ГОССТРОЙ УССР
КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
УКЛАДКА АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ
САМОХОДНЫМ АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКОМ Д-150Б (Д-150А)
УСТРОЙСТВО ОДНОСЛОЙНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО
ПОКРЫТИЯ
НА ДВУХСЛОЙНОМ ЩЕБЕНОЧНОМ ОСНОВАНИИ,
ВЕРХНИЙ СЛОЙ КОТОРОГО УСТРАИВАЕТСЯ ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ
КОТ-17.0-3-76
Комплект карт предназначен для организации труда бригад, занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.
Карты организации труда определяют рациональный состав бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.
Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении рабочих передовым методам и приемам труда.
Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного расчета (бригадный подряд).
Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а карты организации труда - в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).
Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко, Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).
КОТ-17.0-3-76 |
УКЛАДКА АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ САМОХОДНЫМ АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКОМ Д-150Б (Д-150А) |
РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР |
КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА |
УСТРОЙСТВО ОДНОСЛОЙНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ДВУХСЛОЙНОМ ЩЕБЕНОЧНОМ ОСНОВАНИИ, ВЕРХНИЙ СЛОЙ КОТОРОГО УСТРАИВАЕТСЯ ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ |
РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ |
||
ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0-2 |
ВЗАМЕН КОТ-0.0 |
1.1. Назначение карты организации труда
Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве однослойного асфальтобетонного покрытия на двухслойном щебеночном основании, верхний слой которого устраивается из черного щебня (горячий среднезернистый асфальтобетон толщиной 4 см, холодный черный щебень 6 см, щебень слоем 16 см, пропитанный на глубину 4 см).
1.2. Нормативная, проектная и технологическая документация
Работы по устройству однослойного асфальтобетонного покрытия на двухслойном щебеночном основании, верхний слой которого из черного щебня, ведут на основании рабочих чертежей и проекта производства работ с соблюдением правил производства работ (СНиП III-Д.5-73, ВСН 93-73), а также правил техники безопасности по СНиП III-A.11-70 и «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., «Транспорт», 1969), утвержденных Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.
Для обеспечения работоспособности оборудования, машин и механизмов необходимо проводить планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание строго в сроки, установленные графиками.
Бригаде выдают калькуляцию затрат труда, заработной платы и материалов, задание по вводу объекта или этапа в эксплуатацию, единый аккордный наряд-задание, расчетную стоимость работ, поручаемых бригаде.
1.3. Нормы труда и эффективность рекомендуемых решений
№ звена |
Наименование операций |
Выработка на 1 чел.-день, м2 |
Выработка звена в смену, м2 |
Количество рабочих смен звена |
|||
по карте |
по ЕНиР |
по карте |
по ЕНиР |
по карте |
по ЕНиР |
||
1 |
Устройство щебеночного основания способом полупропитки (щебень слоем 16 см, пропитанный органическим вяжущим на глубину 4 см) |
216 |
164 |
2592 |
1968 |
29 |
38 |
2 |
Устройство основания толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном состоянии |
187 |
146 |
2057 |
1606 |
37 |
47 |
3 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячего среднезернистого асфальтобетона |
315 |
285 |
2205 |
1995 |
34 |
38 |
Всего на 10000 м дороги |
100 |
123 |
Примечание. В затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы - 3 % оперативного времени и отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки бригады достигается в результате четкой последовательности выполнения работ, подбора оптимального состава бригады, специализации труда членов бригады, рациональных форм организации труда, оснащения рабочих прогрессивными инструментами и приспособлениями, обеспечения безопасности работ, снижения утомляемости рабочих за счет введения рационального режима труда и отдыха.
1.4. Формы организации труда
№ звена |
Состав звена, чел. |
Основная профессия |
Разряд |
Количество, чел. |
№ операций по КТП |
Работа, выполняемая звеном |
1 |
12 |
Машинист самоходного распределителя щебня Д-337А |
5 |
1 |
1 |
Устройство щебеночного основания способом полупропитки (щебень слоем 16 см, пропитанный органическим вяжущим на глубину 4 см) (КТ-17.0-2.7-75) |
Машинист легкого катка |
5 |
1 |
4 |
|||
Машинист тяжелого катка |
5 |
3 |
4, 8 |
|||
Машинист автогудронатора Д-251А |
5 |
1 |
5 |
|||
Помощник машиниста автогудронатора Д-251А |
4 |
1 |
5 |
|||
Асфальтобетонщик |
4 |
1 |
6 |
|||
» |
3 |
1 |
2, 3 |
|||
» |
2 |
3 |
1, 2, 3, 6, 7 |
|||
2 |
11 |
Машинист самоходного распределителя щебня |
5 |
1 |
2 |
Устройство основания из черного щебня толщиной 6 см, укладываемого в холодном состоянии (КТ-17.0-10.11-75) |
Машинист легкого катка |
5 |
1 |
5 |
|||
Машинист тяжелого катка |
5 |
2 |
7 |
|||
Асфальтобетонщик |
5 |
1 |
3, 4, 8 |
|||
» |
4 |
1 |
4, 6 |
|||
» |
3 |
2 |
1, 2, 4, 6 |
|||
» |
2 |
2 |
1, 4, 6 |
|||
Дорожный рабочий |
1 |
1 |
1 |
|||
3 |
8 |
Машинист асфальтоукладчика Д-150Б (Д-150А) |
6 |
1 |
2 |
Устройство покрытия из горячего среднезернистого асфальтобетона толщиной 4 см (KT-17.0-10.13-75) |
Машинист тяжелого катка |
5 |
2 |
5 |
|||
Асфальтобетонщик |
5 |
1 |
3, 7, 8 |
|||
» |
3 |
2 |
1, 4, 6, 7 |
|||
» |
2 |
1 |
2, 4 |
|||
Дорожный рабочий |
1 |
1 |
1 |
Всего - 31 человек. Средний разряд работы - 3,68, рабочего - 3,87.
1.5. Средства труда
№ п.п. |
Наименование |
ГОСТ, № чертежа |
Количество, шт. |
1 |
Автогудронатор Д-251А |
|
1 |
2 |
Автобитумовоз Д-351 (Д-546) |
- |
1 |
3 |
Асфальтоукладчик самоходный Д-150Б (Д-150А) |
СТУ 22-145-66 |
1 |
4 |
Каток дорожный самоходный массой 10 - 12 т |
ГОСТ 5576-74 |
1 |
5 |
То же, массой 7 - 8 т |
ГОСТ 5576-74 |
7 |
6 |
» массой 5 т |
ГОСТ 5576-74 |
1 |
7 |
Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л |
СТУ 82-27762 |
2 |
8 |
Перфоратор ручной пневматический |
ГОСТ 10750-73 |
2 |
9 |
Самоходный распределитель щебня Д-337А |
СТУ 76-1474-63 |
2 |
10 |
Самоходный навесной распределитель каменной мелочи Д-336 |
СТУ 76-1472-63 |
3 |
11 |
Брусья упорные металлические или деревянные с комплектом костылей |
- |
200 м |
12 |
Ведро |
- |
3 |
13 |
Гладилка |
Изготовляется в мастерских ДСУ |
3 |
14 |
Грабли металлические |
- |
2 |
15 |
Жаровня передвижная |
- |
2 |
16 |
Каток ручной |
- |
1 |
17 |
Кирка |
ГОСТ 1757-42* |
2 |
18 |
Кувалда кузнечная тупоносая |
ГОСТ 11401-65* |
4 |
19 |
Лопата стальная строительная |
ГОСТ 3620-63 |
13 |
20 |
Лейка |
- |
6 |
21 |
Линейка измерительная металлическая |
4 |
|
22 |
Райбовка (терка) |
- |
2 |
23 |
Рейка металлическая |
- |
2 |
24 |
Разравниватель смеси |
- |
1 |
25 |
Скребок |
- |
1 |
26 |
Трамбовка прямоугольная формовочная |
3 |
|
27 |
Термометр стеклянный технический |
ГОСТ 2823-73 |
2 |
28 |
Утюг металлический |
- |
2 |
29 |
Черпак |
- |
2 |
30 |
Шаблон с уровнем |
- |
4 |
1.6. Материальное стимулирование
Оплата труда производится на основе ЕНиР по сдельно-премиальной системе согласно калькуляции. При выполнении задания в срок или досрочно устанавливаются дифференцированные размеры премий за каждый процент сокращения нормативного времени: при оценке качества работ на «отлично» - до 3 %, на «хорошо» - до 2 %, на «удовлетворительно» - до 0,5 % сдельного заработка по аккордному наряду.
2.1. Подготовка трудового процесса
До начала работ необходимо:
закончить работы по возведению земляного полотна и устройству водоотвода;
обеспечить выполнение инструментальных разбивочных работ на участках;
обеспечить бригаду технологическими картами и рабочими чертежами;
устроить съезды с земляного полотна для маневра машин в пределах рабочей зоны и объездные автомобильные дороги;
обеспечить надлежащую освещенность на местах работы бригад;
устроить площадки для стоянки дорожных машин в нерабочее время и размещения вагончиков бытового и служебного назначения и оборудования;
обеспечить бригаду основными и вспомогательными материалами, исправными машинами, инвентарем и оборудованием, комплектами инструментов и ларями для их хранения, геодезическими инструментами и принадлежностями, измерительными приборами для контроля качества работ;
установить дорожные знаки и оградить участки работ;
проинструктировать членов бригады по правилам техники безопасности;
выдать бригадам (звеньям) проектную и нормативную документацию согласно п. 1.2.
2.2. Технологическая основа организации труда
При устройстве однослойного асфальтобетонного покрытия на двухслойном щебеночном основании, верхний слой которого устраивается из черного щебня, выполняются следующие виды работ:
устройство щебеночного основания способом полупропитки (щебень слоем 16 см, пропитанный органическим вяжущим на глубину 4 см);
устройство основания толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном состоянии;
устройство покрытия толщиной 4 см из горячего среднезернистого асфальтобетона.
2.3. Организация труда бригады
Работа выполняется в такой последовательности.
Звено № 1. Устройство щебеночного основания способом полупропитки (прием щебня 20 - 40 мм и его распределение; подготовка слоя к укатке; выявление и исправление дефектных мест; уплотнение щебеночного основания; розлив органических вяжущих; исправление дефектных мест после розлива вяжущих; распределение щебня 3 - 10 (5 - 15) мм навесными распределителями; окончательное уплотнение верхнего слоя россыпи).
Звено № 2. Устройство основания толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном состоянии (подноска и установка боковых упоров; прием щебня 20 - 25 (40) мм и его распределение; выявление и исправление дефектных мест; предварительное уплотнение основного слоя щебня 20 - 40 мм; распределение щебня 10 - 20 (25) мм навесными распределителями; окончательное уплотнение покрытия; контроль качества).
Звено № 3. Устройство покрытия толщиной 4 см из горячего среднезернистого асфальтобетона (подноска и установка боковых упоров; прием асфальтобетонной смеси и ее распределение; выявление и исправление дефектных мест; уплотнение асфальтобетонного покрытия; обработка кромок асфальтобетонного покрытия; отделка поверхности асфальтобетонного покрытия; контроль качества).
2.4. График организации труда
1 - 3 - номера звеньев.
3.1. Режим труда и отдыха
Продолжительность смены 8 час. Работа выполняется в одну смену.
Машинист самоходного распределителя щебня |
|
Дорожный рабочий |
|
Машинист асфальтоукладчика |
|
Машинисты катков |
|
Машинист автогудронатора Асфальтобетонщик |
|
Текущее время |
1 - время работы; 2 - перерыв на обед; 3 - отдых по 5 мин; 4 - отдых по 10 мин; 5 - отдых по 13 мин.
3.2. Производственная санитария
На объекте должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения:
для сушки и обеспыливания одежды, ремонта спецодежды и спецобуви, умывальники и душевые, туалет, помещения для личной гигиены женщин.
На объекте должны быть аптечки и средства первой помощи.
Все работающие на объекте должны быть обеспечены питьевой водой. Питьевые установки должны находиться не дальше 75 м от рабочих мест. Если сырая вода не пригодна для питья, то рабочих следует обеспечить кипяченой водой.
3.3. Техника безопасности
Рабочие, занятые на устройстве асфальтобетонного покрытия, должны пройти:
вводный (общий) инструктаж, который проводит инженер по технике безопасности;
инструктаж на рабочем месте, а также курсовое обучение.
Инструктаж на рабочем месте проводит руководитель производственного участка, на который направлен рабочий. Курсовое обучение рабочих по технике безопасности проводят не позднее чем через 3 месяца со дня поступления на работу на курсах при дорожно-строительной организации.
На объекте должен быть оборудован стенд по технике безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ