ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
|
ГОСТ
Р (ИСО 20858:2004) |
СУДА И
МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Оценка охраны и разработка планов охраны
портовых средств
ISO 20858:2004
Ships and marine technology - Maritime port facility security assessments
and security plan development
(MOD)
|
Москва |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным учреждением «Служба морской безопасности» (ФГУ СМБ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1025-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 20858:2004 «Судовые и морские технологии. Оценки безопасности оборудования морских портов и разработка плана обеспечения безопасности» (ISO 20858:2004 «Ships and marine technology - Maritime port facility security assessments and security plan development», MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения его в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Настоящий стандарт предназначен для компетентного проведения оценки охраны и разработки планов охраны портовых средств, в том числе контрмер, а также соответствующего применения в названной сфере навыков и знаний персонала, деятельность которого связана с решением вопросов охраны. Кроме того, настоящий стандарт нацелен на создание необходимых условий для проведения внешнего аудита выполняемой работы на соответствие требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств и положительному опыту работы в области обеспечения безопасности и охраны.
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 53660-2009
(ИСО 20858:2004)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДА И МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Оценка охраны и разработка планов охраны портовых средств Ships and marine
technology. |
Дата введения - 2010-05-01
Настоящий стандарт разработан в помощь компаниям-операторам портовых средств по определению компетентности персонала для выполнения работ по оценке охраны и разработке плана охраны портового средства, как это предусмотрено Международным кодексом по охране судов и портовых средств [1].
Настоящий стандарт устанавливает требования к документации и ведению соответствующих записей по внедрению указанных процессов для получения возможности устанавливать соответствие требованиям со стороны органов по сертификации (в случае добровольного согласия компании-оператора портового средства на проведение такого подтверждения соответствия).
Объекты инфраструктуры морского порта, выходящие за пределы территории портового средства, могут влиять на взаимодействие между портовым средством и судном по вопросам охраны. Настоящий стандарт не затрагивает требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств [1] в отношении таких объектов инфраструктуры. Вместе с тем судовладельцы могут быть проинформированы о том, что портовое средство соответствует требованиям настоящего стандарта и принимаемые на нем меры по обеспечению безопасности адекватны установленному уполномоченными федеральными органами исполнительной власти уровню охраны.
Требования настоящего стандарта не затрагивают и не определяют обязанности государства по защите граждан и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства.
В то время, как соответствие положениям Международного кодекса по охране судов и портовых средств [1] является обязательным, использование настоящего стандарта является добровольным. Если федеральными органами исполнительной власти установлено иное, препятствующее использованию настоящего стандарта, то такое требование обладает преимуществом и соответствие настоящему стандарту не может быть истребовано.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 груз (cargo): Товары в упаковке и без упаковки, наливные и неналивные, размещенные на судне для транспортирования в другой порт.
3.2 последствие (consequence): Возможная потеря жизни, ущерб собственности, финансовые и экономические потери (включая нарушение транспортных систем), произошедшие в результате нападения на портовое средство или за его пределами.
3.3 Международная морская организация; ИМО (International Maritime Organization): Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, целью которого является обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области регулирования и практик по различным техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством, а также поощрение и содействие общему принятию наивысших действенных норм по вопросам морской безопасности, эффективности судоходства и предотвращению загрязнения морской среды с судов.
3.4 Кодекс ОСПС (ISPS Code): Международный кодекс по охране судов и портовых средств [1], состоящий из части «А» (положения которой рассматриваются как имеющие обязательную силу) и части «В» (положения которой рассматриваются как рекомендательные), принят 12 декабря 2002 г. резолюцией 2 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками [2], которые могут быть внесены Международной морской организацией.
3.5 вероятность (likelihood): Возможность развития угрозы, приведшей к реализации акта незаконного вмешательства на портовом средстве, на котором проведены инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению его безопасности.
3.6 портовое средство (port facility): Участок акватории и береговая часть порта, где происходит взаимодействие судно-порт.
Примечание - Взаимодействие судно-порт означает такое взаимодействие, когда судно прямо и непосредственно затрагивает действия, связанные с перемещением людей, грузов или предоставлением портовых услуг судну или со стороны судна. Этот термин включает такие районы, как места якорных стоянок, места ожидания причала и подходы с моря. Береговая часть портового средства ограничена периметром охраны. Необходимо отметить, что в целях настоящего стандарта на территории порта может быть более одного портового средства. В таком случае термин включает только якорные стоянки, места ожидания причала и подходы с моря, используемые портовым средством, отвечающим требованиям настоящего стандарта. В соответствии с кодексом ОСПС возможно использование других участков акватории и береговой части порта, не рассматриваемых настоящим стандартом.
3.7 план охраны портового средства (port Facility Security Plan): План, разработанный с целью обеспечения адекватных мер по защите людей, портового средства, судов, грузов, грузовых транспортных единиц и судовых запасов в пределах портового средства от актов незаконного вмешательства.
3.8 риск (risk): Уровень последствий и вероятность случаев актов незаконного вмешательства.
3.9 охрана (security): Противодействие преднамеренным, несанкционированным действиям, направленным на причинение вреда или ущерба судам и портам.
3.10 группа антикризисного управления (security crisis management team): Группа людей, обладающих знаниями и наделенных необходимыми ресурсами и полномочиями для реагирования в случаях угроз безопасности или актов незаконного вмешательства.
3.11 акт незаконного вмешательства (security incident): Любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее безопасности судна или портового средства.
3.12 персонал службы охраны (security personnel): Лица, назначенные для выполнения задач по охране портового средства, которые являются или не являются его служащими.
3.13 судовые запасы (ship’s stores): Материально-технические и продовольственные запасы, предназначенные для использования судном, взаимодействующим с портовым средством.
3.14 цель (target): Персонал, суда, груз, объекты инфраструктуры, материальные ценности и системы управления/документирования в пределах портового средства.
3.15 виды угрозы (threat scenario): Возможные способы реализации актов незаконного вмешательства. Учитывая наличие множества тактик нападений, детально прорабатываются несколько основных видов угроз, характерных для общих угроз безопасности. Руководство портового средства и персонал, осуществляющий оценку охраны, могут расширить перечень основных видов угроз в зависимости от особенностей места расположения портового средства.
Назначение данного раздела - обеспечение разработчиков, а позднее и пользователей Отчета об оценке охраны и Плана охраны портового средства информативным руководством, иллюстрирующим логическую цепь от потребности в оценке существующей охраны к созданию действенного и уменьшающего угрозы плана.
Уполномоченная группа специалистов, созванная для проведения оценки охраны и составления Отчета об оценке охраны портового средства, должна обладать знаниями по вопросам деятельности порта/портового средства, охраны и потенциальных угроз, которые могут совершаться в уязвимых местах.
На основе полученной подготовки и собственного опыта группа должна проанализировать существующее состояние охраны портового средства и составить перечень видов реальных угроз его безопасности. Потенциальные акты незаконного вмешательства должны быть тщательно изучены и идентифицированы с учетом вероятностей и дальнейших последствий в случае их реализации. В результате по каждому из учтенных актов незаконного вмешательства должны быть представлены эффективные организационные и/или инженерно-технические контрмеры. Команда исполнителей незамедлительно применяет такие контрмеры до тех пор, пока идентифицированный риск не снизится до приемлемого уровня.
На основе Отчета об оценке охраны портового средства разрабатывается План охраны портового средства, где вышеописанный процесс рассматривается более детализировано с учетом особенностей месторасположения портового средства. Указанная последовательность относится к разработке плана эффективной охраны для стандартного уровня охран 1, а в дальнейшем уполномоченная группа вновь разрабатывает контрмеры, требуемые для более высоких уровней охраны 2 и 3.
Определение степени опасности последствий - «высокая», «средняя» и «низкая» - требует особого внимания. Использование чрезмерно низких значений может привести к учету и описанию контрмер по гораздо большему количеству видов угроз, чем это необходимо. А использование чрезмерно высоких значений может привести к отсутствию описаний контрмер по видам угроз с такой степенью опасности последствий, не учитывать которые недопустимо для компании - оператора портового средства.
«Высокая» степень последствий может быть определена как последствия, которые были бы неприемлемы во всех, но мало вероятных ситуациях.
«Средняя» степень последствий может быть определена как последствия, которые были бы неприемлемы с высокой вероятностью ситуации.
«Низкая» степень последствий может быть определена как последствия, которые обычно являются приемлемыми.
Приемлемость не следует путать с желательностью или согласием. Приемлемость может рассматриваться как характеристика объемов возможного ущерба, которые компания - оператор портового средства по возможности готова принять при определенных условиях. Объемы возможного ущерба могут быть нежелательными, но все же приемлемыми.
Лица, участвующие в проведении оценки охраны портового средства, должны иметь возможность обращаться к экспертам за помощью в отношении:
- знания существующей угрозы, затрагивающей охрану, и ее различных форм;
- распознания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;
- распознания на недискриминационной основе характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создавать угрозу, связанную с охраной;
- способов, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны;
- методов, используемых для реализации акта незаконного вмешательства;
- воздействия взрывчатых веществ на сооружения и службы портового средства;
- эксплуатационной деятельности порта;
- планирования действий в чрезвычайных ситуациях, обеспечения готовности и реагирования на них;
- мер физической защиты (например, ограждений);
- радиосистем и других систем связи, включая компьютерные системы и сети;
- транспорта и гражданского строительства;
- судовых и портовых операций;
- поддержания необходимых мероприятий по недопущению разглашения или доступа к конфиденциальным материалам, имеющим отношение к охране;
- знания требований, изложенных в Главе XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море [2] и части «А» Кодекса ОСПС [1], а также соответствующего национального и международного законодательства, регламентирующего безопасность;
- знания инженерно-технических средств охраны, а также их эксплуатационных возможностей. Весь персонал, привлекаемый к проведению оценки охраны портового средства, включая тех лиц,
которые приглашены для оказания вышеуказанной экспертной помощи, должен быть упомянут в Отчете об оценке охраны портового средства, как это указано в 6.2.
На основании Отчета об оценке охраны разрабатывается План охраны портового средства. Методика по проведению оценки точно не определена настоящим стандартом. Однако методика проведения оценки должна отвечать требованиям настоящего стандарта.
Объектами оценки охраны являются портовые средства и объекты инфраструктуры порта, которые могут быть подвержены угрозам или быть использованы для создания угроз безопасности торгового мореплавания.
Оценку охраны портового средства следует проводить, как минимум, в:
- местах взаимодействия «судно-порт» в пределах портового средства;
- местах перемещения, складирования или обработки грузов до или после их транспортирования судном в пределах портового средства;
- местах обработки/доступа к грузовой документации в пределах портового средства;
- местах, прилегающих к портовому средству, но находящихся за периметром охраны;
- в том числе в подходах к портовому средству.
Лицо(а), проводящее(ие) оценку охраны, должно(ы) проанализировать все существующие положения и инструкции в области охраны, а также планы действий в чрезвычайных ситуациях, которыми пользуется персонал портового средства. Все проанализированные документы должны быть учтены и внесены в реестр. Лицо(а), проводящее(ие) оценку охраны, также должно(ы) проанализировать месторасположение портового средства и ближайших окрестностей. Лицо(а), проводящее(ие) оценку охраны, как минимум, должно(ы) изучить и заполнить Опросный лист оценки состояния охраны портового средства, приведенный в таблице 1.
Этот Опросный лист оценки состояния охраны портового средства не содержит полной информации, и в нем отсутствуют пункты, касающиеся специфических факторов, указывающих на несоответствие требованиям по обеспечению безопасности. Некоторые пункты Опросного листа не используют при проведении оценки охраны на определенных портовых средствах. Опросный лист является обобщенной методикой по оценке существующего состояния охраны портового средства и не представляет собой перечень обязательных для исполнения требований.
Заполненный экземпляр Опросного листа оценки состояния охраны портового средства должен быть приложен к Отчету об оценке охраны.
В Опросном листе оценки состояния охраны портового средства следует использовать графу «Да», если указанный фактор действует. Если фактор не действует, следует использовать графу «Нет». Если фактор неприменим, следует вписать «НП» (не применяется) в графе «Комментарий» (дополнительные страницы для комментариев могут быть добавлены при необходимости).
Таблица 1 - Опросный лист оценки состояния охраны портового средства
Да |
Нет |
Комментарий |
|
Содержит ли существующая документация в области охраны, которой пользуется персонал портового средства, следующее? |
|||
1 организацию охраны портового средства |
|||
2 необходимые системы связи и взаимодействия с другими соответствующими учреждениями, обеспечивающие эффективную и непрерывную работу компании - оператора портового средства, включая связь с судами в порту |
|||
3 минимальные надлежащие меры уровня охраны 1 как организационные, так и инженерно-технические, которые выполняются |
|||
4 дополнительные меры охраны, позволяющие портовому средству незамедлительно перейти к уровню охраны 2 и, когда необходимо, к уровню охраны 3 |
|||
5 регулярный анализ или аудит Плана охраны портового средства или внесение в него поправок с учетом полученного опыта или изменения обстоятельств |
|||
6 процедуры оповещения федеральных органов исполнительной власти, в том числе данные по связи |
|||
7 задачи и структуру службы охраны портового средства |
|||
8 обязанности, ответственность и требования к подготовке всего персонала портового средства, работа которого непосредственно связана с охраной, а также критерии и мероприятия по оценке результативности их деятельности |
|||
9 взаимодействие службы охраны портового средства с федеральными органами исполнительной власти |
|||
10 системы связи, предусмотренные для обеспечения эффективной и непрерывной связи между персоналом охраны портового средства, судами в порту и, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти |
|||
11 процедуры или меры охраны, необходимые для непрерывного обеспечения такой связи в любое время |
|||
12 процедуры или инструкции по защите бумажной или электронной документации, содержащей конфиденциальную информацию в области охраны |
|||
13 регламентно-техническое обслуживание технических средств охраны и процедуры по оценке постоянной эффективности технических средств и мер охраны, включая идентификацию и ответственность за отказ в работе или ложные срабатывания |
|||
14 процедуры, требующие предоставление и оценку докладов о возможных нарушениях охраны или происшествиях, связанных с охраной |
|||
15 процедуры в отношении движения транспортных средств по территории портового средства |
|||
16 процедуры доставки судовых запасов |
|||
17 процедуры по поддержанию в рабочем состоянии и актуализации записей об опасных грузах и вредных веществах с указанием места их размещения на портовом средстве |
|||
18 способы оповещения и вызова служб, ответственных за контроль акватории порта, в том числе, при необходимости, с привлечением саперов и водолазов |
|||
19 процедуры по оказанию помощи лицам командного состава судов, ответственных за охрану, по их просьбе, в подтверждении личности людей, желающих пройти на судно |
|||
20 процедуры по упрощению схода на берег членов экипажа судна или замен среди членов экипажа, а также доступа на судно посетителей (включая представителей организаций, занимающихся вопросами бытового обслуживания и условий труда моряков) |
|||
21 процедуры по внутреннему и внешнему уведомлению (если применяются) о: - угрозах минирования или террористического акта; - факте взрыва; - пожаре на портовом средстве или судне, стоящем у причала; - заложниках; - гражданских волнениях/забастовках; - чрезвычайной эвакуации; - информировании персонала о выходе/невыходе на работу; - личных данных по всему персоналу портового средства; - инструкции по применению огнестрельного оружия уполномоченным на то персоналом портового средства |
|||
22 схемы портового средства, мест доступа, районов взаимодействия судно-порт и обработки грузов |
|||
23 организацию охраны портового средства |
|||
Соответствуют ли организация и исполнение функций по охране портового средства следующим пунктам? |
|||
24 служба охраны, указанная в Плане охраны портового средства, обеспечена необходимыми средствами передвижения для патрулирования, реагирования на сигналы тревоги и чрезвычайные ситуации и осуществления контроля |
|||
25 персонал, работа которого непосредственно связана с охраной или который имеет доступ в районы ограниченного доступа, проходит проверку личности с установленной компанией-оператором портового средства периодичностью. Процесс должным образом задокументирован, и имеются объективные доказательства его исполнения |
|||
26 в начале каждой рабочей смены персонал службы охраны получает актуализированную информацию по вопросам охраны |
|||
27 инструкции службы охраны пересматриваются ежемесячно и, при необходимости, корректируются |
|||
28 персонал службы охраны экипирован соответствующей отличительной формой одежды |
|||
29 патрулирование зон ограниченного доступа проводится по установленным графикам и схемам |
|||
30 наличие у компании - оператора портового средства собственной группы антикризисного управления либо привлечение ее на договорной основе |
|||
31 имеются процедуры по введению дополнительных мер охраны в случае чрезвычайной ситуации |
|||
32 установлена связь взаимодействия между должностным лицом портового средства, ответственным за охрану, и федеральными органами исполнительной власти |
|||
33во время патрулирования персонал службы охраны докладывает в установленном порядке |
|||
34 графики и схемы патрулирования периодически изменяются в целях исключения их предсказуемости |
|||
35 ведут записи по вопросам подготовки персонала службы охраны |
|||
36 персонал службы охраны с правом ношения оружия имеет соответствующую подготовку и разрешение на право его ношения и использования |
|||
37 средства передвижения, предназначенные для патрулирования, имеют специальные отличительные цветографические схемы |
|||
38 ношение огнестрельного оружия осуществляется персоналом, имеющим на это специальные разрешения |
|||
39 обследование ограждений и прилегающих к ним территорий осуществляется не реже одного раза в месяц |
|||
40 записи о проведенных проверках охраны хранятся, допуск к ним имеют уполномоченные на то лица |
|||
41 сигнал системы охранной сигнализации о несанкционированном проникновении поступает на пункт (пост) управления, где принимаются соответствующие меры реагирования |
|||
42 все пункты пропуска на территорию портового средства защищены или охраняются и заблокированы, если не используются |
|||
43 меры охраны применяются для защиты системы энергоснабжения и кабельных трасс (месторасположение аварийного электрогенератора - район ограниченного доступа) |
|||
44 меры охраны применяются для защиты систем связи |
|||
45 несоответствие с Планом охраны портового средства учитывается, и действия по устранению несоответствия совершаются незамедлительно |
|||
46 в местах, где водоем является частью периметра охраны, реализованы меры по предотвращению/обнаружению несанкционированного проникновения |
|||
47 в нерабочее время принимаются эффективные меры по контролю районов ограниченного доступа |
|||
Соответствует ли организация доступа на портовое средство следующим пунктам? |
|||
48 оснащение ограждений периметра, позволяющее предотвращать несанкционированные проникновения, соответствует установленным отраслевым и национальным стандартам (перечислить эти стандарты) |
|||
49 каменные или кирпичные стены, являющиеся частью ограждения периметра, регулярно осматриваются на пригодность |
|||
50 здания и/или крыши, являющиеся частью ограждения периметра, оборудованы устройствами обнаружения несанкционированного проникновения |
|||
51 ограждение периметра имеет трехметровую зону отчуждения |
|||
52 пункты пропуска расположены по периметру в минимально необходимом количестве для безопасной и эффективной деятельности |
|||
53 ворота обеспечивают уровень охраны, эквивалентный ограждению по периметру |
|||
54 пропускная система используется для идентификации всех лиц, входящих на территорию портового средства, с указанием степени доступа к отдельным участкам портового средства |
|||
55 персонал при проведении работ в зонах ограниченного доступа осуществляет ношение пропусков на видном месте |
|||
56 при допуске на портовое средство персоналом службы охраны осуществляется идентификация владельца пропуска |
|||
57 пропускная система исключает возможность несанкционированной выдачи пропуска |
|||
58 утерянные пропуска заменяются пропусками с другими серийными номерами |
|||
59 дизайн пропуска позволяет службе охраны и остальному персоналу быстро идентифицировать личность, а также допуски и ограничения, применяемые к его владельцу |
|||
60 процедура пропуска позволяет контролерам в пунктах пропуска задавать вопросы |
|||
61 процедура пропуска обеспечивает возврат либо аннулирование пропусков в случаях увольнения или окончания выполнения заданий |
|||
62 процедура пропуска позволяет контролировать местонахождение посетителей |
|||
63 процедура пропуска учитывает вопросы допуска близких и родственников членов экипажей судов |
|||
64 процедура пропуска обеспечивает целевое посещение посетителями мест осуществления ими профессиональной деятельности, а также санкционированное нахождение на складах персонала |
|||
65 записи о посетителях портового средства поддерживаются в рабочем состоянии, хранятся в течение установленного времени и легко доступны уполномоченному на то персоналу |
|||
66 проводится выборочное сканирование прибывающих транспортных средств на предмет наличия взрывчатых веществ и оружия |
|||
67 пропускная система позволяет контролировать и ограничивать доступ транспортных средств на стоянки автотранспорта |
|||
68 записи о допуске на стоянку автотранспорта содержат номер пропуска, данные водителя и его транспортного средства |
|||
69 все автотранспортные средства персонала и посетителей портового средства находятся в указанных местах автостоянки. Передвижение автотранспорта и прибывающих лиц находится под наблюдением персонала службы охраны |
|||
70 стоянка автотранспорта служащих, портовых рабочих и посетителей находится на удалении не менее 15 м от причальной линии и вне районов обработки и хранения грузов |
|||
71 допуск личных транспортных средств посетителей портового средства осуществляется по временным пропускам в указанные места стоянки автотранспорта |
|||
72 подземные коммуникации (элементы систем электроснабжения, вентиляции, водоснабжения, канализации и т. д.), позволяющие осуществлять несанкционированное проникновение на портовое средство, контролируются службой охраны |
|||
Соответствуют ли зоны (районы, объекты, места) ограниченного доступа следующим пунктам? |
|||
73 компанией - оператором портового средства определены и указаны в Плане охраны портового средства зоны ограниченного доступа |
|||
74 все места доступа в зоны ограниченного доступа находятся в определенных местах |
|||
75 все зоны ограниченного доступа четко обозначены |
|||
76 пропускная система действует для всех зон ограниченного доступа, места доступа находятся под контролем службы охраны |
|||
77 доступна территорию зон ограниченного доступа разрешен лицам, находящимся там по роду своей деятельности, в соответствии со своими должностными обязанностями |
|||
78 персонал службы охраны осуществляет периодическое патрулирование зон ограниченного доступа |
|||
79 при уровне охраны 2 в дополнение к мероприятиям уровня охраны 1 выполняются следующие мероприятия: - повышение надежности ограждений вокруг зон ограниченного доступа, в том числе использование патрулей или технических средств охраны для обнаружения несанкционированных проникновений; - уменьшение количества мест доступа в зоны ограниченного доступа и усиление контроля в остальных местах доступа; - ограничение стоянки транспортных средств вблизи стоящих у причала судов; - усиление контроля за перемещениями людей и грузов в зонах ограниченного доступа; - обеспечение непрерывного наблюдения и видеозаписи с помощью соответствующей аппаратуры; - увеличение количества патрулей и периодичности патрулирования, включая водное патрулирование, на границах зон ограниченного доступа и в пределах этих зон; - определение мест, прилегающих к зонам ограниченного доступа, и ограничение доступа в них; - введение ограничений на несанкционированный доступ плавсредств в районы акватории, примыкающие к судам, использующим портовое средство |
|||
80 при уровне охраны 3 в дополнение к мероприятиям уровня охраны 1 выполняются следующие мероприятия: - установление в пределах портового средства, вблизи места совершения акта незаконного вмешательства, либо места, где существует потенциальная угроза его совершения, дополнительных зон ограниченного доступа, доступ в которые запрещен; - подготовка операций по осмотру зон ограниченного доступа как части осмотра всего портового средства или отдельных его частей |
|||
Соответствует ли процесс обработки грузов следующим пунктам? |
|||
81 на портовом средстве действуют меры по: - предупреждению незаконных действий с грузом и - предотвращению приема к обработке грузов, не предназначенных к транспортировке |
|||
82 меры охраны включают в себя: - контроль и учет в пунктах пропуска грузов, поступающих на портовое средство; - статус прохождения досмотра груза и наличие допуска к погрузке либо временному хранению груза в зоне ограниченного доступа легко идентифицируется; - грузы с неподтвержденной датой погрузки идентифицируются, отделяются от грузов, предназначенных к погрузке, либо удаляются с территории портового средства |
|||
83 при уровне охраны 1: - проводится проверка груза, грузовых транспортных средств и мест хранения груза до и во время операций по обработке груза; - проводится проверка поступающих грузов на соответствие грузовой документации; - проводится досмотр транспортных средств на наличие взрывчатых веществ и оружия; - проводятся проверки наличия и целостности пломб на контейнерах в целях предотвращения незаконных действий с грузами |
|||
84 при досмотре груза в зонах ограниченного доступа соблюдаются требования техники безопасности |
|||
85 груз, складированный на открытых площадках в пределах 3м от ограждения периметра портового средства, уложен таким образом, чтобы обеспечить персоналу службы охраны достаточный обзор и сократить до минимума возможность использования этого груза для несанкционированного преодоления ограждения периметра |
|||
86 груз размещен таким образом, чтобы обеспечить соответствующее выполнение своих задач персоналом службы охраны и минимизировать возможность скрытого нахождения в нем людей |
|||
87 проверка информации о грузе, транспортном средстве, правильности оформления товарораспорядительской документации осуществляется до приема груза |
|||
88 доступ в зоны оформления грузовой документации имеет только уполномоченный персонал, судовая документация защищается от краж и подделок |
|||
89 месторасположение грузов контролируется, любой груз может быть без задержек идентифицирован персоналом службы охраны либо руководством |
|||
90 водителям грузовых транспортных средств выдаются пропуска, позволяющие идентифицировать их полномочия по доставке или вывозе груза |
|||
91 выдача груза проводится только водителям, имеющим соответствующие документы и полномочия |
|||
92 проверка соответствия транспортных средств и лиц, их сопровождающих с товарораспределительной документацией, осуществляется до приема груза на портовое средство |
|||
93 перемещение грузов осуществляется непосредственно из наземного транспортного средства или судна на склад и непосредственно со склада в наземное транспортное средство или судно |
|||
94 запорные устройства грузовых манифолдов надежно закрыты, если не находятся в режиме эксплуатации или готовности |
|||
95 посты управления перевалкой наливных грузов или газа обесточены и надежно закрыты, доступ к ним обеспечен только уполномоченному на то персоналу |
|||
96 места соединения шланговочных грузовых устройств надежно закрыты, если не эксплуатируются или находятся в режиме ожидания |
|||
97 персонал охраны осведомлен о местах расположения опасных грузов и веществ, способных привести к серьезным последствиям. Перечень таких грузов следующий: - класс 1 - взрывчатые вещества и изделия: - подкласс 1.1 -вещества и изделия характеризуются опасностью взрыва массой, - подкласс 1.2 - вещества и изделия характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой, - подкласс 1.3 - вещества и изделия характеризуются опасностью возгорания, незначительной опасностью взрыва, незначительной опасностью разбрасывания, но не характеризуются опасностью взрыва массой, - подкласс 1.5 - вещества очень низкой чувствительности, характеризуются опасностью взрыва массой; - класс 2 - газы: - подкласс 2.1 - воспламеняющиеся газы, - подкласс 2.3 -токсичные газы (за исключением аэрозолей); - класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости с группой упаковки I и II; - подкласс 4.1 -твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества, - подкласс 4.2 - вещества, способные к самовозгоранию с группой упаковки I, навалом, - подкласс 4.3 - вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой с группой упаковки I, навалом, - подкласс 5.1 -окисляющие жидкости с группой упаковки I, навалом, - подкласс 5.1 -перхлораты, нитрат аммония и удобрения на основе нитрата аммония, навалом, - подкласс 6.1 -токсичные вещества с группой упаковки I, - подкласс 6.2 - инфекционные вещества; - класс 7 - радиоактивные материалы со значением активности радиоактивного материала более чем 3000 A1 или 3000 А2, подходящие под тип упаковки В или С; - класс 8 - коррозионные вещества с группой упаковки I, навалом [1]. Примечание 1 - В данном перечне термин «навалом» означает вещества, перевозимые в количествах более чем 3000 кг или 3000 л в контейнерах- цистернах или спецконтейнерах. Примечание 2 - Термин «Взрыв массой» - это такой взрыв, который практически мгновенно распространяется на весь груз. Примечание 3 - Для класса 7 - A1 и А2 означают максимальные значения активности радиоактивного материала. В частности, A1 означает максимальную активность радиоактивных материалов специальной формы, разрешенных под тип упаковки А. А2 означает то же самое для радиоактивных материалов другой формы, отличной от специальной. Специальная форма означает, что материал состоит из материалов определенного минимального размера (маловероятных для распространения ветром) |
|||
Соответствует ли процесс доставки судовых запасов следующим пунктам? |
|||
98 проверка транспортного средства и лица, сопровождающего его, на наличие полномочий на доставку судовых запасов осуществляется в местах допуска на портовое средство |
|||
99 процедура досмотра судовых запасов включает в себя визуальный, контактный досмотр и досмотр с помощью технических средств |
|||
100 предусмотрен комплекс мероприятий по предотвращению незаконных действий с судовыми запасами |
|||
101 досмотр судовых запасов осуществляется в указанных зонах ограниченного доступа |
|||
102 транспортные средства, осуществляющие доставку судовых запасов, сопровождаются в места, предусмотренные планом охраны портового средства |
|||
103 доставка судовых запасов планируется заранее и координируется между портовым средством и судном |
|||
104 предусмотрены мероприятия по определению того, что доставленные судовые запасы действительно были заказаны и ожидаются экипажем судна |
|||
Соответствует ли процесс обращения с несопровождаемым багажом следующим пунктам? |
|||
105 предусмотрен комплекс мероприятий в отношении несопровождаемого багажа (т. е. любого багажа, включая личные вещи пассажиров или судового экипажа, не присутствующих в местах проведения досмотра) по его идентификации и проведению досмотра на наличие оружия и взрывчатых веществ до попадания его на портовое средство. Несопровождаемый багаж досматривается до начала его погрузки и находится под постоянным наблюдением |
|||
106 при уровнях охраны 2 и 3 действуют дополнительные меры уровня охраны 1, включая тщательный досмотр несопровождаемого багажа на наличие оружия и взрывчатых веществ |
|||
107 несопровождаемый багаж или личные вещи отделяются от грузов в охраняемой зоне |
|||
108 предусмотрены мероприятия по ограничению, задержанию или отказу в приеме несопровождаемого багажа |
|||
Соответствует ли процесс мониторинга охраны портового средства следующим пунктам? |
|||
109 система освещения портового средства обеспечивает полное освещение всей его территории и позволяет обнаружить несанкционированное проникновение. Освещение соответствует установленным отраслевым и национальным стандартам (перечислить эти стандарты) |
|||
110 периметр портового средства освещается, применяется постоянное или автоматическое включение освещения |
|||
111 периметры всех зон ограниченного доступа освещаются, применяется постоянное или автоматическое включение освещения |
|||
112 все места доступа освещаются |
|||
113 все места доступа для людей освещаются. Все открытые места доступа для людей должны быть постоянно освещены. Закрытые пункты пропуска для людей имеют постоянное или готовое к включению освещение |
|||
114 приборы освещения причальной зоны и мест обработки грузов не создают препятствий для безопасности мореплавания и судоходства |
|||
115 обеспечивается освещение акватории портового средства |
|||
116 стоянки транспортных средств освещаются равномерно, теней и слабоосвещенных участков между транспортными средствами нет |
|||
117 система освещения ограждений портового средства позволяет осуществлять патрулирование, не обнаруживая себя |
|||
118 система освещения ограждений портового средства имеет аварийный источник питания |
|||
119 освещение обеспечивается от заката до восхода солнца и в периоды ограниченной видимости |
|||
120 на портовом средстве применяется система обнаружения несанкционированного проникновения |
|||
121 все посты управления техническими средствами охраны запираются и имеют защиту от ложных срабатываний |
|||
122 на случай прекращения подачи электроэнергии имеется альтернативный или независимый источник для электропитания системы |
|||
123 система обнаружения несанкционированного проникновения проверяется и/или испытывается не реже одного раза в месяц |
|||
124 служба охраны имеет надежную прямую связь с должностным лицом портового средства, а также связь с каждым лицом персонала охраны и пунктом пропуска |
|||
125 в наличии имеются альтернативные средства связи для нужд охраны |
|||
126 рабочее место должностного лица портового средства надежно защищено |
|||
127 система связи позволяет обеспечить быструю передачу указаний и подтверждение их получения всем персоналом службы охраны |
|||
128 все оборудование связи обслуживается надлежащим образом |
|||
Наименование и месторасположение портового средства: |
|||
Фамилии лиц(лица), выполняющих(щего) оценку существующего состояния охраны портового средства: |
|||
Дата(ы) оценки: |
В процессе оценки охраны портового средства в дополнение к заполненному Опросному листу оценки состояния охраны портового средства должны быть задокументированы и учтены:
- критические элементы инфраструктуры в пределах или вблизи портового средства, причинение ущерба которым могло бы создать угрозу деятельности портового средства;
- имущество, находящееся вблизи портового средства, причинение ущерба которому могло бы принести вред или быть использовано для причинения вреда портовому средству;
- национальные или известные символы в пределах или вблизи портового средства, нападение на которые могло бы повлиять на деятельность портового средства.
- районы, которые могут быть использованы для ведения несанкционированного наблюдения за портовым средством;
- примыкающие к портовому средству районы, которые могли бы быть использованы для отвлечения внимания службы охраны от охраны портового средства.
Связь с федеральными органами исполнительной власти должна быть установлена в отношении:
- текущих и потенциальных угроз портовому средству;
- любых аспектов портового средства, включая количество судозаходов, которые могут быть использованы как вероятные цели нападения;
- последствий нападения на портовое средство, связанных с гибелью людей, ущербом имуществу, экономическими потерями, включая нарушения деятельности транспортной инфраструктуры;
- возможностей и намерений лиц, которые могли бы организовать такое нападение, и
- видов возможных нападений на портовое средство. Получаемая информация должна быть обоснована и задокументирована.
Методология проведения оценки охраны должна, по меньшей мере, идентифицировать виды угроз и актов незаконного вмешательства, приведенные в таблице 2.
Таблица 2 - Примеры видов угроз и актов незаконного вмешательства
Вариант развития угрозы |
Пример |
|
Несанкционированное проникновение и/или захват цели в пределах портового средства |
Несанкционированное проникновение и/или захват цели в пределах портового средства и нанесение повреждений или разрушение цели с помощью взрывного устройства |
Нарушитель устанавливает взрывные устройства |
Несанкционированное проникновение и/или захват цели в пределах портового средства и нанесение повреждений или разрушение цели путем умышленных действий |
Захват судна нарушителем и умышленная посадка его на мель или столкновение с чем-либо, или умышленное открытие запорных клапанов с целью разлива опасных веществ и т. д. |
|
Несанкционированное проникновение и/или захват цели в пределах портового средства и создание опасного происшествия или загрязнения без разрушения цели |
Открытие нарушителем запорных клапанов грузовых трубопроводов для высвобождения токсичных веществ или распространение принесенных токсичных веществ, или снятие блокировок на грузовых системах, приводящих к повреждению/разрушению |
|
Несанкционированное проникновение и/или захват цели в пределах портового средства и захват заложников или гибель людей |
Целью нарушителя является гибель людей |
|
Нападение на портовое средство извне |
Нападение на портовое средство извне путем проноса взрывных устройств в месторасположение цели со стороны акватории |
Бомба в автомобиле/фургоне используется для поражения/разрушения портового средства |
Нападение на портовое средство извне с использованием судна или наземного транспортного средства как тарана |
Умышленное столкновение для повреждения/разрушения/блокирования деятельности портового средства. Примечание - При учете всех последствий такого столкновения учитывают уязвимость цели, а не уязвимость судна/транспортного средства, которое используют в качестве тарана |
|
Нападение на портовое средство извне путем обстрела из огнестрельного оружия |
Обстрел цели из стрелкового оружия, ракетных пусковых установок и т. д. |
|
Использование портового средства для незаконного перемещения товаров и пассажиров |
Использование портового средства для незаконного перемещения оружия, взрывчатых веществ и пассажиров |
Незаконное перемещение пассажиров, укрывающихся на судне, в контейнере либо других скрытых местах судна, железнодорожного вагона, автотранспортного средства, груза |
Несанкционированное использование каналов электронной связи |
Информационное вмешательство путем получения местного или удаленного доступа к компьютерным системам портового средства или судна с целью нарушения деятельности портового средства или облегчения незаконной деятельности |
Несанкционированный доступ к компьютерной сети, содержащей сведения о грузах, обрабатываемых портовым средством, с целью определения месторасположения опасных грузов или оружия или несанкционированный доступ к автоматизированным системам управления перемещением грузов на портовом средстве с целью нанесения ущерба |
Незаконные действия с грузом/диверсия |
Незаконные действия с грузом или диверсия с целью нанесения ущерба |
Добавление химических реактивов в обрабатываемые грузы. Укладка палубного груза, приводящая к утере его во время транспортирования. Ослабление грузовых креплений или тары, приводимое к падению груза во время его перемещения, или изменение данных о грузе для избежания/сокращения возможности проведения мероприятий по досмотру, для перемещения запрещенных грузов, или изменение наименования груза с целью нанесения вреда или ущерба |
Несанкционированное использование |
Осуществление деятельности на акватории или береговой части портового средства, не санкционированной компанией - оператором портового средства |
Несанкционированная обработка груза |
Прочие виды угроз добавляют федеральные органы исполнительной власти, руководство компании - оператора портового средства или лица, осуществляющие проведение оценки охраны. |
||
Примечание - Термин «цель» включает в себя портовое средство, суда, взаимодействующие с портовым средством, а также суда, следующие по подходным каналам. |
При учете последствий рассматривают потенциальные людские и экономические потери. В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут учитывать иные критерии определения последствий. Последствия по каждому акту незаконного вмешательства на портовом средстве должны быть классифицированы как высокие, средние или низкие. Если в процессе проведения оценки охраны при определении последствий используют числовые значения, то результаты должны быть представлены в качественных значениях описания масштаба последствий. Обоснования классификации последствий по каждому акту незаконного вмешательства должны быть задокументированы.
При классификации вероятности актов незаконного вмешательства следует учитывать реализованные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности портового средства. Инженерно-технические мероприятия включают в себя технические средства охраны, позволяющие предотвращать или обнаруживать несанкционированный доступ к цели. Организационные мероприятия включают в себя персонал и процедуры, позволяющие предотвращать или обнаруживать несанкционированный доступ к цели.
Вероятность реализации каждого акта незаконного вмешательства на портовом средстве следует классифицировать как высокую, среднюю и низкую. Низкая вероятность определяется в тех случаях, когда проведенные мероприятия по охране портового средства обеспечивают надежную защищенность портового средства от акта незаконного вмешательства. Средняя вероятность определяется в случаях, когда проведенные мероприятия по охране портового средства обеспечивают умеренную защищенность портового средства от акта незаконного вмешательства. Высокая вероятность определяется в случаях, когда проведенные мероприятия по охране портового средства не обеспечивают надежную и умеренную защищенность портового средства от акта незаконного вмешательства. Если в процессе проведения оценки охраны при определении вероятности используют числовые значения, то результаты должны быть представлены в качественных значениях описания вероятности реализации акта незаконного вмешательства. Обоснования классификации вероятности по каждому акту незаконного вмешательства должны быть задокументированы.
Необходимость разработки контрмер по каждому акту незаконного вмешательства определяют в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Последствие |
|||
Высокое |
Среднее |
Низкое |
|
Высокая |
Контрмеры |
Контрмеры |
- |
Средняя |
Контрмеры |
- |
- |
Низкая |
- |
- |
- |
Акты незаконного вмешательства с высоким значением показателей последствий и вероятности, а также с высоким значением показателя вероятности, но средним последствий либо с высоким значением показателя последствий, но средним вероятности требуют разработки контрмер. Разработка контрмер по другим актам незаконного вмешательства может быть осуществлена по усмотрению лица, проводящего оценку охраны. Все акты незаконного вмешательства, по которым необходима разработка контрмер, должны быть задокументированы.
Пользуясь методами, содержащимися в настоящем стандарте, необходимо оценивать каждую контрмеру с точки зрения эффективности уменьшения вероятности или последствий (или их комбинации) до тех пор, пока акт незаконного вмешательства не будет требовать конкретизации этой контрмеры. Контрмеру, обеспечивающую достижение соответствующего результата, считают эффективной, и она должна быть включена в План охраны портового средства.
Если содержимое опломбированного контейнера либо грузовой транспортной единицы рассматривается в качестве угрозы, требующей разработки контрмер в соответствии с положениями настоящего стандарта, компания - оператор портового средства может не разрабатывать контрмеры под такой вид угрозы.
Такие контрмеры регламентируются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и должны быть включены в перечень контрмер и План охраны портового средства.
План охраны портового средства разрабатывают в целях применения мер по обеспечению безопасности и охраны персонала, портового средства, взаимодействующих с портовым средством судов, грузов, грузовых транспортных средств и судовых запасов в пределах портового средства.
Приоритетность реализации контрмер, указанных в 5.8, которая позволяет достигать максимальной результативности, определяет компания - оператор портового средства самостоятельно, за исключением случаев, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено иное. Очередность применения контрмер должна быть отражена в Плане охраны портового средства.
План охраны портового средства должен содержать следующие разделы.
Наименования разделов и подразделов Плана охраны портового средства должны максимально соответствовать наименованиям, содержащимся в 6.3.
В схеме портового средства должны быть указаны:
- все пункты пропуска с указанием автомобильных, железнодорожных и запасных въездов;
- зоны ограниченного доступа в пределах портового средства;
- причалы;
- аварийное оборудование и пульты управления аварийным оборудованием;
- стоянки автотранспорта;
- места досмотра;
- объекты, расположенные на территории портового средства;
- автомобильные и железнодорожные подъездные пути;
- площадки для складирования опасных грузов;
- критические элементы инфраструктуры на территории портового средства.
Описание организационной структуры службы охраны, в том числе обязанностей и ответственности каждого должностного лица персонала, деятельность которого непосредственно связана с охраной.
Распределение обязанностей в отношении охраны, как минимум, должно охватывать:
- руководство;
- должностное лицо портового средства, ответственное за охрану;
- персонал службы охраны;
- персонал, уполномоченный для работы с грузовой документацией или с судовыми запасами;
- иные организации, связанные с охраной портового средства.
Личные данные должностного лица портового средства, ответственного за охрану, и способы связи с ним в любое время суток.
Должны быть установлены процедуры для достижения обеспечения:
- функционирования портового средства в соответствии с установленным уровнем охраны;
- соблюдения всех дополнительных требований в отношении охраны, включая уведомление прибывающих и стоящих у причалов судов о повышении уровня охраны;
- оповещения персонала портового средства при уровнях охраны 2 и 3 должностным лицом портового средства, ответственным за охрану, об угрозе акта незаконного вмешательства и усилении мер охраны и о четком соблюдении процедур доклада.
Должен быть определен порядок взаимодействия с судами при каждом уровне охраны [1].
Должны быть установлены процедуры по оформлению декларации об охране [1].
Должны быть установлены процедуры по согласованию взаимодействия капитанов судов, должностных лиц портового средства и судна, ответственных за охрану, либо их уполномоченных представителей в отношении охраны до прибытия судна на портовое средство.
Должны быть установлены способы эффективного оповещения персонала портового средства об изменениях, касающихся режима охраны. Устанавливаемая система связи должна обеспечивать эффективную и непрерывную связь между персоналом службы охраны, должностным лицом портового средства, экипажами судов, взаимодействующих с портовым средством, а также федеральными органами исполнительной власти.
Каждый пункт пропуска на портовое средство должен быть оборудован телефонной, мобильной или радиосвязью либо равноценными средствами связи с оперативными службами федеральных органов исполнительной власти. Система связи портового средства должна обеспечивать как внутреннюю, так и внешнюю связь.
Должны быть установлены процедуры, обеспечивающие:
- поддержание технических средств охраны в исправном рабочем состоянии путем проведения необходимых проверок, тарировок, калибровки в соответствии с руководством по эксплуатации;
- незамедлительное устранение неисправностей технических средств охраны с внесением соответствующих записей по идентификации отказов или неполадок, а также реагирования на них.
6.3.12.1 Основные мероприятия Должны быть определены мероприятия по:
- предотвращению несанкционированного проникновения опасных веществ и устройств, в том числе устройств, предназначенных для нанесения ущерба или уничтожения людей, судов, объектов инфраструктуры портового средства;
- охране опасных веществ и устройств, нахождение которых на портовом средстве санкционировано;
- контролю управления доступом на портовое средство;
- идентификации при любом уровне охраны лиц, находящихся на портовом средстве;
- выдаче временных или постоянных пропусков (идентификационных карт либо иных средств распознавания личности) персоналу портового средства и посетителям;
- выдаче постоянных пропусков посетителям, регулярно посещающим портовое средство, соответствующих требованиям, предъявляемым к пропускам служащих;
- установлению периодичности контроля управления доступом;
- личному досмотру, досмотру багажа (включая ручную кладь), досмотру всех видов транспортных средств на наличие опасных веществ и устройств в соответствии с положениями Плана охраны портового средства при уровне охраны 1;
- предотвращению несанкционированного доступа на портовое средство и в зоны ограниченного доступа;
- досмотру несопровождаемого багажа, включая рентгеновское просвечивание, до его погрузки на судно;
- охране несопровождаемого багажа после его досмотра при хранении его в зонах ограниченного доступа и во время транспортирования;
- проверке и идентификации лиц, желающих попасть на территорию портового средства, включая посетителей, персонал портового средства, пассажиров и членов экипажей судов;
- предотвращению проникновения или нахождения на портовом средстве лиц, имеющих на то соответствующие основания, но отказывающихся удостоверить свою личность или не желающих обосновать свое пребывание на портовом средстве с изложением способа доклада о возникшей ситуации.
6.3.12.2 Дополнительные мероприятия по управлению доступом, включая доступ в установленные зоны массового нахождения людей
Должны быть определены мероприятия, касающиеся:
- оборудования систем проверки и идентификации лиц в местах доступа на портовое средство устройствами, препятствующими несанкционированному проникновению;
- оборудования систем проверки и идентификации лиц и транспортных средств в местах доступа на портовое средство устройствами дистанционной идентификации пропусков;
- описания зон проведения досмотра людей, личных вещей и транспортных средств. Оборудование пунктов досмотра должно обеспечивать их непрерывную эксплуатацию вне зависимости от погодных условий;
- описания зон ограниченного доступа и мероприятий, регламентирующих допуск в эти зоны в зависимости от уровня охраны. Описание должно содержать способы получения доступа в каждую из этих зон;
- описания типов применимых ограничений, а также способов их соблюдения;
- определения порядка актуализации Плана охраны портового средства;
- определения мер дисциплинарной ответственности за несоблюдение положений Плана охраны портового средства;
- определения порядка установки информационных знаков для информирования о мерах охраны, эффективно и четко демонстрирующих следующее:
вход на портовое средство после согласия на проведение досмотра и проверки, отсутствие согласия на проведение досмотра и идентификации личности - основание для отказа в предоставлении санкционированного доступа на судно;
- определения зон ограниченного доступа и обеспечения соответствующего управления доступом в эти зоны.
Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 2 [1].
Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 3 [1].
Должны быть определены зоны ограниченного доступа. Как минимум, зоны ограниченного доступа должны включать в себя:
- территории причальной зоны, непосредственно прилегающие к судам, взаимодействующим с портовым средством;
- места хранения грузовой документации, включая документацию, содержащую конфиденциальную информацию;
- места расположения технических средств и систем охраны, а также пульты их управления, такие как пульт управления системой освещения;
- места расположения критических элементов инфраструктуры портового средства, включая: систему канализации и водоснабжения, систему связи, систему энергоснабжения;
- места доступа к системе вентиляции и кондиционирования воздуха;
- технологические зоны и помещения диспетчерских служб портового средства;
- места, куда доступ персонала портового средства и транспортных средств ограничен;
- места погрузочно-разгрузочных работ или складирования грузов, а также склады и складские площадки;
- места хранения опасных грузов.
Должны быть установлены процедуры по:
- порядку предоставления санкционированного доступа на портовое средство лицам, не являющимся персоналом портового средства;
- установке критериев, при соблюдении которых предусмотрено предоставление доступа на портовое средство;
- определению границ зон ограниченного доступа;
- определению времени действия ограничений доступа;
- контролю доступа, стоянки, погрузки и выгрузки транспортных средств;
- контролю перемещения и складирования грузов и судовых запасов;
- контролю несопровождаемого багажа и личных вещей;
- предотвращению несанкционированных действий с грузом;
- предотвращению допуска грузов, не предназначенных к транспортированию;
- идентификации грузов, предназначенных для погрузки на суда, взаимодействующие с портовым средством;
- идентификации грузов, предназначенных для временного складирования в зонах ограниченного доступа в ожидании погрузки или вывоза с территории портового средства;
- ограничению допуска на портовое средство грузов без подтверждения даты погрузки;
- обеспечению передачи груза перевозчику, указанному в грузовой документации;
- координации мер охраны с судовладельцами или иными организациями в соответствии с нормативными требованиями;
- разработке, актуализации и поддержанию на соответствующем уровне списков опасных грузов, включая места их расположения с момента поступления на портовое средство до момента их отправки;
- досмотру груза, поступающего на портовое средство, на наличие опасных веществ или устройств. Способы досмотра груза включают в себя:
визуальный, физический, досмотр с использованием технических средств либо собак;
- обеспечению повседневного досмотра на территории портового средства с целью предотвращения несанкционированных действий с грузами и грузовыми транспортными единицами до и во время их обработки;
- обеспечению того, чтобы прибывающие на портовое средство грузы, контейнеры или транспортные единицы соответствовали документации на груз;
- досмотру персонала и транспортных средств в соответствии с нормативными требованиями;
- проверке пломб или применению иных методов, предотвращающих несанкционированные действия с посетителями или транспортными средствами, прибывающими на портовое средство.
6.3.17.1 Общие положения Должны быть установлены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 2 [1].
6.3.17.2 Меры охраны при обработке груза при уровне охраны 3 Должны быть установлены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 3 [1].
6.3.18.1 Основные мероприятия
Должны быть определены следующие процедуры по охране, относящиеся к доставке судовых запасов:
- проверка целостности упаковки судовых запасов;
- предотвращение доставки судовых запасов без прохождения досмотра;
- предотвращение несанкционированной деятельности, связанной с судовыми запасами;
- периодичность проведения досмотра судовых запасов;
- запрос необходимых данных о доставке судовых запасов или предстоящей бункеровке, включая перечень доставляемых судовых запасов, информацию о транспортном средстве и лице, его сопровождающем;
- периодичность проведения досмотра транспортных средств, используемых для доставки судовых запасов;
- сопровождение транспортных средств, осуществляющих доставку судовых запасов, по территории портового средства.
6.3.18.2 Меры охраны при доставке судовых запасов и бункеровке при уровне охраны 2 Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 2 [1].
6.3.18.3 Меры охраны при доставке судовых запасов и бункеровке при уровне охраны 3 Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 3 [1].
6.3.19.1 Общие положения
На территории портового средства и прилегающей к ней акватории должен быть определен комплекс мероприятий, обеспечивающий проведение непрерывного с использованием патрулирования и инженерно-технических средств охраны наблюдения за обстановкой:
- в зонах ограниченного доступа, расположенных на территории портового средства;
- на судах, взаимодействующих с портовым средством, и в прилегающих к ним зонах.
6.3.19.2 Меры охраны при наблюдении за обстановкой при уровне охраны 2 Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 2 [1].
6.3.19.3 Меры охраны при наблюдении за обстановкой при уровне охраны 3 Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 3 [1].
Должны быть определены процедуры, обеспечивающие должностное лицо портового средства и персонал службы охраны возможностью:
- реагировать на угрозы или нарушения в отношении охраны;
- осуществлять эвакуацию персонала портового средства в случае возникновения угроз реализации актов незаконного вмешательства;
- докладывать об актах незаконного вмешательства;
- оповещать персонал портового средства о возможных угрозах, для активизации его бдительности;
- усиливать меры охраны при проведении значимых операций.
6.3.21.1 Общие положения
В случае взаимодействия портового средства с пассажирскими судами либо паромами План охраны портового средства должен содержать детализированные меры охраны, обеспечивающие:
- оборудование пешеходных пунктов пропуска накопителями для отделения прошедших и еще не прошедших досмотр людей и их личных вещей;
- проведение досмотра транспортных средств до их погрузки на судно в соответствии с установленным уровнем охраны;
- проведение досмотра всех несопровождаемых транспортных средств до их погрузки на судно;
- запрет доступа пассажиров в зоны ограниченного доступа без сопровождения персонала службы охраны;
- обеспечение пешеходных пунктов пропуска достаточным количеством персонала службы охраны для наблюдения и досмотра людей и их личных вещей.
6.3.21.2 Дополнительные требования к портовым средствам, обслуживающим пассажирские суда и паромы, при уровне охраны 2
Портовые средства, осуществляющие взаимодействие с пассажирскими судами или паромами и не оборудованные пешеходными пунктами пропуска, в дополнение к мерам, принимаемым при уровне охраны 1, должны определить меры охраны, обеспечивающие досмотр пассажиров, багажа и транспортных средств до их погрузки на судно, в соответствии с Декларацией об охране.
6.3.21.3 Дополнительные требования к портовым средствам, обслуживающим пассажирские суда и паромы, при уровне охраны 3
В дополнение к мерам, принимаемым при уровне охраны 2, должны быть определены меры охраны, обеспечивающие:
- досмотр и идентификацию всех посетителей;
- досмотр всего багажа;
- увеличение количества патрулей и персонала службы охраны.
Должны быть определены меры охраны, обеспечивающие:
- досмотр всех посетителей и личных вещей на наличие опасных веществ или устройств;
- идентификацию личности всех посетителей, следующих на судно, в том числе проверку соответствия списков пассажиров, туристических путевок, пассажирских билетов, паспортов, необходимых виз либо разрешений, а также посадочных талонов;
- установление зон ожидания (накопителей) для отделения прошедших и еще не прошедших досмотр посетителей и их личных вещей;
- введение дополнительного персонала службы охраны для работы в установленных зонах ожидания (накопителях);
- запрет доступа посетителей в зоны ограниченного доступа без сопровождения персонала службы охраны.
Компанией - оператором портового средства должен быть определен порядок проведения аудита, анализа и внесения поправок в План охраны портового средства. Пересмотр и внесение соответствующих поправок в План охраны портового средства происходит в случаях смены владельца либо оператора портового терминала, модернизации, изменения оценки охраны, подходов к обеспечению охраны портового средства, ключевых изменениях инженерно-технических мер охраны и т. д.
В случае внесения поправок аудит Плана охраны портового средства может ограничиться проверкой только тех его частей, в которые были внесены соответствующие изменения.
6.3.24.1 Общие положения Должны быть определены программы обучения персонала портового средства по его подготовке и оценке навыков, знаний и компетентности.
6.3.24.2 Навыки, знания и компетентность должностных лиц портовых средств, ответственных за охрану [1]
Должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно быть компетентным в:
- особенности организации охраны портового средства, включая размеры, структурную схему управления, типы и возможности установленных технических средств охраны, уровень знаний и возможности персонала службы охраны;
- основных характеристиках и особенностях эксплуатации судов и портовых средств, включая время и порядок передвижений и обработки грузов, судовую и грузовую документацию, ответственность и функции службы охраны, зоны ограниченного доступа на портовом средстве, пункты пропуска на портовое средство и критические элементы инфраструктуры портового средства;
- мероприятиях по охране на судне и портовом средстве, включая меры и требования при различных уровнях охраны. Знание процедур, изложенных в Плане охраны портового средства;
- обеспечении готовности и реагировании в чрезвычайных ситуациях, составлении планов действий в чрезвычайных ситуациях;
- основных характеристиках и эксплуатационных ограничениях технических средств охраны;
- инженерно-технических системах охраны и местах их расположения на портовом средстве, точности их показаний и погрешностей в зависимости от погодных условий и наличия перебоев в электропитании, порядке подачи тревожных сигналов;
- методах осуществления проверок, инспекций, способах контроля и наблюдения;
- соответствующих международных нормативных требованиях и рекомендациях;
- соответствующих национальных нормативных требованиях и рекомендациях;
- ответственности и функции федеральных органов исполнительной власти;
- основных методах проведения оценки охраны портового средства;
- методиках проведений аудита состояния охраны портового средства;
- методах подготовки и обучения по вопросам охраны, включая меры и процедуры в области охраны;
- защите конфиденциальной информации и сообщений, относящихся к вопросам охраны;
- существующих видах угроз и способах их реализации;
- распознавании и обнаружении опасных веществ и устройств;
- распознавании на недискриминационной основе характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую охрану;
- способах, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны;
- проведении досмотра и проверок груза без вскрытия;
- проведении занятий и учений по вопросам охраны, в том числе учений совместно с судами;
- оценке занятий и учений по вопросам охраны.
6.3.24.3 Навыки, знания и компетентность персонала портового средства, работа которого непосредственно связана с охраной [1]
Персонал портового средства, работа которого непосредственно связана с охраной, должен быть компетентным в:
- знании существующих видов угроз и способах их реализации;
- распознавании и обнаружении опасных веществ и устройств;
- распознавании характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую охрану;
- способах, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны;
- методах управления группами людей и их контроля;
- знании систем связи, используемых в интересах охраны;
- знании процедур по реагированию и планов действий в чрезвычайных ситуациях;
- эксплуатации технических средств охраны;
- испытании, калибровке и техническом обслуживании технических средств и систем охраны;
- методах проверок, контроля и наблюдения;
- соответствующих положениях Плана охраны портового средства;
- методах досмотра людей, личных вещей, багажа, груза и судовых запасов;
- знании последовательности действий при введении различных уровней охраны.
6.3.24.4 Навыки, знания и компетентность всех остальных членов персонала портового средства [1]
Все остальные члены персонала портового средства должны знать:
- соответствующие положения Плана охраны портового средства;
- значение различных уровней охраны и вытекающие из этого требования в части, их касающейся, включая процедуры и планы действий в чрезвычайных ситуациях;
- способы распознавания и обнаружения опасных веществ и устройств;
- характерные признаки и манеру поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую охрану;
- способы, применяемые для того, чтобы обойти меры охраны.
Должны быть установлены политика и процедуры, предписывающие должностному лицу портового средства по меньшей мере раз в три месяца проводить одну тренировку и одно учение в течение одного календарного года, причем промежуток между проведением учений не должен превышать 18 мес. На тренировках следует отрабатывать отдельные элементы Плана охраны портового средства, включая виды угроз и актов незаконного вмешательства. В ходе тренировки следует принимать во внимание особенности эксплуатации портового средства, персонал, а также типы судов, взаимодействующих с портовым средством, и другие существенные обстоятельства. На тренировке могут быть отработаны действия по предотвращению несанкционированного проникновения в зону ограниченного доступа, действия по тревоге с последующим оповещением федеральных органов исполнительной власти и т. д. В случае если на запланированную дату проведения тренировки у причала портового средства ошвартовано судно, то руководство портового средства может включить судно в запланированную тренировку с согласия судовой администрации. На учениях отрабатывают элементы Плана охраны портового средства в комплексе. В Плане охраны портового средства должны быть определены программы проведения тренировок и учений, включая критерии оценки их проведения.
Документация, названная в настоящем разделе стандарта, должна быть защищена от несанкционированного разглашения соответствующими процедурами.
Отчет об оценке охраны портового средства должен включать в себя:
- содержание;
- наименование и месторасположение портового средства;
- личные данные и информацию о квалификации лиц, проводивших оценку охраны;
- даты проведения оценки охраны;
- даты пересмотра оценки охраны;
- даты повторного проведения оценки;
- доверенности уполномоченных организаций, если необходимо;
- соответствующий подтверждающий документ, если включено более одного портового средства;
- описание методологии, применяемой при проведении оценки охраны портового средства, включающей обоснование видов угроз, методики классификации вероятности и последствий, оценку рисков, методы определения применимости контрмер и т. д.;
- схемы территорий, в отношении которых проводилась оценка охраны, с указанием: подходных каналов, мест якорных стоянок, зон ожидания причала, операционных акваторий, перегрузочного оборудования портового средства, складов и складских площадок, инженерных сетей и систем, таких как системы связи, водоснабжения и канализации и т. д., компьютерных сетей и электронных каналов связи, элементов системы управления движения судов, объектов системы энергоснабжения, грузовых трубопроводов, мостов, железнодорожных и автомобильных подъездных путей,
служб комплексного обслуживания флота, таких как лоцманские, буксирные, ледокольные и т. д., инженерно-технических средств и систем охраны, прилегающих к портовому средству водоемов;
- описание существующего состояния охраны портового средства, включая заполненный Опросный лист оценки состояния охраны портового средства;
- описание деятельности (характеристики) портового средства, в отношении которого проводится оценка охраны;
- очередности видов угроз.
В отчете об оценке охраны портового средства следует указать, что оценка проведена в соответствии с настоящим стандартом и не учитывает виды угроз, связанных с умышленными противоправными действиями персонала портового средства или экипажа судна, форс-мажорными обстоятельствами, изменениями, произошедшими после проведения оценки охраны, в видах деятельности или в организации охраны портового средства, изменениями, произошедшими на прилегающей к портовому средству территории, а также длительной атаки на портовое средство или применением новейших технологий. Оценка охраны не является оценкой в области технологической безопасности и охраны труда и не затрагивает обычную эксплуатационную деятельность портового средства, кроме как существующие меры по охране.
Одновременно в отчет вносят рекомендации компании - оператору портового средства о необходимости проведения пересмотра оценки охраны в случае изменения технологических процессов или условий функционирования портового средства или сооружений, примыкающих к портовому средству. Такие рекомендации следует включать в каждый Отчет об оценке охраны портового средства.
Экземпляр существующего Плана охраны портового средства должен поддерживаться в рабочем состоянии на случай проведения плановых и неплановых проверок.
Содержание записей в отношении функционирования и обучения должны учитывать следующее:
- проведение занятий: в отношении каждого проведенного занятия ведется запись с указанием даты проведения, продолжительности, описания занятия и списка участников;
- проведение тренировок и учений: записи содержат дату проведения, описание, список участников, описание полученных выводов и лучших результатов, позволяющих улучшить План охраны портового средства;
- акты незаконного вмешательства: по каждому акту незаконного вмешательства фиксируется дата, время и место происшествия, описание происшествия с указанием места доклада о происшествии и предпринятых мерах реагирования;
- изменение уровня охраны: по каждому случаю изменения уровня охраны на портовом средстве фиксируется дата и время получения сообщения об изменении уровня охраны и время выполнения дополнительных мероприятий;
- сведения о техническом обслуживании, калибровке и проверке технических средств охраны: по каждому случаю проведения технических осмотров, калибровок и проверок, связанных с техническими средствами охраны, ведутся соответствующие записи с указанием даты и времени их проведения;
- сведения об угрозах: по каждой угрозе ведутся соответствующие записи с указанием даты и времени происшествия, способы оповещения, кем получена или идентифицирована угроза, описание угрозы, адресат доклада и описание мер реагирования;
- сведения о заполнении Деклараций об охране: копии каждой оформленной или полученной Декларации об охране хранятся по меньшей мере в течение 90 дней после окончания взаимодействия судна с портовым средством;
- сведения об ежегодных аудитах Плана охраны портового средства: записи по каждому ежегодному аудиту, согласованные должностным лицом портового средства, с указанием дат выполнения аудита.
Все записи, имеющие отношение к проведению оценки охраны и Плану охраны портового средства, должны поддерживаться в соответствующем состоянии до момента проведения новой оценки и составления Плана охраны портового средства. Все записи, упомянутые в разделе 7, следует хранить в течение двух лет, если не предусмотрено иное.
В случае если записи, упомянутые в разделе 7, хранятся в электронном виде, то для такого хранения необходимо предусмотреть защиту от несанкционированных удалений, уничтожений и внесения правок.
[1] Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), выпуск 2003 года
[2] Международный морской кодекс по опасным грузам (Кодекс ММОГ), издание 2002 года, книга 1 (IMDG Code)
Ключевые слова: оценка охраны, план охраны, портовое средство, акт незаконного вмешательства, последствие, вероятность