ПР 50.1.008-95

ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ
ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ
СТАНДАРТИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

2 ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России

3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29.08.95 № 453

4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 2

3 Общие положения. 2

4 Порядок участия Российской Федерации в разработке международных стандартов. 3

5 Порядок подготовки международных стандартов к применению в Российской Федерации. 4

ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения 1996-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения в Российской Федерации работ по линии Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), а также региональных организаций - Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Европейского комитета стандартизации (СЕН)* и Европейского комитета стандартизации в области электротехники (СЕНЭЛЕК)*.

* Международная работа по линии СЕН и СЕНЭЛЕК проводится в соответствии с соглашением ИСО с СЕН и МЭК с СЕНЭЛЕК.

Правила предназначены для применения российскими техническими комитетами (ТК) по стандартизации, государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями.

Настоящий документ может быть использован при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации по линии других международных и региональных организаций, если он не противоречит Уставу, Правилам Процедуры и (или) другим документам этих организаций.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Госстандарт России является национальным органом по стандартизации и представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации, в том числе в:

- Международной организации по стандартизации (ИСО);

- Международной электротехнической комиссии (МЭК);

- Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) (в Рабочей Группе ЕЭК ООН по политике в области стандартизации);

- СЕН и СЕНЭЛЕК в соответствии с Соглашениями ИСО с СЕН и МЭК с СЕНЭЛЕК.

Госстандарт России организует проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации в соответствии с Уставом и Правилами Процедуры вышеуказанных организаций, а также с учетом основополагающих государственных стандартов Государственной системы стандартизации Российской Федерации.

3.2 Основными задачами международного и регионального научно-технического сотрудничества в области стандартизации являются:

- гармонизация государственной системы стандартизации Российской Федерации с международными и региональными системами стандартизации;

- совершенствование фонда отечественной нормативной документации по стандартизации на основе применения международных и региональных стандартов и иных международных документов по стандартизации;

- содействие повышению качества отечественной продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке и устранение технических барьеров в торговле;

- защита экономических интересов России при разработке международных и региональных стандартов;

- содействие взаимному признанию результатов сертификации продукции и услуг на международном и региональном уровнях.

3.3 Госстандарт России осуществляет деятельность по международной и региональной стандартизации (далее - международная стандартизация) в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российскими ТК по стандартизации, субъектами хозяйственной деятельности, научными, научно-техническими и другими общественными объединениями.

3.4 Организационно-техническую работу по международной стандартизации в Российской Федерации осуществляет Национальный Секретариат по международной стандартизации Госстандарта России (далее - Национальный Секретариат).

Ведение Национального Секретариата осуществляет подразделение Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, который является головной организацией в системе Госстандарта России по международному сотрудничеству в области стандартизации.

Основными задачами Национального Секретариата являются:

- организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по международной стандартизации в Российской Федерации;

- учет и контроль за своевременным и качественным выполнением обязательств Российской Федерации в технических органах международных организаций, осуществляющих деятельность по стандартизации;

- обеспечение представителей Российской Федерации в международных организациях информацией о результатах деятельности руководящих и технических органов, международных организаций и о мероприятиях, проводимых Российской Федерацией по линии международных организаций по стандартизации;

- осуществление мероприятий по совершенствованию форм и методов деятельности представителей Российской Федерации в технических органах международных организаций;

- участие в подготовке и проведении заседаний, семинаров и совещаний представителей Российской Федерации в технических органах международных организаций;

- пропаганда идей и достижений международной стандартизации в Российской Федерации.

3.5 Непосредственную работу по подготовке документов по международной стандартизации в Российской Федерации осуществляют российские ТК по стандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, научные, научно-технические и другие общественные объединения.

4 ПОРЯДОК УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗРАБОТКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

4.1 Организации, являющиеся исполнителями работ по международной стандартизации в Российской Федерации (далее - организации-исполнители), участвуют в разработке проектов международных стандартов, формировании и представлении позиции Российской Федерации в технических органах международных организаций в соответствии с Директивами по технической работе ИСО/МЭК, а также настоящими Правилами.

4.2 Организации-исполнители в технических органах международных организаций проводят следующую работу:

- подготавливают и через Госстандарт России (Национальный Секретариат) направляют в технические органы международных организаций предложения по разработке новых стандартов, пересмотру и внесению изменений в действующие международные стандарты;

- принимают участие в подготовке проектов международных стандартов;

- ведут по поручению Госстандарта России секретариаты технических органов ИСО и МЭК, закрепленных за Российской Федерацией;

- формируют и подготавливают технические задания и другие документы для делегаций Российской Федерации на заседания технических органов ИСО и МЭК и согласовывают их с Госстандартом России (Минстроем России);

- организуют проведение заседаний технических органов ИСО, МЭК и ЕЭК ООН в Российской Федерации;

- подготавливают предложения по применению в Российской Федерации международных стандартов, в том числе содержащих ссылки на другие международные стандарты.

4.3 Организации-исполнители ведут работы на предварительных стадиях разработки международных стандартов (стадии 1, 2, 3 «Директив по технической работе ИСО/МЭК») непосредственно в российских ТК по стандартизации, которые могут по разрешению Госстандарта России осуществлять переписку по этим вопросам самостоятельно.

В случае, если Госстандарт России является ведущим разработчиком проекта международного стандарта, российский ТК по стандартизации назначает руководителя разработки проекта и информирует об этом Госстандарт России. Руководитель разработки проекта организует и несет ответственность за подготовку, согласование и своевременное направление проекта международного стандарта в технические органы международных организаций.

4.4 Организации-исполнители, ответственные за подготовку заключения по проекту международного стандарта, при его получении (на английском и/или французском языках) должны:

- организовать перевод проекта международного стандарта на русский язык и направить его на заключение заинтересованным организациям;

- обеспечить ответственное хранение контрольного экземпляра перевода проекта международного стандарта с целью его использования на последних этапах работы;

- организовать рассмотрение проекта международного стандарта в порядке, установленном для проектов государственных стандартов Российской Федерации по ГОСТ Р 1.2;

- подготовить проект заключения Госстандарта России по проекту международного стандарта.

4.5 Окончательную позицию Госстандарта России по техническому содержанию проекта международного стандарта организации-исполнители формируют на стадии 3 «проект комитета» «Директив по технической работе ИСО/МЭК».

4.6 Для голосования по проекту международного стандарта, поступившему из центрального органа международной организации после его рассмотрения в порядке, установленном для рассмотрения окончательной редакции проекта ГОСТ Р, организация-исполнитель направляет в Госстандарт России следующие документы:

- перевод проекта международного стандарта на русский язык;

- проект заключения Госстандарта России по проекту международного стандарта.

В сопроводительном письме должны быть указаны результаты рассмотрения проекта международного стандарта на заседании ТК или технических совещаний предприятия (организации), предложения по применению международного стандарта в Российской Федерации, информация о наличии или отсутствии аналогичного российского стандарта или другого нормативного документа.

4.7 Госстандарт России рассматривает документы, указанные в 4.6, и принимает окончательное решение о голосовании по проекту международного стандарта. Бюллетень голосования по проекту международного стандарта, оформленный в соответствии с «Директивами по технической работе ИСО/МЭК», направляется в центральный орган соответствующей международной организации.

5 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ К ПРИМЕНЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.1 Госстандарт России после получения из центрального органа международной организации официально изданного международного стандарта осуществляет:

- публикацию информации об официально изданных международных стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты» (ИУС);

- уточнение перевода международного стандарта на русский язык;

- публикацию информации о выполненных переводах;

- передачу оригинала поступившего международного стандарта в Информационный центр стандартов Госстандарта России;

- обеспечение опубликования переводов официально изданного международной организацией международного стандарта на русском языке и его направление в центральный орган международных организаций.

5.2 Распространение официально изданного международной организацией международного стандарта в Российской Федерации осуществляет Госстандарт России.

5.3 Применение международного стандарта в Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5.

 

Ключевые слова: международная стандартизация, цели задачи, международное сотрудничество, международные стандарты, применение международных стандартов, участие в разработке международных стандартов, международные и региональные стандарты, порядок подготовки международных стандартов к применению