СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
Система государственного учета и контроля ядерных материалов
ФИЗИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Порядок проведения
Дата введения 2001-07-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАН Российским Федеральным Ядерным центром - Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ)
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ руководством Минатома РФ приказом от 20.02.2001 № 80
3. СОГЛАСОВАН Департаментом защиты информации ядерных материалов и объектов, Департаментом ядерно-топливного цикла, Департаментом отраслевой экономики и планирования, Департаментом промышленности ядерных боеприпасов, Департаментом разработки и испытания ядерных боеприпасов, Государственным предприятием «Концерн Росэнергоатом», Акционерным обществом «ТВЭЛ».
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Центральным научно-исследовательским институтом управления экономики и информации (ЦНИИАтоминформ) за ВР № 4102
6. ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ПРОВЕРКУ СТАНДАРТА - РФЯЦ-ВНИИЭФ
7. ДЕРЖАТЕЛЬ ПОДЛИННИКА СТАНДАРТА - НКБС-ВНИИЭФ
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке, проведению, анализу результатов, оформлению итоговых документов физических инвентаризаций ядерных материалов в балк-форме и учетных единицах.
Настоящий стандарт является обязательным для эксплуатирующих организаций и юридических лиц Министерства Российской Федерации по атомной энергии, имеющих в своем пользовании ядерные материалы.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
ГОСТ 16299-78 Упаковывание. Термины и определения
3.1 В настоящем стандарте применяются следующие сокращения:
ФИ - физическая инвентаризация;
ЯМ - ядерные материалы (ядерный материал);
УЕ - учетная единица;
Минатом РФ - Министерство Российской Федерации по атомной энергии;
ЗБМ - зона баланса материалов;
ИР - инвентаризационная разница;
МБО - материально-балансовый отчет;
МБП - межбалансовый период;
СУиК - система учета и контроля;
СНЯМ - специальные неядерные материалы;
СНК - список наличных количеств;
СФНК - список фактически наличных количеств;
УИВ - устройства индикации вмешательства;
МОЛ - материально ответственное лицо;
ЦИК - центральная инвентаризационная комиссия предприятия;
РИК - рабочая инвентаризационная комиссия;
СХТК - служба хранения, транспортирования и контроля;
КМГ - контрольно-методическая группа предприятия по учету и контролю;
СБ - служба безопасности;
ОТК - отдел технического контроля;
БД - база данных;
СКД - средства контроля доступа.
3.2. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача, излишек ЯМ, недостатки, ошибки в учетных, отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ЯМ, нарушения порядка производства, использования, передач ЯМ [1].
Атрибутивные признаки - признаки, однозначно определяющие наличие либо отсутствие какого-либо свойства ЯМ, УЕ, продуктов и т.д. Примеры атрибутивных признаков:
- число УЕ в контейнере совпадает с данными учетных документов или нет;
- УЕ с данным идентификатором имеется в наличии или нет;
- УЕ с данным идентификатором находится в заданном местоположении или нет;
- печать подтверждает отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ или нет;
- УЕ с данным идентификатором имеет заданную массу-брутто в пределах погрешности измерений или нет и т.д. [1].
Баланс ядерных материалов - сравнительный итог зарегистрированного и фактически наличного количества ЯМ [1].
Балк-форма - ЯМ в виде газа, жидкости, порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих индивидуальных номеров или других идентификаторов [2].
Вид ядерного материала - ЯМ, удовлетворяющие требованиям определенного ТУ или иного нормативного документа.
Выборочная проверка учетных характеристик - проверка учетных характеристик тех УЕ, которые определены в результате специального отбора или статистической выборки по закону случайных чисел из заранее определённой совокупности.
Зона баланса материалов - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ЯМ зона учёта и контроля ЯМ, в которой на основании измеренных величин определено количество ЯМ при каждом их перемещении в зону и из неё и подведен баланс ЯМ за установленный период времени [1].
Инвентаризационная разница - разница между зарегистрированным документально и фактически наличным количеством ЯМ [1].
Категория ядерного материала - количественная характеристика значимости ЯМ с точки зрения учета и контроля ЯМ, определяемая в соответствии с таблицами 2 - 5 правил [1].
Контрольная проверка ядерных материалов - проверка наличия ЯМ в форме УЕ по атрибутивным признакам.
Коэффициент охвата - числовой коэффициент, характеризующий интервал вокруг результата измерения, зависящий от закона распределения и соответствующий конкретному доверительному уровню.
Материально-балансовый отчет - составленный по установленной форме отчет о наличии и балансе ЯМ за межбалансовый период [1].
Материально ответственное лицо - лицо из числа персонала, на которое специальным приказом и/или по договору возложена ответственность за учет и сохранность ЯМ и специальных неядерных материалов, а также контроль за их перемещением в ЗБМ [3].
Межбалансовый период - период между двумя последовательными ФИ с подведением итогов по всем компонентам уравнения баланса ЯМ, составлением МБО [1].
Неопределенность (результатов измерений) - характеристика возможного разброса измеряемой величины, присущая измеряемой величине.
Неопределенность стандартная - неопределенность результата измерения, выраженная в виде стандартного отклонения.
Неопределенность стандартная объединенная - стандартная неопределенность результата измерения в случае, когда результат получен из нескольких значений множества других величин, равная положительному квадратному корню слагаемых. Слагаемые, представляющие собой дисперсии и ковариации этих других величин, взвешены в соответствии с тем, как результат измерения меняется с изменением этих величин.
Неопределенность расширенная - величина, определяющая интервал вокруг результата измерения, который, как ожидается, охватывает большую долю распределения значений, которые вполне могут быть отнесены к измеряемой величине. Определяется умножением объединенной стандартной неопределенности на коэффициент охвата.
Подразделение - в контексте настоящего стандарта - отделение, производство, самостоятельный отдел или служба предприятия, которое имеет в своем составе одну или несколько ЗБМ.
Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых количественных характеристик и/или атрибутивных признаков ЯМ, УЕ, продуктов [1].
Система учёта и контроля ядерных материалов - совокупность технических и организационных мер, обеспечивающих своевременное получение информации о местонахождении и использовании, о составе и массе ЯМ, а в случае их недостачи, позволяющих своевременно установить потерю, хищение или несанкционированное использование ЯМ [1].
Специальные неядерные материалы - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ЯМ, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва) [2].
Список наличных количеств ЯМ - перечень наличных ЯМ с указанием их количеств, составленный на основании учетных данных.
Список фактически наличных количеств ЯМ - перечень фактически наличных ЯМ с указанием их количеств, определенный в результате ФИ [1].
Средства контроля доступа - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятий, использования, перемещения ЯМ, проникновения в зону ограниченного доступа. Подразделяются на устройства, системы наблюдения и УИВ к ЯМ [1].
Упаковка - контейнер с помещенным в нем ЯМ или отходами ЯМ, подготовленный для транспортирования, хранения или захоронения [3].
Устройства индикации вмешательства - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированного доступа к ЯМ типа печатей/пломб [1].
Учётные документы - документы, содержащие данные по наличию, количеству, составу, местонахождению и состоянию ЯМ, с помощью которых осуществляется их учет (инвентаризационные описи, журналы учёта в ЗБМ, бухгалтерские журналы учёта, БД в электронном виде и т.д.) [3].
Учётная единица - изделие или контейнер, содержащее (ий) ЯМ, и имеющее (ий) индивидуальный идентификатор, который позволяет однозначно установить для него содержание ЯМ на основании результатов ранее выполненных измерений, приведенных в паспорте данного изделия, контейнера [1].
Учётные измерения - измерения количественных характеристик и атрибутивных признаков ЯМ, УЕ, продуктов, результаты которых вносятся в учетные документы [1].
Учётная характеристика ЯМ - совокупность индивидуальных признаков ЯМ (или УЕ), используемых при учёте и контроле ЯМ.
Физическая инвентаризация (инвентаризация) - определение фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ, на предприятии в соответствии с установленными процедурами [1].
Хранилище ядерных материалов - специально оборудованное помещение (совокупность помещений) или здание, в котором осуществляется хранение ЯМ.
Ядерные материалы1 - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества [2].
___________
1 Далее в целях сокращения для обоих типов материалов («ядерные материалы» и «специальные неядерные материалы») используется один термин «ядерные материалы».
4.1. ФИ могут быть плановыми (с определенной частотой их проведения) и внеплановыми, при этом:
плановые выполняют периодически с частотой, установленной в 6.2, 6.3;
внеплановые проводят в случаях, указанных в 6.5;
При плановой ФИ определяют фактическое количество всех видов ЯМ, находящихся в ЗБМ (в том числе ЯМ, полученных во временное пользование).
При внеплановой ФИ могут определять фактически наличное количество отдельных видов ЯМ, либо определять фактическое наличное количество ЯМ в части ЗБМ (по всем или по некоторым видам ЯМ).
4.2. Кроме ФИ в зонах баланса ЯМ в течение МБП могут проводиться контрольные проверки наличия ЯМ и изделий, содержащих ЯМ, а также проверки учетных данных. Регламент, объем и порядок проведения контрольных проверок ЯМ определяются самим предприятием и должны быть отражены в соответствующих нормативных документах предприятия.
5.1. Цели и задачи ФИ:
- определение фактически наличных количеств ЯМ в ЗБМ;
- установление соответствия фактических атрибутивных признаков УЕ существующим учетным данным и выявление расхождений между ними;
- проверка учетных и отчетных документов;
- подведение баланса ЯМ, определение инвентаризационной разницы и ее расширенной неопределенности для каждого вида ЯМ;
- выявление недостатков и нарушений в учете и контроле ЯМ;
- проверка выполнения требований нормативной и организационно-распорядительной документации в СУиК ЯМ.
5.2. Внеплановые ФИ проводят в целях:
- внеочередной проверки фактического наличия ЯМ в ЗБМ;
- получения информации о наличии ЯМ при нештатной ситуации.
6.1. Плановые ФИ для каждой ЗБМ выполняют периодически, а МБП устанавливают в зависимости от категории ЯМ в ЗБМ, а также технологических и других особенностей предприятий с учетом надежности применяемых средств контроля доступа, но не реже, чем это определено положением [4].
6.2. ФИ в ЗБМ планируют, организуют и проводят не реже следующих временных пределов:
- для ЯМ категорий 1 и 2, находящихся в технологическом процессе, - три календарных месяца;
- для ЯМ категорий 1 и 2, находящихся в хранилище - шесть календарных месяцев;
для ЯМ категорий 3 и 4 - 12 календарных месяцев.
ФИ всех ЯМ в ЗБМ должна проводиться не реже одного раза за 12 календарных месяцев.
6.4. Изменение частоты ФИ для ЗБМ предприятия согласовывают с Минатомом РФ на основании представленного обоснования с обязательным условием применения дополнительных организационно-технических мер контроля доступа к ЯМ.
- при смене МОЛ;
- при коллективной (бригадной) материальной ответственности, а именно при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию хотя бы одного члена коллектива;
- по решению руководства предприятия;
- при обнаружении аномалий в учете и контроле ЯМ;
- при возникновении нештатной ситуации (несанкционированный доступ в ЗБМ, авария и другие чрезвычайные обстоятельства);
- при ликвидации (реорганизации со сменой МОЛ) предприятия (подразделения);
- по решению вышестоящей организации.
Сроки и порядок проведения внеплановых ФИ определяются руководителем предприятия или подразделения.
6.6. Для подготовки, проведения и анализа результатов ФИ ЯМ приказом или другим распорядительным документом руководителя предприятия должны быть созданы инвентаризационные комиссии:
- на предприятии - ЦИК;
- в подразделениях - РИК.
По решению руководителя предприятия допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции ЦИК и РИК.
6.7. Численность инвентаризационных комиссий должна быть не менее трех человек. В случае необходимости вывод и назначение новых членов комиссии осуществляется на основании приказа или другого распорядительного документа соответствующего руководителя.
6.8. В ЦИК должны входить:
- председатель (главный инженер или заместитель руководителя предприятия или главного инженера);
- главный бухгалтер или его заместитель;
- представитель СХТК и/или КМГ.
При необходимости в состав ЦИК могут быть включены:
- специалисты по компьютерному учету ЯМ предприятия, по физическим измерениям, статистике;
- представители СБ предприятия;
- представители ОТК;
- другие специалисты.
6.9. ЦИК выполняет следующие функции:
- методическое руководство организацией и проведением инвентаризаций в зонах баланса ЯМ предприятия;
- контроль правильности и единообразия применения в практической деятельности РИК положений нормативной документации по проведению ФИ;
- инструктаж председателей (а при необходимости, и других членов) РИК подразделений;
- методическая помощь РИК подразделений в качественном проведении инвентаризаций;
- контроль за правильным оформлением и своевременным представлением в ЦИК актов инвентаризации;
- рассмотрение и обобщение представленных материалов ФИ в ЗБМ, материального баланса и отчетных документов по предприятию;
- представление руководителю предприятия отчетных данных по ФИ на предприятии в установленном формате;
- контроль за выполнением решений и рекомендаций ЦИК на предприятии (или в организации). Члены ЦИК могут лично участвовать в проведении инвентаризации ЯМ в ЗБМ.
6.10. В РИК должны входить:
- председатель (руководитель подразделения, его заместитель или назначенное руководителем предприятия ответственное лицо);
- представители КМГ или другие специалисты по учету и контролю. При необходимости в состав РИК могут быть включены:
- представители службы компьютерного учета СУиК;
- специалисты по физическим измерениям и статистике;
- представитель ЦИК;
- представители СБ;
- представители ОТК;
- другие специалисты.
В состав РИК подразделения включают подготовленных сотрудников подразделения, имеющих оформленный в установленном порядке допуск к работам с ЯМ, учетной, сопроводительной и технической документацией.
6.11. МОЛ в состав инвентаризационных комиссий не включают. Они присутствуют при работе комиссий.
6.12. РИК подразделения выполняет следующие функции:
- проводит ФИ ЯМ в установленные сроки в соответствии с требованиями данного стандарта и нормативной документации по СУиК ЯМ ЗБМ;
- выявляет и регистрирует недостатки, допущенные при учете, хранении, использовании ЯМ, и вносит предложения по их устранению;
- доводит до сведения ответственных руководителей выявленные недостатки по учету и хранению ЯМ.
6.13. Перед началом каждой ФИ должен быть издан приказ или иной распорядительный документ руководителя предприятия о проведении ФИ и распорядительный документ по подразделению, в котором проводится ФИ ЯМ.
6.14. В приказе на проведение ФИ должны быть:
- указаны ЗБМ, в которых проводится ФИ;
- указан персональный состав инвентаризационной комиссии;
- указаны сроки проведения инвентаризации и дата представления отчетных документов с результатами ФИ;
- определены мероприятия по обеспечению выполнения процедур ФИ с учётом содержания и объема работ (вплоть до включения в планы производства работ по вскрытию контейнеров);
- установлены сроки подготовки материалов и оборудования, необходимых для проведения инвентаризации (с учетом 6.17);
- установлены сроки подготовки инвентаризуемых объектов для проверки.
6.15. На время проведения ФИ работы в проверяемой ЗБМ, связанные с отправкой, получением, списанием (снятием с учета) ЯМ, а также с формированием новых УЕ, приостанавливают.
При производственной необходимости проведение таких работ в ЗБМ во время инвентаризации должно быть оговорено в приказе о проведении ФИ.
6.16. Работы в ЗБМ, связанные с отправкой, получением, списанием ЯМ, а также с формированием новых УЕ, возобновляют по окончании ФИ после получения разрешения председателя ЦИК.
6.18. После проведения ФИ рабочей инвентаризационной комиссией должны быть документально оформлены результаты ФИ, составлены акты.
6.19. По результатам ФИ составляют МБО и СФНК ЯМ, определяют ИР и её расширенную неопределенность для каждого вида ЯМ с последующим статистическим анализом значимости ИР.
6.20. Комплект документов с результатами ФИ, подготовленный в соответствии с 11.12, должен быть передан руководству и в бухгалтерию предприятия, а результаты введены в информационную систему ЗБМ и предприятия.
7.1. После получения приказа о проведении инвентаризации и до начала ФИ по распоряжению администрации в проверяемой ЗБМ выполняют следующие работы:
- все ЯМ, находящиеся в работе, приводят к виду, удобному для проведения инвентаризации;
- производят при необходимости зачистку оборудования и коммуникаций, а также формирование УЕ с ЯМ, требующих проведения физических учетных измерений количества и состава ЯМ в ходе проведения инвентаризации;
- упаковки с ЯМ приводят, по возможности, в положение, не затрудняющее осмотр оттисков пломб, прочтение наименования упакованных узлов, их заводских номеров, номеров партий и т.д.;
- своевременно обеспечивают подготовку всей учетной, а также сопроводительной документации на имеющиеся в наличии ЯМ (паспорта, формуляры, сертификаты и др.);
- производят проверку готовности приборов, предназначенных для измерений при проведении ФИ;
- учетные данные по ЯМ, находящимся на балансе как в журнальной системе учета, так и в компьютерной БД, должны быть подготовлены и сверены МОЛ.
МОЛ подтверждает результаты сверки своей подписью.
7.2. Составляют перечень ЯМ, переданных на временное хранение на другие предприятия или ЗБМ, на основании учетно-передаточной ведомости или других передаточных документов, подписанных МОЛ передающей организации, и документа от принявшего предприятия или организации, подтверждающего наличие в настоящее время переданных ЯМ.
7.3. ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ на ответственном хранении и принадлежащие другой ЗБМ, вносят в отдельный перечень или отдельным разделом в общий перечень с указанием подразделения, передавшего ЯМ, а также номера передаточного документа и даты передачи.
7.4. Инвентаризационная комиссия оценивает объем работ по ФИ и при необходимости разрабатывает план проведения ФИ, который согласовывает руководитель проверяемого подразделения.
7.5. В плане проведения ФИ указывают:
- порядок и последовательность проведения измерений;
- время производства работ;
- ответственных исполнителей работ;
- проведение учетных измерений характеристик тех ЯМ, для которых учетные данные отсутствуют;
- проведение подтверждающих измерений (радиационных характеристик, калориметрических параметров и др.) и осмотр ЯМ (со вскрытием упаковок).
В плане также указывают размеры выборок для проведения подтверждающих измерений и детальных осмотров ЯМ в зависимости от стратегии измерений и характеристик измерительных приборов и заданной продолжительности ФИ.
При необходимости содержание плана проведения ФИ может быть сокращено и/или дополнено.
7.6. Номера упаковок, предназначенных для проверки или вскрытия, определяют решением РИК. Номера упаковок, выбранных на статистической основе, определяются в процессе ФИ. Обязательной проверке подлежат упаковки с поврежденными УИВ.
Работы по вскрытию упаковок и определению наличия ЯМ должны проводиться в специально оборудованных местах в присутствии представителей РИК. По окончании работ в документации делают запись об упаковывании ЯМ вновь в ранее вскрытый контейнер.
8.1. Получаемая в результате проведения ФИ информация должна основываться на результатах измерений состава и количества ЯМ, кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов (методик) определения их параметров.
8.2. В случае невозможности доступа к ЯМ и/или его непосредственного измерения количество ЯМ определяют на основании документации (паспорта, формуляры, акты, протоколы сборки и т.п.) или по расчетам. Соответствующие документы, утвержденные в установленном порядке, являются основанием для инвентаризационной комиссии при количественной оценке наличия ЯМ.
8.3. При проведении ФИ ЯМ выполняют измерения следующих характеристик:
а) проверка внешних учётных характеристик УЕ:
1) наличие УЕ с соответствующим идентификатором (заводским номером, штриховым кодом, чертежным обозначением и т.д.);
2) местоположение;
3) целостность упаковки;
4) целостность УИВ;
б) проверка наличия и соответствия учетным данным ЯМ УЕ с помощью измерений методами неразрушающего анализа;
в) проверка наличия ЯМ, находящихся в балк-форме, по действующим на предприятии методикам.
8.4. Измерения по 8.3, перечислению а, выполняют, как правило, для всех УЕ в ЗБМ. Объем подтверждающих измерений по 8.3, перечислению б, зависит от технических и технологических возможностей, и такие измерения могут проводиться выборочно с использованием статистических методов.
Конкретный объем измерений по 8.3, перечислениям а и б, устанавливает нормативная документация предприятия.
8.5. При выборочных измерениях по 8.3, перечислению б, отбор может производиться по конкретным атрибутивным признакам или случайным образом, при котором УЕ, отбираемые для измерений, определяют по специальной методике (см. приложение А).
Методику и результаты расчетов оформляют в соответствии с ГОСТ Р 1.5.
При выборе УЕ по атрибутивным признакам отбор осуществляют из соображений длительности хранения УЕ, актуальности проверки по мотивам безопасности и другим.
8.6. Метод случайной выборки применяют к однотипным УЕ. При этом объем случайной выборки должен быть таким, чтобы обеспечить заданную доверительную вероятность обнаружения аномалии в учете и контроле ЯМ.
8.7. Необходимый объем случайной выборки из совокупности УЕ, обеспечивающий заданную доверительную вероятность обнаружения не более определенного числа дефектных УЕ в системе, определяют по утвержденной для данной ЗБМ методике.
Под дефектными УЕ понимают УЕ с характеристиками, которые не соответствуют учетным данным.
8.8. Принимается, что измерения по 8.3, перечислению а, подтверждают атрибутивные признаки, если:
- УЕ с ЯМ находятся на местах, указанных в учётной документации;
- отсутствуют внешние повреждения УЕ;
- отсутствуют нарушения УИВ;
- информация, содержащаяся в штриховых кодах, совпадает с соответствующей информацией, содержащейся в учётной документации.
8.9. Если при подтверждающих измерениях по 8.3, перечислениям б и в, разность величин измеряемой количественной характеристики для подтверждающего и учетного измерений не превосходит три стандартные неопределенности ее измерения, то принимается паспортное значение указанной характеристики. В противном случае проводятся анализ и расследование расхождения и выполняются учетные измерения этого ЯМ.
8.10. ИР за межбалансовый период определяется для каждого вида ЯМ по формуле:
ИР = КК - ДК = КК - (НК + УВ - УМ), (1)
где КК - фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное в результате ФИ;
ДК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на момент начала инвентаризации;
НК - наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного МБП;
УВ - определенное и документально зарегистрированное увеличение количества данного ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений и наработок;
УМ - определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества данного ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь.
В значение УМ входит величина производственных потерь, которые определяют на основании измерений и/или расчетов на основании действующих методик.
Величина ИР приводится в единицах измерения, принятых для данного ЯМ.
8.11. Стандартную объединенную неопределенность величины ИР находят с учетом стандартной неопределенности всех величин, входящих в выражение ИР в соответствии с нормативной документацией предприятия.
Допускается использовать стандартную объединенную неопределенность ИР, рассчитанную на основании значений ИР за предыдущие периоды инвентаризации в случае неизменности технологических процессов и если данная неопределенность ИР меньше, чем стандартная объединенная неопределенность, рассчитанная с учетом стандартной неопределенности измеряемых величин.
8.12. Если в ЗБМ некоторые группы УЕ с ЯМ не подвергались перемещениям или каким-либо превращениям в МБП, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением СКД, то вклад таких УЕ в стандартную объединенную неопределенность ИР равен нулю.
9.1. При ФИ ЯМ аномалией в учете и контроле ЯМ считается нарушение хотя бы одного из следующих атрибутивных признаков:
- УЕ находятся на местах, не соответствующих учетной документации;
- нарушена целостность упаковки;
- имеются нарушения в системе УИВ;
- не считывается штриховой код, или считываемый штриховой код не совпадает с учетным;
- разность значений массы ЯМ для подтверждающего и учетного измерений превосходит расширенную неопределенность ее величины при доверительной вероятности 0,99.
9.2. Недостача или излишек УЕ является аномалией в учете и контроле ЯМ.
9.3. Если в течение МБП, предшествующего данной инвентаризации, в ЗБМ выполнялись учетные измерения данного ЯМ при его производстве, получении, переработке, отправке или такие измерения производились в процессе инвентаризации, то критерием обнаружения аномалий в использовании этого ЯМ является превышение модулем ИР значений любой из следующих величин при доверительной вероятности 0,99:
- расширенной неопределенности величины ИР;
- 0,2 % от суммы зарегистрированного количества данного ЯМ и всех увеличений его количества за МБП - для промышленных ядерных установок;
- 3 % от такой же величины - для опытно-промышленных и исследовательских ядерных установок;
- допустимой нормы потерь ЯМ, принятой в нормативной документации данного предприятия.
9.4. Если в течение МБП и в процессе проведения инвентаризации учетные измерения данного материала не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением СКД, то выводы об отсутствии аномалий в использовании таких ЯМ делают на основе результатов выборочных подтверждающих измерений, объем которых определяется, исходя из значений пороговых количеств ЯМ для обнаружения недостачи или излишка ЯМ, определенных правилами [1].
9.5. Объем выборочных подтверждающих измерений, соответствующий вероятности обнаружения недостачи или излишка ЯМ, равной 0,95, может быть уменьшен в зависимости от объема применения СКД в условиях применения системы физической защиты.
Соответствующие коэффициенты уменьшения размера случайных выборок в зависимости от категории ЯМ определяются нормативной документацией предприятия или организации, но не могут быть менее приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Коэффициенты (множители) для уменьшения необходимых размеров случайных выборок для различных категорий ЯМ в зависимости от объема применения СКД
Коэффициент уменьшения размера выборки, не менее |
||
для категорий 1, 2, 3 |
для категории 4 |
|
Устройства индикации вмешательства (пломбы и т.п.) |
0,50 |
0,30 |
Устройства наблюдения (теле -, радиомониторы и т.п.) |
0,50 |
0,30 |
СКД двух типов |
0,25 |
0,10 |
СКД более двух типов |
0,10 |
0,05 |
9.6. Если результаты проверки СКД позволяют сделать вывод о несанкционированном доступе к какому-либо ЯМ, проводится специальное расследование.
9.7. Для отдельных ЗБМ руководством Минатома РФ могут быть установлены иные критерии обнаружения аномалий в использовании ЯМ.
10.1. ФИ начинают с составления СНК ЯМ, находящихся в ЗБМ (на складе, на рабочих местах у исполнителей, в установках).
10.2. Наличие ЯМ в упаковке, опломбированной представителями предприятия-поставщика, включают в список по данным, указанным в сопроводительной документации, (формуляре, паспорте) или согласно маркировке УЕ.
10.3. РИК проверяет соответствие фактического наличия ЯМ учетным данным.
10.3.1. Проверяют фактическое наличие УЕ с ЯМ в ЗБМ.
10.3.2. Выверяют индекс (наименование), идентификационный номер, номер партии, количество (в граммах, штуках, литрах и т.п.).
10.3.3. Определение фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ в процессе ФИ производят на основе результатов физических измерений (взвешивание, определение массы и т.д.) или по учетным данным.
10.3.4. По окончании проверки фактическое наличие ЯМ сверяют с данными журналов оперативного учета или с БД СУиК.
Члены инвентаризационной комиссии должны обратить внимание на полноту заполнения всех граф в журналах учета.
10.3.5. Проверяют при необходимости соответствие учетных данных данным первичной документации (паспорта, формуляры, протоколы сборки, сертификаты и т.п.).
10.3.6. По результатам проведенной работы РИК составляет СФНК ЯМ.
10.3.7. О всех выявленных в процессе работы расхождениях (недостача, излишки, неправильное списание или оформление использованных в технологических процессах материалов и т.д.) РИК сообщает руководству предприятия или организации.
10.4. На упаковки с ЯМ, намеченные комиссией для вскрытия в ходе ФИ, после проверки устанавливают УИВ, о чем делают отметку в учетной документации.
Если для вскрытия упаковок с ЯМ требуются специальные условия, то намеченные для вскрытия упаковки указывают в отдельном списке, а затем в акте комиссии. Решение о вскрытии таких упаковок принимает руководство предприятия или организации.
10.5. В случаях, когда определение фактического наличия ЯМ к завершению рабочего дня не закончено, производственное помещение (хранилище) с ЯМ опечатывают дополнительной пломбой комиссии. Хранилище сдается под охрану в установленном порядке.
Вскрытие хранилища производится МОЛ в присутствии председателя инвентаризационной комиссии.
10.6. Инвентаризацию заканчивают подведением материального баланса, оценкой ИР и ее расширенной неопределенности для каждого вида ЯМ, составлением и утверждением акта, МБО и СФНК ЯМ.
10.7. При внеплановых ФИ в ЗБМ может подводиться баланс по одному или нескольким видам ЯМ.
11.1. По результатам ФИ должны быть составлены:
- акты инвентаризации, содержащие заключение РИК, а также рекомендации комиссии;
- СФНК ЯМ;
- МБО.
11.2. В СФНК для ЯМ, учитываемых по заводским номерам или количествам в штуках, килограммах и т.п. указывают:
- порядковый номер УЕ (с отдельной нумерацией для УЕ постоянного и временного хранения);
- обозначение изделия;
- идентификационный номер или количество штук;
- учетный номер документа (паспорта, формуляра).
11.3. В СФНК для ЯМ, учитываемых по массе, указывают:
- порядковый номер;
- обозначение изделия и шифр материала;
- идентификационный номер или количество штук;
- масса (лигатурная и чистая);
- источник информации о массе ЯМ (номер паспорта, формуляра, акта взвешивания и др.).
11.4. СФНК для ЯМ, учитываемых по массе, заполняют отдельными разделами для каждого вида ЯМ в ЗБМ. Данные по изделиям, содержащим один и тот же материал, вносят в отдельный раздел. В конце каждого раздела указывают суммарную массу материала, внесенного в данный раздел СФНК.
11.5. При оформлении СФНК на ЯМ, находящиеся на временном хранении в других предприятиях или организациях, или экспедиции, делают отметку с указанием точного адреса в графе «Примечание» или в конце раздела или акта. ЯМ из других подразделений, предприятий или организаций, находящиеся на временном хранении, указывают в конце СФНК отдельными разделами по каждому подразделению, предприятию или организации.
11.6. Данные по изделиям, содержащим несколько различных материалов, формируют в отдельный раздел с указанием весовых данных по каждому материалу. В конце раздела указывают суммарное количество по каждому материалу.
11.7. Суммарное количество каждого ЯМ, указанного в СФНК, сверяется с данными бухгалтерского учета.
11.8. В акт инвентаризации должны быть внесены выводы о значимости ИР.
11.9. Акт инвентаризации подписывают председатель и все члены комиссии, проводившие инвентаризацию. С актом знакомят руководителя подразделения.
С актами инвентаризации знакомятся МОЛ, подтверждая этот факт своими подписями.
11.10. В документах РИК не должно быть подтирок и незаверенных исправлений. В случае появления исправлений их заверяют подписями всех членов комиссии.
11.11. ЦИК формирует окончательный документ в форме акта, где изложены результаты инвентаризации.
12.1. Если в результате инвентаризации установлена аномалия в СУиК ЯМ, то председатель РИК, проводившей инвентаризацию в данной ЗБМ, немедленно уведомляет об этом руководство предприятия и председателя ЦИК.
Для выяснения причин аномалии выполняют специальные исследования, определяют и документально регистрируют значение наличного количества ЯМ в ЗБМ.
12.2. Аномалии в учете ЯМ могут быть устранены в ходе работы инвентаризационной комиссии (например, ошибки при записи символов, случайные повреждения пломб и т.п.), либо комиссией вырабатываются рекомендации в адрес должностных лиц по устранению обнаруженных аномалий (например, для аномалий типа рассогласования учётной документации между собой, невыполнения требований по заполнению форм учетных документов и т.п.).
12.3. Инвентаризационная комиссия составляет акт и вносит предложения по урегулированию аномалии, если эта аномалия свидетельствует о том, что:
- превышен установленный предел для значения ИР (см. раздел 9);
- обнаружена недостача/излишек ЯМ;
- установлен факт утраты, хищения, несанкционированного использования ЯМ.
По фактам обнаружения таких аномалий в учёте ЯМ проводятся анализ и расследование (служебное или иное).
12.4. Установленная РИК аномалия подробно описывается в пояснительной записке, которая прикладывается к комплекту документов по проведению ФИ (с указанием даты, времени и места обнаружения аномалии, а так же лица, которое выявило аномалию).
Пояснительная записка подписывается всеми членами комиссии.
12.5. В случае обнаружения значимой величины ИР на предприятии или в организации должна быть создана комиссия. Комиссия создается на основании приказа директора предприятия или организации.
Выводы комиссии служат основанием для принятия решения о проведении повторной ФИ и/или корректировки учетных и / или измеренных данных.
12.6. Постановку на учет выявленных в результате ФИ излишков ЯМ, а также снятие ЯМ с учета при недостаче производят только на основании акта комиссии по расследованию, утвержденного директором предприятия или организации.
13.1. На основании данного стандарта на каждом предприятии (организации), имеющем в своем пользовании ЯМ, должна быть разработана «Инструкция по физической инвентаризации ядерных материалов на предприятии (организации)».
13.2. Формы учетных документов для ФИ разрабатываются на каждом предприятии с учетом конкретных условий, но в обязательном порядке должны содержать сведения о весовых данных и их источнике.
(рекомендуемое)
А.1. Необходимый объем случайной выборки в системе из N учетных единиц, обеспечивающий вероятность Р обнаружения не более D дефектных УЕ в этой системе, если в выборке зафиксировано d дефектных УЕ, определяется выражением:
n = kz (P, D, d) N (A.1)
где Р - вероятность,
D - допустимое количество дефектных УЕ,
d - фактическое количество дефектных УЕ в выборке,
N - количество УЕ,
коэффициент kz (P, D, d) вычисляется с помощью функции распределения вероятности P (£ D|N, n, d):
(А.2)
где
(А.3)
(А.4)
w (N, D, n, d) - гипергеометрическая функция распределения вероятности (вероятность того, что для системы из N УЕ, в которой находится D дефектных, в выборке объема n будет зафиксировано d дефектных УЕ);
q - выборочная вероятность дефектного состояния отдельной УЕ.
(А.5)
А.2 В таблицах А.1 и А.2 приведены значения коэффициента kz = n N, рассчитанные указанным в А.1 методом для ряда значений параметров D и d и двух значений вероятности Р обнаружения в системе не более D дефектов.
Таблица А.1 - Значения коэффициента kz при Р = 95 %
d |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
0 |
0,951 |
|||||
1 |
0,738 |
0,951 |
||||
2 |
0,550 |
0,738 |
0,975 |
|||
3 |
0,422 |
0,550 |
0,849 |
0,983 |
||
4 |
0,336 |
0,422 |
0,710 |
0,894 |
0,988 |
|
5 |
0,277 |
0,336 |
0,594 |
0,786 |
0,919 |
0,990 |
6 |
0,233 |
0,277 |
0,504 |
0,687 |
0,830 |
0,934 |
7 |
0,201 |
0,233 |
0,433 |
0,603 |
0,745 |
0,859 |
8 |
0,176 |
0,201 |
0,378 |
0,534 |
0,670 |
0,785 |
9 |
0,156 |
0,176 |
0,334 |
0,477 |
0,605 |
0,717 |
10 |
0,139 |
0,156 |
0,299 |
0,430 |
0,549 |
0,656 |
20 |
0,067 |
0,070 |
0,139 |
0,205 |
0,269 |
0,332 |
50 |
0,025 |
0,025 |
0,050 |
0,075 |
0,099 |
0,124 |
100 |
0,012 |
0,012 |
0,024 |
0,035 |
0,047 |
0,059 |
Таблица А.2 - Значения коэффициента kz при Р = 99 %
d |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
0 |
0,990 |
|||||
1 |
0,870 |
0,990 |
||||
2 |
0,696 |
0,870 |
0,995 |
|||
3 |
0,548 |
0,696 |
0,931 |
0,997 |
||
4 |
0,439 |
0,548 |
0,821 |
0,953 |
0,998 |
|
5 |
0,359 |
0,439 |
0,708 |
0,873 |
0,964 |
0,998 |
6 |
0,300 |
0,359 |
0,610 |
0,784 |
0,901 |
0,971 |
7 |
0,256 |
0,300 |
0,528 |
0,701 |
0,829 |
0,920 |
8 |
0,222 |
0,256 |
0,462 |
0,626 |
0,757 |
0,858 |
9 |
0,195 |
0,222 |
0,407 |
0,562 |
0,691 |
0,796 |
10 |
0,173 |
0,195 |
0,363 |
0,507 |
0,631 |
0,736 |
20 |
0,078 |
0,083 |
0,162 |
0,237 |
0,310 |
0,379 |
50 |
0,027 |
0,028 |
0,055 |
0,082 |
0,109 |
0,136 |
100 |
0,013 |
0,013 |
0,025 |
0,038 |
0,050 |
0,062 |
A.3. Необходимый объем случайной бездефектной выборки, обеспечивающий заданную доверительную вероятность того, что в системе вообще отсутствуют дефектные УЕ, определяется условием D = 0.
А.4. При расчете объема выборки п, обеспечивающего заданную доверительную вероятность обнаружения порогового количества ЯМ, максимальное (пороговое) число дефектных УЕ в системе D определяется как отношение
D = G/m, (A.6)
где G - пороговое количество ЯМ для обнаружения недостачи или излишка ЯМ (целевое количество);
m - средняя масса ЯМ на каждую УЕ в выборке (величины G, m - выражены в одних единицах).
Величина G зависит от категории ЯМ.
(рекомендуемое)
Б.1. Значение sИР - стандартной объединенной неопределенности ИР - находится с учетом стандартной объединенной неопределенности потоков в уравнении баланса (1):
(Б.1)
где sКК, sНК, sУВ, sУМ - стандартные объединенные неопределенности потоков, входящих в уравнение баланса.
Б.2. Для вычисления стандартной объединенной неопределенности алгебраической суммы случайных величин эти величины разбиваются на независимые друг от друга (некоррелированные) группы. Объединенная дисперсия k-ой группы s2k вычисляется с учетом возможных корреляций случайных величин, составляющих данную группу, по формуле:
, (Б.2)
где - дисперсия случайной величины , входящей в k-ую группу, содержащую Nk случайных величин;
a, b - порядковые номера случайных величин, входящих в k-ую группу;
- коэффициент корреляции случайных величин и , входящих в k-ую группу.
Величина коэффициента корреляции лежит в пределах:
(Б.3)
Если две величины рассматриваемой группы независимы, то их коэффициент корреляции равен нулю.
Б.3. Дисперсии измеряемых значений масс ЯМ принимаются в соответствии с принятыми на предприятии методиками определения массы материала и ее погрешности.
Б.4. Величина дисперсии производственных потерь ЯМ, принимаемых по утвержденным нормам безвозвратных потерь, в случае, если дисперсия и закон распределения этих потерь неизвестны, определяется по формуле:
(Б.4)
где D - величина производственных потерь.
Б.5. Если некоторые группы УЕ с ЯМ в ЗБМ не подвергались перемещениям или каким-либо превращениям в межбалансовый период, то при вычислении ИР и ее стандартной объединенной неопределенности могут использоваться учетные (паспортные) данные этих УЕ, причем вклад этих УЕ в sИР, равен нулю.
Б.6. Расширенную неопределенность U ИР определяют по формуле:
U = k×sИР, (Б.5)
где k - коэффициент охвата;
sИР - объединенная стандартная неопределенность ИР.
(справочное)
[1] Временные правила учета и контроля ядерных материалов на предприятиях и в организациях Минатома России, введены приказом Министра Минатома 01 февраля 1999 г. № 62 на период с 01.02.1999 по 31.12.2000.
[2] Концепция системы государственного учета и контроля ядерных материалов, одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1205.
[3] Учет, контроль и физическая защита ядерных материалов. Терминологический словарь. Внедрен распоряжением Минатома РФ от 05.04.99 № 59-Р.
[4] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34 Н.
Ключевые слова: стандарт, система учета и контроля, ядерный материал, баланс, зона баланса, физическая инвентаризация, учетная единица.