СТ ССФЖТ ЦП 059-99
Стандарт Системы
сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Машины для выправки, подбивки
и рихтовки пути
Типовая методика испытаний по проверке
функциональных показателей, связанных с
обеспечением безопасности движения, и показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов
Москва
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
от ВНИТИ: Ю.Д. Расходчиков; Ю.И. Цыкунов к.т.н.; А.А. Рыбалов, к.т.н.; И.Н. Сидун
от ВНИИЖТ: С.А. Самохин, к.т.н.; Ю.В. Гапеенко, к.т.н.
2 ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 04.04.2000 г. № М-830у
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
5 Проверяемые (определяемые) сертификационные показатели. 3 7 Условия проведения испытаний. 5 9 Порядок проведения испытаний. 5 10 Порядок обработки данных и оформления результатов испытаний. 5 |
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью применения единого методического подхода к испытаниям машин для выправки, подбивки и рихтовки пути по определению показателей: функциональных, связанных с обеспечением безопасности движения; безопасности труда в зоне действия рабочих органов в аккредитованных в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) испытательных центрах (лабораториях).
Стандарт разработан в соответствии с требованиями СТ ССФЖТ 1.2 и с учетом требований ИСО/МЭК 2:1996, ИСО/МЭК 25, ИСО МЭК 45, ОСТ 32.55.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
СТ ССФЖТ ЦП 059-99
Стандарт
Системы сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Машины для выправки, подбивки и рихтовки пути
Типовая методика испытаний по проверке
функциональных показателей, связанных с
обеспечением безопасности движения, и показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Дата введения 2000-04-10
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общий методический подход к проведению проверок по определению функциональных показателей, связанных с обеспечением безопасности движения и показателей безопасности труда в зоне действия рабочих органов машин для выправки, подбивки и рихтовки пути.
(Новая редакция, Изм. № 1).
1.2 Настоящая ТМ является обязательной при проведении сертификационных испытании указанных машин.
Данная ТМ по приведенным показателям может применяться при приемочных и других испытаниях.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на испытательные центры-(лаборатории), аккредитованные в ССФЖТ.
1.4 На основе ТМ испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие методики испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа машины.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-89 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия
ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ОСТ 32.55-96 Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний
СТ ССФЖТ 1.2-97 Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации
ИСО/МЭК 2:1996 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь
ИСО/МЭК 25 Общие требования к оценке технической компетенции испытательных лабораторий
ИСО/МЭК 45 Руководящие положения по представлению результатов испытаний
ФТС ЖТ ЦП 041-99 Специальный подвижной состав. Машины для выправки, подбивки и рихтовки пути. Требования по сертификации
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Используемые в настоящем стандарте термины и определения соответствуют ГОСТ 16504 и ИСО/МЭК 2:1996.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Объектом испытаний является машина для выправки, подбивки и рихтовки пути, изготовленная в соответствии с утвержденным проектом и укомплектованная в установленном порядке, принятая ОТК завода-изготовителя и представителем инспекции заказчика при ее наличии на предприятии.
При передаче объекта на испытания изготовитель представляет комплект учтенной документации, состав которой определяют в согласованном порядке.
______________
*) Номенклатура и нормативные значения показателей по разделу 5 - в соответствии с ФТС ЖТ ЦП 041.
5.1 Функциональные показатели качества ремонта и содержания пути, обеспечивающие безопасность движения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.1.1 Плавность пути при условии подъемки путевой решетки не более 30 мм, сдвижки путевой решетки не более 40 мм:
- в продольном профиле на базе измерений 2,5 м;
- в плане на базе измерений 5 м;
- по уровню на базе измерений 2,5 м.
5.1.2 Перекосы пути на длине 1 м, на базе 2,5 м (при условии: подъемки путевой решетки не более 30 мм; сдвижки путевой решетки не более 40 мм).
5.2 (Исключен, Изм. № 1).
5.1.3 Выход отдельных частей машины за пределы габарита в сторону междупутья.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3 Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов
5.3.1 Оснащенность и работоспособность устройств приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях.
(Новая редакция, Изм. № 1).
5.3.2 Оснащенность защитой гидравлических рукавов от перетирания.
6.1 Показатели качества ремонта и содержания пути, обеспечивающие безопасность движения
6.1.1 Оценку показателей плавности и перекосов пути по 5.1 осуществляют методом инструментальных измерений на контрольных участках длиной не менее 100 м. Разбивку контрольного участка производят через 2,5 м в продольном профиле и по уровню, через 5 м - в плане.
За базовую рельсовую нить для производства измерений принимают:
- на прямых однопутных линиях - правую нить по счету километров (при содержании на прямом участке одной рельсовой нити с возвышением относительно другой - по пониженной нити);
- на двухпутных линиях - по междупутной нити.
6.1.2 Среднеквадратические отклонения (плавность пути):
- продольный профиль - по разности смежных микроуклонов Δi
где (2)
hк-1, hк, hк+1 - отметки положения пути в вертикальной плоскости на базовой нити, определяемые по результатам нивелирования с интервалом J = 2,5 м,
i = 0, 1, 2, ..., k-1, k, k+1, ... n; где
i - номер точки,
n - количество точек,
k - промежуточная точка.
- план пути - по разности смежных стрел изгиба Δf в k-й и k+1 точках
где Δfi = fк - fк+1.
- поперечный профиль - по значениям уровня в контрольных точках опытного участка
Δicp, Δfcp, уср в формулах (1), (3), (4) - среднеарифметические значения.
6.1.3 Величины перекосов в поперечном профиле определяют разностью уровней в смежных точках, деленной на расстояние между ними, при условии, что средняя величина уровня по участку находится между измеряемыми в этих точках значениями.
Величина перекоса пути в поперечном профиле (по уровню) на длине 1 м определяют с учетом знака по формуле:
[мм/м], (5)
при условии, если ук ≤ уср ≤ ук+1 или yк+1 ≤ уср ≤ ук
6.1.4 Выход отдельных частей машины за пределы габарита в сторону междупутья определяют методом линейных измерений. Измерения производят не менее 3-х раз. В зачет принимают среднеарифметическое значение.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.3 Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов.
Оснащенность устройствами приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях определяют методом визуального контроля. Выполнение функций по предназначению проверяют в следующей последовательности:
- производят торможение выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ручным (стояночным) тормозом и устанавливают необходимое количество тормозных башмаков;
- выключают силовую установку машины;
- подключают к гидросистеме ручной насос или насосную установку и запускают бензоагрегат; устанавливают на раме машины лебедку над рабочим органом или домкрат на пути возле рабочего органа;
- ручным насосом или вспомогательной насосной установкой поднимают давление в гидросистеме и приводят рабочие органы в транспортное положение. При использовании ручной лебедки или домкрата их переставляют последовательно для подъема каждого рабочего органа;
- рабочие органы закрепляют стопорными устройствами.
(Новая редакция, Изм. № 1).
Проверку показателей функциональных и безопасности труда в зоне действия рабочих органов проводят в рабочих режимах в условиях, соответствующих требованиям ТУ и эксплуатационной документации на машину.
При проведении испытаний применяют следующие средства измерений:
Рулетка Р20 УЗК, ГОСТ 7502, от 0 до 20 м, цена деления 1 мм.
Линейки металлические, ГОСТ 427, от 0 до 300 мм и от 0 до 1000 мм, цена деления 1 мм.
Нивелир НА-1, ГОСТ 10528, погрешность измерения ±0,5 мм с комплектом реек нивелирных инварных РН 2-2000 (ГОСТ 11158) с ценой деления 5 ± 0,05 дополнительной шкалы.
Путеизмерительный шаблон ЦУП-2Д, ТУ-32.ЦП 133-76, от 0 до 320 мм по уровню, цена деления 2 мм, от 1510 до 1560 мм по длине, цена деления 1 мм.
При проведении испытаний допускается применять и другие средства измерений того же назначения, погрешности измерений которых не должны быть выше перечисленных в настоящем разделе.
Применяемые средства измерений должны быть поверены в установленном порядке.
9.1 Отбор и передачу объекта на испытания производят в соответствии с установленным в ССФЖТ порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).
9.2 Перед началом испытаний объект должен быть подвергнут внешнему осмотру и проверке комплектности технической документации (ТД). В случае необходимости замеченные недостатки оформляют актом и устраняют.
9.3 При проведении испытаний предприятие-изготовитель обеспечивает исправную работу и обслуживание машины в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
10.1 При проведении испытаний записывают в журнал произвольной формы следующие данные:
- тип и номер машины;
- дата проведения испытаний;
- место проведения испытаний;
- данные положения пути по уровню, в плане и в продольном профиле;
- результаты визуального контроля.
10.2 По результатам испытаний по определению показателей, указанных в разделе 5, составляют протоколы в порядке и по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях), проводивших испытания.
11.1 Специалисты, принимающие участие в испытаниях, проходят инструктаж по Правилам ЦП/4621 [2] и требованиям ГОСТ 12.0.004.
Применяемые при подготовке и проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны обеспечивать безопасность использования и обслуживания, иметь соответствующие свидетельства о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003.
[1] ЦП/4621 Правила по технике безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение |
Номера листов (страниц) |
Номер документа |
Подпись |
Дата |
Срок введения изменения |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |