ГОСТ Р 17.2.2.07-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Охрана природы
АТМОСФЕРА
ПОРШНЕВЫЕ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ
ТРАКТОРОВ И СРЕДСТВ МАЛОЙ
МЕХАНИЗАЦИИ
Нормы и методы
измерения выбросов вредных
веществ с отработавшими газами и дымности
отработавших газов
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 сентября 2000 г. № 229-ст
3 Настоящий стандарт соответствует ИСО 8178-4:1996 «Двигатели поршневые внутреннего сгорания. Измерение выхлопов отработавших газов. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей» в части режимов работы двигателей при проведении испытаний по определению удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением № 1, принятым в ноябре 2001 г. (ИУС 2-2002)
ГОСТ Р 17.2.2.07-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АТМОСФЕРА ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ Нормы и методы измерения выбросов
вредных веществ с отработавшими газами Protection of the environment. Atmosphere. Engines minitractors and minimechanical objects. Rates and testing methods of exhaust emission and smoke |
Дата введения 2001-07-01
Настоящий стандарт распространяется на вновь изготовленные и капитально отремонтированные на ремонтных предприятиях поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели): дизели мощностью менее 18 кВт и двигатели с искровым воспламенением мощностью менее 19 кВт, предназначенные для малогабаритных тракторов, включая мотоблоки, мотокультиваторов, мотопомп, средств малой механизации сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального применения.
Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, а также дымности отработавших газов дизелей.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.1.02-76 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 28523-90 Мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ. Тракторы малогабаритные. Типы и основные параметры.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей, оказывающие токсичное воздействие на окружающую среду. Нормированию подлежит количество оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов.
3.2 удельный выброс: Показатель, характеризующий количество вредного вещества, поступившее в атмосферу в единицу времени из системы выпуска двигателя, отнесенное к единице мощности, развиваемой двигателем.
3.3 дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов определенной длины.
3.4 коэффициент ослабления светового потока: Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и (или) рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера.
3.5 натуральный показатель ослабления светового потока: Величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в е раз.
3.6 коэффициент весомости режима: Показатель, характеризующий долю работы двигателя на каждом режиме.
3.7 эффективная база дымомера: Длина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
3.8 газоанализатор: Средство измерения объемной концентрации вредных веществ.
3.9 дымомер: Средство измерения дымности отработавших газов.
3.10 регуляторная (скоростная) характеристика по ГОСТ 18509: Зависимость изменения мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива (при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках).
3.11 номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя: По ГОСТ 18509.
3.12 номинальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.13 эксплуатационная мощность: По ГОСТ 18509.
3.14 максимальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.15 максимальный крутящий момент: Наибольшее значение крутящего момента, зафиксированное при снятии регуляторной характеристики двигателя в комплектации, соответствующей определению эксплуатационной мощности.
Qв - условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя, дм3/с;
i - число цилиндров;
Vh - рабочий объем цилиндра, дм3;
п - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1;
t - тактность двигателя (2 или 4);
gCO - удельный выброс оксида углерода, г/(кВт · ч);
gCH - удельный выброс суммарных углеводородов, г/(кВт · ч);
gNOx- удельный выброс оксидов азота, г/(кВт · ч);
K - показатель ослабления светового потока по основной шкале, м-1;
N - коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале, %;
F - показатель состояния окружающей среды;
Тв.и - температура воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха (при испытаниях по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами) или на расстоянии не более 0,15 м от входного отверстия впускного коллектора (при испытаниях по определению дымности отработавших газов), K;
Рокр - атмосферное давление, кПа;
ps - парциальное давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха или на входе во впускной коллектор;
tокр - температура окружающего воздуха, °С;
NO2 - диоксид азота;
C1H1,85 - условный состав топлива;
С - углерод;
GNOx - массовый выброс оксидов азота, г/ч;
GCO - массовый выброс оксида углерода, г/ч;
GCH - массовый выброс суммарных углеводородов, г/ч;
WNOx - объемная концентрация оксидов азота в отработавших газах, млн-1;
WCO - объемная концентрация оксида углерода в отработавших газах, млн-1;
WCH - объемные концентрации суммарных углеводородов, млн-1;
FNOx - поправочный коэффициент на влажность для оксидов азота;
FCH - коэффициент, равный 0,000479 для дизелей и 0,000485 для двигателей с искровым воспламенением;
Kx - коэффициент, учитывающий метод химического анализа (Kх = 1 при пламенно-ионизационном методе и Kх = 2 при инфракрасном методе);
Gо.г - расход отработавших газов, кг/ч;
Gт - расход топлива, кг/ч;
Gв - расход воздуха, кг/ч;
jабс - абсолютная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, г Н2О/кг воздуха;
jокр - относительная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, %;
KBi - коэффициент весомости каждого из режимов;
Nei - эффективная мощность на каждом из режимов, кВт;
nxxmin - минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала двигателя при работе на холостом ходу, мин-1;
nном - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1;
Mkmax - наибольшее значение крутящего момента на заданном скоростном режиме, Н · м;
nmax - частота вращения, соответствующая максимальному значению крутящего момента, мин-1;
L - эффективная база дымомера, м.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами
5.1.1 Двигатели с искровым воспламенением
Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателей с искровым воспламенением при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Нормы, г/(кВт · ч), не более, для двигателей |
||
четырехтактных |
двухтактных |
|
Удельный выброс оксида углерода gCO |
190,0 |
120,0 |
Удельный выброс суммарных углеводородов gCH |
4,0 |
20,0 |
Удельный выброс оксидов азота gNOx |
10,0 |
7,5 |
Нормы удельных выбросов суммарных углеводородов установлены в пересчете на углерод, а оксидов азота - в пересчете на диоксид азота.
5.1.2 Дизели
Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами дизелей при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Нормы, г/(кВт · ч), не более |
|
Удельный выброс оксида углерода gCO |
11,0 |
Удельный выброс суммарных углеводородов gCH |
6,0 |
Удельный выброс оксидов азота gNOx |
18,0 |
Нормы удельных выбросов оксидов азота установлены в пересчете на диоксид азота, суммарных углеводородов - в пересчете на условный состав топлива.
5.2 Дымность отработавших газов дизелей
Дымность отработавших газов дизелей не должна превышать норм, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя Qв, дм3/с |
Показатель ослабления светового потока по основной шкале K, м-1, не более |
Коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале N, %, не более |
До 10 включ. |
2,760 |
69,5 |
От 10 » 15 » |
2,690 |
68,5 |
» 15 » 20 » |
2,580 |
67,0 |
» 20 » 25 » |
2,485 |
65,6 |
От 25 до 30 включ. |
2,400 |
64,4 |
» 30 » 35 » |
2,340 |
63,4 |
» 35 » 42 » |
2,260 |
62,2 |
Примечание - Промежуточные значения следует определять линейным интерполированием. |
Условный объемный расход воздуха Qв вычисляют по формуле
6.1 Средства испытаний
6.1.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами и дымность отработавших газов двигателей определяют при работе двигателя, установленного на испытательном стенде.
6.1.2 Требования к испытательному стенду и к погрешности средств измерений - по ГОСТ 18509 (для дизелей) и ГОСТ 14846 (для двигателей с искровым воспламенением).
6.1.3 Требования к средствам измерений выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов - по приложению А.
6.2 Порядок подготовки к проведению испытаний
6.2.1 Испытаниям подвергают двигатели, прошедшие технологическую обкатку в течение 55 моточасов.
6.2.2 Двигатели испытывают в комплектации, соответствующей эксплуатационной мощности согласно техническим условиям (ТУ).
Сопротивления воздуха на впуске в двигатель и отработавших газов на выпуске из двигателя при испытаниях должны соответствовать максимальным значениям, оговоренным в ТУ на двигатель.
6.2.3 При испытаниях следует применять топлива и масла марок согласно ТУ на испытуемый двигатель.
Топливо и масло должны соответствовать требованиям стандартов и (или) ТУ на них.
6.2.4 Температурные режимы двигателя - по ТУ.
6.2.5 Испытание следует проводить при показателе состояния окружающей среды
0,96 £ F £ 1,06,
который вычисляют по формуле
F = (99/(Рокр - ps))(Тв.и/293)0,7; (2)
где ps определяется по таблице 4.
Таблица 4
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
|
Парциальное давление насыщенного водяного пара, кПа |
0,6 |
1,2 |
2,3 |
4,2 |
7,4 |
12,3 |
19,9 |
31,2 |
6.3 Порядок проведения испытаний
6.3.1 Перед началом испытаний по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов снимают скоростную (регуляторную) характеристику двигателя.
Эксплуатационная и максимальная мощности, максимальный крутящий момент, а также соответствующие им частоты вращения коленчатого вала и удельные расходы топлива должны соответствовать ТУ на двигатель.
При несоответствии мощностных и экономических показателей двигателя установленным требованиям испытания должны быть прекращены.
6.3.2 При испытаниях следует регистрировать:
- расход воздуха, кг/ч;
- расход топлива, кг/ч;
- частоту вращения коленчатого вала, мин-1;
- крутящий момент, Н · м;
- температуру, °С:
под свечой (для двигателя с искровым воспламенением);
воздуха на входе в измерительное устройство или во впускной коллектор;
отработавших газов;
топлива;
- атмосферное давление, кПа;
- относительную влажность воздуха в точке измерения температуры воздуха, %.
6.3.3 Режимы работы двигателей при проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ двигателей с искровым воспламенением приведены в приложении Б, дизелей - в приложении В.
6.3.4 При проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ и дымности на каждом режиме двигатель должен проработать не менее 5 мин., после чего проводят измерения.
6.3.5 Показатели содержания вредных веществ в отработавших газах фиксируют посредством непрерывной записи в течение 1 мин. либо дискретно - пятикратным записыванием показателей каждого газоанализатора. За результат на каждом режиме принимают среднеарифметическое результатов пяти измерений (при дискретной записи) либо значение, полученное в результате осреднения графика (при непрерывной записи).
6.3.6 Дымность отработавших газов дизелей определяют на режимах регуляторной характеристики в диапазоне частот вращений коленчатого вала, соответствующих максимальной мощности и максимальному крутящему моменту. Количество режимов должно быть не менее шести и по возможности расположенных равномерно в указанном диапазоне.
6.3.7 Показатели дымности отработавших газов определяют при трехкратной дискретной фиксации показаний дымомера. За результат принимают среднеарифметическое результатов трех измерений.
6.3.8 Испытания следует проводить в один день без перерыва.
6.4 Порядок обработки результатов испытаний
6.4.1 Массовые выбросы вредных веществ рассчитывают для каждого режима (приложения Б и В) по формулам (методика дана из условия проведения расчета для влажного состояния отработавших газов):
GNOx = 0,001587 · WNOx · FNOx · (Gт + Gв); (3)
GСО = 0,000966 · WСО · (Gт + Gв); (4)
GCH = Kх · FCH · WCH · (Gт + Gв); (5)
(6)
(7)
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.4.2 Удельные выбросы вредных веществ вычисляют по формуле
g(NOx, CO, CH) = Σ(G(NOx, CO, CH)KВi)/Σ(NeiKВi). (9*)
* Формула (8) (Исключена, Изм. № 1).
6.5 Правила оформления результатов контроля
Результаты испытаний оформляют в виде протокола по форме, приведенной в приложении Г; к протоколу должны быть приложены все промежуточные данные испытаний, необходимые для расчета удельных выбросов оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов с отработавшими газами, а также для определения дымности отработавших газов.
При необходимости проведения идентификации двигателя протокол оформляют в соответствии с приложениями Г и Д.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.1 Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 18509 и ГОСТ 14846.
(обязательное)
А.1 Требования к газоанализатору
А.1.1 Концентрацию вредных веществ в отработавших газах измеряют с помощью быстродействующих газоанализаторов непрерывного действия. Измерение концентрации оксидов азота следует производить анализатором хемилюминесцентного типа с преобразователем диоксида азота в оксид азота; оксида углерода - анализатором недисперсного типа с поглощением в инфракрасной части спектра; суммарных углеводородов - анализатором пламенно-ионизационного или инфракрасного типа.
Можно использовать анализаторы других типов при условии получения эквивалентных результатов.
А.1.2 Пробоотборная магистраль суммарных углеводородов и регистрирующее устройство анализатора должны быть с подогревом, обеспечивающим их температуру 150 - 200 °С. Пробоотборная линия оксидов азота должна обеспечивать температуру пробы не менее 70 °С. При испытаниях дизеля все нагреваемые пробоотборные линии должны быть снабжены противосажевым нагреваемым фильтром.
А.1.3 Относительная погрешность газоанализаторов, определенная без учета погрешности поверочных газовых смесей, не должна быть более ± 3 % относительно предельных показаний приборов для используемых диапазонов измерений. Относительная погрешность поверочных газовых смесей не должна превышать ± 2 % номинального значения их концентраций.
А.1.4 Система выпуска отработавших газов, пробоотборные зонды, пробоотборная линия и их соединения не должны давать утечку отработавших газов и подсос воздуха.
Материалы, контактирующие с отработавшими газами, не должны поглощать оксиды азота, оксид углерода и углеводороды.
Подсоединение газоанализаторов к системе выпуска двигателей - согласно инструкциям на газоанализаторы.
А.1.5 По окончании испытаний пробоотборные магистрали газоанализаторов должны быть продуты инертным газом (согласно инструкции на приборы). После продувки следует проверить тарировку газоанализаторов. Результаты измерений в ходе испытаний считаются достоверными, если показания анализаторов до и после испытаний отличаются не более чем на ±3 %.
А.2 Требования к дымомеру
А.2.1 Дымомер должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Эффективная база дымомера должна составлять 0,43 м.
А.2.2 В качестве источника света в измерительной схеме дымомера следует использовать электрическую лампу накаливания с цветовой температурой нити 2800 - 3250 К.
А.2.3 В качестве датчика в фотоизмерительной схеме дымомера следует использовать фотоприемник со спектральной характеристикой, близкой к спектральной характеристике глаза человека: максимальная чувствительность - при длине волны 550 - 570 нм; менее 4 % максимума - при длинах волн ниже 430 нм и выше 680 нм.
А.2.4 Дымомер должен быть снабжен индикатором дымности с двумя измерительными шкалами: основной и вспомогательной.
А.2.5 Основная измерительная шкала индикатора дымности должна быть градуирована в единицах натурального показателя ослабления светового потока K, м-1. Диапазон шкалы изменений натурального показателя ослабления светового потока должен быть от 0 (абсолютно прозрачная среда) до ∞ (абсолютно светонепроницаемая среда).
А.2.6 Вспомогательная измерительная шкала индикатора дымности должна быть линейной и градуирована в относительных единицах коэффициента ослабления светового потока N, %. На шкале должно быть 100 делений в диапазоне изменения коэффициента ослабления светового потока от 0 (абсолютно прозрачная среда) до 100 % (абсолютно непрозрачная среда).
А.2.7 Связь между основной и вспомогательной шкалами индикатора дымомера выражается формулой
K = -L-1Ln(1 - N/100) (A.1)
или
N = (1 - e-KL)100, (A.2)
А.2.8 Если эффективная база дымомера, используемого при испытаниях, не равна 0,43 м, то показания, снятые по линейной шкале, должны быть приведены к показаниям линейной шкалы прибора с эффективной базой 0,43 м по формуле
N = 100[1 - (1 - NL/100)a], (А.3)
где а - показатель степени
а = 0,43/L,
NL - коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой L (м), %.
А.2.9 Дымомер должен быть оборудован устройствами контроля температуры и давления столба отработавших газов, находящихся в измерительной камере.
Во время испытаний температура отработавших газов в измерительной камере дымомера должна поддерживаться в пределах 70 - 150 °С, а избыточное давление - 400 - 750 Па.
(обязательное)
Частота вращения коленчатого вала п, мин-1 |
Крутящий момент, % от Mkmax |
Коэффициент весомости режима Kв при рабочем объеме цилиндров, см3 |
||||||
до 50 |
51 - 100 |
101 - 200 |
201 - 300 |
301 - 400 |
св. 400 |
|||
1 |
nxxmin |
0 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
2 |
nном |
100 |
0,30 |
0,27 |
0,23 |
0,19 |
0,15 |
0,10 |
3 |
0,85nном |
100 |
0,25 |
0,22 |
0,18 |
0,16 |
0,13 |
0,10 |
4 |
0,85nном |
75 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
5 |
0,85nном |
50 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
6 |
0,85nном |
25 |
- |
- |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
7 |
0,85nном |
0 |
- |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
8 |
0,85nном |
100 |
0,10 |
0,12 |
0,14 |
0,16 |
0,18 |
0,20 |
9 |
0,6nном |
75 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
10 |
0,6nном |
50 |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
11 |
0,6nном |
25 |
- |
- |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
12 |
0,6nном |
0 |
- |
- |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
13 |
nxxmin |
0 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
(обязательное)
Частота вращения коленчатого вала п, мин-1 |
Крутящий момент, % от Mkmax |
Коэффициент весомости режима Kв |
||||
Группа А |
Группа Б |
Группа А |
Группа Б |
Группа А |
Группа Б |
|
1 |
- |
nном |
- |
100 |
- |
0,09 |
2 |
- |
nном |
- |
75 |
- |
0,20 |
3 |
- |
nном |
- |
50 |
- |
0,29 |
4 |
- |
nном |
- |
25 |
- |
0,30 |
5 |
- |
nном |
- |
10 |
- |
0,07 |
6 |
nmах |
- |
100 |
- |
0,09 |
- |
7 |
nmах |
- |
75 |
- |
0,20 |
- |
8 |
nmах |
- |
50 |
- |
0,29 |
- |
9 |
nmах |
- |
25 |
- |
0,30 |
- |
10 |
nmах |
- |
10 |
- |
0,07 |
- |
11 |
nxxmin |
nxxmin |
0 |
0 |
0,05 |
0,05 |
Примечание - Группа А - двигатели, работающие на переменных скоростных режимах. Группа Б - двигатели, работающие на постоянных скоростных режимах. |
(обязательное)
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Испытательная организация, дата, место проведения и вид испытаний 1 Марка двигателя, его заводской номер и наработка ___________________________________________________________________________ 2 Предприятие-изготовитель двигателя и его адрес _______________________________ ___________________________________________________________________________ 3 Марка топлива, на котором проводили испытания ______________________________ ___________________________________________________________________________ 4 Значения удельных выбросов двигателя, г/(кВт · ч), полученные во время испытаний, и установленные настоящим стандартом нормы удельных выбросов: - оксиды азота ____________ - оксид углерода __________ - углеводороды ___________ 5 Тип, марка и изготовитель газоанализатора ____________________________________ ___________________________________________________________________________ 6 Решение о соответствии или несоответствии двигателя требованиям настоящего стандарта ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Ответственный за испытания (должность, фамилия, имя, отчество) ___________________________________________________________________________ Подпись Место печати Г.2. Форма протокола испытаний дизелей по определению дымности отработавших газов ___________________________________________________________________________ Испытательная организация, дата, место проведения и вид испытаний 1 Марка двигателя, его заводской номер и наработка ___________________________________________________________________________ 2 Предприятие-изготовитель двигателя и его адрес _______________________________ ___________________________________________________________________________ 3 Марка дизельного топлива, на котором проводили испытания ___________________________________________________________________________ 4 Дымность отработавших газов дизеля, % или м-1, нормы и значения, полученные во время испытаний: на установившихся режимах:
на режиме свободного ускорения: Норма дымности ___________________________________________________ % или м-1 Результат определения дымности _____________________________________ % или м-1 5 Тип, марка дымомера и его изготовитель ______________________________________ ___________________________________________________________________________ 6 Решение о соответствии или несоответствии дизеля требованиям настоящего стандарта __________________________________________________________________ Ответственный за испытания (должность, фамилия, имя, отчество) ___________________________________________________________________________ Подпись Место печати |
ПРИЛОЖЕНИЯ В, Г (Измененная редакция, Изм. № 1).
(обязательное)
1 Марка двигателя
1.1 Наименование и адрес предприятия-изготовителя
1.2 Заводской номер двигателя
1.3 Тактность
1.4 Диаметр цилиндра
1.5 Ход поршня
1.6 Количество и расположение цилиндров и порядок работы
1.7 Рабочий объем цилиндров
1.8 Номинальная частота вращения коленчатого вала
1.9 Максимальный крутящий момент
1.10 Степень сжатия
1.11 Тип рабочего процесса
1.12 Чертеж (чертежи) камеры сгорания и поршня с поршневыми кольцами (при необходимости чертеж прикладывается к заявке заказчиком)
1.13 Система охлаждения (жидкостная/воздушная)
1.14 Максимальная температура, разреженная предприятием-изготовителем
1.15 Максимальная температура отработавших газов на выходе из двигателя
1.16 Температура топлива: min: max:
1.17 Температура масла: min: max:
1.18 Наличие наддува двигателя
1.19 Марка турбокомпрессора
1.20 Наличие охладителя наддувочного воздуха (ОНВ)
1.20.1 Температура воздушного заряда на выходе из ОНВ при номинальной скорости двигателя и 100 %-ной нагрузке
1.20.2 Падение давления воздушного заряда в ОНВ при номинальной скорости двигателя и 100 %-ной нагрузке
1.21 Максимально допустимое разрежение во впускном коллекторе при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и 100 %-ной нагрузке
1.22 Максимально допустимое противодавление в выпускном коллекторе при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и 100 %-ной нагрузке
2 Дополнительные устройства очистки отработавших газов (при необходимости чертеж прикладывается к заявке заказчиком)
3 Вид топлива
3.1 Система подачи топлива (топливный насос) высокого давления, карбюратор, система впрыскивания бензина, система подачи газообразного топлива и т.д. (при необходимости чертеж прикладывается к заявке заказчиком)
3.2 Марка (марки) топливоподающего агрегата
3.3 Наличие устройства изменения угла опережения впрыскивания (зажигания) топлива (при необходимости чертеж прикладывается к заявке заказчиком)
3.4 Значение установочного угла опережения впрыскивания (зажигания) топлива (при необходимости характеристика прикладывается к заявке заказчиком)
3.5 Топливопроводы системы подачи топлива:
3.5.1 Длина
3.5.2 Внутренний диаметр
3.6 Форсунка (свечи зажигания):
3.6.1 Марка (марки)
3.6.2 Тип (типы)
3.6.3 Давление топлива в момент открытия форсунки
3.7 Регулятор:
3.7.1 Марка (марки)
3.7.2 Тип (типы)
3.8 Система запуска непрогретого двигателя:
3.8.1 Марка (марки)
3.8.2 Описание
4 Клапанное распределение:
4.1 Максимальный ход клапанов и углы открытия и закрытия, определяемые по отношению к мертвым точкам
Впускной клапан: открытие
закрытие
Выпускной клапан: открытие
закрытие
4.2 Исходные регулировочные зазоры на холодном двигателе
5 Характеристики двигателя
5.1 Максимальные обороты холостого хода
5.2 Минимальные обороты холостого хода
5.3 Затраты мощности на привод вентилятора, при частоте вращения коленчатого вала:
- номинальной
- соответствующей максимальному крутящему моменту
6. Приложения: чертежи, схемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (Введено дополнительно, Изм. № 1).
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, отработавшие газы, выбросы вредных веществ, дымность, испытания, нормы, оборудование
СОДЕРЖАНИЕ