ГОСТ 30496-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОП-КРАНЫ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12-97 от 21 ноября 1997 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Белоруссия |
Госстандарт Белоруссии |
Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 1 апреля 1998 г. № 103 межгосударственный стандарт ГОСТ 30496-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1999 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСТ 30496-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОП-КРАНЫ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТОРМОЗНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Общие технические условия
Emergency stop valves for pneumatic systems of railway rolling stock brake equipment.
General specifications
Дата введения 1999-01-01
Настоящий стандарт распространяется на стоп-краны, применяемые для осуществления экстренного торможения поезда.
Стоп-краны предназначены для подвижного состава железных дорог.
Обязательные требования к качеству стоп-кранов, в том числе обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, изложены в 3.1; 4.1.2; 4.1.11; 4.1.12; 4.2.2; разделах 6, 7, 9.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 12.3.001-85 ССБТ. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации
ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки
ГОСТ 1583-93 Сплавы алюминиевые литейные. Технические условия
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 6357-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15846-79 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 16093-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Допуски. Посадки с зазором
ГОСТ 18460-91 Пневмоприводы. Общие технические требования
ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры
ГОСТ 24705-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры
ГОСТ 26645-85 Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку
ГОСТ 26663-85 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования
3.1 Основные параметры и размеры стоп-кранов должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
Значение показателя |
|
1 Условный проход (Ду) [(Номинальный диаметр (DN)], мм, не менее |
20 |
2 Максимальное давление сжатого воздуха, МПа (кгс/см2) |
0,9 (9,0) |
3.2 Максимальные габаритные и присоединительные размеры стоп-кранов указаны на рисунке 1.
СТОП-КРАН 163
Рисунок 1
Примечание - Рисунок не устанавливает конструкцию отдельных элементов стоп-кранов. Габаритные размеры приведены для справок.
3.3 Пример условного обозначения стоп-крана:
Стоп-кран 163 ГОСТ 30496-97
4.1 Требования к конструкции и материалам
4.1.1 Стоп-краны следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
4.1.2 Стоп-краны изготавливают в исполнении У категории 1 по ГОСТ 15150.
Максимально допустимый интервал температур окружающего воздуха, при котором должна обеспечиваться работоспособность изделия, - от плюс 50 до минус 55 °С.
В соответствии с договорами на поставку или контрактами стоп-краны допускается изготавливать в других исполнениях.
4.1.3 Корпус и седло стоп-крана должны быть изготовлены из серого чугуна марки СЧ18 по ГОСТ 1412 или по согласованию с заказчиком (потребителем) из других материалов, не уступающих ему по своим показателям.
4.1.4 Предельные отклонения размеров и массы отливок не должны быть ниже 9-го класса точности, припуски на механическую обработку должны соответствовать 3-му ряду припусков по ГОСТ 26645.
4.1.5 На поверхностях деталей стоп-кранов после механической обработки, а также на необработанных поверхностях поковок и штамповок не должно быть трещин, волосовин, плен.
4.1.6 Резьба на стоп-кранах должна выполняться: трубная цилиндрическая по ГОСТ 6357, класс точности В; метрическая по ГОСТ 24705, поле допуска 8q и 7Н по ГОСТ 16093. На поверхности резьб не допускаются рванины, забоины и выкрашивания, если они по глубине выходят за пределы среднего диаметра, и если общая протяженность рванин и выкрашиваний по всей резьбе по длине превышает половину витка.
4.1.7 Трущиеся и обработанные поверхности следует покрывать смазочными материалами, марки которых указывают в чертежах.
4.1.8 Наружные необработанные поверхности чугунных литых деталей стоп-кранов должны иметь покрытие по VII классу по ГОСТ 9.032, марка которого должна быть указана в рабочих чертежах.
По согласованию с заказчиком (потребителем) стоп-краны допускается поставлять в загрунтованном виде.
4.1.9 Перед сборкой все детали стоп-кранов должны быть очищены, на поверхности не должно быть следов консервации, протирочных материалов, влаги и загрязнения.
4.1.10 Стоп-краны допускается изготавливать с ручкой из алюминиевого сплава марки АК7 по ГОСТ 1583, ковкого чугуна, других материалов - с механическими свойствами не ниже указанной марки сплава, или без нее, в соответствии с договором на поставку или контрактом.
4.1.11 Стоп-краны должны быть герметичными при максимальном рабочем давлении.
4.1.12 Краны должны соответствовать требованиям прочности при давлении не менее 1,5 максимального давления сжатого воздуха по ГОСТ 18460.
4.2.1 Срок службы стоп-крана до списания - не менее 20 лет.
4.3 Маркировка
4.3.1 На корпусе или седле стоп-крана должны быть выбиты или отлиты:
- товарный знак завода-изготовителя;
- условный номер крана;
- месяц и две последние цифры года изготовления.
4.4 Комплектность
4.4.1 Партия стоп-кранов, отгружаемых в один адрес по одному сопроводительному документу, должна сопровождаться не менее чем двумя комплектами эксплуатационной документации, в состав которой входят:
- паспорт;
- техническое описание и инструкция по эксплуатации.
5.1 Конструкция стоп-кранов при их эксплуатации должна обеспечивать безопасность проезда пассажиров и обслуживающего персонала.
5.2 Конструкция стоп-крана должна обеспечивать возможность свободного поворота рукоятки из нормального положения усилием до 30 кгс и не допускать самопроизвольного срабатывания.
5.3 Ремонтные работы, монтаж и демонтаж стоп-кранов следует проводить при отключенных источниках питания сжатым воздухом и отсутствии давления в тормозной магистрали.
5.4 Стоп-краны являются экологически чистой продукцией, не оказывающей вредного воздействия на людей и окружающую среду.
6.1 Для проверки соответствия стоп-кранов требованиям настоящего стандарта изготовитель должен проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.
6.2 При приемо-сдаточных испытаниях стоп-краны должны подвергаться выборочному контролю по 4.1.6, 4.1.8, проверке размеров, герметичности и работоспособности в соответствии с технической документацией.
Объем выборки должен составлять 1 % от партии в количестве не более суточного выпуска, но не менее 2 шт.
Результаты выборочного контроля распространяют на всю партию стоп-кранов.
6.3 Окрашивание и выборочный контроль качества защитного покрытия по 4.1.8 проводят после проведения испытаний по 6.2.
6.4 Раз в три года следует проводить периодические испытания трех стоп-кранов, прошедших приемо-сдаточные испытания, на соответствие требованиям настоящего стандарта.
Периодические испытания проводит предприятие-изготовитель с представителем заказчика (потребителя).
6.5 При изменении технологии изготовления или конструкции, которые могут повлиять на технические характеристики стоп-кранов, следует проводить типовые испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта.
Решение о проведении типовых испытаний принимает предприятие-изготовитель по согласованию с заказчиком (потребителем).
6.6 По результатам приемо-сдаточных испытаний оформляют сопроводительный документ.
Результаты периодических испытаний оформляют протоколом.
Результаты типовых испытаний оформляют отчетом с приложением протокола испытаний.
6.7 Представителю заказчика (потребителя) предоставляется право проводить контрольные испытания в объеме приемо-сдаточных испытаний в количестве 1 % от партии, но не менее 2 шт.
6.8 При выявленном в результате испытаний несоответствии хотя бы одного стоп-крана требованиям настоящего стандарта проводят повторные испытания на удвоенном количестве стоп-кранов.
При неудовлетворительных результатах повторных испытаний все стоп-краны данной партии возвращают для устранения недостатков.
6.9 Периодические и типовые испытания проводят по программе, разработанной предприятием-изготовителем и согласованной с заказчиком (потребителем). В программе устанавливают объем, порядок и методику проведения испытаний.
7.1 Внешний вид стоп-кранов проверяют визуально, присоединительные и габаритные размеры - специальным или универсальным измерительным инструментом.
7.2 Герметичность затвора стоп-кранов следует проверять при максимальном рабочем давлении измерением падения давления в определенный период времени.
Стоп-краны считают выдержавшими испытания на герметичность затвора, если в течение 1 мин не наблюдается падение давления.
При испытании на герметичность затворов стоп-кранов рукоятку следует устанавливать в положение «закрыто», давление должно подаваться во входной патрубок.
Допускается проверку на герметичность проводить обмыливанием.
Кран считают выдержавшим испытания, если в течение 1 мин на обмыленных поверхностях не появляются мыльные пузыри.
Допускаются другие методы проверки герметичности затвора при тех же требованиях.
7.3 Прочность стоп-кранов следует проверять гидравлическим пробным давлением, равным 1,5 максимального давления сжатого воздуха, в течение 5 мин по ГОСТ 12.3.001.
Испытания на прочность следует проводить до покрытия стоп-крана краской.
При проведении испытания должно быть обеспечено вытеснение воздуха из внутренних полостей стоп-крана.
Жидкость, оставшаяся после испытания, должна быть удалена.
Стоп-кран считают выдержавшим испытание на прочность, если не обнаружено разрушений и следов деформации.
7.4 Проверку показателей надежности (4.2) и работоспособности в заданных климатических условиях (4.1.2) проводят при приемочных и периодических испытаниях по программе изготовителя.
7.5 Входной контроль на герметичность на предприятии-потребителе проводят по методике предприятия-изготовителя.
8.1 Стоп-краны должны быть упакованы в деревянные ящики по ГОСТ 2991. Упаковка должна обеспечивать предохранение стоп-кранов от повреждений. В каждый ящик должен быть вложен упаковочный лист.
Масса ящика брутто - не более 80 кг.
Допускается транспортирование грузов в пакетах по ГОСТ 24597 и ГОСТ 26663; для районов Крайнего Севера - в ящиках по ГОСТ 15846.
8.2 Перед упаковкой в тару присоединительные отверстия должны быть закрыты заглушками, колпачками, или каждый кран должен быть завернут в плотную бумагу.
Тара должна обеспечивать предохранение кранов от повреждений при транспортировании любым видом транспорта.
8.3 Транспортная маркировка грузовых мест - по ГОСТ 14192.
8.4 Стоп-краны следует хранить в условиях, гарантирующих их от загрязнений и повреждений, они не должны подвергаться воздействию паров масел и бензина. Условия хранения - по группе ОЖ4 (5) по ГОСТ 15150.
8.5 Стоп-краны транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида.
9.1 При эксплуатации стоп-кранов следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации, разработанной изготовителем.
9.2 Не допускается замена при эксплуатации узлов стоп-кранов другими, отличающимися по конструкции или материалам от предусмотренных в документации, без согласования с изготовителем.
10.1 Изготовитель гарантирует соответствие стоп-кранов требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения и транспортирования.
Гарантийный срок стоп-кранов - 2 года со дня ввода в эксплуатацию, но не более 2,5 лет с момента выпуска.
Ключевые слова: стоп-краны, экстренное торможение поезда, пневматические системы, подвижной состав железных дорог
СОДЕРЖАНИЕ
3 основные параметры и размеры.. 2 5 требования безопасности и охраны окружающей среды.. 4 |