ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
по составлению московских городских
строительных норм проектирования
зданий и сооружений (территориальные
строительные нормы г.
Москвы)
2005
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ ФГУП «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (ФГУП ЦНС)
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры
3. СОГЛАСОВАНЫ с Москомархитектурой
4. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Москомархитектуры от 08.08.2005 г. № 102
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящие Методические указания распространяются на территориальные строительные нормы г. Москвы (московские городские строительные нормы - МГСН) по проектированию зданий и сооружений различного назначения для строительства в г. Москве. Методические указания содержат требования к содержанию, построению и изложению московских городских строительных норм, а также к планированию разработки, к порядку разработки, согласования, экспертизы, утверждения и введения в действие этих документов.
Настоящие методические указания не распространяются на Московские городские нормы градостроительного проектирования, которые разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы «О градостроительных нормативах и правилах города Москвы».
В настоящих Методических указаниях приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
В настоящих Методических указаниях применены термины, определения которых приведены в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «О техническом регулировании», а также в настоящем разделе.
Территориальные строительные нормы - нормативный документ, принятый органом власти субъекта Российской Федерации и устанавливающий предназначенные для применения на соответствующей территории нормы и правила в области строительства.
Московские городские строительные нормы - нормативный документ, принятый Правительством Москвы, устанавливающий предназначенные для применения на территории г. Москвы нормы и правила в области строительства.
Продукция строительства - законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы.
Строительное сооружение - единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций.
Здание - наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных.
Помещение - пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Строительная конструкция - часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Система инженерного оборудования - часть здания или другого строительного сооружения, представляющая собой совокупность оборудования, приборов и арматуры и для водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, газо- и электроснабжения, а также для обеспечения связи.
Строительное изделие - изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций или систем инженерного оборудования зданий и сооружений.
Строительный материал - материал (в т.ч. штучный), предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий.
4.1 Территориальные строительные нормы г. Москвы (московские городские строительные нормы - МГСН) разрабатываются в интересах обеспечения безопасности и защиты здоровья населения Москвы, удовлетворения потребностей населения в благоприятной жизненной среде, охраны окружающей урбанистической и природной среды. Разработка московских городских строительных норм осуществляется с учетом целей социальной и экономической политики, проводимой законодательными и исполнительными органами государственной власти г. Москвы.
4.2 В московских городских строительных нормах устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы нормы и правила организационного, типологического, социально-экономического и технического характера с учетом природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации.
В обоснованных случаях в московских городских строительных нормах могут также приводиться конкретные методические положения в части:
организации производства, способов и методов производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
методов расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;
выбора типологических, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений различного назначения и их частей;
применения новых материалов, изделий и оборудования, элементов строительных конструкций и инженерных систем при строительстве зданий и сооружений.
4.3 Положения московских городских строительных норм должны соответствовать требованиям или разрабатываться в обеспечение выполнения требований технических регламентов в области строительства, а также строительных норм и правил (в части требований к безопасности строительной продукции и территории застройки, которые, согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», до 2010 г. являются обязательными для применения и исполнения). Эти положения должны устанавливаться с учетом природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей Москвы как субъект Российской Федерации.
4.4 Московские городские строительные нормы должны разрабатываться в случаях:
- отсутствия в нормативных документах федерального уровня положений, которые необходимы для эффективной реализации политики Правительства Москвы в области строительства;
- несоответствия положений действующих нормативных документов федерального уровня вновь введенным в действие законодательным актам Российской Федерации и города Москвы;
- необходимости конкретизации или детализации отдельных положений нормативных актов федерального уровня с учетом конкретных природно-климатических условий, характера застройки, применяемых конструкций, материалов и изделий, задач, связанных с реализацией конкретных программ Правительства Москвы, а также особенностей структуры управления строительством г. Москвы.
4.5 При составлении московских городских строительных норм при необходимости приводятся ссылки на положения нормативных документов федерального уровня, а также на государственные и межгосударственные стандарты и другие нормативные документы в строительстве, действующие на территории г. Москвы. Цитирование или изложение этих положений не допускается.
Ссылки на положения международных или региональных (в частности, европейских) стандартов допускается приводить только в случае, если эти документы официально изданы на русском языке. В то же время сведения о гармонизации московских городских строительных норм с международными или региональными стандартами, если она осуществлена, должны приводиться во введении к этим нормам.
Объект нормирования в территориальных строительных нормах |
Обоснование необходимости разработки территориальных строительных норм |
Нормы и правила, относящиеся к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения |
Отсутствие нормативной базы федерального уровня по отношению к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений определенного функционального назначения, предназначенных для осуществления определенных технологических процессов. Целесообразность в конкретном учете требований нормативных документов различных органов государственного надзора, на которые в нормативных документах федерального уровня, как правило, приводятся явные или скрытые ссылки. |
Нормы и правила в отношении учитываемых нагрузок и воздействий, климатических, гидрографических, инженерно-геологических особенностей регионов |
Необходимость в конкретизации и развитии положений нормативных документов федерального уровня применительно к условиям конкретного субъекта РФ. |
Нормы в области энергопотребления и тепловой защиты зданий |
Необходимость в конкретизации и развитии положений нормативных документов федерального уровня применительно к условиям конкретного субъекта РФ |
Прочие нормы, относящиеся в основном к определенным конструктивным элементам зданий или к их защите от климатических воздействий |
Отсутствие или недостаточность нормативной базы федерального уровня. Создание благоприятных инвестиционных условий в отдельных конкретных сферах строительного комплекса |
4.7 Московские городские строительные нормы разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области.
К разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и проектные союзы и ассоциации.
4.9 Финансирование разработки московских городских строительных норм осуществляется, как правило, за счет бюджетных средств Правительства Москвы. К финансированию могут быть привлечены также заинтересованные инвестиционные, строительные и страховые компании.
5.1 Разработка московских городских строительных норм в основном осуществляется в соответствии с ежегодными тематическими планами по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству по Москомархитектуре (государственный заказчик).
5.2 Заявки на включение тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству должны содержать обоснование необходимости разработки МГСН. Если заявка вносится от имени организации, которая предлагает себя в качестве разработчика, то в ней должны быть указаны цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их выполнения, ориентировочный объем финансирования. В заявке должны быть приведены аргументы, доказывающие: невозможность или нецелесообразность решения вопросов, которым предполагается посвятить планируемые к разработке МГСН, на основе использования нормативных документов федерального уровня; эффективность затрат средств на разработку МГСН с учетом прогнозируемого эффекта от их введения в действие.
Примеры обоснований для включения тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству приведены в таблице п. 4.6.
5.3 Заявки на включение в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству вносятся в Департамент экономической политики и развития города и Москомархитектуру.
6.1 Разработка Московских городских строительных норм (далее - МГСН), как правило, состоит из следующих стадий:
1-я стадия - организация разработки МГСН;
2-я стадия - разработка проекта МГСН в первой редакции, получение отзывов и заключения головной организации по соответствующему направлению нормирования, проведение согласительного совещания по первой редакции МГСН;
3-я стадия - подготовка проекта МГСН в окончательной редакции разработчика, согласование проекта, получение результатов научно-технической экспертизы и представление проекта заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, согласование с заинтересованными городскими организациями, принятие заказчиком, утверждение МГСН Правительством Москвы;
5-я стадия - регистрация МГСН в Министерстве регионального развития Российской Федерации и направление на издание.
Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др.
6.2 Организация разработки документа включает в себя определение содержания и объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и, при необходимости, соисполнителями.
При заключении договора заказчик совместно с разработчиком подготавливает, согласовывает и представляет на утверждение Первому заместителю Мэра Москвы задание на разработку МГСН, в котором указаны основные цели и задачи разработки, структура документа, требования к содержанию работы и сроки ее выполнения, наименования организаций-соисполнителей, а также организаций, которым документ направляют на отзыв и на согласование.
Информация о начале разработки МГСН публикуется в периодической печати города Москвы. На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия могут направлять разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).
6.3 Изложение проекта МГСН должно соответствовать правилам изложения стандартов по ГОСТ Р 1.5.
В состав проекта МГСН в обязательном порядке должны включаться разделы:
1 - область применения;
2 - нормативные ссылки;
3 - термины и определения;
4 - общие положения.
Наименования остальных разделов документа принимаются разработчиком в зависимости от содержания документа.
Оформление титульного листа и первого листа МГСН, а также предисловия - согласно приложению 1 к настоящим методическим указаниям.
6.4 Разработка первой редакции проекта МГСН организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором.
Подготовленную первую редакцию проекта документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской. В пояснительной записке к первой редакции проекта указывают:
- основание для разработки норм с указанием заказчика разработки;
- краткую характеристику объекта нормирования,
- обоснование целесообразности разработки;
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения норм;
- сведения о соответствии проекта норм федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и города Москвы, которые содержат требования к объекту и/или аспекту нормирования;
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке проекта норм, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о разработчике норм с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).
Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее, чем через месяц со дня получения проекта.
6.5 Подготовку проекта МГСН в окончательной редакции для представления его на утверждение и согласование разработчик осуществляет с учетом полученных отзывов.
Для рассмотрения замечаний и предложений согласующих организаций по проекту документа основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями этих организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке замечаний.
6.6 Разработчик до представления документа заказчику согласовывает проект МГСН с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку.
6.7 Проект МГСН направляется на отзывы и согласование с сопроводительным письмом заказчика. Копии отзывов и согласований заказчик передает разработчику для составления сводки отзывов и замечаний, проведения согласительных совещаний и подготовки окончательной редакции.
Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.
6.8 Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными организациями принимает Заместитель Мэра Москвы, вносящий документ в Правительство Москвы на утверждение.
6.9 Подготовленный к утверждению проект МГСН, согласованный со всеми заинтересованными организациями, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС («Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве»). Экспертиза проводится на предмет соответствия документа действующему законодательству, требованиям технических регламентов и нормативных документов федерального уровня в части обеспечения безопасности, а также целесообразности включения документа в федеральную систему нормативных документов в области строительства.
Решение не включать документ в федеральную систему нормативных документов в области строительства не является препятствием для его применения на территории г. Москвы.
Экспертиза осуществляется на договорной основе. Договор на проведение экспертизы заключается с заказчиком (см. 4.8) или, если это предусмотрено договором на разработку МГСН, основным разработчиком.
6.10 Согласованный и отредактированный для публикации проект МГСН представляется основным разработчиком заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а также в электронном виде, если иное не определено договором.
6.11 Рассмотрение и принятие заказчиком проекта МГСН осуществляется в порядке, предусмотренном договором между заказчиком и разработчиком.
7.1 Московские городские строительные нормы утверждаются Правительством Москвы в установленном им порядке.
7.2 Проект МГСН представляется на утверждение заказчиком разработки документа.
7.3 На утверждение проект МГСН направляется с подлинниками согласований и экспертным заключением ФГУП ЦНС.
7.4 Утвержденный документ с экспертным заключением ФГУП ЦНС направляется в Министерство регионального развития Российской Федерации на регистрацию в качестве территориальных строительных норм и включение в Указатель нормативных документов в области строительства, действующих на территории Российской Федерации.
При регистрации московских городских строительных норм им присваивается обозначение, включающее:
аббревиатуру МГСН и регистрационный номер согласно порядку, принятому для московских нормативных документов в области строительства;
в скобках - аббревиатуру ТСН (территориальные строительные нормы) и регистрационный номер согласно порядку, принятому для нормативных документов в области строительства Министерством регионального развития РФ; после регистрационного номера добавляются слова «г. Москвы»).
7.5 Утвержденные и зарегистрированные московские городские строительные нормы направляются для официального издания в порядке, установленном Правительством Москвы.
7.6 Московские городские строительные нормы вступают в действие в порядке, установленном Законом города Москвы «О градостроительных нормативах и правилах города Москвы».
7.7 Московские городские строительные нормы отменяются Правительством Москвы по обоснованному предоставлению Москомархитектуры или другого заказчика.
8.1 Изменения к московским городским строительным нормам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки, согласования и утверждения основного документа (МГСН), приведенному в настоящих Методических указаниях.
В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
8.2 Внесение изменений в московские городские строительные нормы в ином порядке не допускается.
Хранение утвержденного подлинника МГСН, изменений и поправок к ним, прошедших регистрацию в Министерстве регионального развития РФ, а также писем о согласовании и регистрации МГСН осуществляет протокольный отдел Правительства Москвы.
а) Титульный лист
б) Первый лист
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ |
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ |
МГСН....... |
РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ |
(наименование документа)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
МГСН.......
(ТСН...........г. МОСКВЫ)
ВНЕСЕНЫ .......................... |
УТВЕРЖДЕНЫ Правительством Москвы постановлением от........г. №..... |
СРОК ВВЕДЕНИЯ в действие с ........г. |
в) ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ......................................................
2. ВНЕСЕНЫ................................................................
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию................................................
4. СОГЛАСОВАНЫ................................................................................................
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с......... г. постановлением Правительства Москвы от г. №
6. Зарегистрированы Министерством регионального развития РФ в качестве территориальных строительных норм - ТСН ... г. Москвы (письмо от ... № ...).