ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ (ТТК)
(сборник)
К-1-20
УСТРОЙСТВО СВАЙНЫХ
ФУНДАМЕНТОВ
ПОД ОПОРЫ ВЛ 35-500 кВ
Типовые технологические карты (сборник) К-1-20 разработаны отделом организации и механизации строительства линий электропередачи (ЭМ-20) института Оргэнергострой
Составители: Войнилович Н.А., Коган Е.Н., Колосов Ю.A., Ссорин Е.А., Смирнова Е.Г., Капищева Г.В., Сорокина Е.Н.
Карты разработаны в 1978 году, утверждены ГПТУ по строительству Минэнерго СССР, протокол № 239 от 26.07.79.
В картах освещена разбивка осей фундаментов и мест погружения свай, погружение железобетонных свай при устройстве фундаментов и установка ростверков при устройстве свайных фундаментов под стальные опоры ВЛ 35-500 кВ.
СОДЕРЖАНИЕ
Технологическая карта К-1-20-1 на разбивку осей фундамента и мест погружения свай унифицированных стальных одностоечных свободностоящих опор |
|
Технологическая карта К-1-20-2 на разбивку осей фундамента и мест погружения свай унифицированных стальных одностоечных опор на оттяжках |
|
Технологическая карта К-1-20-3 на разбивку осей фундамента и мест погружения свай унифицированных стальных портальных опор на оттяжках |
|
Технологическая карта К-1-20-4 на разбивку осей фундамента и мест погружения свай унифицированных стальных трехстоечных свободностоящих опор |
|
Раздел 2. Погружение железобетонных свай при устройстве фундаментов под стальные опоры ВЛ 35-500 кВ |
|
Технологическая карта К-1-20-5 на погружение железобетонных свай при устройстве фундаментов под стальные одностоечные опоры |
|
Технологическая карта К-1-20-6 на погружение железобетонных свай при устройстве фундаментов под стальные трехстоечные свободностоящие опоры |
|
Технологическая карта К-1-20-7 на погружение железобетонных свай при устройстве фундаментов под стальные одностоечные опоры на оттяжках |
|
Технологическая карта К-1-20-8 на погружение железобетонных свай при устройстве фундаментов под стальные портальные опоры на оттяжках |
|
Технологическая карта К-1-20-9 на установку двухсвайного ростверка при устройстве фундаментов под стальные опоры |
|
Технологическая карта К-1-20-10 на установку четырехсвайного ростверка при устройстве фундаментов под стальные опоры |
|
Расчет ожидаемой экономической эффективности от внедрения технологических карт К-1-20 |
0.1. Раздел 1 сборника К-1-20 состоит из четырех технологических карт К-1-20-1, К-1-20-2, К-1-20-3 и К-1-20-4 на производство работ по разбивке осей фундаментов и мест погружения свай для унифицированных стальных опор ВЛ 35-500 кВ.
0.2. До начала работ по разбивке осей фундаментов и мест погружения свай должны быть выполнены следующие работы, которые в данной карте не учтены:
а) устройство подъездов к "пикету";
б) расчистка площадки от пней и кустарника (в залесенной местности);
в) в зимнее время площадка должна быть очищена от снега бульдозером;
г) планировка площадки в рабочей зоне сваебойного агрегата.
0.3. Разбивка осей фундаментов и мест погружения свай производится специализированным звеном рабочих в составе комплексной бригады по устройству фундаментов.
Состав звена
Профессия |
Разряд |
Кол. человек |
Электролинейщик |
5 |
1 |
Электролинейщик |
2 |
2 |
Итого |
3 |
0.4. Для разбивки на местности звеньевой (бригадир) должен иметь для каждого пикета чертеж разбивки с указанием оси ВЛ, оси траверсы, осей центров фундаментных блоков.
0.5. Для закрепления основных разбивочных осей применяются колья длиной 600-700 мм диаметром 60-80 мм, которые должны быть сохранены до окончания работ по установке опоры, включая ее выверку и закрепление.
0.6. Для вспомогательных знаков, указывающих места погружения свай, рекомендуется использовать в летнее время деревянные колышки длиной 200 мм сечением 30´30 мм, а в зимнее время металлические шпильки диаметром 10-12 мм.
0.7. Потребность в инструментах, приспособлениях, материалах (на одно звено)
Наименование |
ГОСТ,
марка, |
Един. изм. |
К-во |
Примечание |
|
1. |
Теодолит со штативом |
10529-70 |
компл. |
1 |
|
2. |
Рейка нивелировочная l = 3,5 м |
1158-65 |
шт. |
2 |
|
3. |
Метр складной металлический |
7253-54 |
" |
1 |
|
4. |
Лопата копальная остроконечная |
3620-63 |
" |
1 |
|
5. |
Лом стальной строительный |
" |
1 |
||
6. |
Топор плотничный |
1399-73 |
" |
1 |
|
7. |
Пила поперечная |
979-70 |
" |
1 |
|
8. |
Рулетка металлическая |
7502-69 |
" |
1 |
|
9. |
Осевые колья 60-80 мм |
" |
" |
200 |
на одну смену |
10. |
Колышки деревянные разбивочные |
" |
" |
200 |
на одну смену (летнее время) |
11. |
Шпильки металлические |
" |
" |
250 |
на одну смену (зимнее время) |
В настоящую ведомость не включен бригадный инвентарь по технике безопасности (аптечка, каски и т.п.), предусмотренный табелем средств малой механизации.
0.1. Раздел 2 сборника К-1-20 состоит из четырех технологических карт К-1-20-5, К-1-20-6, К-1-20-7 и К-1-20-8 на производство работ по погружению железобетонных свай квадратного сечения при устройстве фундаментов под унифицированные стальные опоры линий электропередачи напряжением 35-500 кВ.
0.2. Технологические карты разработаны применительно к унифицированным сваям квадратного сечения 25´25 см и 35´35 см длиной 6, 8, 10 и 12 м, изготавливаемым согласно альбому типовых конструкций серии 3.407-115 (утвержден Минэнерго 18.01.77 г.). Общий вид свай приведен на рис. 0-1.
Рис. 0-1. Железобетонные сваи квадратного сечения
1.
Общий вид сваи. 2. Свайный оголовок со штырем. 3. Свайный оголовок
с длинным болтом.
4. Свайный оголовок с металлическим листом. 5. Свайный оголовок с
двумя болтами.
6. Свайный наголовник с двумя болтами. 7. Свайный наголовник с
четырьмя болтами
0.3. До погружения свай должны быть выполнены следующие работы, которые в настоящих картах не учтены:
а) планировка рабочей площадки с расчисткой от снега в зимнее время;
б) разбивка и закрепление на местности осей фундамента и мест погружения свай согласно технологическим картам К-1-20-1, К-1-20-2, К-1-20-3, К-1-20-4, включенным в раздел 1 настоящего сборника;
в) завоз и складирование свай;
г) отбраковка свай, руководствуясь требованиями п.10.14 СНиП III-33-76.
0.4. Допускаемые отклонения от проектных размеров свай не должны превышать следующих величин:
длина сваи |
±30 мм |
сторона поперечного сечения |
+5 мм |
смещение острия от центра |
10 мм |
кривизна сваи |
10 мм |
0.5. Погружение свай производится специализированным звеном рабочих в составе комплексной бригады по устройству фундаментов с помощью сваебойного агрегата СП-49 с дизель-молотом С-330.
Техническая характеристика агрегата СП-49 (рис. 0-2)
Базовая машина |
- трактор T-100 МБГП |
Грузоподъемность, тс |
- 11 |
Масса машины, т |
- 22 |
Масса навесного оборудования (без молота), т |
- 9,3 |
Удельное давление на грунт, кгс/см2 |
- 0,6 |
Максимальная длина погружаемой сваи, м |
- 12 |
Расход топлива, кг/час |
- 7,6 |
Рис. 0-2. Погружение свай агрегатом СП-49
1 - агрегат СП-49; 2 - дизель-молот С-330; 3 - погружаемая свая
Техническая характеристика молота С-330
Масса, кг |
- 4200 |
Масса ударной части, кг |
- 2500 |
Наибольшая высота подъема ударной части, мм |
- 2600 |
Расход топлива, кг/час |
- 6,4 |
Наибольшая масса забиваемых свай, кг |
- 5500 |
0.6. Погружение свай следует производить в соответствии с указаниями СНиП III-9-74. Основания и фундаменты. Правила производства и приемки работ. В процессе забивки составляется журнал, в котором отмечаются фактическая глубина погружения, величина отказа и приводится план свайного поля.
0.7. Технологическая последовательность производства работ по забивке свай:
а) проверить наличие разбивочных знаков;
б) разметить сваи по длине через 1 м масляной краской;
в) установить агрегат так, чтобы вертикальная ось молота проецировалась на разбивочный знак в месте погружения сваи;
г) подтащить сваю к месту погружения и застропить ее к тросу агрегата (рис. 0-3);
д) завести сваю под молот и опустить на нее наголовник;
е) осуществить забивку сваи, следя за вертикальностью ее погружения (в конце забивки отказ определяется как средняя величина при последних 10 ударах молота);
ж) снять молот со сваи;
и) проверить соответствие положения забитой сваи проекту (по высоте и в плане);
к) переместить агрегат к месту погружения очередной сваи.
Рис.0-3. Строповка сваи при забивке
0.8. Отклонения от проектного положения свай в плане не должны превышать
для одиночных свай |
5 см |
для свай под ростверк |
0,2d, |
где d - сторона квадратного сечения сваи.
Вопрос о возможности использования свай с отклонениями по глубине забивки устанавливается проектной организацией.
0.9. При производстве работ по погружению свай необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, изложенные в основных нормативных документах, а также в инструкциях по обслуживанию сваебойного агрегата и по работе с молотом.
Особое внимание следует обратить на выполнение следующих требований:
- при передвижении агрегата на расстояние свыше 100 м (с пикета на пикет) следует укладывать стрелу в транспортное положение, а молот опускать на упор;
- при передвижении агрегата от сваи к свае молот должен находиться на высоте, не превышающей 1-2 м от грунта;
- уклон рабочей площадки допускается не свыше 5°;
- первые подъемы молота и сваи нужно выполнять осторожно, при появлении неисправностей немедленно опустить груз;
- главная ось падающей части молота при ударах должна совпадать с продольной осью погружаемой сваи;
- при обнаружении внецентренности молота и сваи необходимо выполнить выравнивание молота или небольшим смещением самой машины при работающем молоте;
- в случае возникновения опасности разрушения сваи следует немедленно остановить работу молота;
- не допускается одновременно осуществлять две рабочие операции - подъем молота и сваи;
- во время подъема сваи и наводки пребывание людей в зоне возможного падения сваи (полуторная длина сваи) запрещается.
0.10. Работы по погружению свай выполняются звеном рабочих в составе:
Профессия |
Разряд |
К-во, чел. |
электролинейщик |
5 |
1 |
электролинейщик |
3 |
1 |
машинист агрегата |
6 |
1 |
0.11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Потребность в машинах, инструменте и материалах для погружения свай (на одно звено)
Наименование |
ГОСТ,
марка, |
Един. изм. |
К-во |
Примечание |
1. Сваебойный агрегат |
СП-49 |
шт. |
1 |
|
2. Дизель-молот |
С-330 |
" |
1 |
|
3. Наголовник |
" |
2 |
Для свай сечением 350´350 и 250´250 |
|
4. Метр складной |
7253-54 |
" |
1 |
|
5. Рулетка металлическая |
7502-69 |
" |
1 |
|
6. Строп универсальный |
" |
4 |
||
7. Отвес |
7948-71 |
" |
1 |
|
8. Лом монтажный |
" |
2 |
||
9. Лопата копальная остроконечная |
3620-63 |
" |
2 |
|
10. Нивелир |
" |
1 |
В настоящую ведомость не включен бригадный инвентарь по технике безопасности (аптечка и т.п.), предусмотренный табелем средств малой механизации.
0.1. Раздел 3 сборника К-1-20 - из двух технологических карт К-1-20-9 и К-1-20-10 на производство работ по установке ростверков при устройстве свайных фундаментов под унифицированные стальные опоры линий электропередачи напряжением 35-500 кВ.
0.2. Технологические карты разработаны применительно к унифицированным ростверкам, изготавливаемым согласно альбому типовых конструкций серии 3.407-115 (утвержден Минэнерго СССР 18.01.77 г.). Общий вид свайных ростверков для фундаментных блоков опор разных типов приведен на рис. 0-3, 0-4 и 0-5.
а) Двухсвайные |
б) Четырехсвайные |
|
Рис. 0-4. Конструкции фундаментных блоков свободностоящих опор
1 - Свая; 2 - Нижняя балка; 3 - Верхняя балка; 4 - Подкладка; 5 - Анкерный болт сваи
а) Двухсвайный ростверк |
б) Четырехсвайный ростверк |
|
Рис. 0-5. Конструкции фундаментных блоков для стоек с оттяжками
1 - Свая; 2 - Нижняя балка; 3 - Верхняя балка; 4 - Подкладка; 5 - Анкерный болт сваи
0.3. До установки ростверков должны быть выполнены следующие работы, которые в настоящих картах не учтены:
а) погружение железобетонных свай согласно картам, помещенным в разделе 2 настоящего сборника;
б) завоз и складирование элементов ростверков;
в) в зимнее время расчистка рабочей площадки от снега.
0.4. Установка ростверков производится специализированным звеном рабочих в составе комплексной бригады по устройству фундаментов с помощью тракторного крана ТК-58.
Техническая характеристика крана
Марка |
ТК-53 |
Базовая машина |
Т-100М |
Длина стрелы Грузоподъемность, т.с: |
6,1 м |
при максимальном вылете |
2 |
Расход дизельного топлива в час |
6,9 кг |
0.5. При установке ростверков должны быть соблюдены следующие допуски:
- расстояние между центрами установки пят свободностоящих опор в плане |
±20 мм |
|
- расстояние между центрами установки стоек опор с оттяжками |
±50 мм |
|
- разность вертикальных отметок верха ростверков под установку пят свободностоящих опор или стоек опор с оттяжками |
20 мм |
Возможность смещения (в плане и по высоте) ростверков под крепление оттяжек устанавливается проектной организацией.
0.6. При установке ростверков необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, изложенные в СНиП III-1.П-70 и других нормативных документах.
Особое внимание необходимо обратить на строповку ростверков при подъеме. Стропы должны быть снабжены бирками с указаниями их грузоподъемности и даты испытаний.
Расстроповку ростверка после его установки разрешается производить только после проверки его устойчивости.
0.7. Работы по установке ростверков выполняются звеном рабочих в составе:
Профессия |
Разряд |
Количество |
Электролинейщик |
4 |
1 |
Электролинейщик |
3 |
1 |
Электролинейщик |
2 |
1 |
Машинист |
5 |
1 |
Всего |
4 чел. |
0.8. Потребность в машинах, инструменте и материалах для установки ростверков (на одно звено):
Наименование |
ГОСТ,
марка, |
Един. изм. |
К-во |
Примечание |
1. Монтажный кран |
ТК-53 |
шт. |
1 |
со стрелой 6,1 м |
2. Сварочный агрегат |
АСБ 300 |
" |
1 |
|
3. Универсальный строп |
" |
2 |
||
4. Ломик монтажный |
" |
2 |
||
5. Кувалда 5 кг |
" |
2 |
||
6. Нивелир |
" |
1 |
||
7. Геодезическая рейка |
" |
1 |
||
8. Электроды |
Э-42А |
кг |
1 |
|
9. Рулетка |
шт. |
1 |
Рис. 0-6. Конструкции фундаментных блоков оттяжек
1 - Свая; 2 - Нижняя балка; 3 - Верхняя балка; 4 - Подкладка; 5 - Анкерный болт сваи
Рис. 0-7. Строповка ростверков
1 - Трос 15 мм, l = 6 м; 2 - Ростверк
В ведомость не включен бригадный инвентарь по технике безопасности (аптечка и т.п.), предусмотренный табелем средств малой механизации.
Ожидаемое сокращение численности рабочих на сооружении свайных фундаментов под унифицированные опоры ВЛ 35-500 кВ в результате применения технологических карт К-1-20. 3 человека в год, что составит 3´235=705 ч. дн., где 235 - среднегодовое число дней выхода на работу.
Годовой экономический эффект в соответствии с инструкцией по определению годового экономического эффекта СН 423-71 вычисляется по формуле
Э = (А1-А2)+(А1-А2)(0,15+0,5)+0,6Д+0,12(Г1-Г2)750,
где А1-А2 - годовая экономия основной зарплаты (при стоимости одного чел.-дня 10 равна 705´10=7050 руб.)
0,15 - коэффициент, учитывающий уменьшение накладных расходов на основную зарплату
0,5 - коэффициент, учитывающий выплаты за подвижной характер работы
0,6 - экономия накладных расходов от сокращения трудоемкости СМР на 1 чел.-день, руб.
Д - годовая экономия трудозатрат, чел.-дней
0,12 - нормативный коэффициент эффективности для энергетического строительства
Г1-Г2 - уменьшение числа рабочих, чел.
750 - удельные капвложения в непроизводственные фонды на 1 рабочего.
Годовая экономическая эффективность от внедрения технологических карт К-1-20, подсчитанная по приведенной формуле, составит:
Э = 7050+7050·0,65+0,6·705+0,12·3·750=12325 руб.