МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND
CERTIFICATION |
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
ГОСТ |
Энергосбережение
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные положения
|
Москва |
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2012 г. № 41)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по MK (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. № 1107-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31607-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 51387-99
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Содержание
Введение
Задачи энергосбережения, определенные законодательством в области энергетической эффективности и энергосбережения, предполагают реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
По прогнозам ИСО/МЭК, стандартизация в области энергетических и минеральных ресурсов имеет пятый приоритет из 12 актуальных в период до 2010 г. направлений стандартизации [1].
В поддержку мероприятий по обеспечению энергосбережения на межгосударственном, государственном и региональном уровнях уже принято несколько десятков нормативных актов, нормативных и методических документов.
Основное назначение настоящего стандарта - системно упорядочить активно развивающиеся процессы нормативно-методического обеспечения энергосбережения на межгосударственном, государственном, региональном, ведомственном и локальном уровнях с использованием принципов (приложение Б), учитывающих рыночные условия хозяйствования.
ГОСТ 31607-2012
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Энергосбережение
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные положения
Energy conservation. Norm-method securing. Basic concept
Дата введения - 2015-01-01
Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, принципы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных, методических документов и распространяется на деятельность, связанную с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), на энергопотребляющие объекты (установки, оборудование, продукцию производственно-технического и бытового назначения), технологические процессы, работы, услуги (далее - процессы).
Стандарт не распространяется на объекты военной техники, ядерные, химические и биологические энергопотребляющие объекты.
Положения, установленные в настоящем стандарте, обязательны для применения предприятиями, расположенными на территории государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта, организациями, региональными и другими объединениями (далее - предприятия) независимо от форм собственности и подчинения, а также органами государственного управления, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению.
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании разработок и разработке нормативных, методических документов по энергосбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 19431-84 Энергетика и электрификация. Термины и определения
ГОСТ 26691-85 Теплоэнергетика. Термины и определения
ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения
ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию
ГОСТ 31531-2012 Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены термины, приведенные в ГОСТ 19431, [8] - [10], а также основные термины и понятия, приведенные в приложении А.
3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:
ВЭР - вторичные топливно-энергетические ресурсы
ДСТУ - Государственный стандарт Украины
ЕС - Европейское сообщество
МТК - Межгосударственный классификатор стандартов
ОСТ - отраслевой стандарт
РЭК - Региональная энергетическая комиссия
СТО - стандарт научно-технического общества
СТП - стандарт предприятия
ТР - технические рекомендации (по стандартизации)
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы
ТЭК - топливно-энергетический комплекс
4.1 Энергосбережение осуществляют путем реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
4.2 Целями нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются установление в межгосударственных стандартах, технологических регламентах, технических и методических документах:
- требований эффективного использования и сокращения потерь ТЭР при их добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении, потреблении, утилизации;
- нормативных значений показателей энергетической эффективности энергопотребляющих объектов и процессов, ограничивающих образование загрязняющих окружающую среду биосферозагрязнителей (твердых отходов, жидких сбросов, газообразных выбросов, шламов, смесей; шумов, полей, излучений), как результат использования ТЭР;
- правил проверки соответствия (в т.ч. путем сертификации) энергопотребляющих объектов и процессов нормативным показателям энергетической эффективности;
- порядка осуществления надзора за эффективным использованием ТЭР путем проведения энергетических обследований потребителей ТЭР;
- требований обеспечения точности и единства измерений при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления;
- правил обеспечения соответствия стандартов, норм и нормативов в области энергосбережения и энергетической эффективности международным, региональным, зарубежным стандартам, признанным МГС;
- ограничения и (или) недопущения разработки, производства, закупки и применения энергопотребляющих объектов с расходами энергоресурсов, превышающими установленные стандартами и регламентами уровни.
4.3 Основные направления использования нормативных и методических документов в области энергосбережения:
- совершенствование государственного и регионального законодательства по обеспечению энергосбережения;
- разработка программ энергосбережения, планирование и реализация энергосберегающих проектов, организация работ по энергосбережению при создании энергопотребляющих объектов и реализации процессов;
- разработка и утверждение общетехнических стандартов, иных нормативных и методических документов по энергосбережению в развитие нормативно-правовых актов и программ;
- установление нормативных показателей энергетической эффективности для энергоемких объектов и типовых технологических процессов;
- проведение энергетических обследований и энергетической паспортизации потребителей ТЭР;
- установление порядка и правил оценки соответствия (сертификации), методов испытаний объектов, потребляющих ТЭР, на соответствие нормативным показателям энергетической эффективности;
- установление норм точности: методов измерений и обеспечение единства измерений: метрологического контроля и надзора за добычей, производством, переработкой, транспортированием и потреблением ТЭР;
- разработка стандартов на возобновляемые, новые источники энергии, вторичные энергоресурсы и альтернативные виды топлива.
4.4 Нормативно-методическое обеспечение энергосбережения базируется на основных принципах (в развитие [2], [3], ГОСТ 30166), представленных в приложении Б.
5.1 Нормативные и методические документы профиля «Энергосбережение» в совокупности должны реализовать системное единство нормативно-методического обеспечения рационального использования и экономного расходования ТЭР энергопотребляющими объектами и процессами.
5.2 Результатами нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются:
- нормативные документы в области энергосбережения на межгосударственном (ГОСТ), государственном, отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);
- технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти;
- методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов;
- методические документы, в которых изложены полностью или со ссылками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения за счет повышения эффективности использования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных ТЭР, возобновляемой энергии и альтернативных топлив;
- методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления.
5.3 Нормативные и методические документы профиля «Энергосбережение» устанавливают:
- основные термины и понятия в области энергосбережения (приложение А);
- требования к составу и содержанию нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, основные принципы и методические основы деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения (приложение Б);
- номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР;
- порядок выбора и внесения показателей в техническую документацию;
- методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов с последующей их паспортизацией;
- порядок проведения обязательной и добровольной сертификации энергопотребляющей продукции (ГОСТ 31531);
- методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения (ГОСТ 31531);
- порядок маркирования энергопотребляющей продукции;
- методы расчета освещенности и эффективности тепловых режимов, требования к теплоизоляции, контролю поддержания температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизацией;
- нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения;
- требования к энергосберегающим технологиям, методы расчета энергобалансов промышленных технологических процессов;
- методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции и ее эксплуатации;
- методы определения экономической эффективности мероприятий по энергосбережению;
- направления привлечения инвестиций для реализации проектов и мероприятий по энергосбережению;
- требования к метрологическому обеспечению энергосбережения;
- требования к использованию вторичных энергетических ресурсов;
- требования к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии;
- методы автоматизированного сбора и обработки данных о расходах топлива и энергии;
- требования к информационному обеспечению в области энергосбережения;
- требования к системе обучения в обеспечение энергосбережения.
5.4 При разработке отраслевых и региональных нормативных и методических документов по энергосбережению необходимо учитывать требования и положения межгосударственных стандартов и методических документов профиля «Энергосбережение» посредством введения соответствующих ссылок.
6.1 На государственном уровне упорядочение деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энергообеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку межгосударственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответствии с законодательством в области энергетической эффективности и энергосбережения.
6.2 К деятельности по обсуждению и согласованию нормативных и методических документов привлекаются уполномоченные государственные органы исполнительной власти, ответственные за экономическую и финансовую политику, развитие новых технологий и научно-технический прогресс, сохранение природных ресурсов и социальную сферу.
6.3 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти обеспечивают:
- принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих стандарты, нормы и правила эксплуатации, ремонта оборудования и строительства объектов ТЭК, обеспечения промышленной безопасности и охраны труда, методов и средств контроля за их соблюдением;
- финансирование разработки и принятия нормативных, технических документов по обеспечению мероприятий по энергосбережению на предприятиях ТЭК.
6.4 Работы по межгосударственной стандартизации по обеспечению энергосбережения в промышленности и строительстве проводят в соответствии с ГОСТ 1.2 и ГОСТ 1.5 на базе организаций национальных органов по стандартизации.
6.5 На региональном уровне деятельность в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения осуществляют:
- орган исполнительной власти административно обособленных частей государств;
- региональные энергетические комиссии (РЭК);
- территориальные органы национальных органов по стандартизации;
- научно-технические центры и агентства по энергосбережению.
6.6 Разработку энергосберегающих стандартов отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций производят в пределах своей компетенции субъекты деятельности.
6.7 При подготовке нормативных правовых актов и при их регистрации необходимо руководствоваться нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
6.8 Финансирование работ по стандартизации в области энергосбережения производят за счет финансовых средств государственного бюджета, а также за счет привлекаемых внебюджетных средств субъектов деятельности по нормативно-методическому обеспечению энергосбережения.
6.8.1 Финансированию из государственного бюджета подлежат разработка и издание:
- межгосударственных (ГОСТ) и государственных стандартов;
- нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, утвержденных органами исполнительной власти государств.
6.9 Государственный контроль и надзор за рациональным использованием ТЭР осуществляют органы государственного энергетического надзора, а также аккредитованные ими организации, имеющие соответствующие лицензии.
6.9.1 Порядок привлечения организаций к энергетическим обследованиям с использованием действующих нормативных правовых, нормативных и методических документов в обеспечение энергосбережения определяют органы исполнительной власти административно обособленных частей государств.
Термины и понятия в области энергосбережения
Термины, вводимые настоящим стандартом, устанавливают единый понятийный аппарат и формализованный технический язык в отношении рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов (ГОСТ 26691, [5], [6]).
Для каждого понятия установлен один термин.
К терминам, отмеченным знаком (*), даются пояснения в разделе А.2.
В стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке (раздел А.3).
А.1.1 Общие понятия
2 природный энергоноситель*: Энергоноситель, образовавшийся в результате природных процессов.
7 первичная энергия: Энергия, заключенная в ТЭР.
10 энергоустановка: Комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии (ГОСТ 19431).
А.1.2 Использование топливно-энергетических ресурсов и энергосбережение
11 рациональное использование ТЭР*: Использование топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающее достижение максимальной при существующем уровне развития техники и технологии эффективности, с учетом ограниченности их запасов и соблюдения требований снижения техногенного воздействия на окружающую среду и других требований общества (ГОСТ 30166).
12 экономия ТЭР*: Сравнительное в сопоставлении с базовым, эталонным значением сокращение потребления ТЭР на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества без нарушения экологических и других ограничений в соответствии с требованиями общества [11].
14 энергосбережение*: Реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (на основе [7]).
А.1.3 Показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов
2 Природный энергоноситель
К природным энергоносителям относят, например, воду гидросферы (при использовании энергии рек, морей, океанов); горячую воду и пар геотермальных источников; воздух атмосферы (при использовании энергии ветра); биомассу; органическое топливо (нефть, газ, уголь и т.д.).
3 Произведенный энергоноситель
К произведенным энергоносителям относятся, например, сжатый воздух, водяной пар различных параметров котельных установок и других парогенераторов; горячую воду; ацетилен; продукты переработки органического топлива и биомассы и т.п.
6 Вторичные топливно-энергетические ресурсы
Наиболее часто встречаются вторичные ТЭР в виде тепла различных параметров и топлива. Например, к ВЭР в виде тепла относят нагретые отходящие газы технологических агрегатов; газы и жидкости систем охлаждения; отработанный водяной пар; сбросные воды; вентиляционные выбросы, тепло которых может быть полезно использовано. К ВЭР в виде топлива относят, например, твердые отходы, жидкие сбросы и газообразные выбросы нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, химической, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности, в частности, доменный газ, древесную пыль, биошламы, городской мусор и т.п.
8 Полезная энергия
Примеры определения термина:
а) в освещении - по световому потоку ламп;
б) в силовых процессах:
- для двигательных процессов - по рабочему моменту на валу двигателя;
- для процессов прямого воздействия - по расходу энергии, необходимому в соответствии с теоретическим расчетом для заданных условий;
в) в электрохимических и электрофизических процессах - по расходу энергии, необходимому в соответствии с теоретическим расчетом - для заданных условий;
г) в термических процессах - по теоретическому расходу энергии на нагрев, плавку, испарение материала и проведение эндотермических реакций;
д) в отоплении, вентиляции, кондиционировании, горячем водоснабжении, холодоснабжении - по количеству тепла, полученному пользователями;
е) в системах преобразования, хранения, транспортирования топливно-энергетических ресурсов - по количеству ресурсов, получаемых из этих систем.
9 Возобновляемые топливно-энергетические ресурсы
Возобновляемые ТЭР основаны на использовании возобновляемых источников энергии: солнечного излучения, энергии ветра, рек, морей и океанов, внутреннего тепла Земли, воды, воздуха; энергии естественного движения водных потоков и существующих в природе градиентов температур; энергии от использования всех видов биомассы, получаемой в качестве отходов растениеводства и животноводства, искусственных лесонасаждений и водорослей; энергию от утилизации отходов промышленного производства, твердых бытовых отходов и осадков сточных вод; энергию от прямого сжигания растительной биомассы, термической переработки отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности.
11 Рациональное использование ТЭР
Понятие «Рациональное использование ТЭР» является более общим по сравнению с понятием «Экономное расходование ТЭР» и включает:
- выбор оптимальной структуры энергоносителей, т.е. оптимального количественного соотношения различных используемых видов энергоносителей в установке, на участке, в цехе на предприятии, в регионе, отрасли, хозяйстве - в зависимости от рассматриваемого уровня энергобаланса;
- комплексное использование топлива, в т.ч. отходов топлива в качестве сырья для промышленности (например, использование золы и шлаков в строительстве);
- комплексное использование гидроресурсов рек и водоемов;
- учет возможности использования органического топлива (например нефти) в качестве ценного сырья для промышленности;
- комплексное исследование экспортно-импортных возможностей и других структурных оптимизаций.
12 Экономия ТЭР
Величину экономии определяют через сравнительное сокращение расхода, а не потребления ТЭР. Понятие «потребление» при переходе от отдельного элемента к установке, техпроцессу, цеху, предприятию теряет определенность и физический смысл, поэтому в принятой терминологической системе использовано слово «расход» (латинский аналог «gasto»), корреспондирующееся с расходной частью топливно-энергетического баланса конкретными энергопотребляющими объектами (изделиями, процессами, работами и услугами).
Эталонные значения расхода ТЭР устанавливаются в нормативных, технических, технологических, методических документах и утверждаются уполномоченным органом применительно к проверяемым условиям и результатам деятельности.
14 Энергосбережение
Интересы реализации законодательства в области энергетической эффективности и энергосбережения требуют раскрытия его правовых норм специалистам технического профиля с учетом вхождения в международное понятийное «техническое поле» в области энергетики и энергосбережения (см. термины «Рациональное использование ТЭР», «Экономия ТЭР» и «Экономное расходование ТЭР» в данном документе, а также в [7]).
17 Топливно-энергетический баланс
Термин выражает полное количественное соответствие (равенство) за определенный интервал времени между расходом и приходом энергии и топлива всех видов в энергетическом хозяйстве, включая (где это необходимо) изменение запасов ТЭР. Топливно-энергетический баланс является статической характеристикой динамической системы энергетического хозяйства за определенный интервал времени.
Оптимальная структура топливно-энергетического баланса является результатом оптимизационного развития энергетического хозяйства.
Топливно-энергетический баланс может составляться:
а) по видам ТЭР (ресурсные балансы);
б) по стадиям энергетического потока (добыча, переработка, преобразование, транспортирование, хранение, использование) ТЭР;
в) как единый (сводный) топливно-энергетический баланс с учетом перетоков всех видов энергии и ТЭР между стадиями и в целом по народному хозяйству;
г) по энергетическим объектам (электростанции, котельные), отдельным предприятиям, цехам, участкам, энергоустановкам, агрегатам и т.д.;
д) по назначению (силовые процессы, тепловые, электрохимические, освещение, кондиционирование, средства связи и управления и т.д.);
е) по уровню использования (с выделением полезной энергии и потерь);
ж) в территориальном разрезе и по отраслям народного хозяйства.
При составлении топливно-энергетического баланса различные виды ТЭР приводят к одному количественному измерению. Процедура приведения к единообразию может производиться:
- по физическому эквиваленту энергии, заключенной в ТЭР, т.е. в соответствии с первым законом термодинамики;
- по относительной работоспособности (эксергии), т.е. в соответствии со вторым законом термодинамики;
- по количеству полезной энергии, которая может быть получена из указанных ТЭР в теоретическом плане для заданных условий.
25 Потеря энергии
Потери энергии можно классифицировать следующим образом:
а) по области возникновения:
- при добыче,
- при хранении,
- при транспортировании,
- при переработке,
- при преобразовании,
- при использовании,
- при утилизации;
б) по физическому признаку и характеру:
- потери тепла в окружающую среду с уходящими газами, технологической продукцией, технологическими отходами, уносами материалов, химическим и физическим недожогом, охлаждающей водой и т.п.,
- потери электроэнергии в трансформаторах, дросселях, токопроводах, электродах, линиях электропередач, энергоустановках и т.п.,
- потери с утечками через неплотности,
- гидравлические - потери напора при дросселировании, потери на трение при движении жидкости (пара, газа) по трубопроводам с учетом местных сопротивлений последних,
- механические - потери на трение подвижных частей машин и механизмов;
в) по причинам возникновения:
- вследствие конструктивных недостатков,
- в результате не оптимально выбранного технологического режима работы,
- в результате неправильной эксплуатации агрегатов,
- в результате брака продукции и т.п.,
- по другим причинам.
27 Энергоемкость производства продукции
Практически при производстве любого вида продукции расходуются ТЭР, и для каждого из видов продукции существует соответствующая энергоемкость технологических процессов их производства. При этом энергоемкость технологических процессов производства одних и тех же видов изделий, выпускаемых различными предприятиями, может быть различна.
28 Показатель экономичности энергопотребления изделия
Показатели экономичности энергопотребления индивидуальны для различных видов изделий. Они характеризуют совершенство конструкции данного вида изделия и качество его изготовления.
В качестве показателей экономичности энергопотребления, как правило, следует выбирать удельные показатели.
баланс топливно-энергетический |
|
использование ТЭР рациональное |
|
коэффициент полезного действия |
|
коэффициент полезного использования энергии |
|
обследование энергетическое |
|
паспорт промышленного потребителя ТЭР энергетический |
|
паспорт гражданского здания энергетический |
|
показатель экономичности энергопотребления изделия |
|
политика энергосберегающая |
|
показатель энергетической эффективности |
|
потеря энергии |
|
расход ТЭР непроизводительный |
|
ресурсы топливно-энергетические |
|
ресурсы топливно-энергетические вторичные |
|
сертификация энергопотребляющей продукции |
|
технология энергосберегающая |
|
топливо |
|
топливно-энергетические ресурсы возобновляемые |
|
экономия ТЭР |
|
энергия первичная |
|
энергия полезная |
|
энергоемкость производства продукции |
|
энергоемкость продукции полная |
|
энергоноситель |
|
энергоноситель природный |
|
энергоноситель произведенный |
|
энергосбережение |
|
энергоустановка |
Основные принципы стандартизации энергосбережения
1 Стандартизация в области энергосбережения базируется на восьми основных принципах, учитываемых в правовых, организационных и нормативно-методических документах [3]:
1.1 Принцип энергетической системности: все виды энергетических объектов имеют тенденцию к объединению во взаимосвязанные системы, служащие для обеспечения хозяйства страны всеми видами энергии, топлива и способные выступать как единое и сложное целое, результат функционирования которого не равен сумме результатов функционирования отдельных объектов системы.
Принцип охватывает как уровни иерархии (разукрупнения) систем и объектов, включаемых в энергетическое хозяйство, так и уровни управления этими системами и объектами в рамках действующего законодательства в области энергетической эффективности и энергосбережения, опираясь на прогнозы, планы, программы, стандарты, другие нормативные и методические документы, содержащие конкретные нормативы государственного, регионального, межгосударственного (ГОСТ) или международного происхождения в обеспечение энергосбережения.
1.2 Принцип стадийной комплексности: все виды энергодобывающих, энергопроизводящих, энергопреобразующих, энергоиспользующих и энергосберегающих процессов базируются на создании и эксплуатации энерготехнологического оборудования, установок, приборов и других объектов, являющихся результатом организованной, регулируемой и установленной в нормативно-методической документации последовательности действий определенного рода, охватываемых стандартами и другими нормативно-методическими, технологическими документами.
Принцип предполагает установление в документации по стадиям жизненного цикла объектов (от маркетинга до ликвидации - утилизации или удаления) гибких, информативных, достоверных, качественных и количественных требований и показателей энергосбережения.
1.3 Принцип рациональности стратегических ограничений на использование ТЭР: нормативно-методическое обеспечение процессов производства, преобразования, транспортирования, хранения, использования, утилизации ТЭР должно быть направлено на предотвращение исчерпания природных топливно-энергетических ресурсов с учетом их разведанных запасов, рационализации способов добычи, вовлечения вторичных энергоресурсов, а также с опорной на тенденции развития технологий по обеспечению заданных уровней качества продукции, процессов, работ и услуг в рамках обязательных стратегических ограничений при воздействии дополнительных регуляторов эффективности деятельности по энергообеспечению и энергосбережению.
Принцип является центральным среди других, предполагая охват нормативно-методическим обеспечением четырех обязательных (для реализации и гармонизации деятельности) групп аспектных стратегий: ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных [2]; четырех видов дополнительных факторов-регуляторов: энерготранспортных, финансово-экономических (товарных), нормативно-метрологических, информационно-управляющих (в т.ч. ориентирующих).
1.4 Принцип функциональной взаимосвязанности: стандартизация требований энергосбережения неотделима от общих проблем нормативно-методического обеспечения ресурсопотребления и ресурсосбережения (ГОСТ 30166, ГОСТ 30167), а также от упорядочения (путем стандартизации) усложняющихся энергообъектов, обоснованной регламентации технологических процессов и технических средств энергообеспечения, установления требований энергопаспортизации и энергосбережения, обеспечения совместимости и взаимозаменяемости технических средств, методик контроля, измерений, испытаний, достижения позитивной коммуникативности (взаимопонимания) на уровне субъектов деятельности, экологичности и безопасности (для здоровья и жизни людей) процессов и средств, от необходимости гармонизации отечественных нормативно-методических документов любого уровня с современными международными и региональными требованиями.
Принцип активно проявляется при проектировании (разработке) программ, нормативных и методических документов.
1.5 Принцип неразрывности деятельности: прогнозирование, планирование, реализация, регулирование и оценка (надзор, контроль) результатов нормативно-методического обеспечения требований энергопотребления и энергосбережения должны осуществляться постоянно (в непрерывном или дискретном режимах, обусловленных спецификой функционирования энергоисточников, энергопередатчиков и энергопользователей-потребителей) на стадиях жизненного цикла энергообъектов.
Принцип положен в основу при формировании структуры комплекса документов «Энергосбережение» и может быть использован при стандартизации на региональных, локальных уровнях деятельности.
1.6 Принцип рыночной конъюнктурности: ценовая политика, кредитные и страховые преимущества, налоговые льготы и санкции, другие формы, уровни стимулирования и поддержки энергосберегающих мероприятий должны отражать в совокупности динамичную структуру информационных потоков о запасах ТЭР, возможностях повторного [вторичного] их использования, возможностях получения энергообеспечивающих и энергосберегающих объектов, технологий, нормативно-методических, иных документов из других регионов и стран, о приоритетах развития техники и технологиях энергосбережения, об экологических ограничениях и требованиях безопасности.
Принцип ориентирует на учет при стандартизации стратегических (целеполагающих [таргетинговых], продуктопродвигающих [маркетинговых]) и директивных решений различных уровней, прямо и косвенно стимулирующих процессы энергосбережения в рыночных условиях хозяйствования.
1.7 Принцип обязательности требований: обязательными при нормативно-методическом обеспечении являются стратегические ограничения и положительная динамика уровней, требований, показателей энергосбережения, закладываемых в конструкторско-технологические решения и проявляемых в процессах использования потребляющих ТЭР энергообъектов.
Принцип устанавливает тенденцию развития хозяйства в сторону энергосбережения с учетом того, что статус конкретных показателей энергосбережения определяют в соответствии с действующим техническим законодательством, нормативно-методическими документами, учитываемыми при заключении договоров на поставку, контрактов между производителями (поставщиками) и потребителями ТЭР и энергосберегающего оборудования в условиях действующих рыночных отношений.
1.8 Принцип паритетности: требования и показатели в нормативно-методических документах по энергосбережению не должны предоставлять односторонних преимуществ отдельным субъектам деятельности и объектам государственного, регионального, локального значения независимо от форм собственности, если они связаны внутри страны, региона единой системой добычи, переработки, транспортирования, хранения, производства, распределения, использования, утилизации ТЭР [3, с. 5].
Принцип устанавливает порядок, в соответствии с которым требования и показатели энергосбережения, устанавливаемые в нормативно-методических документах ведомствами, организациями и другими, должны соответствовать основополагающим межгосударственным стандартам комплекса «Энергосбережение».
2 Каждый из выделенных восьми принципов предусматривает внесение обязательных и (или) рекомендуемых требований в стандарты, конструкторскую и технологическую документацию, планы и программы деятельности на любом уровне производства ТЭР и управления энергосбережением.
3 Применительно к конкретным энергопотребляющим, энергосберегающим объектам принципы могут быть развиты и выражены дополнительно в аналитической, табличной, графической и других формах с учетом обеспечения информативности в условиях применения средств и методов вычислительной техники.
[3] ДСТУ 2339-94 «Енергосбереження. Основы положения», Госстандарт Украины. - Киев: 1995.
[4] Пакет нормативных правовых документов, рекомендуемых субъектами Российской Федерации для реализации региональной энергосберегающей политики». - М.: Минтопэнерго РФ. Том 2. 1998
[7] Энергетический терминологический многоязычный глоссарий (Energe Terminology a Multi Linquia Glossary). Раздел 18 «Энергосбережение». - Мировая энергетическая конференция. 1992.
[8] Руководство ИСО/МЭК 2:92 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь».
[9] МЭК 50 (601)-85 «Международный электротехнический словарь. Глава 601: Производство, передача и распределение электрической энергии. Общие понятия».
[11] ИСО 8402-94 Качество. Словарь. - М.: Изд-во стандартов, 1994.
Ключевые слова: нормативно-методическое обеспечение, энергопотребление, энергообеспечение, энергосбережение, энергетическая эффективность, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, энергоресурсы, энергетические установки, тепловая энергия, электроэнергия, теплоснабжение, охрана окружающей среды