ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Утверждено
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 3 февраля 2012 г. № 80
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И
АТОМНОМУ НАДЗОРУ
В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Москва 2012
Политика
в области управления качеством
государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии
Политика Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области управления качеством государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии строится и осуществляется на базе основополагающих принципов, положений и требований, определенных и установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, международными конвенциями, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ и других международных организаций.
Основные цели при осуществлении Ростехнадзором государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии:
формирование требований, при которых гарантируется обеспечение защиты работников (персонала) объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия при использовании атомной энергии в мирных целях, а также предотвращение несанкционированных действий при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
надзор за выполнением этих требований.
Для достижения указанных целей Ростехнадзор осуществляет в установленном порядке нормативно-правовое регулирование безопасности при использовании атомной энергии, лицензионную (разрешительную) деятельность и федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.
Для этого Ростехнадзор создает и постоянно совершенствует Систему управления качеством, отвечающую требованиям нормативных правовых актов в области использования атомной энергии и рекомендациям МАГАТЭ.
Основа реализации настоящей Политики в области управления качеством - понимание каждым работником Ростехнадзора личной ответственности за качество своего труда и безопасность объектов использования атомной энергии.
Руководство Ростехнадзора принимает необходимые меры по неукоснительному выполнению и совершенствованию настоящей Политики в области управления качеством с тем, чтобы она соответствовала современным требованиям и была эффективной.
1. Настоящее Положение о системе управления качеством Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее - Положение) разработано:
1) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Ростехнадзора;
2) во исполнение рекомендаций Ассоциации западноевропейских органов ядерного регулирования (WENRA) и документов МАГАТЭ:
а) Руководство по безопасности МАГАТЭ № GS-R-3. Система управления для установок и деятельности;
б) Руководство по безопасности МАГАТЭ № GS-G-3.1. Применение системы управления установками и деятельностью.
2. Настоящее Положение определяет общие принципы организации системы управления качеством Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
3. Настоящее Положение является правовым актом в сфере управления качеством в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии для работников:
1) Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок;
2) Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой;
3) Управления государственного строительного надзора;
4) межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора;
5) территориальных органов, осуществляющих государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии;
6) структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющих взаимодействие со структурными подразделениями и территориальными органами Ростехнадзора, перечисленными в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, а также:
а) Управления делами;
б) Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности;
в) Финансового управления;
г) Правового управления;
д) Управления международного сотрудничества и протокола.
4. Система управления качеством Ростехнадзора в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее - Система управления качеством) включает:
1) организационную структуру Ростехнадзора, полномочия и ответственность его работников;
2) процессы, процедуры и ресурсы, необходимые и достаточные для достижения целей, установленных Политикой в области управления качеством государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее - Политика в области управления качеством);
3) системы управления качеством межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора, территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющих государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии, а также системы менеджмента качества подведомственных организаций, разрабатываемые и реализуемые на основе настоящего Положения и Политики в области управления качеством.
5. В структуру Системы управления качеством входят следующие процессы.
5.1. Основные процессы:
1) "Нормативно-правовое регулирование безопасности в области использования атомной энергии";
2) "Лицензионная (разрешительная) деятельность в области использования атомной энергии";
3) "Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии".
5.2. Управленческие процессы:
1) "Управление ресурсами";
2) "Оценка Системы управления качеством".
5.3. Обеспечивающие процессы:
1) "Организация и осуществление научных исследований";
2) "Международная деятельность";
3) "Управление документацией".
Схема взаимодействия процессов в рамках Системы управления качеством представлена в Приложении к настоящему Положению.
6. Система управления качеством предназначена для осуществления полномочий Ростехнадзора по регулированию безопасности при использовании атомной энергии и реализуется при выполнении следующих задач:
1) обеспечение единого понимания ключевых аспектов культуры безопасности в системе Ростехнадзора;
2) поощрение конструктивной и критической позиции работников Ростехнадзора по обеспечению надлежащего качества работы при исполнении ими должностных обязанностей;
3) установление работникам условий и требований, необходимых для успешного выполнения своих задач.
7. Основу Системы управления качеством составляют следующие положения (принципы):
1) совершенствование и повышение эффективности государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
2) разграничение полномочий Ростехнадзора, других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии;
3) взаимодействие Ростехнадзора с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, органами управления использованием атомной энергии, а также с заинтересованными юридическими и физическими лицами;
4) недопустимость осуществления Ростехнадзором в процессе государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии необоснованного ограничения деятельности эксплуатирующих и иных организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии;
5) применение дифференцированного подхода к выбору объемов и форм государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в зависимости от потенциальной опасности и состояния безопасности на объектах использования атомной энергии (далее - ОИАЭ);
6) обеспечение открытости деятельности по регулированию ядерной и радиационной безопасности на основе доступности информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности и о деятельности Ростехнадзора (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
7) обеспечение надлежащего качества регулирующей деятельности путем добросовестного выполнения всеми работниками Ростехнадзора своих должностных обязанностей и полномочий;
8) ответственность исполнителей за качество выполнения работ при осуществлении регулирующей деятельности, независимо от ответственности лиц, осуществляющих контроль качества выполненных работ;
9) соблюдение работниками Ростехнадзора норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения;
10) обеспечение руководителями всех уровней в пределах их компетенции планирования деятельности, предусматривающего надлежащую подготовку к выполнению работ, распределение ответственности и периодическую отчетность о выполненных работах с анализом их результатов;
11) поощрение руководителем Ростехнадзора в установленном порядке работников, активно участвующих в применении и совершенствовании Системы управления качеством.
8. Процесс "Нормативно-правовое регулирование безопасности в области использования атомной энергии"
8.1. Содержание (цели) процесса "Нормативно-правовое регулирование безопасности в области использования атомной энергии" - разработка и принятие нормативных правовых актов Ростехнадзора (или внесение изменений в действующие нормативные правовые акты), в том числе:
1) федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) административных регламентов исполнения Ростехнадзором государственных функций (предоставления государственных услуг);
3) требований к составу и содержанию документов, обосновывающих обеспечение безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и (или) безопасности осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии, необходимых для лицензирования деятельности в этой области, а также порядка проведения экспертизы указанных документов;
4) других нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401.
8.2. К основным результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) разработка обоснованных конкретных требований по обеспечению безопасности ОИАЭ и видов деятельности в области использования атомной энергии;
2) своевременность принятия необходимых мер по совершенствованию нормативно-правовой базы на основе анализа практики регулирующей деятельности в области использования атомной энергии;
3) разработка и принятие нормативных правовых актов, содержащих процедуры выполнения возложенных на Ростехнадзор задач, функций и полномочий;
4) учет отечественного и зарубежного опыта работы, включая рекомендации международных организаций по вопросам государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
8.3. Порядок выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
2) Положение о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511;
3) Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009;
4) Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401;
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
6) Положение о порядке разработки руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2005 г. № 219;
7) Правила разработки и внесения изменений в положения о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководства по безопасности), утвержденные Приказом Ростехнадзора от 13 января 2010 г. № 6;
8) Порядок разработки федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и требования к их оформлению и изложению, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 24 января 2011 г. № 27.
9. Процесс "Лицензионная (разрешительная) деятельность в области использования атомной энергии"
9.1. Содержание (цели) процесса "Лицензионная (разрешительная) деятельность в области использования атомной энергии":
1) предоставление права эксплуатирующим организациям (далее - ЭО), а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения ими безопасности ОИАЭ и выполняемых работ (предоставляемых услуг) путем выдачи им лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (далее - лицензии);
2) предоставление права ведения работ в области использования атомной энергии работниками ОИАЭ путем выдачи им соответствующих разрешений.
9.2. Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет Ростехнадзор в рамках своей компетенции:
размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
проведение экспертизы проектной, конструкторской и технологической документации, а также документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
9.3. К основным результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) при получении лицензии ЭО, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии:
а) обеспечение полноты анализа соответствия комплекта документов, представленных для получения лицензии, установленным требованиям;
б) обеспечение объективности всесторонней проверки достоверности сведений, содержащихся в документах заявителя;
2) после получения лицензии ЭО, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии:
а) обеспечение полноты анализа выполнения условий действия лицензий;
б) обеспечение полноты анализа соблюдения требований к обеспечению безопасности ОИАЭ.
9.4. Порядок выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
2) Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865;
3) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов, утвержденный Приказом Минприроды России от 17 мая 2010 г. № 165;
4) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций, утвержденный Приказом Минприроды России от 29 января 2009 г. № 13;
5) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам предприятий топливного цикла с ядерно опасными и радиационно опасными участками, предприятий (организаций), эксплуатирующих промышленные реакторы, предприятий (организаций), осуществляющих транспортировку ядерных материалов, радиоактивных веществ или изделий на их основе, утвержденный Приказом Минприроды России от 22 июля 2009 г. № 222;
6) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) и предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники, утвержденный Приказом Минприроды России от 26 марта 2010 г. № 90;
7) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам судов с ядерными энергетическими установками, предприятий судостроительной промышленности, осуществляющих строительство и ремонт судов с ядерными энергетическими установками гражданского назначения, предприятий (организаций), эксплуатирующих стенды - прототипы ядерных энергетических установок, утвержденный Приказом Минприроды России от 1 июня 2010 г. № 189;
8) Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденный Приказом Минприроды России от 16 октября 2008 г. № 262.
10. Процесс "Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии"
10.1. Содержание (цель) процесса "Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии" - проверка соблюдения ЭО, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, требований к обеспечению безопасности, подтверждения полноты и достоверности информации о состоянии безопасности, представляемой в Ростехнадзор, а также принятия необходимых мер по предупреждению, выявлению и своевременному устранению нарушений при обеспечении безопасности.
10.2. Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:
1) за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
2) за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью на ОИАЭ;
3) за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
4) за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
5) за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
6) за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами;
7) за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки, в пределах своей компетенции.
10.3. К основным результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) оперативность реакции Ростехнадзора на нарушения в области использования атомной энергии; всестороннее, полное и объективное выяснение их причин; соответствие сроков устранения нарушений и принятых санкций характеру и степени влияния выявленного нарушения на безопасность;
2) улучшение показателей надзорно-контрольной деятельности посредством организации и проведения проверок (инспекций) в соответствии с разрабатываемыми планами и программами инспекций;
3) принятие ЭО, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, корректирующих, предупреждающих и компенсирующих мер по результатам проверок (инспекций), направленных на устранение не только выявленных нарушений, но и приведших к ним причин, а также оценка эффективности и результативности этих мер;
4) полное и своевременное выполнение ЭО, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, выданных предписаний, устранение причин установленных нарушений.
10.4. Порядок выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
2) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
3) Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
4) Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401;
5) Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54;
6) Положение об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии, утвержденное Приказом Госатомнадзора России от 17 декабря 1998 г. № 99;
7) Инструкция по осуществлению надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов, утвержденная Приказом Ростехнадзора от 26 августа 2004 г. № 14;
8) Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129;
9) Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1130;
10) Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 12 января 2007 г. № 7;
11) Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденное Приказом Ростехнадзора от 10 мая 2007 г. № 323;
12) типовые программы (методики, методические указания) проведения проверок (инспекций) на ОИАЭ и выполнения работ в области использования атомной энергии.
11. Процесс "Управление ресурсами"
11.1. Содержание (цели) процесса "Управление ресурсами":
1) обеспечение численности и квалификации работников Ростехнадзора на уровне, необходимом и достаточном для достижения целей, установленных в Политике в области управления качеством, путем подбора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, стажировки в соответствии с программами профессионального развития работников Ростехнадзора;
2) обеспечение надлежащих условий для осуществления Ростехнадзором государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, включающих обеспечение работников необходимой документацией, вычислительной техникой и оргтехникой, техническими средствами измерения, средствами коммуникации, средствами пожарной безопасности, автотранспортом, рационально размещенными рабочими местами, а также обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий (в том числе по радиационной безопасности, по уровню шума, вибрации, температуры, влажности, освещения, электромагнитного излучения и др.);
3) оценка профессиональной служебной деятельности работников Ростехнадзора.
11.2. К основным результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) укомплектованность штатов и отсутствие текучести профессиональных кадров;
2) соответствие квалификации работников установленным требованиям;
3) соблюдение планов по подбору, подготовке, переподготовке и повышению квалификации, проверке знаний и аттестации работников;
4) обеспеченность материальными, техническими, финансовыми и информационными ресурсами планируемых потребностей.
11.3. Порядок выполнения процесса определен:
а) Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
б) Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110;
в) Положением об организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 17 июля 2008 г. № 501;
г) Методическими рекомендациями по определению численности работников отделов по надзору и отделов инспекций межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 10 июня 2008 г. № 398.
12. Процесс "Оценка Системы управления качеством"
12.1. Содержание (цель) процесса "Оценка Системы управления качеством" - оценка результативности Системы управления качеством и ее дальнейшее совершенствование.
12.2. К основным результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) разработка на основе детального анализа конкретных мер по совершенствованию осуществляемой деятельности руководством структурных подразделений Ростехнадзора и подведомственных организаций;
2) отсутствие повторяемости несоответствий, установленных по результатам предыдущих оценок Системы управления качеством.
12.3. Совершенствование Системы управления качеством обеспечивается путем:
1) выполнения руководством Ростехнадзора на регулярной основе анализа Системы управления качеством и определения способов ее совершенствования;
2) разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий по результатам анализа Системы управления качеством;
3) контроля мероприятий по совершенствованию Системы управления качеством до их завершения и оценки их результативности при последующих проверках Системы управления качеством;
4) проведения внутреннего и внешнего контроля реализации основных принципов и процедур Системы управления качеством с установленной периодичностью.
13. Процесс "Организация и осуществление научных исследований"
13.1. Содержание (цель) процесса "Организация и осуществление научных исследований" - получение результатов, способствующих эффективному выполнению задач, стоящих перед Ростехнадзором, в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии по следующим направлениям научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР):
1) анализ нарушений и отказов в работе ОИАЭ;
2) разработка научных материалов, содержащих результаты изучения и обобщения опыта регулирования ядерной и радиационной безопасности;
3) организация и проведение верификации программных средств, используемых при обосновании безопасности ОИАЭ;
4) разработка нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.
13.2. В рамках деятельности по организации и осуществлению научных исследований:
1) Научно-технический совет Ростехнадзора формирует тематики НИОКР, потребность в которых возникает в связи с исполнением государственных функций Ростехнадзора, разрабатывает и утверждает технические требования на выполнение НИОКР;
2) исполнители НИОКР организуют и проводят научные исследования по обоснованию принципов и критериев ядерной и радиационной безопасности, повышению эффективности государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии.
13.3. К основным результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) актуальность, экономическая целесообразность и перспективность разрабатываемых программ НИОКР, обоснованность, глубина проработки, практическая применимость и реализуемость полученных результатов НИОКР;
2) соответствие промежуточных и окончательных результатов НИОКР требованиям технического задания и достигнутому уровню науки и техники;
3) широкое использование результатов НИОКР в практической деятельности ЭО, в реализации международных договоренностей и обязательств Российской Федерации, работе различных семинаров, совещаний, координационных советов и межведомственных рабочих групп, научно-технических советов, опубликование их в научных и научно-технических изданиях.
13.4. Порядок выполнения процесса определен:
1) Приказом Ростехнадзора от 9 ноября 2006 г. № 999 "Об организации планирования в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
2) Приказом Ростехнадзора от 31 декабря 2010 г. № 1185 "Об установлении порядка формирования государственных заданий федеральным государственным учреждениям, подведомственным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и контроля за их выполнением";
3) Приказом Ростехнадзора от 10 августа 2011 г. № 463 "О порядке приемки и внедрения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных для нужд центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору";
4) Приказом Ростехнадзора от 10 августа 2011 г. № 465 "Об организации государственных закупок на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
14. Процесс "Международная деятельность"
14.1. Содержание (цели) процесса "Международная деятельность" - осуществление контроля и надзора за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, в том числе:
1) организация выполнения Ростехнадзором в рамках своей компетенции обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных конвенциях, многосторонних и двусторонних международных договорах и межгосударственных программах в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях;
2) участие в подготовке национальных докладов России по выполнению обязательств, вытекающих из положений Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами;
3) организация и координация сотрудничества с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам регулирования безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, участие в международных конференциях и симпозиумах, проводящихся под эгидой МАГАТЭ, а также в мероприятиях, реализуемых в рамках региональных и межрегиональных проектов Программы технического сотрудничества МАГАТЭ;
4) оказание содействия в развитии национальных органов регулирования безопасности стран, планирующих развивать атомную энергетику на базе российских ядерных технологий;
5) организация командировок за границу работников Ростехнадзора;
6) организация приемов иностранных делегаций и отдельных иностранных граждан в Ростехнадзоре.
14.2. К основным результатам и показателям эффективности и результативности процесса относится выполнение ежегодных планов международного сотрудничества Ростехнадзора.
14.3. Порядок выполнения процесса определен:
1) Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
2) Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
3) международными конвенциями:
а) Конвенцией о физической защите ядерного материала, 1979;
б) Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, 1986;
в) Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном пространстве, 1991;
г) Конвенцией о ядерной безопасности, 1994;
д) Конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб, 1997;
4) правовыми актами Ростехнадзора:
а) Инструкцией о порядке командирования за границу работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора 23 декабря 2010 г. № 1170;
б) Инструкцией о порядке приема иностранных делегаций и отдельных иностранных граждан в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 23 декабря 2010 г. № 1171;
5) Методическими указаниями о порядке подготовки и представления планов и отчетов в области международного сотрудничества Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 2 июня 2005 г. № 349.
15. Процесс "Управление документацией"
15.1. Содержание (цели) процесса "Управление документацией":
1) создание системы обеспечения заинтересованных лиц информацией, в том числе международной, по вопросам безопасности ОИАЭ, включая регулирование ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;
2) представление для опубликования нормативных правовых актов по регулированию ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;
3) организация издания нормативно-технической, информационно-справочной и другой необходимой документации.
15.2. К основным результатам и показателям эффективности и результативности процесса относятся:
1) издание документации в установленные сроки и надлежащего качества;
2) создание полнотекстовой базы данных законодательных и нормативных правовых актов по регулированию ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;
3) своевременная актуализация сайтов Ростехнадзора и подведомственных организаций.
15.3. Порядок выполнения процесса определен:
1) Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233;
2) Регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 1 июня 2011 г. № 271;
3) Приказом Ростехнадзора от 9 ноября 2006 г. № 999 "Об организации планирования в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
4) Положением о системе защиты информации в компьютерных и телекоммуникационных сетях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26 июня 2006 г. № 624;
5) Положением об отчетности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26 октября 2006 г. № 954;
6) Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 30 июня 2011 г. № 340;
7) Типовой инструкцией о защите информации в автоматизированных средствах центрального аппарата, территориальных органов и организаций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 6 октября 2006 г. № 873;
8) Инструкцией о порядке информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2007 г. № 927;
9) Методическими указаниями о порядке подготовки и представления планов и отчетов в области международного сотрудничества Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 2 июня 2005 г. № 349.
16. Распределение функций и ответственности работников, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, определяется должностными регламентами.
17. Руководитель Ростехнадзора обеспечивает организацию и координацию разработки, выполнения и корректировки Политики в области управления качеством, создание, применение, оценку и постоянное совершенствование Системы управления качеством, несет основную ответственность за ее функционирование.
18. Заместители руководителя Ростехнадзора, руководители территориальных органов, подведомственных организаций, структурных подразделений несут ответственность в пределах их компетенции за реализацию целей, приведенных в Политике в области управления качеством, и рекомендаций настоящего Положения.
Непосредственные исполнители несут ответственность за обеспечение качества выполняемой работы.
19. За контроль качества выполненных работ несут ответственность руководители структурных подразделений в рамках их компетенции. По результатам контрольных мероприятий применяются меры, направленные на устранение и предотвращение недостатков в регулирующей деятельности.
20. Во всех структурных подразделениях Ростехнадзора в рамках каждого процесса Системы управления качеством, действующего в конкретном подразделении, осуществляется:
1) разработка, документирование процесса и ведение всей необходимой вспомогательной документации;
2) обеспечение эффективного взаимодействия между взаимосвязанными процессами;
3) обеспечение соответствия документации, связанной с процессом, действующим нормативным правовым актам;
4) обеспечение ведения записей, которые необходимы для подтверждения результативности процессов;
5) контроль выполнения и совершенствования процесса;
6) обеспечение соответствия процесса (в том числе всех вносимых в него изменений) Политике в области управления качеством.
к Положению о системе управления качеством Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору в области
государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 февраля 2012 г. № 80
СОДЕРЖАНИЕ