ГОСТ Р 51893-2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Общие технические требования безопасности
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники», ГУП «НИИШП»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 мая 2002 г. № 201-ст
3 Показатели безопасности соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН № 30 и Правил ЕЭК ООН № 54
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 51893-2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Общие технические требования безопасности
Pneumatic tyres. General technical safety requirements
Дата введения 2003-01-01
Настоящий стандарт распространяется на группу однородной продукции - новые пневматические шины для легковых, легких грузовых и грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов, троллейбусов, для мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, а также на шины с восстановленным протектором - и устанавливает показатели, характеризующие безопасность продукции и подлежащие обязательному включению в документацию всех видов, по которой изготавливают шины.
Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением, для тракторов и сельскохозяйственных машин, большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин, автомотошины спортивного назначения, а также на шины, предназначенные для работы в шахтах, рудниках, карьерах и других особых условиях эксплуатации.
(Новая редакция, Изм. № 3).
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
(Измененная редакция Изм. № 1, 2, 3).
Термины и определения - по ГОСТ 22374, ГОСТ Р 52051, [1], [2], [3], [4], [5], [6].
(Измененная редакция Изм. № 2, 3).
4.1 Показатели, характеризующие безопасность шин, и их значения приведены:
- таблице 1 - для легковых автомобилей и прицепов к ним категорий М1, О1, О2;
- в таблице 2 - для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, M2, M3, O3, O4;
- в таблице 3 - для мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, применяемых на транспортных средствах категории L;
- таблице 4 - шин с восстановленным протектором для легковых автомобилей, прицепов к ним категорий М1, О1, О2;
- таблице 5 - шин с восстановленным протектором для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, M2, M3, O3, O4;
Нормы по показателям должны быть указаны в документации на шины конкретных типов в пределах значений, приведенных в настоящем стандарте.
Методы испытаний, указанные в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, являются арбитражными и подлежат обязательному включению в документацию на шины конкретных типов.
Таблица 1 - Показатели, характеризующие безопасность шин для легковых автомобилей и прицепов к ним категорий М1, О1, О2
Значение |
Метод испытания |
|
1. Отклонение размеров: |
||
- ширина профиля, % от номинальной, не более |
[1], 6.1.4 |
По [1], приложение 6 |
- наружный диаметр, % от номинального, не более |
[1], (6.1.5) |
По [1], приложение 6 |
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости |
[1], 6.2 Отсутствие отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний |
По [1], приложение 7 |
3. Высота индикатора износа, мм |
[1], 6.3 |
По [1], 6.3.1 |
4. Уровень шума, издаваемого при качении дБ (А), не более |
[6], 6.1.1; 6.1.2 |
По [6], дополнение 3 |
5. Индекс мокрого сцепления, не менее |
[6], 6.2.1 |
По [6], дополнение 5 |
6. Коэффициент сопротивления качению, не более |
[6], 6.3.1; 6.3.2 |
По [6], дополнение 6 |
Таблица 2 - Показатели, характеризующие безопасность шин для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, M2, M3, O3, O4
Наименование показателя |
Значение |
Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: |
|
|
- ширина профиля, % от номинальной, не более; |
[2], 6.1.4 |
По [2], приложение 6 |
- наружный диаметр, % от номинального, не более |
[2], (6.1.5) |
По [2], приложение 6 |
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости |
[2], 6.2 Отсутствие отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний |
По [2], приложение 7 |
3. Уровень шума, издаваемого при качении дБ (А), не более |
[6], 6.1.3 |
По [6], дополнение 7 |
4. Коэффициент сопротивления качению, не более |
[6], 6.3.1; 6.3.2 |
По [6], дополнение 6 |
Таблица 3 - Показатели, характеризующие безопасность шин для мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, применяемых на транспортных средствах категории L.
Наименование показателя |
Значение |
Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: |
|
|
- ширина профиля, % от номинальной, не более; |
[3], 6.1 |
По [3], приложение 6 |
- наружный диаметр, % от номинального, не более |
|
|
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости |
[3], 6.2 Отсутствие отслоений протектора, слоев корда, а также отрывов протектора или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний |
По [3], приложение 7 |
3. Динамическое расширение |
[3], 6.3 |
По [3], приложение 9 |
Таблица 4 - Показатели, характеризующие безопасность шин с восстановленным протектором для легковых автомобилей, прицепов к ним категорий М1, О1, О2
Наименование показателя |
Значение |
Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: |
|
|
- ширина профиля, % от номинальной, не более |
[4], 6.7.4; 7.1.4 |
По [4], приложение 6 |
- наружный диаметр, % от номинального, не более |
[4], 6.7.4; 7.1.5 |
По [4], приложение 6 |
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости |
[4], 6.8 Отсутствие отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний |
По [4], приложение 7 |
Таблица 5 - Показатели, характеризующие безопасность шин с восстановленным протектором для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, M2, M3, O3, O4
Наименование показателя |
Значение |
Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: |
|
|
- ширина профиля, % от номинальной, не более |
[5], 6.5.4, 7.1.4 |
По [5], приложение 6 |
- наружный диаметр, % от номинального, не более |
[5], (6.5.4; 7.1.5) |
По [5], приложение 6 |
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости |
[5], 6.6 Отсутствие отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний |
По [5], приложение 7 |
4.1 (Новая редакция, Изм. № 1, 3).
4.2 Маркировка
4.2.1 На покрышку должны быть нанесены следующие надписи и обозначения по требованиям соответствующих Правил ЕЭК ООН:
а) товарный знак и (или) наименование изготовителя;
б) страна-изготовитель на английском языке «Made in ...»;
в) обозначение шины;
г) торговая марка (модель шины);
д) индексы несущей способности для максимально допустимых нагрузок для одинарных и сдвоенных колес;
е) индекс категории скорости;
ж) «Tubeless» для бескамерной шины;
и) «Reinforced» или «Extra Load» для усиленной шины;
к) «М + S» , или «М & S» , или «M.S» для зимних шин;
л) дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых две первые указывают неделю, две последние - год изготовления;
м) «PSI», индекс давления для проведения испытания на прочность в зависимости от нагрузки и скорости (для шин с индексом «С» в обозначении и шин для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов);
н) «Regroovable» для шин, пригодных для углубления рисунка протектора методом нарезки;
п) знак официального утверждения Е с указанием номера официального утверждения и страны, оформлявшей одобрение типа пневматической шины Правилам ЕЭК ООН № 30 или № 54;
с) «TWI», или «D», либо иного символа в плечевой и других зонах протектора, указывающего расположение индикаторов износа протектора;
у) знак направленного вращения (при направленном рисунке протектора);
x) специальные надписи, соответствующие требованиям [1], [2], [3], [4], [5], [6]
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
«4.2.2 Допускается наносить на покрышку другие надписи и обозначения в дополнение к перечисленным в 4.2.1 по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя, в том числе:
«All steel» - для цельнометаллокордных шин;
«All seasons» - для всесезонных шин;
балансировочную метку - для легковых и легких грузовых шин.
Место и способ нанесения маркировки - в соответствии с документацией на шину.
(Новая редакция, Изм. № 1).
«Библиография
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для автомобилей и их прицепов |
|
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов |
|
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для мотоциклов и мопедов |
|
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения в отношении производства пневматических шин с восстановленным протектором для автотранспортных средств и их прицепов |
|
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин с восстановленным протектором для автотранспортных средств индивидуального пользования и их прицепов (для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов) |
|
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин в отношении шума при качении и сцепления на мокрых покрытиях и сопротивления качению |
(Введено дополнительно, Изм. № 3).
Ключевые слова: шины пневматические, технические требования, безопасности
(Измененная редакция, Изм. № 3).