ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Стандартизация в российской федерации
ПРОГРАММА
РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ
Требования
к структуре, правила формирования,
утверждения и контроля за реализацией
|
Москва |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. № 231-ст
4 Настоящий стандарт реализует пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Введение
Планирование работ по стандартизации осуществляется для достижения целей стандартизации, определенных статьей 11 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Концепцией развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации».
Планирование и реализация работ по стандартизации осуществляется на основе подготовки ежегодно утверждаемой программы разработки национальных стандартов, обеспечивающей реализацию приоритетов развития стандартизации, поддержку государственной социально-экономической политики и создание эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, качество ресурсной базы страны и разработку стандартов, содействующих подтверждению требований технических регламентов (национальных и Таможенного союза).
Каждая тема программы содержит информацию о народно-хозяйственном комплексе, техническом комитете по стандартизации, кодах общероссийского классификатора стандартов (ОКС) и общероссийского классификатора продукции (ОКП), наименовании стандарта, международном или региональном стандарте (документе), взятом за основу при разработке, этапах, сроках их реализации, исполнителях, об экспертизе и финансировании работ.
С целью контроля за ходом реализации программы используется система мониторинга.
(Новая редакция, Изм. № 1).
ГОСТ Р 1.14-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией Standardization
in the Russian Federation. Programme of national standards development. |
Дата введения - 2010-05-01
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.1-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов
ОК 005 Общероссийский классификатор продукции
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Новая редакция. Изм. № 2).
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1, а также следующий термин с соответствующим определением:
организация - администратор системы: Организация, обеспечивающая функционирование автоматизированной информационной системы и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.
3.2. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
МТК - Межгосударственный технический комитет по стандартизации;
НИИ - научно-исследовательский институт;
ТК - Технический комитет по стандартизации;
ПК - Подкомитет ТК;
ИСО - Международная организация по стандартизации;
МЭК - Международная электротехническая комиссия;
СНГ - Содружество Независимых Государств;
АИС - Автоматизированная информационная система;
ПРНС - Программа разработки национальных стандартов;
МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии;
Codex/Stan - Международные стандарты на пищевые продукты;
ФАО/ВОЗ - Продовольственная сельскохозяйственная организация/Всемирная организация здравоохранения;
ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти.
АИС МГС - Интегрированная автоматизированная информационная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;
ОКП - Общероссийский классификатор продукции;
ОКС - Общероссийский классификатор стандартов
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
4.1 В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ (статья 16, пункт 1) «О техническом регулировании» национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает ПРНС, а также обеспечивает ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления.
ПРНС формируют на три года. ПРНС является постоянно действующим на этот период документом, который содержит перечень проводимых и намеченных к выполнению работ по стандартизации, обеспеченных необходимым финансированием.
Ежегодно на основе предложений ТК проводят уточнение ПРНС в части тем, сроков и исполнителей, а также дополнение новыми темами, обеспеченными финансированием.
ПРНС формируют по подразделам:
- национальная стандартизация (в том числе предварительные национальные стандарты и стандарты ограниченного распространения);
- межгосударственная стандартизация.
(Новая редакция. Изм. № 2).
4.2 Формирование ПРНС осуществляют по этапам:
- определение приоритетных направлений стандартизации на текущий период;
- директивное указание о начале разработки проекта ПРНС;
- сбор предложений в проект ПРНС;
- рассмотрение и анализ предложений;
- формирование проекта ПРНС и его согласование;
- утверждение ПРНС и обеспечение ее доступности.
На этапе реализации ПРНС проводят мониторинг ее выполнения, по результатам которого готовят отчет.
К первоочередным приоритетным направлениям стандартизации относят:
- реализацию целевых и перспективных среднесрочных программ стандартизации продукции;
- разработку стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, в том числе технических регламентов Таможенного союза;
- разработку межгосударственных стандартов, отвечающих интересам Российской Федерации.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
4.3 Структура программы разработки национальных стандартов
4.3.1 В ПРНС включают разработку, пересмотр и изменение следующих видов документов в области стандартизации:
- национальных стандартов (в том числе разработку предварительных национальных стандартов);
- межгосударственных стандартов, которые планируется применять в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;
- правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
- правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации;
- стандартов ограниченного распространения;
- документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
4.3.2 ПРНС формируют в соответствии с народно-хозяйственными комплексами, определяемыми национальным органом по стандартизации.
Темы ПРНС внутри комплексов группируют по ТК по закрепленной за ними тематике.
4.4 Общие принципы формирования программы разработки национальных стандартов и участники выполнения работ
4.4.1 ПРНС формируют, исходя из:
- приоритетных направлений в области национальной стандартизации, определенных национальным органом по стандартизации;
- приоритетных направлений работ межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации;
- стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период.
Примечания
1 Приоритеты по национальной стандартизации определяют ежегодно, а приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [1].
2 Стратегические цели и приоритетные направления развития национальной системы стандартизации на определенный период устанавливают в концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации, которую утверждает Правительство Российской Федерации.
При формировании ПРНС соблюдают следующие принципы:
- обоснованность разработки национальных и межгосударственных стандартов, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период;
- необходимость сокращения сроков разработки стандартов;
- обеспечение ежегодного обновления от 10 % до 15 % фонда стандартов для секторов экономики с высоким потенциалом развития;
- достижение оптимального соотношения межгосударственных и национальных стандартов с учетом приоритетности работ по межгосударственной стандартизации;
- обеспечение регулярного обновления (не реже одного раза в пять лет) межгосударственных стандартов, которые входят в перечни стандартов, используемых в качестве доказательной базы соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза.
(Новая редакция. Изм. № 2).
4.4.2 Участниками разработки ПРНС являются:
- ТК в закрепленной области деятельности;
- структурные подразделения национального органа по стандартизации;
- научные организации по стандартизации, уполномоченные национальным органом по стандартизации на методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности (далее - научные организации);
- организация - администратор системы АИС «ПРНС»;
- организация - администратор системы АИС «Мониторинг НД»;
- федеральные органы исполнительной власти;
- физические и юридические лица, заинтересованные в разработке стандартов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4.3 Основанием для начала формирования ПРНС является директивное указание национального органа по стандартизации в ТК, опубликованное на сайте национального органа по стандартизации.
4.5 Автоматизация процесса формирования и контроля реализации программы разработки национальных стандартов
4.5.1 Формирование ПРНС выполняется в рамках автоматизированной информационной системы «Программа разработки национальных стандартов» (АИС «ПРНС») в режиме авторизованного доступа через интернет-портал национального органа по стандартизации.
4.5.2 Процедуры контроля реализации ПРНС осуществляют в рамках АИС «ПРНС», АИС «Мониторинг НД» и АИС «МГС.
(Новая редакция, Изм. № 1).
4.5.3 Контроль за вводом предложений ТК в проект ПРНС, подготовку информационных и аналитических материалов по проекту ПРНС в системе АИС «ПРНС» и сбор и обработку информации о ходе разработки национальных стандартов «Мониторинг НД» осуществляют организации, уполномоченные национальным органом по стандартизации.
4.5.4 АИС «ПРНС» обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- сбора предложений ТК;
- анализа предложений на правильность и полноту представления исходных данных, а также на наличие предложений, дублирующих друг друга;
- формирования на основе полученных предложений проекта ПРНС;
- публикации ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации после ее утверждения;
- контроля соблюдения сроков выполнения этапов работ по ПРНС;
- формирования и ведения базы данных ТК.
4.5.5 (Исключен, Изм. № 1).
4.5.6 АИС «Мониторинг НД» обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- мониторинга процесса разработки, рассмотрения и утверждения проектов разрабатываемых в соответствии с ПРНС документов;
- текущего контроля за процессом выполнения этапов разработки, рассмотрения, утверждения и издания документов в ходе выполнения ПРНС;
- формирования официальных уведомлений об этапах разработки, библиографий и дел стандартов;
- организации информационного взаимодействия между участниками ПРНС.
4.5.7 (Исключен, Изм. № 1).
4.5.8 Организации - администраторы АИС «ПРНС» и «Мониторинг НД» выполняют следующие функции:
- общую настройку системы;
- регистрацию пользователей;
- обеспечение доступа пользователей к ресурсам и функциям системы;
- администрирование системы;
- научно-методическое и техническое сопровождение процесса формирования проекта ПРНС.
4.5.9 Порядок представления предложений в ПРНС в электронном виде приведен в 5.2.1.
5.1.1 Формирование проекта ПРНС на следующий год (или в перспективный план) проводят с учетом тем, разрабатываемых в соответствии с ПРНС текущего года.
ФОИВ, заинтересованные юридические и физические лица (в т.ч. члены ТК) направляют предложения с обоснованием по разработке национального (в том числе предварительного) или межгосударственного стандарта в секретариат соответствующего ТК (ПК), а при отсутствии ТК - в национальный орган по стандартизации или НИИ.
Примечание - Закрепление объектов стандартизации (сфер деятельности) за ТК приведено в перечне действующих ТК, который ведет и распространяет национальный орган по стандартизации. Перечень ТК представлен в свободном доступе на интернет-портале национального органа по стандартизации.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- актуальность и целесообразность разработки стандарта на национальном или межгосударственном уровне (в последнем случае определяют необходимость участия МТК в разработке);
- одно или несколько приоритетных направлений стандартизации, которым соответствует предложение;
- сведения о связи предлагаемого к разработке стандарта с федеральными законами, техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также техническими регламентами Таможенного союза;
- целесообразность использования международного, регионального или национального стандарта другой страны в качестве основы для разработки национального (межгосударственного) стандарта и форму его применения;
- необходимость привлечения средств федерального бюджета для финансирования разработки или сведения об ином источнике финансирования (наличие потенциального заказчика или использование собственных средств);
- сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта при бюджетном финансировании (расчет рекомендуется проводить по методике [2], утвержденной национальным органом по стандартизации);
- сведения о заказчике, исполнителе и соисполнителях;
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения стандарта (по возможности и результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности).
Примечание - Если заинтересованное лицо предполагает осуществить разработку национального (межгосударственного) стандарта за счет своих средств, то к обоснованию прикладывают соответствующее письмо, в котором заявитель обязуется осуществить выполнение в установленные ПРНС сроки разработку стандарта. После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств или при невыполнении темы в установленные сроки разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или сроков или исключению темы из ПРНС.
Также приводят иные дополнительные сведения по усмотрению ТК, такие как сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, предложения по их пересмотру, изменению или отмене (по межгосударственным стандартам - прекращению применения на территории Российской Федерации) и т.д.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
5.1.3 При необходимости обновления (путем пересмотра или внесения изменений) действующего национального или межгосударственного стандарта вместо характеристики объекта и аспекта стандартизации приводят соответствующее обоснование.
Примечание - Национальный или межгосударственный стандарт подлежит обновлению в случаях, указанных в ГОСТ Р 1.2-2004 (пункт 5.1.1) [3], а межгосударственный стандарт - также на основании предложений других государств, применяющих данный стандарт, или при возникновении противоречия целям и/или принципам межгосударственной стандартизации.
(Новая редакция, Изм. № 2).
5.1.4 При необходимости разработки предварительного национального стандарта в соответствующем предложении приводят обоснование, указывающее на целесообразность разработки стандарта именно этого статуса, исходя из задач, установленных в ГОСТ Р 1.16-2011 (пункт 3.2).
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
5.2.1. Члены ТК направляют предложения на разработку стандартов в секретариат соответствующего ТК до 1 февраля года, предшествующего планируемому.
При наличии в ТК подкомитетов секретариат ТК направляет поступившие предложения в секретариат соответствующего по тематике ПК. Предварительное рассмотрение предложений в ПРНС осуществляют в ПК с последующим рассмотрением в ТК (см. 5.2.5).
5.2.2 Секретариат ТК (ПК) рассматривает и анализирует предложения по разработке национальных стандартов и обновлению действующих стандартов и обобщает их. Секретариат ТК (ПК) оценивает актуальность разработки (пересмотра) каждого стандарта (изменения), определяет потенциального разработчика, организацию или иное лицо, которое способно разработать данный стандарт (если такие сведения уже приведены в предложениях заинтересованных лиц или ФОИВ, то секретариат ТК или ПК оценивает возможности их реализации).
5.2.1, 5.2.2 (Новая редакция, Изм. № 1).
5.2.3 При проведении анализа предложений секретариат ТК в срок 45 дней с момента представления разработчиком комплекта документов (см. 5.1.1) в секретариат ТК рассматривает предложения в ПРНС по обеспечению национальных проектов, федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, программ разработки технических регламентов, программ работ международных и региональных организаций по стандартизации и проектов указанных программ, бизнес-планов ТК и аналогичных международных ТК, их краткосрочных и долгосрочных программ технической работы, программы работ по межгосударственной стандартизации и планов стратегической политики, а также информацию о принятых в последние годы международных, региональных и зарубежных национальных стандартах, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, которые проводились членами ТК или по их заказу, результаты патентных исследований, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
5.2.4 До 1 июня года, предшествующего планируемому, секретариат ТК готовит обобщенные предложения в ПРНС и рассылает их членам ТК.
Члены ТК рассматривают предложения в соответствии с ГОСТ Р 1.1, оценивают их актуальность и представляют отзыв по предложениям в целом и/или по отдельным темам. Замечания должны быть конкретными и обоснованными (наименования тем, сроки их выполнения, исполнители (соисполнители), источники финансирования и стоимость работ).
Предложения по темам, относящимся к межгосударственной стандартизации, направляют членам МТК для рассмотрения целесообразности их включения в программу работ по межгосударственной стандартизации. Отзывы членов МТК рассматривает секретариат ТК (ПК).
5.2.5 Предложения обсуждают на заседании ТК с голосованием по ним в соответствии с ГОСТ Р 1.1.
При наличии разногласий по отклоненным секретариатом ТК предложениям решение о включении темы в ПРНС принимает национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
5.2.6 Принятые на заседании ТК предложения секретариат ТК в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому, вносит в АИС «ПРНС» в соответствии с приложением А (табл. А.1 и А.2) через интернет-портал системы. При отсутствии у ТК доступа к сети Интернет секретариат ТК направляет предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской и протоколом заседания ТК по их рассмотрению в национальный орган по стандартизации или НИИ.
Допускается в срок до 30 августа года, предшествующего планируемому, направлять предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской и протоколом заседания ТК по электронной почте в национальный орган по стандартизации или НИИ.
5.2.4 - 5.2.6 (Новая редакция, Изм. № 1).
5.3.1 Научные организации в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проводят анализ размещенных в АИС «ПРНС» предложений ТК по закрепленной за научными организациями тематике и представляют замечания и дополнения по формированию ПРНС в национальный орган по стандартизации по формам, приведенным в приложении Б.
Научные организации в процессе анализа осуществляют:
- проверку правильности наименования предлагаемых к разработке стандартов, однозначности указания вида работ, наличия дублирующих друг друга предложений, соответствия предложений установленным народно-хозяйственным комплексам;
- оценку актуальности каждой темы с учетом приоритетных направлений работ по национальной и межгосударственной стандартизации;
- определение целесообразности проведения работ по каждой теме на национальном или межгосударственном уровне;
- рассмотрение обоснованности разработки национального (межгосударственного) стандарта с предложенной степенью соответствия аналогичному международному стандарту;
- определение возможности использования для финансирования предлагаемых работ иных источников вместо средств федерального бюджета;
- оценку направленности на реализацию программ стандартизации, разработанных по поручению Правительства РФ;
- проверку на обеспечение соблюдения требований принятых технических регламентов;
- проверку на обеспечение инновационного развития отраслей;
- проверку на обеспечение развития секторов промышленности с высоким технологическим потенциалом;
- проверку обоснованности сроков выполнения разработки;
- проверку обоснованности разработки стандарта в статусе предварительного национального стандарта.
При проведении анализа исключают необоснованные темы, предложенные ТК, и вносят новые темы по согласованию с секретариатом ТК.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
5.3.2 При наличии замечаний по предложению ТК в ПРНС (приложение Б, формы Б.1 и Б.2) научные организации согласовывают их с национальным органом по стандартизации и направляют их по электронной почте в секретариат ТК с соответствующими обоснованиями и указанием срока, в течение которого секретариат ТК должен предоставить подтверждение на проведение соответствующих изменений.
5.3.3 Если объект стандартизации по теме относится к области деятельности двух или более ТК, то НИИ предлагают секретариатам этих ТК определить организации, которые целесообразно подключить к работе по данной теме в качестве соисполнителей, или создать совместную рабочую группу из представителей различных ТК.
5.3.4 После завершения анализа предложений ТК НИИ согласуют их с национальным органом по стандартизации, формируют сводную информацию (приложение Б, таблица Б.5) о внесенных изменениях и дополнениях в проект ПРНС и направляют ее в структурные подразделения национального органа по стандартизации, ответственные за вопросы стандартизации по закрепленной тематике.
5.3.3, 5.3.4 (Новая редакция, Изм. № 1).
5.3.5 После завершения анализа предложений ТК организация - администратор системы формирует на основании информации АИС «ПРНС» первую редакцию проекта ПРНС по форме, приведенной в приложении В.
5.3.6 Организация - администратор системы представляет первую редакцию проекта ПРНС в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС.
Предложения на разработку стандарта оформляют и представляют в соответствии с порядком, установленным национальным органом по стандартизации, в организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по стандартизации специальной продукции.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
5.5.1 Структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС, после определения объемов финансирования за счет средств федерального бюджета совместно с иными заинтересованными структурными подразделениями уточняет темы ПРНС, финансируемые за счет этих средств, направляет сводную информацию об уточнении проекта ПРНС в организацию - администратор системы для внесения изменений в АИС «ПРНС» и формирования окончательной редакции, а затем представляет окончательную редакцию проекта программы для рассмотрения на коллегии национального органа по стандартизации.
5.5.2 После рассмотрения ПРНС на заседании коллегии национального органа по стандартизации организация - администратор АИС «ПРНС» проводит доработку ПРНС с учетом принятых на заседании коллегии замечаний и предложений и формирует ПРНС для ее утверждения руководителем национального органа по стандартизации.
5.5.3 Сформированную ПРНС на следующий год утверждает руководитель национального органа по стандартизации не позднее 1 декабря текущего года.
6.1 Для обеспечения доступности информации о работах по национальной и межгосударственной стандартизации ПРНС размещают в информационной системе общего пользования на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет.
(Новая редакция, Изм. № 1).
6.1.1 Организация - администратор системы после утверждения ПРНС направляет ее на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме на издание.
6.1.2 Опубликование утвержденной ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации обеспечивает организация - администратор системы.
6.1.3 Опубликование утвержденной или актуализированной ПРНС осуществляют, по крайней мере, один раз в шесть месяцев. При этом уведомление об опубликовании утвержденной или актуализированной ПРНС размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
6.1.4 Не позднее 10 дней с даты публикации ПРНС национальный орган Российской Федерации по стандартизации уведомляет о ее наличии Информационный Центр ИСО/МЭК в Женеве непосредственно или через международный филиал ИСОНЕТ.
В этом уведомлении указывают наименование и адрес национального органа Российской Федерации по стандартизации, наименование и номер выпуска печатного издания, в котором опубликована ПРНС, срок реализации этой программы, стоимость и способ приобретения данного печатного издания.
6.1.5 По просьбе любой заинтересованной страны, являющейся членом Всемирной торговой организации, национальный орган Российской Федерации по стандартизации обязан незамедлительно предоставлять действующую ПРНС. При этом любые сборы, начисляемые за оказание этой услуги (не считая реальную стоимость доставки) должны быть одинаковыми для иностранных и отечественных сторон. По просьбе любой заинтересованной страны, являющейся членом Всемирной торговой организации, наименования конкретных проектов стандартов, включенных в ПРНС, представляют на английском, испанском или французском языке.
Подпункты 6.1.3 - 6.1.5 (Введены дополнительно, Изм. № 2).
6.2 При необходимости уточнить содержание ПРНС участники разработки стандартов, включенных в ПРНС, направляют соответствующие предложения с обоснованием целесообразности их реализации в секретариат ТК, за которым закреплена данная тема.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
6.3 В случае приостановки разработки решение об исключении данной темы из ПРНС принимает заместитель Руководителя национального органа по стандартизации.
6.4 После утверждения ПРНС с разрешения национального органа по стандартизации в ПРНС могут быть включены дополнительные темы (в том числе по инициативной разработке новых национальных и межгосударственных стандартов, по пересмотру или изменению действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, по инициативной разработке предварительных национальных стандартов). Секретариат ТК или заинтересованное лицо (при отсутствии ТК) направляет соответствующее предложение в организацию - администратор системы для последующего внесения в АИС «ПРНС» по форме, приведенной в приложении В, и в АИС «Мониторинг НД».
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
7.1 Общий контроль реализации ПРНС осуществляет структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за формирование ПРНС, а также структурные подразделения, выполняющие функции заказчиков работ.
7.2 Контроль выполнения ПРНС осуществляют секретариаты ТК и НИИ в процессе рассмотрения проектов стандартов и изменений стандартов перед их утверждением (проектов межгосударственных стандартов - перед их размещением в АИС «МГС» для принятия).
7, 7.1, 7.2 (Новая редакция, Изм. № 1).
7.3 (Исключен, Изм. № 1).
7.4 О выполнении ПРНС отчитываются секретариаты ТК по каждому этапу разработки стандартов и НИИ, ответственные за подготовку стандартов к утверждению. Секретариаты ТК и НИИ в соответствии со сроками, установленными ПРНС по каждой теме, вносят в АИС «ПРНС» информацию о выполнении каждого конкретного этапа разработки проекта стандарта.
(Новая редакция, Изм. № 1).
7.5 В соответствии с системой «Мониторинг НД» НИИ формируют следующие отчетные документы:
- отчет о ходе разработки проектов национальных стандартов (в соответствии с источниками финансирования, ТК);
- отчет о ходе подготовки проектов национальных стандартов к утверждению (в соответствии с разделами ПРНС, народно-хозяйственными комплексами, ТК, организациями-разработчиками, источниками финансирования).
Отчетные документы составляют по формам, установленным национальным органом по стандартизации.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.6 Организации - администраторы систем АИС «ПРНС» и АИС «Мониторинг НД» совместно обобщают отчетные материалы и до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют сводный отчет в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за планирование работ по национальной стандартизации.
8.1 В ПРНС включают темы, финансируемые из государственного бюджета, а также за счет средств разработчика или иного заказчика.
8, 8.1 (Новая редакция, Изм. № 1).
8.2 Финансирование расходов на реализацию этапов ПРНС (см. 4.2), включая экспертизу отдельных проектов национальных и межгосударственных стандартов, организованную национальным органом по стандартизации, подготовку к утверждению (принятию), редактирование и формирование дела национального (в том числе предварительного) или межгосударственного стандарта, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
(Новая редакция, Изм. № 2).
8.3 Финансирование расходов на реализацию ПРНС в части разработки стандартов по темам, заказчиком которых выступают физические или юридические лица, и по инициативным темам осуществляют за счет средств разработчика или заказчика.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
8.4 За счет средств федерального бюджета в первую очередь финансируют работы по приоритетным направлениям стандартизации.
8.5 Для расчета объема финансирования работ за счет средств федерального бюджета по каждой теме в целом, в т.ч. на планируемый год, НИИ представляет информацию о наличии в Федеральном фонде технических регламентов и стандартов текстов публикаций ИСО, МЭК, МОЗМ, Codex/Stan, ФАО/ВОЗ, их переводов и ориентировочное число страниц публикаций.
Финансирование работ из средств разработчика или заказчика указано в обосновании к предложению 5.1.2.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
8.6 После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или исключению темы из ПРНС.
Формы карточек
АИС «ПРНС» для оформления предложений
Технических комитетов в ПРНС
Таблица А.1 - Форма карточки АИС «ПРНС» для предложений по разработке документов в области стандартизации в подраздел программы «Национальная стандартизация»
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТК _____________ (номер) |
|
_____________________________________ (наименование) |
к проекту
Программы национальной стандартизации
Российской Федерации на ________ год
Подраздел программы Национальная стандартизация |
||
Переходящая тема |
□ На планируемый год |
|
□ С прошлого года |
||
□ На следующий год |
||
Наименование проекта национального стандарта РФ |
|
|
Раздел программы |
||
Шифр предложения |
|
|
Вид работ |
|
|
Обозначение применяемых международных стандартов |
|
|
Наименование технического регламента, в обеспечение которого разрабатывается стандарт, из программы Правительства или действующего (принятого) |
|
|
Наименование технического регламента, в обеспечение которого разрабатывается стандарт |
|
|
Вид разрабатываемого нормативного документа |
|
|
Наименование приоритетных направлений стандартизации |
|
|
Наименование н/х комплекса |
||
Классификация |
|
|
Код по ОКП |
|
|
Код по ОКС |
|
|
Сроки |
План |
Факт |
Направление в Росстандарт уведомления о начале разработки проекта документа |
|
|
Направление в Росстандарт окончательной редакции проекта документа |
|
|
Утверждение документа |
|
|
Дополнительно |
||
Кол-во страниц |
|
|
Разработчики |
|
|
Финансирование разработки |
|
|
Финансирование экспертизы |
|
|
НИИ эксперт |
|
|
Решение о включении в программу национальной стандартизации Включить |
Примечание - ОКП указывают в случае разработки стандарта на продукцию и(или) услуги.
Таблица А.2 - Форма карточки АИС «ПРНС» для предложений по разработке документов в области стандартизации в подраздел программы «Межгосударственная стандартизация»
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТК _____________ (номер) |
|
_____________________________________ (наименование) |
к проекту
Программы национальной стандартизации
Российской Федерации на _______ год
Подраздел программы Межгосударственная стандартизация |
||
Переходящая тема |
□ На планируемый год |
|
□ С прошлого года |
||
□ На следующий год |
||
Программа МГС |
|
|
Наименование проекта межгосударственного стандарта |
|
|
Раздел программы |
||
Шифр предложения |
|
|
Вид работ |
|
|
Обозначения применяемых международных стандартов |
|
|
Обозначения пересматриваемых/заменяемых/изменяемых/переоформляемых стандартов |
|
|
Наименование технического регламента, в обеспечение которого разрабатывается стандарт, из программы Правительства или действующего (принятого) |
|
|
Наименование технического регламента, в обеспечение которого разрабатывается стандарт |
|
|
Вид разрабатываемого нормативного документа |
|
|
Наименование приоритетных направлений стандартизации |
|
|
Наименование н/х комплекса |
||
Классификация |
|
|
Код по ОКП |
|
|
Код по МКС |
|
|
Сроки |
План |
Факт |
Направление в Росстандарт уведомления о начале разработки проекта документа |
|
|
Отчет о принятии документа (голосование) |
|
|
Утверждение документа |
|
|
Направление документа на регистрацию в МГС |
|
|
Дополнительно |
||
Кол-во страниц |
|
|
Разработчики |
|
|
Финансирование разработки |
|
|
Финансирование экспертизы |
|
|
НИИ эксперт |
|
|
Решение о включении в программу национальной стандартизации Включить |
А.1 Правила заполнения карточки
А.1.1 Назначение кнопок
|
Обновить текущий список предложений ТК |
|
Листать список, не умещающийся на одной странице, вперед |
|
Листать список, не умещающийся на одной странице, назад |
|
Свернуть список. Будут отображаться два пункта: «Ввод данных завершен» и «Ввод данных не завершен», которые можно разворачивать поочередно, нажимая на треугольник (см. рисунок ниже) |
|
Развернуть список |
|
Войти под другим именем |
А.1.2 Основные принципы работы.
А.1.2.1 Для каждого предложения ТК следует создать отдельный документ, нажав на кнопку или выбрав ссылку «Создать новое предложение ТК».
А.1.2.2 При заполнении предложения ТК можно сохранить его как черновик, отметив в нижнем поле формы пункт «Ввод данных не завершен», и выбрав ссылку «Сохранить». В этом случае требуется ввести только наименование проекта стандарта. Таким образом следует поступить при невозможности в данный момент заполнить все необходимые поля надлежащим образом.
А.1.2.3 Если все необходимые поля заполнены, следует указать в нижнем поле пункт «Ввод данных завершен» и выбрать ссылку «Сохранить». В том случае, если с точки зрения программы все заполнено правильно, на экране появится сообщение об успешном сохранении документа. В противном случае будет выдано сообщение об ошибке. Следует внести в документ соответствующие изменения и снова сохранить. Если после заполнения всех полей программа не сохраняет внесенные данные, следует сохранить документ как черновик и позвонить в службу поддержки.
А.1.2.4 Часть полей в форме предложения ТК являются редактируемыми, то есть позволяющими ввод данных с клавиатуры. В другие поля можно внести данные только с помощью кнопок, расположенных рядом с этими полями или непосредственно над ними.
А.1.2.5 Поле «Код предложения» предназначено для сортировки предложений в списке. Допускается ввод любых символов. Если поле не заполнено пользователем, то ему присваивается значение текущей даты и времени в виде строки ГГГГ.ММ.ДД ЧЧ.ММ.СС.
А.1.2.6 При заполнении формы предложения ТК не следует нажимать кнопки «НАЗАД» и «ВПЕРЕД» интернет-браузера. В этом случае вся введенная в текущую форму предложения ТК информация будет потеряна.
А.1.2.7 Сохраненные в базе данных предложения ТК отображаются в списке предложений ТК в виде гиперссылок (см. подчеркнутый текст на рисунке А.1).
Рисунок А.1
А.1.2.8 Для редактирования созданного ранее документа необходимо найти его в списке и выбрать гиперссылку на документ. В окне появится заполненная форма предложения ТК. Содержание полей можно отредактировать. По завершении правки форму необходимо сохранить. Если сохраненный документ не попал в список, необходимо обновить список, нажав кнопку .
Приложение А (Новая редакция, Изм. № 1).
Таблица Б.1 - Форма представления замечаний и дополнений по формированию ПРНС в части бюджетного финансирования
Программа разработки национальных стандартов ПРНС на сайте www.tkpns.gost.ru |
Замечания и дополнения по формированию ПРНС и их обоснование |
|||||
Шифр темы |
Наименование проекта |
Срок направления в национальный орган уведомления о начале / завершении разработки национального стандарта или межгосударственного стандарта |
Срок направления в национальный орган окончательной редакции национального стандарта или межгосударственного стандарта |
Срок утверждения национального стандарта |
Срок отправки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в Бюро по стандартам МГС |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
ТК |
||||||
Замдиректора по направлению научной организации __________ (Ф. И. О.)
Руководитель подразделения научной организации __________________ (Ф.И.О.)
Согласовано:
Ответственный исполнитель национального органа по стандартизации _______ (Ф. И. О.)
Таблица Б.2 - Форма представления замечаний и дополнений научных организаций по формированию ПРНС по другим источникам финансирования
Программа разработки национальных стандартов ПРНС на сайте www.tkpns.gost.ru |
Замечания и дополнения по формированию ПРНС и их обоснование |
||||||
Шифр темы |
Наименование проекта |
Срок направления в национальный орган уведомления о начале / завершении разработки национального стандарта или межгосударственного стандарта |
Срок направления в национальный орган окончательной редакции национального стандарта или межгосударственного стандарта |
Срок утверждения национального стандарта |
Срок отправки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в Бюро по стандартам МГС |
Источник финансирования |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ТК |
|||||||
Зам. директора по направлению научной организации ________ (Ф. И. О.)
Руководитель подразделения научной организации __________________ (Ф.И.О.)
Таблица Б.3 - Форма представления предложений научных организаций по бюджетному финансированию разработки проектов стандартов на _______ год
Номер п/п |
Шифр темы |
Предполагаемое количество страниц |
Наличие перевода в Фонде технических регламентов и стандартов |
Наименование проекта, вид работы |
Срок представления уведомления |
Представление окончательной редакции в национальной орган по стандартизации |
Федеральный бюджет, включая НДС (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Руководитель подразделения научной организации __________________ (Ф.И.О.)
Согласовано:
Зам. директора по направлению научной организации _____ (Ф. И. О.)
Таблица Б.4 - Форма представления предложений научных организаций по бюджетному финансированию экспертизы отдельных проектов национальных и межгосударственных стандартов и подготовки их к утверждению (принятию) на _____ год
Номер п/п |
Шифр темы |
Наименование проекта, вид работы |
Срок утверждения национального стандарта |
Срок отправки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в Бюро по стандартам МГС |
Федеральный бюджет, включая НДС (тыс. руб.) |
ТК |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Руководитель подразделения научной организации ___________________ (Ф.И.О.).
Согласовано:
Зам. директора по направлению научной организации _________________ (Ф.И.О.)».
Примечания
1. Формы Б.3 и Б.4 заполняются с учетом замечаний и предложений, представленных в форме Б.1.
2. В графе 4 формы Б.3 указывается наличие переводов новых версий международных и региональных стандартов.
Таблицы Б.1 - Б.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).
Таблица Б.5 - Форма представления предложений научных организаций по подготовке к утверждению проектов межгосударственных стандартов, разработанных по другим источникам финансирования на ______ год
Номер п/п |
Шифр темы |
Наименование проекта, вид работы |
Срок утверждения межгосударственного стандарта |
Срок отправки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в Бюро по стандартам МГС |
Другие источники финансирования, включая НДС (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ТК |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель подразделения научной организации ____________________ (Ф.И.О.)
Согласовано:
Зам. директора по направлению научной организации __________________ (Ф.И.О.)
Примечания
1 В графе 4 формы Б.3 указывают наличие переводов новых версий международных и региональных стандартов.
2 Форму Б.5 заполняют с учетом замечаний и предложений, представленных в форме Б.2
(Введена дополнительно, Изм. № 1).
Форма программы разработки национальных стандартов
Шифр темы ПРНС |
Наименование проекта национального стандарта Российской Федерации (межгосударственного стандарта). Вид работы |
Наименование технического регламента или федерального закона, в обеспечение которого разрабатывается стандарт |
Дата (месяц, год) |
Наименование организации головного разработчика, организаций-соисполнителей |
Источники финансирования разработки |
|
Программы МГС |
направления в национальный орган по стандартизации уведомления о разработке / завершении разработки проекта национального стандарта Российской Федерации или межгосударственного стандарта |
представления в национальный орган по стандартизации окончательной редакции национального стандарта Российской Федерации или межгосударственного стандарта |
||||
Код ОКП |
Наименование приоритетных направлений стандартизации |
утверждения национального стандарта Российской Федерации |
Научная организация по стандартизации, уполномоченная национальным органом по стандартизации на координацию деятельности ТК |
Источники финансирования экспертизы и подготовки к утверждению |
||
Код ОКС |
отправки проекта межгосударственного стандарта в Бюро по стандартам МГС на регистрацию |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ТК _ |
||||||
Стандартизация (национальная/межгосударственная) |
||||||
В.1 При заполнении графы 1 указывают:
- шифр темы ПРНС и программы МГС (только по темам, переходящим с предыдущего года из ПРНС на следующий год),
- код ОКС по ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001,
- код ОКП по ОК 005.
В.2 При заполнении графы 2 после наименования планируемых к разработке стандартов указывают следующие виды работ:
- «Разработка ГОСТ Р» - при разработке новых национальных стандартов Российской Федерации;
- «Взамен ГОСТ Р» - при пересмотре действующих стандартов;
- «Изменение № ГОСТ Р» - при внесении изменений в действующие национальные стандарты;
- «Разработка ГОСТ» - при разработке новых межгосударственных стандартов;
- «Взамен ГОСТ» - при пересмотре действующих межгосударственных стандартов;
- «Изменение № ГОСТ» - при внесении изменений в действующие межгосударственные стандарты.
При гармонизации разрабатываемых (пересматриваемых) стандартов с международными (региональными) следует указать в скобках (после вида работ) регистрационный номер и год публикации международного (регионального) стандарта, с которым гармонизируется национальный документ, а также:
- «IDT», когда национальный (межгосударственный) стандарт идентичен международному (региональному) стандарту;
- «MOD», когда национальный (межгосударственный) стандарт модифицирован по отношению к международному (региональному) стандарту;
- «NEQ», когда национальный (межгосударственный) стандарт неэквивалентен международному (региональному) стандарту.
В.3 При заполнении графы 3 указывают:
- в первой строке - наименование технического регламента (ТР) либо проекта ТР, либо федерального закона, в обеспечение которого разрабатывается стандарт;
- во второй строке - наименование одного или нескольких приоритетных направлений стандартизации, которым соответствует предлагаемая разработка стандарта.
В.4 При заполнении граф 4 и 5 указывают сроки (месяц и год, например, «02.2010 г.»). При этом в графе 4 указывают срок направления в национальный орган по стандартизации уведомления о разработке проекта национального стандарта. При разработке межгосударственного стандарта указывают срок направления разработчиком уведомления о начале процедуры публичного обсуждения проекта стандарта в Российской Федерации.
В графе 5 в первой строке указывают срок направления российским ТК в национальный орган по стандартизации окончательной редакции национального (межгосударственного стандарта) в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подпункт 4.3.6) и ГОСТ Р 1.8 (подпункт 4.3.6), во второй строке - срок утверждения национального стандарта или срок размещения проекта межгосударственного стандарта в автоматизированной информационной системе «Межгосударственная стандартизация» (АИС«МГС») для голосования при принятии.
В графе 6 в первой строке указывают:
- наименование организации (предприятия) - головного разработчика проекта стандарта, а также наименования организаций (предприятий) - соисполнителей и слова «средства разработчика», если проект стандарта будет разрабатываться на средства заказчика;
- слово «конкурс», если проект стандарта разрабатывается на средства федерального бюджета.
Во второй строке графы 6 указывают наименование организации, уполномоченной национальным органом по стандартизации на подготовку стандарта к утверждению (принятию), а при необходимости также наименование организации, уполномоченной на проведение специализированной экспертизы в соответствии с ГОСТ Р 1.6-2013 (пункты 5.4 и 6.3). В случае, если разработка стандарта переносится на будущий год, то в этой графе пишут «не определен».
В графе 7 в первой строке указывают намечаемые источники финансирования - госбюджет, средства разработчика, другие привлеченные средства, а во второй строке указывают о бюджетном финансировании специализированной экспертизы и подготовки к утверждению. В случае, если разработка стандарта переносится на будущий год, то в этой графе пишут «без финансирования».
(Измененная редакция, Изм. № 2).
[1] ПМГ 22-2004 |
Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации |
Методика оценки стоимости разработки, экспертизы национальных стандартов Российской Федерации и экономической эффективности от их внедрения |
|
[3] ГОСТ Р 1.2-2004 |
Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены |
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
Ключевые слова: национальный орган по стандартизации, программа разработки национальных стандартов, национальный стандарт Российской Федерации, межгосударственный стандарт, технический комитет, межгосударственный комитет, планирование, формирование программы, финансирование |