Нормы естественной убыли
при хранении и транспортировке материальных ресурсов в строительстве
(принят и введен в действие постановлением Госстроя РФ от 25 декабря 2003 г. № 216)
Руководящий документ "Нормы естественной убыли материальных ресурсов в строительстве" разработан в развитие и дополнение СНиП 82-01-95 "Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" и РДС 82-202-96 "Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве" в части формирования комплекса нормативов естественной убыли при транспортировании и хранении строительных материалов и топливной продукции.
Естественная убыль как один из элементов трудноустранимых потерь - это потери количества (массы, объема) продукции вследствие ее физико-химических свойств, возникающие при транспортировании и хранении, включая погрузочно-разгрузочные операции.
К этим потерям относятся:
усушка и выветривание (улетучивание, вымерзание, испарение) содержащейся в продукции влаги или улетучивание из нее отдельных частиц при температурных изменениях;
утечка при перекачивании из одной тары в другую, просачивание через тару либо впитывание в нее;
раскрошка, раструска и распыление при погрузочно-разгрузочных операциях.
Нормы естественной убыли при операциях на складе (разгрузка из вагонов, укладка в штабеля, перевалка, подача со склада на хранение) учитываются при сроке хранения до года включительно.
По месту образования естественная убыль образуется на технологических переделах: 1 - транспортирование материалов со склада производителя до склада потребителя (и их приеме) и 2 - при хранении материалов и отпуске на складе потребителя.
Нормы естественной убыли материальных ресурсов в строительстве, которые не охвачены настоящим документом, должны разрабатываться в соответствии с положениями СНиП 82-01-95, РДС 82-202-96 и утверждаться в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 года № 814.
Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи материалов.
Общий порядок применения норм естественной убыли строительных материалов при транспортировании и хранении приведен в РДС 82-202-96 и "Методических рекомендациях" Минэкономразвития России (приложение 1), порядок применения норм естественной убыли нефтепродуктов и топливной продукции в строительстве приведен в настоящем документе (приложение 2).
В настоящих "Нормах" естественная убыль дифференцирована на потери транспортные и складские, а материальные ресурсы - на строительные материалы и нефтепродукты и топливную продукцию.
В свою очередь, потери дифференцированы для трех видов транспорта (железнодорожный, водный и автомобильный), трех климатических зон (холодный макроклиматический, холодный умеренный и теплый умеренный макроклиматические районы) и двух периодов года (весенне-летний: апрель - сентябрь; осенне-зимний: октябрь - март).
С введением настоящего документа отменяются нормы естественной убыли, приведенные в РДС 82-202-96 и в "Сборнике типовых норм потерь материальных ресурсов в строительстве (дополнение к РДС 82-202-96)".
Руководящий документ
системы нормативных документов в строительстве
Нормы естественной убыли материальных ресурсов в строительстве
Дата введения 1 января 2004 г.
|
Наименование материалов |
Вид транспорта |
Условия перевозки |
Норма, % массы |
|||||
Климатические зоны |
|||||||||
1 - холодная |
2 - умеренная |
3 - теплая |
|||||||
Периоды года |
|||||||||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Цемент |
Железнодорожный |
В крытых вагонах-хоперах и цистернах-цементовозах насыпью |
0,42 |
0,41 |
0,41 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
Водный |
В таре без перегрузки |
0,28 |
0,26 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
||
В таре при перевалке с речного на железнодорожный, или при перегрузке из судна в судно |
0,34 |
0,33 |
0,31 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|||
Автомобильный |
В таре |
0,28 |
0,26 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
||
2 |
Кирпич и камни керамические |
Железнодорожный и водный |
Пакетами на поддонах |
1,65 |
1,60 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Автомобильный |
2,15 |
2,10 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
|||
|
|
|
|||||||
3 |
Кирпич и камни силикатные |
Железнодорожный и водный |
1,33 |
1,32 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
|
Автомобильный |
1,83 |
1,82 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
|||
4 |
Щебень, гравий, шлак |
Железнодорожный |
Навалом без перегрузок |
1,24 |
1,22 |
1,22 |
1,20 |
1,20 |
1,20 |
Автомобильный |
1,19 |
1,17 |
1,17 |
1,15 |
1,15 |
1,15 |
|||
Водный |
1,19 |
1,17 |
1,17 |
1,15 |
1,15 |
1,15 |
|||
Навалом с перегрузкой |
1,54 |
1,52 |
1,52 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
|||
5 |
Песок, отсевы дробления, песчано-гравийная смесь, керамзит |
Железнодорожный |
Навалом без перегрузок |
1,34 |
1,32 |
1,32 |
1,30 |
1,30 |
1,30 |
Автомобильный |
1,24 |
1,22 |
1,22 |
1,20 |
1,20 |
1,20 |
|||
Водный |
1,24 |
1,22 |
1,22 |
1,20 |
1,20 |
1,20 |
|||
Навалом с перегрузкой |
1,54 |
1,52 |
1,52 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
|||
6 |
Известь, гипс, мел |
Железнодорожный |
Навалом без перегрузок |
1,14 |
1,12 |
1,12 |
1,10 |
1,10 |
1,10 |
Водный |
1,14 |
1,12 |
1,12 |
1,10 |
1,10 |
1,10 |
|||
Навалом с перегрузкой |
1,39 |
1,37 |
1,37 |
1,35 |
1,35 |
1,35 |
|||
7 |
Асбесто-цементные - трубы |
Железнодорожный Автомобильный Водный |
Без тары |
0,74 |
0,72 |
0,72 |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
- листы |
1,24 |
1,22 |
1,22 |
1,20 |
1,20 |
1,20 |
|||
8 |
Трубы керамические |
Железнодорожный и водный |
- |
1,51 |
1,51 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
9 |
Плитка керамическая, санитарная керамика |
Железнодорожный Автомобильный Водный |
|
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
10 |
Плиты облицовочные декоративные из природного камня: - туфа, известняка |
Железнодорожный Автомобильный Водный |
В дощатой таре |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
- мрамора |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
|||
- гранита |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
|||
11 |
Стекло оконное, витринное |
Железнодорожный Автомобильный Водный |
В спецконтейнерах |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
В универсальных контейнерах |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|||
В дощатой таре |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
|||
12 |
Стеклоизделия (стеклопакеты, облицовочная плитка) |
Железнодорожный Автомобильный Водный |
В универсальных контейнерах |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
В дощатой таре |
1,80 |
1,80 |
1,80 |
1,80 |
1,80 |
1,80 |
|||
13 |
Олифы |
Железнодорожный Автомобильный |
В цистернах (включая слив при приеме на склад) |
0,20 |
0,24 |
0,18 |
0,27 |
0,21 |
0,28 |
14 |
Лаки, эмали, грунтовки |
Железнодорожный Автомобильный |
В цистернах (включая слив при приеме на склад) |
0,22 |
0,27 |
0,24 |
0,30 |
0,23 |
0,31 |
15 |
Краски и красильные вещества |
Железнодорожный |
В деревянной таре - сухие |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
-"- жидкие |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|||
Навалом - сухие |
0,70 |
0,67 |
0,67 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
|||
Автомобильный |
В таре - сухие |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
||
Водный |
Навалом - сухие |
0,75 |
0,72 |
0,72 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
||
В деревянной таре - сухие |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
|||
В деревянной таре - жидкие без перегрузок |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
|||
с перегрузкой |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
|||
16 |
Клеи разные |
Железнодорожный |
В бочках и мешках без перегрузок |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
Автомобильный |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
|||
Водный |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
Группы |
|
Наименование нефтепродуктов |
1 |
1.1 |
Бензины автомобильные: А-72, А-76, АИ-93, АИ-95 (ГОСТ 2084-77) |
2 |
2.1 |
Бензин-растворитель для резиновой промышленности (ГОСТ 443-76) |
2.2 |
Изооктан технический эталонный (ГОСТ 12433-83) |
|
2.3 |
Изооктан технический (ГОСТ 4095-75) |
|
2.4 |
Масло вакуумное, ВМ-3 (ГОСТ 23013-78) |
|
2.5 |
Нефрас С 50/70 (бензин для промышленно-технических целей) (ГОСТ 8505-80) |
|
2.6 |
Растворители нефрас А 65/75, нефрас А 63-75 (ОСТ 38.01.198-80) |
|
2.7 |
Бензол нефтяной (ГОСТ 9572-93) |
|
3 |
3.1 |
Бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (ГОСТ 3134-78) |
3.2 |
Масло вакуумное, ВМ-7 (ГОСТ 23013-78) |
|
3.3 |
Сольвент нефтяной (ГОСТ 10214-78) |
|
3.4 |
Керосин для технических целей (ГОСТ 18499-73) |
|
3.5 |
Лигроин приборный (ГОСТ 8863-76) |
|
3.6 |
Ксилол нефтяной (ГОСТ 9410-78) |
|
3.7 |
Толуол нефтяной (ГОСТ 14710-78) |
|
3.8 |
Этилбензол технический (ГОСТ 9385-77) |
|
4 |
4.1 |
Пенообразователь, ПО-1 (ГОСТ 6948-81) |
4.2 |
Керосин осветлительный из сернистых нефтей (ГОСТ 11128-65) |
|
4.3 |
Керосин осветлительный (ГОСТ 4753-68) |
|
4.4 |
Изопропиленбензол технический (ГОСТ 20491-75) |
|
4.5 |
Топливо дизельное "Зимнее" и "Арктическое" (ГОСТ 305-82) |
|
5 |
5.1 |
Цетан эталонный (ГОСТ 12525-85) |
5.2 |
Масло поглотительное нефтяное (ГОСТ 4540-80) |
|
5.3 |
Нефтяное сырье для производства искусственной олифы, электроизолирующих покрытий и крепителей (лакойль) (ОСТ 38.01.96-75) |
|
5.4 |
Масло, АМГ-10 (ГОСТ 6794-75) |
|
5.5 |
Топливо дизельное: А, ЗС, 3, Л (ГОСТ 305-82) |
|
5.6 |
Топливо моторное для среднеоборотных и мало оборотных дизелей (ГОСТ 1667-68) |
|
5.7 |
Топливо нефтяное для газотурбинных установок (ГОСТ 10433-75) |
|
5.8 |
Топливо печное бытовое, ТПБ (ТУ 38 101656-76) |
|
5.9 |
Присадка, ВНИИ НП-102 (ГОСТ 10659-80) |
|
5.10 |
Спирты синтетические: С10 - C18, С12 - C16 (ГОСТ 13937-86) |
|
6 |
6.1 |
Мазуты всех марок |
6.2 |
Масла смазочные всех марок |
|
6.3 |
Присадки всех марок |
|
6.4 |
Битумы нефтяные жидкие |
|
6.5 |
Кислоты нефтяные |
|
6.6 |
Прочие жидкие нефтепродукты |
|
7 |
7.1 |
Смазки всех марок |
7.2 |
Битумы твердые |
|
7.3 |
Пасты разные |
|
7.4 |
Церезин |
|
7.5 |
Разные твердые нефтепродукты |
Группа нефтепродукта |
Норма естественной убыли |
1 и 2 |
0,19 |
3 и 4 |
0,12 |
5 и 6 (кроме моторного топлива и мазутов) |
0,05 |
6 (только моторное топливо и мазуты) |
0,08 |
Водные бассейны |
Группа нефтепродуктов |
Осенне-зимний |
Весенне-летний |
Волжско-Камский (исключая дельту р. Волги) и Азово-Черноморский |
1, 2 |
1,5 |
3,0 |
3 и 4 |
1,0 |
1,9 |
|
5 |
0,7 |
1,4 |
|
6 (только масла) |
1,6 |
1,6 |
|
Другие морские и речные |
6 (кроме масел) |
1,2 |
1,2 |
1, 2 |
1,1 |
2,5 |
|
3 и 4 |
0,8 |
1,6 |
|
5 |
0,5 |
1,0 |
|
6 (только масла) |
1,6 |
1,6 |
|
6 (кроме масел) |
1,2 |
1,2 |
Наименование продукции |
Норма, % массы, при расстоянии, км |
||||
до 500 |
501 - 1000 |
1001 - 1500 |
1501 - 2000 |
св. 2000 |
|
Мелкие классы (М, С, Ш) антрацитов, каменных углей всех марок, угольный концентрат и отсев, бурые угли всех марок и классов, промпродукт и шлам |
0,40 |
0,45 |
0,50 |
0,55 |
0,65 |
Рядовые антрациты и каменные угли всех марок, брикеты из бурых углей |
0,25 |
0,30 |
0,35 |
0,40 |
0,45 |
Среднекрупные сорта (П, К, О) антрацитов и каменных углей всех марок |
0,05 |
0,10 |
0,15 |
0,20 |
0,30 |
Наименование продукции |
Норма, % массы, при расстоянии, км |
||||
до 500 |
501 - 1000 |
1001 - 1500 |
1501 - 2000 |
св. 2000 |
|
Мелкие классы (М, С, Ш) антрацитов, каменных углей всех марок, угольный концентрат и отсевы всех марок, бурые угли всех марок и классов |
|
0,20 |
0,25 |
0,30 |
0,35 |
Рядовые антрациты и каменные угли всех марок |
0,08 |
0,13 |
0,18 |
0,23 |
0,28 |
Примечания.
1. Дополнительные нормы естественной убыли устанавливаются на каждую перевалку с железнодорожного транспорта на водный и обратно и на перегрузку из вагона в вагон в размере 0,45 %.
2. Условные обозначения (М, С, Ш, П, К, О) приняты в соответствии с ГОСТ 19242.
Наименование продукции |
Норма, % массы, при перевозке, км |
|||
до 50 |
51 - 100 |
101 - 250 |
св. 250 км за каждые 100 км |
|
Антрациты, каменные и бурыеугли всех марок |
0,15 |
0,30 |
0,40 |
0,08* |
Брикеты из каменных и бурыхуглей |
0,10 |
0,15 |
0,20 |
0,03* |
_________ * Не более 0,60 % за весь период транспортирования |
Наименование продукции |
Норма, % массы |
Торф фрезерный для различного использования |
0,50 |
Торф кусковой для коммунально-бытовых нужд |
0,45 |
Брикеты торфяные для коммунально-бытовых нужд |
0,15 |
Торфяные горшочки |
0,08 |
Наименование продукции |
Норма, % массы, при расстоянии, км |
|||||
до 100 |
101 - 200 |
201 - 300 |
301 - 500 |
501 - 2000 |
св. 200 |
|
Торф фрезерный топливный и сельскохозяйственный при перевозках: в полувагонах в полувагонах с наращенными бортами в вагонах-хопперах и в полувагонах торфовозных узкоколейных |
0,35 |
0,60 |
0,75 |
0,90 |
1,10 |
1,30 |
0,20 |
0,30 |
0,30 |
- |
- |
- |
|
0,10 |
0,20 |
0,25 |
- |
- |
- |
Примечания.
1. Дополнительные нормы естественной убыли устанавливаются на каждую перевалку с железнодорожного транспорта на водный и обратно и на перегрузку из вагона в вагон в размере 0,55 %.
2. Норма естественной убыли на торфяную продукцию (торфяные горшочки, питательные грунты, торфоминеральные удобрения на основе фрезерного торфа) независимо от расстояния устанавливаются в размере 0,10 %.
Наименование материала |
Способ хранения |
Норма, % от массы |
Цемент |
навалом |
0,30 |
в таре |
0,15 |
|
Щебень и гравий |
навалом |
0,40 |
Песчано-гравийная смесь |
-"- |
0,45 |
Песок строительный |
-"- |
0,70 |
Отсевы дробления |
-"- |
0,75 |
Мел сухомолотый, каолин, тальк |
-"- |
0,65 |
в таре |
0,20 |
|
Пигменты, белила сухие |
-"- |
0,10 |
Стекло жидкое |
-"- |
0,13 |
Продукция |
Тип тары |
Норма, % массы |
Лаки, эмали, грунтовки на конденсационных смолах |
Фляги |
0,25 |
Барабаны |
0,15 |
|
Бочки |
0,10 |
|
То же, на полимеризационных смолах и на эфирах целлюлозы |
Фляги |
0,20 |
Барабаны |
0,10 |
|
Бочки |
0,05 |
|
Олифа |
Фляги |
0,30 |
Барабаны |
0,20 |
|
Бочки |
0,17 |
Тип резервуара |
Группа нефтепродукта |
Климатические зоны |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
||
Наземные стальные вместимостью, м3: |
|
|
|
|
|
|
|
до 400 |
1 |
0,20 |
0,35 |
0,22 |
0,39 |
0,28 |
0,47 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
0,18 |
0,34 |
0,20 |
0,37 |
0,20 |
0,45 |
|
700 - 1000 |
1 |
0,18 |
0,34 |
0,21 |
0,38 |
0,28 |
0,44 |
2 |
0,16 |
0,31 |
0,19 |
0,36 |
0,19 |
0,41 |
|
Наземные стальные с понтоном вместимостью, м3: |
|
|
|
|
|
|
|
до 400 |
1 |
0,12 |
0,29 |
0,18 |
0,34 |
0,18 |
0,40 |
2 |
0,10 |
0,29 |
0,13 |
0,32 |
0,13 |
0,40 |
|
700 - 1000 |
1 |
0,06 |
0,21 |
0,18 |
0,32 |
0,18 |
0,37 |
2 |
0,05 |
0,21 |
0,13 |
0,27 |
0,13 |
0,35 |
|
Наземные стальные, имеющие газовую обвязку, вместимостью, м3: до 1000 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
0,10 |
0,18 |
0,10 |
0,24 |
0,11 |
0,25 |
|
2 |
0,08 |
0,11 |
0,10 |
0,15 |
0,10 |
0,16 |
Тип резервуара |
Группа нефтепродукта |
Климатические зоны |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
||
Наземные стальные вместимостью, м3: |
|
|
|
|
|
|
|
до 400 |
1 |
0,21 |
0,64 |
0,30 |
0,85 |
0,37 |
1,06 |
2 |
0,15 |
0,62 |
0,25 |
0,79 |
0,37 |
1,02 |
|
700 - 1000 |
1 |
0,14 |
0,63 |
0,26 |
0,83 |
0,30 |
1,00 |
2 |
0,13 |
0,61 |
0,21 |
0,74 |
0,29 |
0,86 |
|
Наземные стальные с понтоном вместимостью, м3: |
|
|
|
|
|
|
|
до 400 |
1 |
0,05 |
0,13 |
0,05 |
0,19 |
0,06 |
0,26 |
2 |
0,03 |
0,12 |
0,04 |
0,16 |
0,04 |
0,20 |
|
700 - 1000 |
1 |
0,03 |
0,12 |
0,04 |
0,18 |
0,04 |
0,25 |
2 |
0,03 |
0,04 |
0,03 |
0,11 |
0,03 |
0,19 |
|
Наземные стальные, имеющие газовую обвязку, вместимостью, м3: до 1000 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
0,08 |
0,18 |
0,08 |
0,24 |
0,08 |
0,30 |
|
2 |
0,04 |
0,18 |
0,06 |
0,23 |
0,06 |
0,24 |
Тип резервуара |
Группа нефтепродукта |
Климатические зоны |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
||
Наземные стальные вместимостью, м3: |
|
|
|
|
|
|
|
до 400 |
1 |
0,07 |
0,41 |
0,07 |
0,57 |
0,26 |
0,81 |
2 |
0,07 |
0,24 |
0,07 |
0,41 |
0,15 |
0,57 |
|
3 |
- |
0,03 |
- |
0,03 |
- |
0,06 |
|
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,03 |
|
700 - 1000 |
1 |
0,07 |
0,39 |
0,07 |
0,57 |
0,25 |
0,78 |
2 |
0,07 |
0,23 |
0,07 |
0,40 |
0,14 |
0,57 |
|
3 |
- |
0,03 |
- |
0,03 |
- |
0,06 |
|
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,03 |
|
Наземные стальные с понтоном |
1 |
- |
0,08 |
- |
0,13 |
0,03 |
0,17 |
2 |
- |
0,07 |
- |
0,08 |
0,02 |
0,11 |
|
Заглубленные |
1 |
- |
0,08 |
0,03 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
2 |
- |
0,08 |
- |
0,08 |
0,05 |
0,08 |
|
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,03 |
Тип резервуара |
Группа нефтепродукта |
Климатические зоны |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
||
Наземные стальные |
3 |
0,06 |
0,13 |
0,09 |
0,16 |
0,10 |
0,18 |
4 |
0,06 |
0,09 |
0,06 |
0,10 |
0,06 |
0,09 |
|
5 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
6 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
|
Заглубленные |
3 и 4 |
0,05 |
0,06 |
0,05 |
0,06 |
0,05 |
0,08 |
5 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
6 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
Тип резервуара |
Группа нефтепродукта |
Климатические зоны |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
||
Наземные стальные |
1 |
0,33 |
0,55 |
0,50 |
0,95 |
0,68 |
1,00 |
5 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
|
6 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
|
Наземные стальные с понтоном |
1 |
0,13 |
0,28 |
0,25 |
0,38 |
0,38 |
0,54 |
Заглубленные |
1 |
0,20 |
0,26 |
0,33 |
0,37 |
0,45 |
0,52 |
5 |
0,01 |
0,02 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
|
6 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
Климатические зоны |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
1,3 |
2,0 |
1,7 |
2,4 |
2,0 |
2,7 |
Вид операции |
Климатические зоны |
||
1 |
2 |
3 |
|
Прием |
0,1 |
0,1 |
0,11 |
Отпуск |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Тип резервуара |
Группа нефтепродукта |
Климатические зоны |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
||
Наземные стальные с нормой загрузки 95 % и более |
1 |
3,50 |
3,90 |
2,10 |
2,50 |
2,00 |
2,30 |
2 |
2,60 |
3,00 |
2,82 |
2,12 |
1,13 |
1,47 |
|
3 |
0,47 |
0,57 |
0,35 |
0,42 |
0,27 |
0,37 |
|
4 |
0,20 |
0,27 |
0,13 |
0,28 |
0,13 |
0,16 |
|
5 |
0,14 |
0,14 |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
0,05 |
|
6 |
0,19 |
0,19 |
0,19 |
0,19 |
0,19 |
0,19 |
|
Наземные стальные с нормой загрузки менее 95 % |
1 |
3,50 |
3,90 |
2,10 |
2,50 |
2,00 |
2,30 |
3 |
0,47 |
0,57 |
0,42 |
0,50 |
0,29 |
0,39 |
|
4 |
0,23 |
0,31 |
0,26 |
0,21 |
0,14 |
0,18 |
|
5 |
0,14 |
0,14 |
0,07 |
0,07 |
0,05 |
0,05 |
|
Заглубленные |
1 |
1,70 |
1,92 |
0,87 |
1,67 |
0,54 |
1,31 |
4 |
0,45 |
0,63 |
0,26 |
0,30 |
0,14 |
0,23 |
|
5 |
0,07 |
0,11 |
0,03 |
0,06 |
0,02 |
0,03 |
|
6 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
Тип резервуара |
Группа нефтепродукта |
Климатические зоны |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
осенне-зимний |
весенне-летний |
||
Наземные стальные с нормой загрузки 95 % и более |
1 |
0,03 |
0,35 |
- |
0,18 |
- |
0,08 |
2 |
- |
0,15 |
- |
0,08 |
- |
0,04 |
|
3 |
- |
0,02 |
- |
- |
- |
- |
|
Наземные стальные с нормой загрузки менее 95 % |
1 |
0,03 |
0,35 |
- |
0,20 |
- |
0,08 |
3 |
- |
0,02 |
- |
- |
- |
- |
Наименование продукции |
Нормы естественной убыли при хранении и складских операциях, % |
Нормы естественной убыли при перевозке со склада на склад, % |
||
С полной механизацией складских операций |
С частичной механизацией складских операций на |
|||
закрытых приемно-разгрузочных устройствах |
открытых приемно-разгрузочных устройствах |
|||
Сортовые каменные угли, антрацит - 13 мм и более |
0,20 |
0,275 |
0,3 |
0,3 |
Сортовые каменные угли, антрацит - менее 13 мм |
0,25 |
0,375 |
0,4 |
0,3 |
Сортовые бурые угли более 13 мм |
0,30 |
0,475 |
0,5 |
0,3 |
Сортовые сланцы более 13 мм |
0,30 |
0,475 |
0,5 |
- |
Рядовые каменные угли, антрацит |
0,30 |
0,475 |
0,5 |
0,3 |
Рядовые бурые угли |
0,40 |
0,675 |
0,7 |
0,3 |
Отсевы и шламы каменных углей, антрацитов |
0,60 |
0,750 |
0,8 |
_ |
Отсевы бурых углей |
0,70 |
0,950 |
1,0 |
- |
Брикеты из каменных углей |
0,20 |
- |
0,2 |
0,2 |
Брикеты из бурых углей |
0,30 |
- |
0,3 |
0,2 |
Дрова |
- |
- |
0,2 |
- |
Торф кусковой 33 % влажности |
- |
- |
0,5 |
- |
Брикеты торфяные |
- |
- |
0,3 |
0,2 |
Порядок применения норм естественной убыли нефтепродуктов при
приеме, отпуске,
хранении и транспортировании в строительстве
1.1 Положения настоящего Порядка обязательны для всех организаций и предприятий, принимающих, отпускающих, хранящих нефтепродукты и транспортирующих их железнодорожным и водным транспортом в строительном комплексе.
1.2 В нормы естественной убыли не включены потери нефтепродуктов при ремонте и зачистке резервуаров, трубопроводов, при врезках лупингов и вставок, при внутрискладских перекачках, а также все виды аварийных потерь.
1.3 Нормы естественной убыли являются предельными и применяются в случае фактической недостачи нефтепродуктов в организациях и предприятиях строительного комплекса Российской Федерации.
1.4 Нормы естественной убыли не распространяются на нефтепродукты, принимаемые и сдаваемые по счету (фасованные продукты), транспортируемые или хранящиеся в герметичной таре (запаянные, с применением герметиков, уплотнений и др.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления.
1.5 Нормы естественной убыли при приеме, хранении, отпуске не применяются при транзитной поставке нефтепродуктов.
1.6 К заглубленным резервуарам относятся железобетонные и стальные резервуары, засыпанные грунтом толщиной более 0,2 м.
2.1 Естественная убыль нефтепродуктов при приеме определяется умножением соответствующей нормы на массу принятого нефтепродукта в резервуар в тоннах.
2.2 При приеме подогретых нефтепродуктов (мазута, масел) естественная убыль начисляется в зависимости от температуры их подогрева:
при подогреве до температуры от 11 до 20 °С в осенне-зимний период соответствующая норма осенне-зимнего периода увеличивается в 1,5 раза;
независимо от периода года естественная убыль начисляется по нормам весенне-летнего периода, увеличенным:
в 1,5 раза при подогреве нефтепродуктов |
от 21 до 30 °С; |
в 2 раза при подогреве нефтепродуктов |
от 31 до 50 °С; |
в 3 раза при подогреве нефтепродуктов |
выше 50 °С. |
2.3 Если при приеме нефтепродуктов нефтесбытовой организацией от нефтеперерабатывающего завода, транспортной организации масса нефтепродуктов определяется по резервуару нефтесбытовой организации, то норму естественной убыли при приеме в резервуар начисляет поставщик: нефтеперерабатывающий завод, транспортная организация.
Если при приеме нефтепродуктов нефтесбытовой организацией масса нефтепродуктов определяется по вместимости резервуара нефтеперерабатывающего завода или транспортного средства, то норму естественной убыли при приеме в резервуар начисляет нефтесбытовая организация.
Естественная убыль нефтепродуктов 1 и 2 групп при приеме в резервуары начисляется по соответствующей типовой норме. Естественная убыль нефтепродуктов 3 и 4 групп начисляется в размере 75 %, нефтепродуктов 5 и 6 групп - в размере 65 % соответствующей нормы при приеме и хранении для указанных групп нефтепродуктов.
3.1 Естественная убыль нефтепродуктов при хранении определяется умножением соответствующей нормы на массу хранимого в резервуаре нефтепродукта в тоннах.
3.2 При необходимости подогрева нефтепродуктов (мазута и масел) перед отпуском из резервуаров в транспортные средства естественная убыль начисляется независимо от периода года по нормам весенне-летнего периода, увеличенным:
при средней температуре подогрева |
от 21 до 30 °С в 1,5 раза; |
при средней температуре подогрева |
от 31 до 50 °С в 2 раза; |
при средней температуре подогрева |
от 51 °С и выше в 3 раза. |
При подогреве до температур в пределах от 11 до 20 °С в осенне-зимний период соответствующая норма осенне-зимнего периода увеличивается в 1,5 раза.
4.1 Естественная убыль нефтепродуктов определяется начиная со второго месяца хранения после последнего поступления умножением соответствующей нормы на массу нефтепродукта, находящегося в резервуаре после первого месяца хранения.
5.1 Естественная убыль при отпуске в транспортные средства определяется умножением соответствующей нормы на массу отпущенного или отгруженного нефтепродукта в тоннах.
6.1 В нормы естественной убыли нефтепродуктов для автозаправочных станций и пунктов заправки включена естественная убыль при транспортировании, приеме нефтепродуктов из транспортных средств, при хранении в резервуарах и отпуске через раздаточные колонки.
6.2 Естественная убыль нефтепродуктов определяется умножением соответствующей нормы на массу принятого нефтепродукта в тоннах.
7.1 Естественная убыль мазута, хранимого в открытых земляных амбарах, рассчитывается умножением соответствующей нормы на площадь испарения мазута (площадь поверхности амбара) в квадратных метрах.
8.1 В норму естественной убыли твердых нефтепродуктов при приеме включена естественная убыль, возникающая при транспортировании и хранении.
8.2 Естественная убыль твердых нефтепродуктов определяется умножением соответствующей нормы на количество принятого или отпущенного нефтепродукта в тоннах.
9.1 Нормы естественной убыли нефтепродуктов при водных перевозках распространяются только на перевозки по водным путям Российской Федерации во всех видах плавания.
9.2 Нормы естественной убыли нефтепродуктов при водных перевозках определяются в зависимости от периода года и водного бассейна, в котором производилась перевозка.
9.3 В нормы естественной убыли нефтепродуктов при водных перевозках включается естественная убыль только при транспортировании.
9.4 Естественная убыль при водных перевозках определяется умножением нормы на принятое к перевозке по накладной количество нефти и нефтепродуктов нетто в тоннах с учетом 2.2 настоящего Порядка.
9.5 Если определение принятого в нефтеналивные суда или отпущенного из них количества нефти или нефтепродуктов производится по замерам в береговых резервуарах или по счетчикам, то организация, принимающая нефть или нефтепродукты, начисляет естественную убыль в размере, указанном в 2.3 с учетом 2.2, а также климатических зон согласно Приложению 1.
9.6 При перевалках и паузах в пути следования судна для нефтепродуктов 1 и 2 групп на переваленное количество дополнительно начисляется естественная убыль в размере 10 % нормы естественной убыли при водных перевозках с учетом 2.2 настоящего Порядка.
9.7 При перевозках нефтепродуктов из одного бассейна в другие и наоборот норма естественной убыли начисляется по бассейну выгрузки.
10.1 Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при железнодорожных перевозках определяются независимо от расстояния перевозки.
10.2 Естественная убыль при железнодорожных перевозках определяется умножением нормы на массу принятых к перевозке нефти или нефтепродуктов в тоннах, деленную на 100.
10.3 В нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при железнодорожных перевозках включена естественная убыль только при транспортировании.
11.1 Длительным хранением нефтепродуктов является хранение более одного года.
11.2 Нормы естественной убыли нефтепродуктов в первый год длительного хранения определяются в зависимости от периода года и климатической зоны.
11.3 Естественная убыль нефтепродуктов в первый год длительного хранения определяется умножением соответствующих норм на количество принятого нефтепродукта в тоннах с учетом 2.2 и 2.3.
Если прием нефтепродуктов производится в осенне-зимний период, а отпуск - в весенне-летний период или наоборот, берется среднеарифметическая величина соответствующих норм.
11.4 При хранении нефтепродуктов более одного года на каждый последующий месяц начисляется естественная убыль по соответствующим нормам.