CТ ССФЖТ ЦП 058-99
Стандарт Системы
сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Машины для
уплотнения и стабилизации
балласта
Типовая методика испытаний по определению
показателей функциональных и безопасности
труда в зоне действия рабочих органов
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
от ВНИТИ: Ю.Д. Расходчиков; Ю.И. Цыкунов, к.т.н.; А.А. Рыбалов, к.т.н.; И.Н. Сидун; Л.В. Пирогова
от ВНИИЖТ: С.А. Самохин, к.т.н; Ю.В. Гапеенко, к.т.н.
2 ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 03 марта 2000 г. № М-438у
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
5 Проверяемые (определяемые) сертификационные показатели. 3 7 Условия проведения испытаний. 4 9 Порядок проведения испытаний. 4 10 Порядок обработки данных и оформления результатов испытаний. 4 |
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью применения единого методического подхода к испытаниям машин для уплотнения и стабилизации балласта по определению показателей: функциональных (показателей назначения); безопасности труда в зоне действия рабочих органов в аккредитованных в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) испытательных центрах (лабораториях).
Стандарт разработан в соответствии с требованиями СТ ССФЖТ 1.2 и с учетом требований ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 25, ИСО МЭК 45, ОСТ 32.55.
Стандарт
Системы сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Машины для уплотнения и стабилизации балласта
Типовая
методика испытаний по определению
показателей функциональных и безопасности
труда в зоне действия рабочих органов
Дата введения 2000.06.03
1.1 Настоящая типовая методика испытаний (далее - ТМ) устанавливает общий методический подход к проведению испытаний по определению показателей функциональных и безопасности труда в зоне действия рабочих органов машин для уплотнения и стабилизации балласта.
1.2 Настоящая ТМ является обязательной при проведении сертификационных испытаний указанных машин.
Данная ТМ по приведенным показателям может также применяться при приемочных и других испытаниях.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на испытательные центры (лаборатории), аккредитованные в ССФЖТ.
1.4 На основе ТМ испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие методики испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа машины.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 5072-79 Секундомеры механические. Технические условия
ГОСТ 7502-89 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия
ГОСТ 11158-85 Рейки нивелирные. Общие технические условия
ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ОСТ 32.55-96 Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний
СТ ССФЖТ 1.2-97 Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации
ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности
ИСО/МЭК 25 Общие требования к оценке технической компетенции испытательных лабораторий
ИСО/МЭК 45 Руководящие положения по представлению результатов испытаний
ФТС ЖТ ЦП 040-99 Специальный подвижной состав. Машины для уплотнения и стабилизации балласта. Требования по сертификации
Используемые в настоящем стандарте термины и определения соответствуют ГОСТ 16504 и ИСО/МЭК 2.
Объектом испытаний является машина для уплотнения и стабилизации балласта, изготовленная в соответствии с утвержденным проектом и укомплектованная в установленном порядке, принятая ОТК завода-изготовителя и представителем инспекции заказчика при ее наличии на предприятии.
При передаче объекта на испытания изготовитель представляет комплект учтенной документации, состав которой определяют в согласованном порядке.
______________
* Номенклатура и нормативные значения показателей по разделу 5 - в соответствии с ФТС ЖТ ЦП 040
5.1 Показатели качества ремонта и содержания пути, обеспечивающие безопасность движения
5.1.1 Отклонение геометрии пути в продольном и поперечном профилях после прохода машин для уплотнения и стабилизации балласта.
5.2 Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов
5.2.1 Оснащенность и работоспособность:
- защиты от самопроизвольного опускания рабочих органов на путь;
- кнопок и механизма экстренной остановки машины и виброблоков в аварийных ситуациях;
- устройств приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях;
- манометров в гидро- и пневмосистемах.
6.1 Отклонения геометрии пути по 5.1.1 в продольном и поперечном профилях определяют расчетно-инструментальным методом на контрольных участках длиной не менее 100 м. Разбивку контрольного участка производят через 2,5 м в продольном профиле и по уровню.
За базовую рельсовую нить для производства измерений принимают:
- на прямых однопутных линиях - по правой нити по счету километров (при содержании на прямом участке одной рельсовой нити с возвышением относительно другой - по пониженной нити);
- на двухпутных линиях - по междупутной нити.
Отклонение геометрии пути от исходного положения определяют:
- в продольном профиле
Δ = σΔi ДСП - σΔi ВПР ≤ ± 1,5 [‰], (1)
где [‰]; (2)
Δicp и Δii - среднее и текущее (в т. i) значения разностей смежных микроуклонов, ‰;
n - количество контрольных точек на опытном участке пути;
- по уровню
(3)
где Δуi = уi ДСП - уi ВПР - разность уровней в i-той точке опытного участка пути (i = 1, ..., n);
Δуср - средняя величина разностей уровней по n точкам.
6.2 Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов
При проверке требований по обеспечению безопасности труда в зоне действия рабочих органов используют метод визуального контроля.
Проверку показателей функциональных и безопасности труда в зоне действия рабочих органов проводят в рабочих режимах в условиях, соответствующих требованиям ТУ и эксплуатационной документации на машину.
При проведении испытаний применяют следующие средства измерений:
Рулетка Р20 УЗК, ГОСТ 7502, от 0 до 20 м, цена деления 1 мм.
Линейки металлические, ГОСТ 427, от 0 до 300 мм и от 0 до 1000 мм, цена деления 1 мм.
Нивелир НА-1, ГОСТ 10528, погрешность измерения ±0,5 мм с комплектом реек нивелирных инварных РН 2-2000, ГОСТ 11152 с ценой деления 5 ± 0,05 дополнительной шкалы.
Путеизмерительный шаблон ЦУП-2Д, ТУ-32.ЦП 133-76, от 0 до 320 мм по уровню, цена деления 2 мм, от 1510 до 1560 мм по длине, цена деления 1 мм.
При проведении испытаний допускается применять и другие средства измерений того же назначения, погрешности измерений которых не должны быть выше перечисленных в настоящем разделе.
Применяемые средства измерений должны быть поверены в установленном порядке.
9.1 Отбор и передачу объекта на испытания производят в соответствии с установленным в ССФЖТ порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).
9.2 Перед началом испытаний объект должен быть подвергнут внешнему осмотру и проверке комплектности технической документации. В случае необходимости замеченные недостатки оформляют и устраняют.
9.3 При проведении испытаний предприятие-изготовитель обеспечивает исправную работу и обслуживание машины в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
10.1 При проведении испытаний записывают в журнал произвольной формы следующие данные:
- тип и номер машины;
- дата проведения испытаний;
- место проведения испытаний;
- данные положения пути в продольном и поперечном профилях;
- результаты визуального контроля.
10.2 По результатам испытаний по определению показателей, указанных в разделе 5, составляют протоколы в порядке и по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных, центрах (лабораториях), проводивших испытания.
11.1 Специалисты, принимающие участие в испытаниях, проходят инструктаж по Правилам ЦП/4621 [1] и требованиям ГОСТ 12.0.004.
Применяемые при подготовке и проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны обеспечивать безопасность использования и обслуживания, иметь соответствующие свидетельства о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003.
(рекомендуемое)