аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от 1 до 1/год;

для возможных аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от до 1/год;

для редких аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от до 1/год;

для крайне маловероятных (гипотетических) аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах 1/год.

Для ГТС данные по частоте аварий и возможному ущербу от них для сценариев наиболее вероятной тяжелой аварии и наиболее вероятной аварии принимаются в соответствии с данными, приведенными в действующей декларации безопасности гидротехнических сооружений.

В результате рассмотрения полученных прогнозных оценок частот реализации аварийных событий и ущербов от них должностным лицом, уполномоченным осуществлять постоянный государственный надзор на ГТС первого класса, формируются выводы о том, в какую область риска аварий (приемлемого или неприемлемого) следует отнести последствия реализации несоответствия, с какой периодичностью необходимо проводить проверочные мероприятия до момента принятия профилактических мер организацией, владеющей объектом повышенной опасности, о необходимости выдачи предписания по принятию мер по ликвидации несоответствия.

Таблица 4.2

Критерии приемлемого (неприемлемого) риска в зависимости от частоты аварий на ГТС и размера финансового ущерба

Частота реализации опасности, случаев/год

Финансовый ущерб, млн. рублей*

> 5000

1000 - 5000

200 - 1000

10 - 200

< 10

>1

 

 

 

 

Зона жесткого

1 - 10-1

Зона неприемлемого риска, необходимы неотложные меры по

 

 

контроля,

10-1 - 10-2

снижению риска

 

меры по снижению риска разрабатываются в плановом порядке

Зона приемлемого риска,

 

 

 

 

 

 

10-2 - 10-3

 

 

 

 

 

10-3 - 10-4

 

 

нет необходимости в мероприятиях

10-4 - 10-5

 

 

по снижению риска

10-5 - 10-6

 

 

 

 

 

 

______________

*Примечание: финансовый ущерб в результате аварии на ГТС, как правило, связан с гидродинамическими авариями и необходим для компенсации за вред, причинённый физическим и юридическим лицам, восполнения потерь для окружающей среды, оплаты расходов на ликвидацию последствий аварии.

Приложение № 5

к Методическим рекомендациям
по проверке безопасности гидротехнических
сооружений в режиме постоянного
государственного надзора,
утверждённым приказом Ростехнадзора
от 27 июня 2018 г. № 279

(рекомендуемый образец)

Отчет с обоснованием периодичности выполнения мероприятий по контролю безопасности ГТС первого класса в режиме постоянного государственного надзора

I. Наименование субъекта проверки и (или) объекта проверки

1. Полное и сокращенное наименование субъекта проверки, владельца, эксплуатирующей организации

_______________________________________________________________________

II. Полное и сокращенное наименование гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений)

_______________________________________________________________________

III. Общие сведения об объекте проверки

3.1. Дата ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию (реквизиты акта государственной комиссии по приёмке гидротехнического сооружения в эксплуатацию)

Гидротехнические сооружения (перечисляются) на реке (указывается название) водохранилище (указывается название), введены в постоянную эксплуатацию Актом Государственной комиссии по приемке в промышленную эксплуатацию" ХХ ХХ 19__ г.

Регистрационный код гидротехнических сооружений в Российском регистре гидротехнических сооружений (указывается)

_______________________________________________________________________

3.2. Сведения о владельце гидротехнического сооружения

3.3. Форма собственности: государственная, муниципальная, частная

_______________________________________________________________________

3.4. Полное наименование:

_______________________________________________________________________

3.5. Сокращенное наименование:

_______________________________________________________________________

Юридический адрес: ___________________________________________________

Почтовый адрес: ______________________________________________________

Контакты: телефон; факс: ______________________________________________

E-mail: ______________________________________________________________

Сайт: ________________________________________________________________

Генеральный директор _________________________________________________

IV. Сведения об эксплуатирующей организации для гидротехнических сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности

_______________________________________________________________________

(Полное наименование)

_______________________________________________________________________

(Сокращенное наименование)

Почтовый адрес: ______________________________________________________

Телефон/факс: ________________________________________________________

E-mail: ______________________________________________________________

Сайт: http://www. ______________________________________________________

Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации

_______________________________________________________________________

V. Сведения о разработчике проекта гидротехнических сооружений: полное и сокращенное наименование проектной организации, для существующей в настоящее время организации - адрес, телефон, факс, банковские реквизиты

_______________________________________________________________________

VI. Дата последнего преддекларационного обследования гидротехнических сооружений

_______________________________________________________________________

VII. Дата утверждения декларации безопасности гидротехнических сооружений

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

VIII. Сведения о гидротехнических сооружениях

Назначение, вид, фактический и нормативный срок эксплуатации гидротехнического сооружения, класс токсичности складируемых отходов

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Наличие правил эксплуатации ГТС, правил эксплуатации водохранилищ, правил использования водных ресурсов, сроки их действия

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

IX. Сведения об имевших место реконструкциях и капитальных ремонтах гидротехнических сооружений за последние 10 лет

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

X. Сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинён в результате аварии гидротехнического сооружения

_______________________________________________________________________

(Источник возмещения вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения)

_______________________________________________________________________

XI. Сведения об установленном периоде действия разрешения на эксплуатацию

_______________________________________________________________________

XII. Значения вероятного вреда, который может быть причинён в результате аварии гидротехнического сооружения, определённого для сценария наиболее вероятной тяжёлой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XIII. Перечень мероприятий по обеспечению безопасности, включённых в условия действия разрешения на период действия декларации безопасности на эксплуатацию

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XIV. Сведения о контролируемых критериях безопасности, их значениях для уровней К1 и К2 в проекте и на момент декларирования безопасности

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Критерии безопасности, показатели значений которых близки к предельным К1 на момент последней плановой проверки (перечисляются)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Критерии безопасности, показатели значений которых близки к предельным К2 на момент последней плановой проверки (перечисляются)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Сведения о наличии систем дистанционного мониторинга ГТС на объекте повышенной опасности и сведения о возможности передачи оперативных данных о критериях безопасности ГТС в систему Комплексной информатизации территориального органа надзора

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Контролируемые параметры ГТС в системе оперативной диагностики состояния ГТС - сопоставление диагностических показателей (качественные и количественные) состояния ГТС с критериями безопасности ГТС (перечисляются)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Контролируемые показатели (качественные и количественные) действующих нагрузок, внешних воздействий, (перечисляются)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Описываются действующие автоматизированные системы контроля состояния ГТС (ИДС), которые предназначены оценивать по критериальным значениям К1 и К2 наиболее значимые количественные и качественные контролируемые показатели, устанавливаемые для каждого из ГТС (диагностических показателей). В том числе приводится информация о возможности интегрирования систем мониторинга эксплуатирующей организации в систему дистанционного контроля ГТС Ростехнадзора.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Контролируемые параметры оборудования гидроэлектростанций (перечисляются)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Для гидроэлектростанций приводятся сведения о системах контроля текущих параметров работы гидроагрегатов и их изменений во времени; о наличии возможностей формирования предупредительных и аварийных сигналов вибрации в контролируемых точках узлов гидроагрегата; о наличии систем контроля параметров другого основного оборудования гидроэлектростанции; предельные значения диагностических показателей К1 и К2 для основного оборудования.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка уровня безопасности ГТС (по данным последней декларации безопасности ГТС)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XV. Сведения об аварийности на ГТС (за последние 10 лет)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XVI. Сведения о травматизме на объекте повышенной опасности (за последние 5 лет)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XVII. Данные по аварийной готовности

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XVIII. Системы оповещения об аварии

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XIX. Сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению безопасности ГТС, принятого по результатам предшествующего декларирования безопасности гидротехнических сооружений, с указанием причин невыполнения отдельных позиций плана

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XX. Сведения о выполнении предписаний органа государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений за период действия предшествующей декларации безопасности гидротехнических сооружений

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XXI. Сведения о несоответствиях требованиям безопасности, составленные по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Таблица 5.1

 

Пункт нормативного документа

Содержание несоответствия

Последствия несоответствия. Условия наступления последствий

Оценка значимости проблемы безопасности (значимости фактора риска)

1

2

3

4

5

Наименование источника информации о несоответствиях

Указывается порядковый номер несоответствия

Указывается номер пункта (или нескольких пунктов) нормативного документа, к которым относится данное несоответствие

Приводится формулировка несоответствия

Указываются проблемы безопасности, на которые оказывает влияние данное несоответствие. Указываются последствия для безопасности, к которым может привести данное несоответствие. Указываются условия, при которых эти последствия могут наступить

 

 

_______________________________________________________________________

XXII. Сценарии аварий (прикладываются) для использования при оценках риска влияния несоответствий на безопасность и категорий значимости проблем безопасности

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XXIII. Установленные проблемы безопасности высокой категории значимости, требующие осуществления в режиме постоянного государственного надзора выполнения мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности

 

№ п/п

Несоответствие / нарушение / критерии безопасности / иное

Оценка значимости

Необходимость осуществления мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности

1

2

3

4

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

______________

* Колонки 2, 3, 4 заполняются на основании данных анализа несоответствий, полученных в форме аналитических данных в таблице, составленной по рекомендуемому образцу приложения № 3 к настоящим Методическим рекомендациям (материалы раздела XXI).

XXIV. Установленные проблемы безопасности средней категории значимости, требующие осуществления в режиме постоянного государственного надзора выполнения мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности

 

№ п/п

Несоответствие / нарушение / критерии безопасности / иное

Оценка значимости

Необходимость осуществления мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности

1

2

3

4

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

______________

* Колонки 2, 3, 4 заполняются на основании данных анализа несоответствий, полученных в форме аналитических данных в таблице, составленной по рекомендуемому образцу приложения № 3 к настоящим Методическим рекомендациям (материалы раздела XXI).

XXV. Установленные проблемы безопасности средней категории значимости, требующие осуществления в режиме постоянного государственного надзора выполнения мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности

 

№ п/п

Несоответствие / нарушение / критерии безопасности / иное

Оценка значимости

Необходимость осуществления мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности

1

2

3

4

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

______________

* Колонки 2, 3, 4 заполняются на основании данных анализа несоответствий, полученных в форме аналитических данных в таблице, составленной по рекомендуемому образцу приложения № 3 к настоящим Методическим рекомендациям (материалы раздела XXI).

XXVI. Установленные проблемы безопасности низкой категории значимости, требующие осуществления в режиме постоянного государственного надзора выполнения проверочных мероприятий с выездом на объект повышенной опасности

 

№ п/п

Несоответствие / нарушение / критерии безопасности / иное

Оценка значимости

Необходимость осуществления мероприятий по контролю с выездом на объект повышенной опасности

1

2

3

4

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

______________

* Колонки 2, 3, 4 заполняются на основании данных анализа несоответствий, полученных в форме аналитических данных в таблице, составленной по рекомендуемому образцу приложения № 3 к настоящим Методическим рекомендациям (материалы раздела XXI).

XXVII. Выводы о необходимой периодичности проведения мероприятий по контролю на объекте повышенной опасности в текущем году. Предложения по корректировке графика мероприятий по контролю в текущем году (в случае необходимости)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

XXVIII. Выводы о необходимой периодичности проведения мероприятий по контролю на объекте повышенной опасности в следующем году. Предложения для учета их при составлении графика проведения мероприятий по контролю в режиме постоянного государственного надзора на объекте повышенной опасности в следующем году

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Составил

____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, должность должностного лица Ростехнадзора, подпись)