СТ ССФЖТ ЦП 067-99
Стандарт Системы
сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Самоходный
подвижной состав
путеизмерительный и дефектоскопный
(кроме измерительных систем)
Типовая методика испытаний по определению
показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
Исполнители: Ю.Д. Расходчиков; Ю.И. Цыкунов, к.т.н.; В.А. Зайцев; А.А. Рыбалов, к.т.н.; И.Н. Сидун, Л.В. Пирогова
2 ВНЕСЕН Центральным органом системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 04.04.2000 г. № М-830у
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
5 Проверяемые (определяемые) сертификационные показатели. 3 7 Условия проведения испытаний. 3 8 Порядок проведения испытаний. 3 9 Порядок обработки данных и оформления результатов испытаний. 3 |
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью применения единого методического подхода к испытаниям самоходного подвижного состава путеизмерительного и дефектоскопного (кроме измерительных систем) по определению показателей безопасности труда в зоне действия рабочих органов в аккредитованных в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) испытательных центрах (лабораториях).
Стандарт разработан в соответствии с требованиями СТ ССФЖТ 1.2 и с учетом требований ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 25, ИСО МЭК 45, ОСТ 32.55.
Стандарт
Системы сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Самоходный
подвижной состав путеизмерительный
и дефектоскопный (кроме измерительных систем)
Типовая
методика испытаний по определению показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов
Дата введения 2000-04-10
1.1 Настоящая типовая методика испытаний (далее - ТМ) устанавливает общий методический подход к проведению испытаний по определению показателей безопасности труда в зоне действия рабочих органов самоходного подвижного состава путеизмерительного и дефектоскопного (кроме измерительных систем).
1.2 Настоящая ТМ является обязательной при проведении сертификационных испытаний указанных машин.
Данная ТМ по приведенным показателям может также применяться при приемочных и других испытаниях.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на испытательные центры (лаборатории), аккредитованные в ССФЖТ.
1.4 На основе ТМ испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие методики испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа машины.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ОСТ 32.55-96 Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний
СТ ССФЖТ 1.2-97 Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации
ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности
ИСО/МЭК 25 Общие требования к оценке технической компетенции испытательных лабораторий
ИСО/МЭК 45 Руководящие положения по представлению результатов испытаний
ФТС ЖТ ЦП 049-99 Специальный подвижной состав. Самоходный подвижной состав, оборудованный под путеизмерительную и дефектоскопную автомотрисы. Требования по сертификации.
Используемые в настоящем стандарте термины и определения соответствуют ГОСТ 16504 и ИСО/МЭК 2.
Объектом испытаний является самоходный подвижной состав путеизмерительный и дефектоскопный (кроме измерительных систем), изготовленный в соответствии с утвержденным проектом и укомплектованный в установленном порядке, принятый ОТК завода-изготовителя и представителем инспекции заказчика при ее наличии на предприятии.
При передаче объекта на испытания изготовитель представляет комплект учтенной документации, состав которой определяют в согласованном порядке.
______________
* Номенклатура и нормативные значения показателей по разделу 5 - в соответствии с ФТС ЖТ ЦП 049.
5.1 Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов
5.1.1 Оснащенность и работоспособность:
- устройства подъема измерительных и дефектоскопных механизмов;
- механизма автоматического подъема устройств измерений или дефектоскопирования при попадании под них посторонних предметов и механизма подъема их в транспортное положение;
- манометров в гидро- и пневмосистемах.
5.1.2 Оснащенность защитой гидравлических рукавов от повреждений и перетирания.
Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов
При проверке требований по обеспечению безопасности труда в зоне действия рабочих органов используют метод визуального контроля.
Проверку показателей безопасности труда в зоне действия рабочих органов проводят в рабочих режимах в условиях, соответствующих требованиям ТУ и эксплуатационной документации на машину.
8.1 Отбор и передачу объекта на испытания производят в соответствии с установленным в ССФЖТ порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).
8.2 Перед началом испытаний объект должен быть подвергнут внешнему осмотру и проверке комплектности технической документации. В случае необходимости замеченные недостатки оформляют актом и устраняют.
8.3 При проведении испытаний предприятие-изготовитель обеспечивает исправную работу и обслуживание машины в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
9.1 При проведении испытаний записывают в журнал произвольной формы следующие данные:
- тип и номер машины;
- дата проведения испытаний;
- место проведения испытаний;
- результаты визуального контроля.
9.2 По результатам испытаний по определению показателей, указанных в разделе 5, составляют протоколы в порядке и по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях), проводивших испытания.
10.1 Специалисты, принимающие участие в испытаниях самоходного подвижного состава путеизмерительного и дефектоскопного, проходят инструктаж по Правилам ЦП/4621 [1] и требованиям ГОСТ 12.0.004.
Применяемые при подготовке и проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны обеспечивать безопасность использования и обслуживания, иметь соответствующие свидетельства о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003.
(рекомендуемое)
[1] ЦП/4621 Правила техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений