ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СИСТЕМЫ ТОРМОЗНЫЕ
АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И МОНТИРУЕМЫХ НА ИХ БАЗЕ
СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН
НОМЕНКЛАТУРА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
ГОСТ 26048-83
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
МОСКВА
РАЗРАБОТАН
Министерством автомобильного транспорта УССР
Министерством автомобильной промышленности
Министерством автомобильного транспорта РСФСР
Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства
Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения
Министерством высшего и среднего специального образования
ИСПОЛНИТЕЛИ
О.Д. Климпуш, канд. техн. наук; Б.В. Левинсон, канд. техн. наук; В.С. Гернер, канд. техн. наук; А.М. Харазов, канд. техн. наук; Н.Я. Говорущенко, д-р техн. наук; А.Б. Гредескул, д-р техн. наук; И.Р. Рашидов, д-р техн. наук; Б.П. Багин, канд. техн. наук; Е.П. Воронов, канд. техн. наук; А.В. Гогайзель, канд. техн. наук; Л.В. Гуревич, канд. техн. наук; А.А. Малюков, канд. техн. наук; П.Ш. Петросян, канд. техн. наук (руководители темы); А.А. Авенариус, канд. техн. наук; А.И. Зелик, канд. техн. наук; П.В. Антонов; В.П. Важдаев; В.М. Власов, канд. техн. наук; Д.Т. Гапоян, канд. техн. наук; Е.М. Гецович; Л.К. Гринина; З.А. Зарецкий; Е.П. Иванов; С.Е. Иванов; А.А. Костянов; В.Ю. Медовой; В.И. Отроков; Э.X. Рабинович, канд. техн. наук; Р.М. Рудник; В.А. Топалиди, канд. техн. наук; Г.Ф. Фастовцев, канд. техн. наук
ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта УССР
Член Коллегии В.П. Могила
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 декабря 1983 г. № 6411
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Техническая диагностика СИСТЕМЫ ТОРМОЗНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И МОНТИРУЕМЫХ НА ИХ БАЗЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН Номенклатура диагностических параметров Technical diagnostics. Brake systems of motor vehicles, tractors and on their base mounted construction and road machinery. Nomenclature of diagnostic parameters |
ГОСТ 26048-83 |
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 декабря 1983 г. № 6411 срок введения установлен
с 01.01.85
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Стандарт не распространяется на тормозные системы автотранспортных средств, максимальная скорость которых не превышает 25 км/ч, а также автотранспортных средств, имеющих менее 4 колес, если их полная масса не превышает 1 т.
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру параметров, используемых при диагностировании тормозных систем в целом и их составных частей в условиях эксплуатации.
2. Диагностические параметры для проверки работоспособности тормозных систем указаны в таблице. Параметры для поиска неисправностей отдельных систем и узлов тормозных систем приведены в рекомендуемом приложении.
3. При разработке новых методов и средств диагностирования допускается использовать параметры, не предусмотренные настоящим стандартом.
4. Номенклатура диагностических параметров устанавливается в эксплуатационной документации в соответствии с ГОСТ 25044-81 и ГОСТ 25176-82 из числа приведенных в настоящем стандарте. При этом пп. 1, 4, 6, 8, 13 и 15 являются обязательными.
Диагностические параметры, определяющие работоспособность тормозных систем автотранспортных средств
Наименование параметра |
Обозначение |
Определение параметра |
Объект диагностирования |
|
1. Тормозной путь, м |
Sт |
Рабочая тормозная система (РТС), запасная тормозная система (ЗТС), антиблокировочная тормозная система (АБС), регулятор тормозных сил (PC) |
||
2. Отклонение от коридора движения, м |
s |
Расстояние между максимально вышедшей за границы коридора точкой АТС и ближайшей к ней границе коридора |
РТС, ЗТС, PC, АБС |
|
3. Замедление, м/с2 |
j |
По ГОСТ 25478-82 |
РТС, ЗТС, стояночная тормозная система (СТО, вспомогательная тормозная система (ВТС), PC, АБС |
|
4. Установившееся замедление, м/с2 |
jуст |
РТС, ЗТС, PC, АБС |
||
5. Тормозная сила, Н |
Рт |
РТС, ЗТС, СТС, ВТС, PC, АБС |
||
6. Общая удельная тормозная сила |
gт |
Отношение суммарной тормозной силы к полной массе автотранспортного средства |
РТС, ЗТС, СТС, ВТС, АБС |
|
7. Установившаяся тормозная сила, Н |
Рт уст |
Среднее значение тормозной силы за время установившегося торможения |
РТС, ЗТС, СТС, ВТС, PC, АБС |
|
8. Уклон дороги, % |
a |
- |
СТС, ВТС |
|
9. Тормозной путь колеса, м |
Sт к |
Расстояние, эквивалентное углу вращения колеса от начала до конца торможения |
Тормозной механизм (ТМ), РТС, исполнительный орган (ИО) тормозного привода, АБС |
|
10. Замедление колеса, м/с2 |
jк |
Первая производная угловой скорости |
РТС, АБС, ТМ |
|
11. Установившееся замедление колеса, м/с2 |
jк уст |
Среднее значение замедления колеса за время установившегося торможения |
ТМ, РТС, АБС |
|
12. Тормозная сила колеса, Н |
Рт к |
Внешняя сила, создаваемая путем взаимодействия тормозящего колеса с опорной поверхностью и имеющая своим следствием торможение автотранспортного средства |
ТМ, ИО тормозного привода, PC, АБС |
|
13. Коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси |
Кн |
Отношение разности тормозных сил колес оси к их сумме |
РТС, ЗТС, ВТС, СТС |
|
14. Коэффициент распределения осевой тормозной силы |
b |
Отношение суммы тормозных сил колес оси к суммарной тормозной силе |
РТС с регулятором тормозных сил и без него |
|
15. Время срабатывания, с |
tср |
Тормозной привод (ТП), ТМ |
||
16. Время срабатывания тормозного привода, с |
tсрт п |
По ГОСТ 4364-81 |
ТП |
|
17. Время растормаживания, с |
tраст |
По ГОСТ 4364-81 |
ТП, ТМ |
|
18. Коэффициент неравномерности времени срабатывания колес одной оси |
Кt |
Отношение разности времени срабатывания колес оси к меньшему времени срабатывания |
ТП, ТМ |
|
19. Производительность источника энергии, м3/с |
Q |
- |
Источник энергии (ИЭ) |
|
20. Давление выключения регулятора давления, МПа |
pвыкл |
- |
Регулятор давления |
|
21. Давление включения регулятора давления, МПа |
pвкл |
- |
Регулятор давления |
|
22. Давление в контуре тормозного привода, МПа |
р |
- |
ТП, PC, АБС |
|
23. Скорость изменения давления в контуре тормозного привода, мПа/с |
v |
- |
ТП, ИЭ, АБС |
|
24. Ход подвижного элемента аппарата тормозного привода, мм |
l |
Перемещение воспринимающего управляющее воздействие подвижного элемента аппарата тормозного привода |
Тормозная камера (цилиндр), тормозной кран, регулятор давления, регулятор тормозных сил, главный тормозной цилиндр |
|
25. Зазор в фрикционной паре тормозного механизма, мм |
δ |
Расстояние между поверхностями фрикционной пары тормозного механизма в расторможенном состоянии |
ТМ |
|
Рекомендуемое
Наименование параметра |
Обозначение |
Объект диагностирования |
1. Свободный ход тормозной педали, мм |
Н0 |
ТП |
2. Полный ход тормозной педали, мм |
Н |
тп |
3. Уровень тормозной жидкости в резервуаре, мм |
h |
тп |
4. Сила сопротивления вращению незаторможенного колеса, Н |
Рт0 |
тм |
5. Путь свободного выбега колеса, м |
S0к |
тм |
6. Замедление свободного выбега колеса, м/с2 |
j0к |
тм |
7. Овальность тормозного барабана, мм |
Dб |
тм |
8. Биение тормозного диска, мм |
Dд |
тм |
9. Толщина диска, стенки тормозного барабана, мм |
tд, tб |
тм |
10. Внутренний диаметр тормозного барабана, мм |
Dб |
тм |
11. Толщина тормозной накладки, мм |
tн |
тм |
12. Давление срабатывания элементов системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем АТС |
рс |
Датчик падения давления, датчик стоп-сигнала |
13. Давление в приводе, при котором тормозные накладки касаются барабана (диска), МПа |
р0 |
ТМ |