ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ
Р |
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ СУДОВЫЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ
Типы и основные параметры.
Общие технические требования
ISO 8528-1:2005
Reciprocating internal combustion engine driven alternating
current
generating sets. Part 1: Application, ratings and performance
(NEQ)
ISO 8528-2:2005
Reciprocating internal combustion engine driven alternating
current
generating sets. Part 2: Engines
(NEQ)
ISO 8528-4:2005
Reciprocating internal combustion engine driven alternating
current
generating sets. Part 4: Controlgear
and switchgear
(NEQ)
ISO 8528-5:2005
Reciprocating internal combustion engine driven alternating
current
generating sets. Part 5: Generating sets
(NEQ)
|
Москва Стандартинформ 2013 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «Центральный научно-исследовательский дизельный институт» (ООО «ЦНИДИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 1180-ст
4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:
- ИСО 8528-1:2005 «Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 1. Применение, номинальные характеристики и режимы работы» (ISO 8528-1:2005 «Reciprocating internal combustion engine driven alternating current generating sets. Part 1: Application, ratings and performance», NEQ);
- ИСО 8528-2:2005 «Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 2. Двигатели» (ISO 8528-2:2005 «Reciprocating internal combustion engine driven alternating current generating sets. Part 2: Engines», NEQ);
- ИСО 8528-4:2005 «Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 4. Аппаратура управления и коммутационная аппаратура» (ISO 8528-4:2005 «Reciprocating internal combustion engine driven alternating current generating sets. Part 4: Controlgear and switchgear», NEQ);
- ИСО 8528-5:2005 «Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 5. Генераторные агрегаты» (ISO 8528-5:2005 «Reciprocating internal combustion engine driven alternating current generating sets. Part 5: Generating sets», NEQ)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ
Типы и основные параметры. Общие технические требования
Auxiliary and emergency marine diesel-generator sets.
Types and basic parameters. General technical requirements
Дата введения - 2012-09-01
Настоящий стандарт распространяется на судовые вспомогательные дизель-генераторы переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 230 и 400 В и постоянного тока напряжением свыше 100 В, а также на судовые аварийные дизель-генераторы переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 230 и 400 В и мощностью до 320 кВт.
Стандарт не распространяется на комбинированные судовые агрегаты (дизель-генератор-насос, дизель-генератор-компрессор и др.).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р ИСО 8528-1-2005 Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 1. Применение, технические характеристики и параметры
ГОСТ Р ИСО 8528-5-2005 Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 5. Электроагрегаты
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ Р 51249-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения
ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения
ГОСТ Р 51317.6.3-2009 (МЭК 61000-6-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в жилых, коммерческих зонах и производственных зонах с малым энергопотреблением. Нормы и методы испытаний
ГОСТ Р 52517-2005 (ИСО 3046-1:2002) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявление мощности, расхода топлива и смазочного масла. Методы испытаний
ГОСТ Р 53638-2009 (ИСО 3046-1:2002, ИСО 15550:2002) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозийная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 10511-83 Система автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования
ГОСТ 12139-84 Машины электрические вращающиеся. Ряды номинальных мощностей, напряжений и частот
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 14228-80 Дизели и газовые двигатели автоматизированные. Классификация по объему автоматизации
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17516-72 Изделия электротехнические. Условия эксплуатации в части воздействия механических факторов внешней среды
ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие технические требования
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дизель-генератор аварийный: Электроагрегат с приводом от дизельного двигателя, предназначенный для питания необходимых судовых потребителей при исчезновении напряжения на главном распределительном щите.
3.2 дизель-генератор вспомогательный: Электроагрегат с приводом от дизельного двигателя, предназначенный для питания всех электрических устройств и систем, необходимых для поддержания нормальных условий обитаемости на судне.
3.3 дизель-генератор рамный: Дизель-генератор, у которого дизель и генератор конструктивно независимы, установлены на общей фундаментной раме и соединены между собой муфтой.
3.4 дизель-генератор фланцевый: Дизель-генератор, у которого статор генератора прикреплен к остову дизеля.
3.5 дизель-генератор маховичный: Дизель-генератор, у которого ротор генератора жестко прикреплен к коленчатому валу дизеля и является его маховиком.
3.6 длительная (номинальная) мощность: Мощность, которую может развивать дизель-генератор без ограничения времени с перерывами на техническое обслуживание, указанными изготовителем, при заданных значениях частоты вращения, напряжения, силы и частоты тока, полной комплектности и заданных окружающих и рабочих условиях, при условии соблюдения правил технического обслуживания, установленных изготовителем.
3.7 основная (полная) мощность: Мощность, которую может развивать дизель-генератор без ограничения времени с перерывами на техническое обслуживание, указанными изготовителем, при заданных значениях частоты вращения, напряжения, силы и частоты тока, полной комплектности и заданных окружающих и рабочих условиях, при условии соблюдения правил технического обслуживания, установленных изготовителем, с учетом недопустимости ее превышения. Устанавливают в том случае, если не назначают длительную (номинальную) мощность.
3.8 мощность с ограничением времени работы (максимальная мощность): Кратковременная мощность, которую может развивать дизель-генератор с перерывами в течение ограниченного времени, установленного изготовителем, превышающая длительную (номинальную) мощность при тех же условиях работы и комплектности, при которых назначают длительную (номинальную) мощность.
3.9 допустимая средняя мощность: Мощность дизель-генератора, которая не должна превышать определенного значения в процентах основной (полной) мощности за 24-часовой период, назначаемого изготовителем.
3.10 минимальная мощность: Наименьшая длительная мощность дизель-генератора без ограничения по времени работы.
3.11 установившееся отклонение напряжения: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 6.1.4).
3.12 установившееся отклонение частоты: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 4.1.1).
3.13 отклонение напряжения в переходном процессе: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 6.3).
3.14 время восстановления напряжения: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 6.3.6).
3.15 диапазон регулирования напряжения: Амплитуда регулируемого напряжения.
3.16 время восстановления частоты: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 4.3.5).
3.17 полоса допуска по частоте: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 4.3.7).
3.18 диапазон частоты в установившемся режиме (нестабильность частоты в установившемся режиме): Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 4.1.4).
3.19 переходное отклонение частоты от начального значения при набросе нагрузки, при сбросе нагрузки: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 4.3.3).
3.20 переходное отклонение частоты от номинального значения: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункт 4.3.4).
3.21 темп изменения настройки частоты (напряжения): Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункты 4.2.2 и 6.2.7).
3.22 относительный диапазон снижения (повышения) регулируемой частоты [верхний (нижний) диапазон настройки частоты]: Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р ИСО 8528-5 (пункты 4.2.1.2 - 4.2.1.5).
В настоящем стандарте применены обозначения в соответствии с ГОСТ Р ИСО 8528-1 и ГОСТ Р ИСО 8528-5.
5.1 Судовые дизель-генераторы подразделяют:
- по назначению - на вспомогательные и аварийные;
- по конструктивному исполнению - на рамные, фланцевые и маховичные;
- по климатическому исполнению - в морском исполнении для умеренно-холодного климата М и морском исполнении неограниченного района плавания ОМ по ГОСТ 15150;
- по роду тока, вырабатываемого дизель-генератором, - переменный трехфазный или постоянный ток;
- по степени автоматизации - в соответствии с ГОСТ 14228;
- по классу применения - в соответствии с ГОСТ Р ИСО 8528-1.
5.2 В составе судового дизель-генератора следует применять дизельные двигатели по ГОСТ Р 53638.
5.3 В качестве источников электрической энергии дизель-генераторов следует применять:
- синхронные генераторы переменного тока в бесщеточном исполнении или со статическими системами возбуждения, с автоматическим регулированием напряжения;
- генераторы постоянного тока.
Применяемый генератор должен соответствовать техническим условиям на генератор конкретного типа.
5.4 Номинальные мощности генераторов, применяемых в составе дизель-генераторов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12139.
5.5 Значения мощностей и частоты вращения дизель-генераторов устанавливают в техническом задании и технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
5.6 Структура условного обозначения дизель-генератора приведена на рисунке 1.
Рисунок 1
В скобках указано переменное число знаков, зависящее от типа, параметров и исполнения дизель-генератора.
Допускается использование дополнительных символов для обозначения модификаций дизель-генераторов.
Пример - Условные обозначения:
- судового вспомогательного рамного дизель-генератора, автоматизированного по 2-й степени автоматизации ГОСТ 14228, длительной (номинальной) мощностью 100 кВт, частотой вращения 1500 мин-1, постоянного тока, климатического исполнения ОМ и категории размещения 5:
ДГР2А 100/1500 П ОМ 5 ГОСТ Р 54812-2011;
- судового аварийного фланцевого дизель-генератора длительной (номинальной) мощностью 315 кВт, частотой вращения коленчатого вала 1500 мин-1, климатического исполнения М и категории размещения 4:
АДГФ 315/1500 М4 ГОСТ Р 54812-2011.
Дизель-генераторы следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям на дизель-генераторы конкретного типа, а дизель-генераторы, строящиеся на класс Российского морского регистра судоходства и/или Российского речного регистра, должны также соответствовать требованиям этих организаций. Классификационное общество должно быть заявлено потребителем до размещения заказа.
6.2.1 В техническом задании и технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа устанавливают следующие виды мощностей:
- длительную (номинальную);
- мощность с ограничением времени работы (максимальную мощность);
- допустимую среднюю мощность;
- основную (полную) мощность;
- минимальную мощность.
Допускается по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) в техническом задании и технических условиях на дизель-генератор конкретного типа устанавливать дополнительные виды мощностей.
6.2.2 Длительная (номинальная) и основная (полная) мощности дизель-генератора и соответствующий им удельный расход топлива обеспечиваются при условиях окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 52517, а также при давлении на впуске и противодавлении на выпуске в соответствии с техническими условиями на дизель-генераторы конкретного типа и коэффициенте мощности (cos φ), равном 0,8.
6.2.3 Дизель-генераторы должны развивать в течение 1 ч непрерывной работы мощность с ограничением времени работы (максимальную мощность), превышающую длительную (номинальную) мощность на 10 %.
Суммарная наработка на режиме мощности с ограничением времени работы (максимальной мощности) не должна превышать 10 % времени, отработанного дизель-генератором с начала эксплуатации.
Периодичность повторения режимов мощности с ограничением времени работы (максимальной мощности) устанавливают в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
6.2.4 Для длительной (номинальной), основной (полной) мощности и мощности с ограничением времени работы (максимальной) следует предусматривать дополнительную мощность, обеспечивающую работу дизель-генератора при переходных процессах, которая, как правило, составляет не более 10 % вышеуказанных мощностей и не должна использоваться для питания электрической энергией потребителем.
6.2.5 Минимальную мощность и продолжительность работы на этой мощности устанавливают в техническом задании и технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
6.2.6 Рабочий диапазон частоты вращения коленчатого вала дизель-генератора следует определять по наклону регуляторной характеристики дизельного двигателя по ГОСТ 10511, при этом частоту вращения коленчатого вала устанавливают при нагрузке, равной 50 % длительной (номинальной) или основной (полной) мощности дизель-генератора.
Для дизель-генераторов постоянного тока и аварийных дизель-генераторов допускается устанавливать частоту вращения при 100 %-ной длительной (номинальной) или основной (полной) мощности.
6.2.7 Дизель-генераторы должны обеспечивать устойчивую и надежную работу на любых режимах от холостого хода до мощности с ограничением времени работы (максимальной мощности) в рабочем диапазоне частот вращения.
Длительность непрерывной работы дизель-генератора на холостом ходу устанавливают в техническом задании и технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
6.2.8 Нормы качества электрической энергии дизель-генераторов переменного тока в установившемся тепловом состоянии при коэффициенте мощности и номинальном наклоне регуляторной характеристики двигателя следует устанавливать в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Допустимые предельные значения в зависимости от класса применения7), 8) |
|||||
G1 |
G2 |
G3 |
|||
Установившееся отклонение частоты δfst, %, не более |
8 |
5 |
3 |
||
Нестабильность частоты в установившемся режиме βf, %, не более |
2,5 |
1,51) |
0,5 |
||
Нижний диапазон настройки частоты δfs,do, %, не менее |
-(2,5 + δfst)2) |
||||
Верхний диапазон настройки частоты δfs,up, %, не менее |
+2,52) |
||||
Темп изменения настройки частоты Vf, % |
0,2 - 1,5 |
||||
Переходное отклонение частоты от начального значения δfd, %, не более: |
|||||
- 100 %-ный мгновенный сброс нагрузки |
+18 |
+12 |
+10 |
||
- мгновенный наброс нагрузки |
-(15 + δfst)3) |
-(10 + δfst)3) |
- (7 + δfst)3) |
||
Переходное отклонение частоты от номинального значения δfdyp, %, не более: |
|||||
- 100 %-ный мгновенный сброс нагрузки |
+18 |
+12 |
+10 |
||
- мгновенный наброс нагрузки |
-153) |
-103) |
-73) |
||
Время восстановления частоты, с, не более: |
|||||
- при набросе нагрузки tf,in |
104) |
54) |
34) |
||
- при сбросе нагрузки tf,de |
103) |
53) |
33) |
||
Полоса допуска по частоте (для времени восстановления) αf, %, не более |
3,5 |
2,0 |
2,0 |
||
Установившееся отклонение напряжения δUst, %, не более |
± 5; ± 105) |
± 2,5; ± 1,06) |
± 1,0 |
||
Диапазон регулирования напряжения δ Us, % |
± 5 |
||||
Темп изменения настройки напряжения Vu, % |
0,2 - 1,5 |
||||
Отклонение напряжения в переходном процессе δUdyp, %, не более |
+30; -253) |
+25; -203) |
+20; -153) |
||
Время восстановления напряжения, с, не более: |
|||||
- при набросе нагрузки tu, in |
10 |
6 |
4 |
||
- при сбросе нагрузки tu, de |
103) |
63) |
43) |
||
1) Для дизель-генераторов с одно- или двухцилиндровыми двигателями значение может возрасти до 2,5 %. 2) В случае если нет необходимости в параллельной работе дизель-генераторов, допускается фиксированная настройка частоты или напряжения. 3) Для дизель-генераторов с двигателями с турбонаддувом эти данные относятся к максимально возможному набросу нагрузки в соответствии с приложением А. Под нагрузкой понимают силу тока в фазах генератора. 4) Значения установлены для 100 %-ного сброса нагрузки. 5) Для дизель-генераторов мощностью 10 кВ ∙ А. 6) Для дизель-генераторов с синхронными генераторами при параллельной работе, когда должна быть учтена реактивная составляющая тока, диапазон колебаний частоты должен быть не более 0,5 %. 7) Допустимые предельные значения для дизель-генераторов класса применения G4 устанавливают по согласованию изготовителя и потребителя (заказчика). 8) Нормы качества электрической энергии указаны в процентах от номинальных значений напряжения и частоты. |
|||||
6.2.9 Нормы качества электрической энергии дизель-генераторов постоянного тока должны быть установлены в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
6.2.10 Дизель-генераторы должны допускать в прогретом состоянии 10 %-ную перегрузку потоку при коэффициенте мощности cos φ = 0,8 в течение 1 ч. Время работы и cos φ при перегрузках более 10 % устанавливают в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
6.2.11 Дизель-генераторы переменного тока должны выдерживать моменты, создаваемые ударным током короткого замыкания генератора.
6.2.12 Дизель-генераторы должны обеспечивать надежное начальное самовозбуждение без применения постороннего источника электрической энергии.
6.2.13 Дизель-генераторы не должны иметь запретных частот вращения, обусловленных крутильными колебаниями, в пределах их рабочего диапазона частот вращения и на режимах прогрева.
6.2.14 В режиме холостого хода дизель-генераторы должны обеспечивать пуск прямым включением асинхронного короткозамкнутого электродвигателя, значения мощности которого и изменение напряжения дизель-генератора устанавливают в технических условиях и/или технических заданиях на дизель-генераторы конкретного типа.
6.2.15 Вспомогательные дизель-генераторы с идентичными характеристиками регулирования частоты вращения и напряжения должны обеспечивать длительную параллельную работу при соотношении мощности от 1:3 до 3:1, а на время перевода нагрузки - с сетью неограниченной мощности.
6.2.16 При установившемся тепловом состоянии параллельно работающих дизель-генераторов степень рассогласования активных и реактивных нагрузок не должна превышать 10 % длительной (номинальной) мощности более мощного из параллельно работающих дизель-генераторов в диапазоне нагрузок от 20 % до 100 %.
6.2.17 Амплитуда обменных колебаний активной мощности при параллельной работе не должна превышать:
- 15 % - для классов применения G1 и G2;
- 10 % - для классов применения G3 и G4
6.3.1 Дизель-генераторы со всеми обслуживающими механизмами и устройствами в зависимости от назначения должны надежно работать в условиях, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Значение показателя для дизель-генераторов |
||
вспомогательных |
аварийных |
|
Температура воздуха, К (°С)1): |
||
- наружного |
От 243 до 318 (от -30 до +45) |
|
- окружающего дизель-генератор в помещении |
От 278 до 323 |
От 263
до 315 |
Высота над уровнем моря, м |
На уровне моря |
|
Относительная влажность при температуре, %: |
||
- 298 К (25 °С) |
98 |
|
- 318 К (45 °С) |
75 |
|
Температура воды внешнего контура (забортной воды), К (°С): |
От 271 до 305 (от -2 до +32) |
|
Сопротивление на впуске и выпуске, кПа (мм вод. ст.) |
По техническим условиям на дизель-генераторы конкретного типа |
|
Длительный крен, градус, не более |
15 |
22,5 |
Кратковременный крен, градус, не более |
45 |
|
Длительный дифферент, градус, не более2) |
5 |
10 |
Кратковременный дифферент, градус, не более2) |
10 |
|
Бортовая и килевая качка, градус, не более |
По техническим условиям на дизель-генераторы конкретного типа |
|
Внешние механические нагрузки |
По ГОСТ 17516 и ГОСТ 17516.1 |
|
1) Температуру воздуха на впуске устанавливают в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа. 2) Значение дифферента указано без учета строительного дифферента. |
6.3.2 В зависимости от выбранных условий работы по таблице 2 в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа указывают климатическое исполнение и категорию размещения по ГОСТ 15150.
6.3.3 Значения уровней звукового давления на расстоянии 1 м от поверхности дизель-генератора в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц в децибелах и уровней звука на расстоянии 1 м от поверхности дизель-генератора по частотной характеристике А указывают в техническом задании и технических условиях на дизель-генератор конкретного типа.
6.3.4 Уровни вибрации, измеренные на опорах дизель-генератора, указывают в технических условиях на дизель-генератор конкретного типа.
6.3.5 На дизель-генераторах необходимо применять нетоксичные присадки к воде, не выпадающие в осадок и обеспечивающие консервационное действие.
Марки допускаемых к применению незамерзающих жидкостей и присадок указывают в технических условиях на дизель-генератор конкретного типа и в руководстве по эксплуатации дизель-генератора.
6.4.1 Дизельные двигатели вспомогательных дизель-генераторов должны иметь электрическую (от электростартера) или воздушную (сжатым воздухом) систему пуска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53638.
6.4.2 Аварийные дизель-генераторы должны быть оборудованы двойной системой пуска - электрической и воздушной. Для дизель-генераторов мощностью до 30 кВт допускается использовать ручную систему пуска вместо воздушной.
Электрическая и (или) воздушная системы пуска должны быть автоматизированы.
6.4.3 Вспомогательные дизель-генераторы должны быть приспособлены к автономному пуску при обесточивании судна.
6.4.4 Аварийные дизель-генераторы должны:
- обеспечивать автоматический пуск без предварительного нагрева масла и воды при температуре окружающего воздуха не менее 288 К (15 °С);
- пускаться с местного поста управления при температуре масла и воды 281 К (8 °С); продолжительность пуска в этом случае устанавливают в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа;
- обеспечивать автоматический пуск за время не более 10 с от поступления сигнала на пуск до готовности к приему 100 %-ной нагрузки при первой удавшейся попытке пуска;
- обеспечивать две автоматизированные повторные попытки пуска с интервалом между ними не более 5 с, а для дизель-генераторов со стартерным пуском - не более 10 с.
6.4.5 Воздушная и электрическая системы пуска аварийного дизель-генератора должны обеспечивать не менее шести последовательных пусков каждая. Начальное давление воздуха для пуска дизель-генераторов должно быть не более 29,72 ∙ 102 кПа (30 кгс/см2).
6.4.6 Контрольные пуски и проверки работы аварийных дизель-генераторов следует проводить в сроки, установленные руководством по эксплуатации и техническими условиями на дизель-генераторы конкретного типа.
6.5.1 Вспомогательные дизель-генераторы должны быть автоматизированы или по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) подготовлены (приспособлены) к автоматизации по ГОСТ 14228. Степень и объем автоматизации устанавливают в техническом задании и технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
6.5.2 Вспомогательные дизель-генераторы постоянного тока должны иметь системы автоматического регулирования напряжения, параметры которых устанавливают в техническом задании и технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
Допускается применение дизель-генераторов с ручным регулированием напряжения.
6.5.3 Аварийные дизель-генераторы должны иметь систему автоматизации, обеспечивающую:
- автоматический пуск и прием нагрузки по внешнему сигналу;
- автоматическое поддержание частоты вращения, температуры смазочного масла и воды;
- аварийную сигнализацию и защиту по падению давления смазочного масла и превышению частоты вращения (разносу);
- автоматический останов по внешнему сигналу, если это установлено в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа;
- контрольный пуск при заданной на распределительном щите блокировке включения дизель-генератора на шины.
6.5.4 Значения параметров системы автоматического регулирования частоты вращения двигателей, предназначенных для дизель-генераторов переменного тока, должны быть не ниже 3-го класса точности по ГОСТ 10511.
6.5.5 Напряжение питания электрических цепей системы управления следует выбирать из ряда:
- переменного тока - 48, 110, 220, 250, 380 В;
- постоянного тока - 12, 24, 27, 36, 110, 125 В.
Предпочтительно использование напряжения менее 250 В.
6.6.1 В технических условиях на вспомогательные дизель-генераторы необходимо устанавливать следующие показатели надежности:
- назначенный ресурс до первой или полной переборки;
- назначенный ресурс до капитального ремонта;
- назначенный ресурс непрерывной работы;
- показатели трудоемкости [удельная суммарная оперативная трудоемкость обслуживаний за ресурс до первой (полной) переборки и средняя оперативная трудоемкость первой (полной) переборки].
6.6.2 Назначенные ресурсы до первой или полной переборки и до капитального ремонта, а также назначенный ресурс непрерывной работы вспомогательного дизель-генератора должны быть не менее соответствующих назначенных ресурсов дизельного двигателя, входящего в состав дизель-генератора.
6.6.3 В технических условиях на аварийные дизель-генераторы вместо назначенных ресурсов до первой или полной переборки и до капитального ремонта устанавливают назначенный срок службы до списания.
Назначенный срок службы до списания аварийных дизель-генераторов должен быть не менее 25 лет при условии переосвидетельствования в соответствии с руководством по эксплуатации, а их систем управления и регулирования - не менее 12,5 лет.
6.7.1 Дизельные двигатели, электрогенераторы и комплектующие дизель-генераторов должны соответствовать требованиям, установленным в стандартах и (или) технических условиях на конкретные комплектующие, и условиям их работы в составе дизель-генератора.
6.7.2 Топлива, смазочные масла, охлаждающие жидкости для дизельных двигателей дизель-генераторов должны соответствовать требованиям стандартов и (или) технических условий на дизельные двигатели конкретного типа.
Составы и характеристики топлива, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов на них.
6.7.3 Аварийные дизель-генераторы должны иметь замкнутую систему охлаждения, несвязанную с забортной водой.
Допускается по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) иметь двухконтурную систему охлаждения.
6.7.4 Дизельные двигатели автоматизированных дизель-генераторов должны быть оборудованы датчиками и исполнительными механизмами, а регуляторы частоты вращения - приводами, обеспечивающими выполнение задач, соответствующих степени автоматизации.
6.7.5 Дизель-генераторы должны быть приспособлены для оборудования системами управления, контроля, регулирования и диагностирования.
6.8.1 Конструкция и компоновка дизель-генератора должны обеспечивать при техническом обслуживании и ремонте:
- свободный доступ к агрегатам, сборочным единицам и элементам, требующим проверки и регулировки при эксплуатации;
- удобство монтажа и демонтажа.
6.8.2 Органы управления дизель-генератора и контрольно-измерительные приборы снабжают четкими надписями или знаками, определяющими их назначение.
6.8.3 Аварийные органы управления должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026.
6.8.4 Усилия на рукоятках управления - по ГОСТ 21753.
6.8.5 Окраску дизель-генератора и внешнюю отделку его отдельных элементов выполняют по рабочим чертежам и техническим условиям на дизель-генераторы конкретного типа.
Допускается не окрашивать поверхности приборов и оборудования, имеющих защитные покрытия.
6.9.1 На каждом дизель-генераторе на доступном и хорошо видном месте укрепляют табличку, содержащую следующие данные:
- наименование и товарный знак изготовителя;
- код по ОКП;
- обозначения дизель-генератора заводское и по настоящему стандарту;
- мощность, кВт;
- номинальную частоту, Гц;
- номинальное напряжение, В;
- номинальный ток, А;
- массу дизель-генератора (сухую), кг;
- номер дизель-генератора по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- год выпуска.
Для дизель-генераторов, предназначенных для судов, строящихся на класс Российского морского регистра судоходства или Российского речного регистра, на табличке должно быть клеймо соответствующего классификационного общества.
Сертифицированные дизель-генераторы должны быть снабжены национальным знаком соответствия по ГОСТ Р 50460.
По согласованию изготовителя и потребителя (заказчика) допускается дополнять указанные данные.
6.9.2 Место расположения таблички, размеры и способ нанесения маркировки указывают в рабочих чертежах в соответствии с требованиями ГОСТ 26828.
6.9.3 Транспортная маркировка грузовых мест - по рабочим чертежам в соответствии с требованиями ГОСТ 14192.
6.9.4 Упаковка дизель-генераторов - в соответствии с требованиями ГОСТ 23170 по рабочим чертежам и техническим условиям на дизель-генераторы конкретного типа.
6.9.5 Консервация дизель-генераторов - по ГОСТ 9.014.
Срок защиты - 18 мес. По заказу потребителя (заказчика) допускается устанавливать другие сроки защиты.
7.1 Дизель-генераторы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, требованиям технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» [1], а также Правилам устройства электроустановок [2], Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей [3], Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей [4].
7.2 Предельные значения шумовых характеристик дизель-генераторов на рабочих местах обеспечивает потребитель (заказчик) совместно с изготовителем дизель-генератора при участии потребителя конечной продукции, на которую устанавливают дизель-генератор, в соответствии с ГОСТ 12.1.003.
7.3 Предельные значения уровней вибрации дизель-генераторов на рабочих местах обеспечивает потребитель (заказчик) совместно с изготовителем дизель-генератора при участии потребителя конечной продукции, на которую устанавливают дизель-генератор, в соответствии с ГОСТ 12.1.012
7.4 Допустимые параметры дымности отработавших газов - по ГОСТ Р 51250.
7.5 Допустимые параметры выбросов вредных веществ с отработавшими газами - по ГОСТ Р 51249.
7.6 Дизель-генераторы по уровню создаваемых радиопомех должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 51317.6.3.
7.7 Дизель-генераторы следует оборудовать защитными кожухами и устройствами, исключающими доступ к вращающимся элементам во время работы.
7.8 Конструкция дизель-генераторов должна исключать просачивание жидкостей и их паров, пропуск воздуха и отработавших газов в рабочую зону или машинное отделение.
7.9 Конструкция дизель-генератора должна исключать возможность соприкосновения обслуживающего персонала с поверхностями, температура которых превышает 333 К (60 °С), при обслуживании дизель-генераторов путем применения экранирования, теплоизоляции и приборов дистанционного контроля.
Температура органов управления (рукояток, маховиков) на посту управления дизель-генератора не должна превышать 318 К (45 °С).
7.10 Все управляющее и приборное электрооборудование должно быть надежно защищено от перегрузки потоку.
7.11 Дизель-генераторы должны отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004.
7.12 Конструкция дизель-генератора должна исключать попадание топлива и масла в результате утечки на выпускные коллекторы дизельного двигателя, электрические устройства и в систему впуска воздуха.
7.13 Детали и сборочные единицы дизель-генератора массой 50 кг и более, подлежащие перемещению в процессе разборки и ремонта, должны быть приспособлены для строповки.
На деталях и сборочных единицах массой от 20 до 50 кг должны быть предусмотрены приспособления, обеспечивающие удобство их перемещения.
8.1.1 Для проверки качества сборки, соответствия требованиям настоящего стандарта и приемки дизель-генератора проводят приемо-сдаточные, периодические, типовые испытания и испытания на надежность.
8.1.2 Для каждого вида испытаний предприятие-изготовитель разрабатывает программу испытаний и согласовывает ее с потребителем (заказчиком) и органами государственного надзора (при необходимости).
8.1.3 Испытания дизель-генератора следует проводить на стенде предприятия-изготовителя или по согласованию предприятия-изготовителя и потребителя (заказчика) на месте установки.
8.1.4 Метрологическое обеспечение испытаний осуществляют в соответствии с национальными стандартами, положениями и другими нормативными документами по метрологическому обеспечению.
При проведении испытаний следует применять средства измерений, прошедшие метрологическую аттестацию (поверку) в соответствии с [5], испытательное оборудование, прошедшее аттестацию по ГОСТ Р 8.568.
8.2.1 Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый дизель-генератор. Допускается проводить приемо-сдаточные испытания дизель-генераторов выборочно от партии. Размер партии и объем выборки устанавливают в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
8.2.2 На приемо-сдаточные испытания предъявляют дизель-генератор, прошедший обкатку и регулировку.
8.2.3 Приемо-сдаточные испытания должны включать в себя:
- внешний осмотр, в т. ч. комплектность;
- определение сопротивления изоляции;
- испытание пусковых качеств;
- испытание систем управления, аварийной защиты и аварийно-предупредительной сигнализации;
- снятие характеристик, предусмотренных программой испытаний;
- испытание на режиме длительной (номинальной) мощности или основной (полной мощности), а также на нагрузках 50 % и 75 %;
- определение значений установившихся отклонений напряжений и частоты.
8.2.4 Для дизель-генераторов со стабильными результатами испытаний допускается проводить сокращенные приемо-сдаточные испытания.
8.2.5 Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляют протоколом.
8.3.1 Периодическим испытаниям следует подвергать отдельные образцы дизель-генераторов, находящихся в производстве, с целью проверки соответствия их основных параметров требованиям настоящего стандарта и технических условий на дизель-генераторы конкретного типа, а также стабильности качества их изготовления.
8.3.2 Объем и сроки проведения периодических испытаний устанавливают в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа и (или) программе испытаний.
8.3.3 На периодические испытания предъявляют дизель-генератор, прошедший приемо-сдаточные испытания.
8.3.4 Периодические испытания должны включать в себя:
- измерения и проверки, предусмотренные программой испытаний;
- снятие характеристик дизель-генератора, предусмотренных программой испытаний;
- проверку значений показателей качества электрической энергии;
- определение правильности чередования фаз;
- проверку защиты от коротких замыканий;
- испытание в режиме работы с 10 %-ной перегрузкой по мощности;
- испытания на параллельную работу (допускается проводить на месте установки дизель-генератора).
8.3.5 Результаты периодических испытаний оформляют актом (отчетом).
8.4.1 Типовые испытания дизель-генераторов проводят после изменения конструкции, применяемых материалов или технологии изготовления.
8.4.2 Типовые испытания проводит ОТК предприятия-изготовителя по программе, разработанной предприятием-изготовителем и согласованной с предприятием-разработчиком.
Объем испытаний определяют степенью возможного влияния предлагаемых изменений на качество выпускаемых дизель-генераторов.
8.4.3 По результатам испытаний принимают согласованное с предприятием-разработчиком решение о целесообразности внесения изменений в конструкторскую и технологическую документацию, по которой изготавливают дизель-генераторы конкретного типа.
Результаты типовых испытаний оформляют актом (отчетом), к которому прикладывают протоколы по проведенным видам проверок и испытаний.
Подтверждение назначенных ресурсов до первой (полной) переборки, капитального ремонта и назначенного ресурса непрерывной работы проводят при испытаниях на надежность.
Порядок проведения испытаний на надежность - по техническим условиям на дизель-генераторы конкретного типа.
Рекомендуется проведение ускоренных испытаний на надежность в соответствии с отраслевым стандартом [6].
9.1.1 Испытаниям должен подвергаться дизель-генератор, укомплектованный штатным оборудованием и технической документацией в соответствии с техническими условиями на дизель-генераторы конкретного типа и программой испытаний.
Допускается использовать для испытаний имеющееся стендовое оборудование и приборы при условии, что они обеспечивают получение установленных показателей при переходе на штатное оборудование.
Применяемая измерительная аппаратура должна иметь отметки о проведении периодической аттестации и свидетельство о поверке.
9.1.2 Во время испытаний на дизель-генераторе не допускается проведение работ и регулировок, кроме работ по техническому обслуживанию дизель-генератора, предусмотренных программой испытаний.
9.1.3 При прекращении (перерыве), вызванном неисправностями дизель-генератора или испытательного оборудования, решение о частичном или полном повторении испытаний должно быть согласовано в порядке, установленном программой испытаний.
9.1.4 Атмосферные (барометрическое давление, температура воздуха на входе в дизель-генератор или турбокомпрессор, относительная влажность) и рабочие (давление на впуске, противодавление на выпуске, температура охлаждающей жидкости на входе в охладитель надувочного воздуха, температура топлива на входе) условия, при которых обеспечиваются заявленные параметры дизель-генератора, указывают в программе испытаний.
Если условия проведения испытаний отличаются от условий, установленных в программе испытаний, или условий на месте размещения дизель-генератора, то мощность, при которой должен испытываться дизель-генератор, удельные расходы топлива и смазочного масла определяют путем пересчета в соответствии с ГОСТ Р 52517 с учетом местных условий.
Допускается испытывать дизель-генератор при искусственно измененных условиях, имитирующих условия на месте размещения дизель-генератора, с соответствующим пересчетом мощности.
9.1.5 Испытания должны проводиться на топливе, смазочных материалах и охлаждающей жидкости, указанных в технических условиях и (или) руководстве по эксплуатации на дизель-генераторы конкретного типа.
Если приемо-сдаточные испытания проводят на месте размещения дизель-генератора, то потребитель (заказчик) должен обеспечить достаточное количество топлива, смазочных материалов и охлаждающей жидкости, если нет иного соглашения с изготовителем дизель-генератора.
9.2.1 При испытаниях дизель-генераторов следует использовать приборы, позволяющие измерять следующие основные параметры с погрешностью, %, не более:
- силу тока - 2,5;
- напряжение - 2,5;
- активную мощность - 2,5;
- реактивную мощность - 2,5;
- коэффициент мощности - 5,0;
- частоту - 1,0.
9.2.2 Применяемые приборы должны быть выбраны таким образом, чтобы измеряемые параметры находились на участке шкалы с наибольшей точностью предела измерений.
9.2.3 Места установки датчиков измеряемых параметров на стенде и испытуемом дизель-генераторе, а также специальную измерительную аппаратуру устанавливают в программе испытаний.
9.3.1 Испытания дизель-генератора проводят при работе по характеристикам, установленным программой испытаний.
9.3.2 Испытания, кроме пусковых, следует проводить на прогретом дизель-генераторе при установившемся тепловом состоянии.
9.3.3 Продолжительность каждого режима должна обеспечивать проведение необходимых измерений. Измерения проводят после достижения дизель-генератором установившегося температурного режима. В режиме длительной (номинальной) или основной (полной) мощности должно быть не менее трех измерений каждого параметра.
9.3.4 Во время проведения измерений нагрузку, частоту вращения, температуру и давление рабочих агентов следует поддерживать в пределах, установленных программой испытаний.
9.3.5 Результаты приемо-сдаточных и периодических испытаний оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 15.309.
10.1 Транспортирование дизель-генераторов допускается транспортом любого вида в соответствии с ГОСТ 23170, правилами перевозки грузов и техническими требованиями погрузки и крепления грузов, действующими на данном виде транспорта.
По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускается транспортирование дизель-генераторов в крытых вагонах и контейнерах без упаковки.
10.2 Дизель-генераторы следует хранить в условиях 1 (Л) или 2 (С) по ГОСТ 15150.
По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускается устанавливать другие условия хранения.
11.1 Изготовитель гарантирует соответствие дизель-генераторов требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа, указанных в руководстве по эксплуатации конкретного типа дизель-генератора.
11.2 Гарантийный срок эксплуатации - не менее 18 мес с момента ввода дизель-генератора в эксплуатацию при гарантийной наработке не более значений назначенных ресурсов до первой (полной) переборки, установленных в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
Повышенные сроки гарантии допускается устанавливать в технических условиях на дизель-генераторы конкретного типа.
Максимально допустимое значение мгновенно набрасываемой нагрузки на дизель-генератор от холостого хода зависит от среднего эффективного давления рте дизельного двигателя при длительной (номинальной) мощности. Для дизельных двигателей без наддува это значение равно 100 %. При более высоких значениях рте необходимо ступенчатое повышение нагрузки. Допускаемые значения набрасываемой нагрузки для дизель-генераторов с четырехтактными и двухтактными дизельными двигателями не должны превышать значений, определяемых ГОСТ 10511 (пункт 2.1.5) по ступеням наброса.
Конкретные значения ступеней наброса нагрузки и промежутки времени между ними устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем. Дизель-генераторы должны обеспечивать значения переходного отклонения частоты и времени ее восстановления. Допустимые отклонения напряжения в переходном процессе и времени его восстановления при сбросе-набросе нагрузки каждой ступени не должны превышать значений, указанных в таблице 1 настоящего стандарта.
[1] |
Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 |
|
[2] |
Правила устройства электроустановок |
|
[3] |
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей |
|
[4] |
Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей |
|
[5] |
ПР 50.2.006-99 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений |
[6] |
ОСТ 24.060.08-79 |
Дизели. Методы ускоренных испытаний на безотказность и долговечность |
Ключевые слова: вспомогательные, аварийные дизель-генераторы; термины, определения; технические требования; требования безопасности; охрана окружающей среды; приемка; методы испытаний; транспортирование; хранение; гарантии