МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА МОТОРНЫЕ Метод определения моющих свойств на
установке Motor oils. Method of test
detergent |
ГОСТ Взамен |
Издание с Изменениями № 1 и 2, утвержденными в декабре 1983 г., июне 1987 г. (ИУС 3-84, 9-87).
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 21 января 1976 г. № 159 дата введения установлена
01.01.78
Ограничение срока действия снято по протоколу № 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
Настоящий стандарт распространяется на моторные масла групп Б, Б2, В, В2, Г, Г2 и устанавливает метод определения их моющих свойств.
Метод предназначен для индексации моторных масел по группам, предусмотренным ГОСТ 17479.1-85.
Сущность метода заключается в испытании масла на одноцилиндровой установке УИМ-6-НАТИ в течение 120 ч и определении его моющих свойств по суммарной загрязненности поршня нагаро- и лакоотложениями и подвижности поршневых колец.
Испытание моторных масел групп Г и Г2 проводится с включением агрегата наддува, а масел групп Б, Б2, В, В2 - без включения.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
установку одноцилиндровую УИМ-6-НАТИ (см. приложение);
масла моторные эталонные М-10Б, М-10В2 и М-10Г2;
раствор для удаления нагаро- и лакоотложений, содержащий в 10 дм3 воды;
100 г мыла хозяйственного,
100 г стекла натриевого жидкого по ГОСТ 13078-81,
100 г соды кальцинированной технической по ГОСТ 10689-75,
10 г калия двухромовокислого по ГОСТ 4220-75;
бензин-растворитель для резиновой промышленности или другой марки без присадки, близкий по фракционному составу;
топливо дизельное марки Л по ГОСТ 305-82 с содержанием серы 0,8 - 1 %;
инструмент измерительный:
микрометры 1-го класса точности с пределами измерений 0 - 25, 25 - 50, 50 - 100, 100 - 125 мм;
нутромеры с пределами измерений 25 - 50 и 50 - 100 мм;
индикаторы 2-го класса точности с пределами измерений 18 - 50 и 50 - 125 мм;
меры длины концевые плоскопараллельные 2-го класса точности;
миниметр 1-го класса точности с пределами измерений ±50 мкм;
калибр диаметром 125,09;
щуп № 5 с пределами измерений 0,05 - 1,5 мм;
прибор ленточный для измерения упругости поршневых колец;
ванну металлическую вместимостью 10 дм3;
глицерин дистиллированный по ГОСТ 6824-96 (за исключением 2-го сорта);
весы аналитические типа АДВ-200 и весы технические типа ВЛТК-500.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.1. Детали и узлы двигателя подбирают в соответствии с требованиями, приведенными в технической документации.
2.2. Зазоры в сопряженных деталях, овальность и конусность их поверхностей должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Допускаемое значение величины, мм |
||
для новых деталей |
для предельного износа деталей |
|
Зазоры |
||
Юбка поршня - гильза цилиндра |
0,30 - 0,35 |
0,45 |
Палец поршневой - втулка шатуна |
0,03 - 0,04 |
0,10 |
Кольцо поршневое - канавка по высоте |
||
для 1 и 2-го колец |
0,09 - 0,13 |
0,20 |
для 3-го кольца |
0,08 - 0,10 |
0,17 |
для 4 и 5-го колец |
0,24 - 0,30 |
0,35 |
В замке поршневого кольца |
0,5 - 0,6 |
1,5 |
Радиальный между поршневым кольцом и рабочей поверхностью гильзы цилиндра (не более чем в двух местах по дуге 30° и не ближе 30° от замка кольца), не более |
0,02 |
0,03 |
Шейка шатунная - вкладыш подшипника нижней головки шатуна |
0,09 - 0,13 |
0,25 |
Направляющая втулка - клапан (впускной и выпускной) |
0,08 - 0,12 |
0,20 |
Овальность и конусность |
||
Гильза цилиндра |
Не более 0,03 |
0,08 |
Шейка шатунная коленчатого вала |
Не более 0,03 |
0,08 |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3. Значение упругости поршневых колец должно быть в пределах 49,0 - 68,6 Н (5,0 - 7,0 кгс) при сжатии кольца до зазора в замке 0,5 мм.
2.4. Поршневые кольца устанавливают в следующей последовательности: первое компрессионное-хромированное, второе и третье компрессионные - луженые нехромированные, маслосъемные - хромированные скребкового типа.
2.5. Новый двигатель, а также при установке на двигателе комплекта деталей цилиндропоршневой группы, проходит обкатку в течение 40 ч по режиму, указанному в табл. 2.
Таблица 2
Мощность двигателя |
Частота вращения коленчатого вала (мин-1) |
Время работы двигателя для масел группы |
|||
кВт |
(л.с.) |
Б, Б2, В, В2 |
Г, Г2 |
||
«Холодная» |
- |
- |
50 (500) |
5 мин |
5 мин |
- |
- |
70 (700) |
5 мин |
5 мин |
|
- |
- |
90 (900) |
15 мин |
15 мин |
|
«Горячая» без наддува |
0 |
(0) |
150 (1500) |
15 мин |
15 мин |
3,7 |
(5) |
150 (1500) |
20 мин |
20 мин |
|
7,4 |
(10) |
150 (1500) |
12 ч |
2 ч |
|
11,0 |
(15) |
150 (1500) |
16 ч 30 мин |
5 ч |
|
14,7 |
(20) |
150 (1500) |
10 ч |
10 ч |
|
«Горячая» с наддувом при Рк = 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) |
18,4 |
(25) |
150 (1500) |
- |
17 ч |
22,1 |
(30) |
150 (1500) |
- |
4 ч 30 мин |
|
Постепенное уменьшение нагрузки, наддува и частоты вращения коленчатого вала до полной остановки двигателя |
- |
- |
- |
30 мин |
30 мин |
Примечание. При замене деталей цилиндропоршневой группы допускается проведение обкатки двигателя с использованием дизельного топлива с 2,5 - 3 % присадки АЛП-2. Продолжительность обкатки при этом ограничивается 3 ч, из которых 30 мин - холодная обкатка и 2 ч 30 мин - обкатка под нагрузкой с постепенным повышением мощности до номинального значения.
2.6. Перед обкаткой в картер заливают 5 кг масла М-10Г2 или М-10В2 и заливают воду в системы охлаждения головки цилиндра и цилиндра двигателя. Через 10 ч после начала обкатки проводят замену масла на свежее.
Давление масла на входе в двигатель должно быть (0,25 ± 0,05) МПа (2,5 ± 0,5 кгс/см2).
Температура воды и масла на режиме «горячей» обкатки должна быть 80 - 90 °С.
2.7. В процессе обкатки допускаются остановки двигателя для долива масла и устранения выявленных неисправностей.
2.8. Прорыв газов в картер двигателя в конце 40 ч обкатки при работе на номинальном режиме без наддува не должен быть более 15 дм3/мин, с наддувом - 25 дм3/мин.
2.9. По окончании обкатки двигатель разбирают для удаления нагаро- и лакоотложений, осмотра и микрометража деталей по ГОСТ 18509-88.
Размеры деталей после обкатки должны соответствовать нормам, указанным в табл. 1. Гильзу, кольца и поршень при наличии дефектов заменяют и повторяют обкатку.
2.10. Поверхность поршневых колец после обкатки двигателя должна быть блестящей по всей окружности.
2.11. Нагаро- и лакоотложения с поршневых колец и поршня удаляют погружением в металлическую ванну с раствором, указанным в п. 1.1, и выдерживанием в нем при 85 - 90 °С в течение 2 - 3 ч. Затем оставшиеся отложения удаляют медными скребками и хлопчатобумажной тканью. Детали промывают горячей водой и просушивают. Отложения с верхнего пояса гильзы цилиндра и с поверхности головки цилиндра удаляют медным скребком, затем детали промывают в бензине и просушивают.
2.12. Каждое поршневое кольцо взвешивают после просушивания с погрешностью не более 0,01 г и определяют зазоры в замках поршневых колец в калибре.
2.13. Форсунку проверяют на давление впрыска по ГОСТ 10579-88 и качество распыла по ГОСТ 10578-86, при необходимости проводят ее очистку, промывку и регулировку. Проверяют герметичность клапанов головки цилиндра, при необходимости клапаны притирают к седлам. Внутреннюю полость картера двигателя, систему смазки и масляный фильтр промывают дизельным топливом.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.14. После сборки двигателя в поддон картера заливают 5 кг дизельного топлива и включением масляного насоса проводят прокачку топлива в течение 10 мин по системе смазки. Затем топливо сливают, в поддон картера заливают 2,5 кг испытуемого масла и после 5 мин прокачки масло сливают.
2.15. Перед испытанием на двигателе проводят следующие операции:
проверяют и устанавливают угол опережения впрыска топлива: без наддува 20° ± 0,5°, с наддувом -18° ± 0,5° угла поворота коленчатого вала двигателя до в.м.т. в такте сжатия;
регулируют зазоры клапанов на холодном двигателе и устанавливают для впускного клапана 0,30, а для выпускного - 0,35 мм;
в картер двигателя заливают 5 кг испытуемого масла;
бачки системы охлаждения цилиндра и головки цилиндра заполняют водой, которую затем прокаливают по системам;
двигатель запускают и проводят обкатку на испытуемом масле в течение 5 ч по режиму, указанному в табл. 3.
Таблица 3
Мощность двигателя |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин-1) |
Время работы двигателя для масел групп, мин |
|||
кВт |
(л.с.) |
Б, Б2, В, В2 |
Г, Г2 |
||
«Холодная» |
- |
- |
70 (700) |
5 |
5 |
- |
- |
90 (900) |
5 |
5 |
|
«Горячая» без наддува |
0 |
(0) |
150 (1500) |
5 |
5 |
3,7 |
(5) |
150 (1500) |
45 |
45 |
|
7,4 |
(10) |
150 (1500) |
90 |
45 |
|
11,0 |
(15) |
150 (1500) |
90 |
45 |
|
14,7 |
(20) |
150 (1500) |
45 |
45 |
|
18,4 |
(25) |
150 (1500) |
- |
45 |
|
«Горячая» с наддувом Рк = 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) |
|||||
22,1 |
(30) |
150 (1500) |
- |
45 |
|
Постепенное уменьшение нагрузки, наддува, частоты вращения коленчатого вала до полной остановки двигателя |
- |
- |
- |
15 |
15 |
Примечание. Температуру воды и масла устанавливают 80 - 90 °С, давление масла на входе в двигатель (0,25 ± 0,05) МПа (2,5 ± 0,5 кгс/см2).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.16. После окончания обкатки двигатель останавливают, проводят замену отработанного масла свежим в количестве 5 кг, проверяют регулировку клапанов и устраняют выявленные неисправности.
Воду из системы охлаждения цилиндра сливают, бачок системы охлаждения цилиндра заправляют глицерином, уровень которого после работы подкачивающей помпы в течение 5 мин должен быть 50 - 60 мм от верхнего торца бачка.
3.1. Двигатель считается допущенным к проведению испытаний моторных масел, если результаты испытаний контрольных масел соответствуют нормам, приведенным в табл. 4.
Таблица 4
Норма для групп масел |
|||
Б, Б2 |
В, В2 |
Г, Г2 |
|
Суммарная оценка подвижности поршневых колец и нагаро- и лакоотложений на поршне, баллы |
12 ± 1,5 |
6,5 ± 1,5 |
8,5 ± 1,5 |
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3.2. Последовательность проведения испытаний новых образцов масел указана ниже:
контрольное масло;
три образца испытуемых масел (без параллельных опытов);
контрольное масло.
Последовательность проведения контрольных испытаний товарных масел указана ниже:
контрольное масло;
товарное масло той же группы, что и контрольное масло.
Цикл испытаний должен проводиться на одном комплекте деталей цилиндропоршневой группы и на одной и той же партии дизельного топлива.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3. Двигатель запускают после предварительного подогрева масла до 40 - 45 °С. Испытание проводят 10 ч повторяющимися этапами в течение 120 ч без смены масла по режиму, указанному в табл. 5.
Таблица 5
Время работы двигателя |
|
Холодная прокрутка двигателя при частоте вращения коленчатого вала двигателя 70 - 90 рад/с (700 - 900 мин-1) |
5 мин |
Постепенное повышение мощности и частоты вращения коленчатого вала до номинальных значений |
40 мин |
Работа двигателя на номинальном режиме |
9 ч |
Постепенное уменьшение мощности и частоты вращения коленчатого вала до полной остановки двигателя |
15 мин |
3.4. При работе двигателя на номинальном режиме выдерживают условия, указанные в табл. 6.
Таблица 6
Норма для масел групп |
||
Б, Б2, В, В2 |
Г и Г2 |
|
Мощность, кВт (л.с.), не менее |
14,7 (20) |
22,1 (30) |
Расход топлива, кг/ч |
4,5 ± 0,1 |
6 ± 0,1 |
Давление наддува Рк, МПа (кгс/см2) |
- |
0,05 (0,5) |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин-1) |
150 ± 2 (1500 ± 20) |
150 ± 2 (1500 ± 20) |
Температура глицерина, охлаждающего цилиндр, на выходе, °С |
115 ± 2 |
115 ± 2 |
Температура воды, охлаждающей головку цилиндра, на выходе, °С |
90 ± 2 |
90 ± 2 |
Перепад температур охлаждающих жидкостей на выходе и входе в рубашках цилиндра и головки цилиндра, °С, не более |
8 |
8 |
Температура масла на выходе, °С |
95 ± 2 |
95 ± 2 |
Давление масла на входе в двигатель МПа (кгс/см2) |
0,25 ± 0,05 (2,5 ± 0,5) |
0,25 ± 0,05 (2,5 ± 0,5) |
Температура всасываемого в двигатель воздуха, °С |
30 ± 5 |
85 ± 5 |
Температура выхлопных газов, °С |
520 - 560 |
600 - 640 |
Противодавление на выпуске, Па (мм вод.ст.) |
3920 - 4410 (400 - 450) |
4900 - 5390 (500 - 550) |
Прорыв газов в картер, л/мин, не более |
15 |
25 |
3.5. При работе двигателя на номинальном режиме через каждый час регистрируют следующие показатели:
расход топлива, кг/ч;
показания тормоза, Н (кгс);
частоту вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин-1);
температуру охлаждающих жидкостей (глицерина, воды) на выходе и входе, испытуемого масла, выхлопных газов, воздуха, поступающего на двигатель, °С;
давление масла, МПа (кгс/см2);
давление нагнетаемого воздуха при работе с наддувом МПа (кгс/см2);
прорыв газов в картер (регистрируют не менее двух раз в течение 10 ч этапа испытаний на номинальном режиме), л/мин.
3.6. После каждого 10 ч этапа работы двигатель останавливают на 1 ч для технического осмотра и проводят долив масла по массе. Угар масла определяют по метке щупа за 10 ч цикл, который должен быть для летних сортов масел 700 - 1000 г, а для зимних и загущенных - 700 - 1300 г. Допускается больший или меньший угар масла, но не более чем в четырех 10 ч этапах. При меньшем угаре масла часть масла сливают из картера, а при большем - доливают до установленной метки, проверяя щупом.
3.7. Через 20 мин, 40, 80 и 120 ч работы двигателя (до долива масла в картер) отбирают по 300 г пробы масла.
3.8. В пробах масла определяют:
вязкость кинематическую при 100 °С по ГОСТ 33-2000;
зольность сульфатную по ГОСТ 12417-94;
коксуемость по ГОСТ 19932-99;
число кислотное и щелочное по ГОСТ 11362-96;
содержание нерастворимого осадка по ГОСТ 20684-75.
3.9. После окончания испытания проводят следующие операции: масло сливают из картера двигателя и взвешивают с погрешностью не более 10 г; глицерин и воду из системы охлаждения сливают, двигатель частично разбирают, снимая головку цилиндра и поршень.
3.10. Подвижность поршневых колец в канавках поршня оценивают по табл. 7. После определения подвижности кольца снимают с поршня. Поршни и кольца отдельно промывают трехкратным погружением в бензин и просушивают.
Таблица 7
Балл |
Условие оценки |
|
1. Свободное |
0 |
Кольцо перемещается в канавке под действием собственной массы, когда поршень повернут из вертикального положения в горизонтальное |
2. Плотное |
1 |
Кольцо перемещается в канавке под действием груза 2,94 Н (300 гс), приложенного перпендикулярно к диаметру кольца, проходящему через середину замка кольца |
3. Тугое |
3 |
Кольцо перемещается в канавке под действием груза более 2,94 Н (300 гс), приложенного перпендикулярно к диаметру, проходящему через середину замка кольца |
4. Закоксованное |
Кольцо не перемещается, |
|
5 |
пригорело на дуге 1 - 60° |
|
6 |
» 60 - 120° |
|
7 |
» 120 - 180° |
|
8 |
» 180 - 240° |
|
9 |
» 240 - 300° |
|
10 |
» 300 - 360° |
3.11. В канавках поршня, где имеются отложения нагара, проводят измерение толщины слоя отложений в восьми диаметральных плоскостях с помощью микрометра с суженным (для прохода в канавку) наконечником или другим инструментом, позволяющим произвести измерение с погрешностью не более 0,01 мм; в верхней части канавки, соответствующей выточке на внутренней поверхности кольца, толщину отложений не определяют. Среднюю толщину слоя отложений (N) в канавках вычисляют по формуле
где - сумма толщин слоев отложений, измеренных в точках 1 - 8.
3.12. При наличии отложений на внутренней поверхности поршневых колец проводят измерение их толщины с погрешностью не более 0,01 мм не менее, чем в пяти точках.
3.13. Определяют толщину слоя отложений в канавках поршня по табл. 8, затем их удаляют с поршня и колец по п. 2.11. Противоизносные свойства моторных масел определяют по величине износа поршневых колец, взвешивая каждое в отдельности с погрешностью не более 0,01 г.
Таблица 8
Толщина слоя отложений, %, от величины радиального зазора |
Коэффициент толщины слоя отложений Kт.о. |
0 |
0 |
25 |
0,25 |
50 |
0,50 |
75 |
0,75 |
100 |
1,00 |
Примечания:
1. Максимальные радиальные расчетные зазоры кольцо - канавка соответствуют: для компрессионных колец 1,0 мм, для перемычки поршня-гильзы цилиндра 0,36 мм.
2. При наличии отложений на внутренней поверхности поршневых колец коэффициент Kт.о. определяется по суммарной величине толщины отложений в канавке поршня и на кольце.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.14. Состояние трущихся поверхностей (поршневых колец, поршня, гильзы цилиндра, коленчатого вала и шатунного подшипника) определяют визуально по наличию задиров, натиров, наволакивания металлов, рисок и царапин. Характер и толщина слоя отложений на днище и боковой поверхности головки поршня, на клапанах, надпоршневой поверхности головки цилиндра, нерабочей поверхности гильзы цилиндра, вставке камеры сгорания и в поддоне картера, а также площадь покрытия ими этих поверхностей вносят в акт экспертизы. Эти показатели носят контрольный характер и не включают в оценку испытуемого масла по группам.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
4.1. Оценку моющих свойств испытуемого масла проводят сравнением результатов его испытания с результатами испытаний контрольного масла.
4.2. Подвижность каждого поршневого кольца оценивают в баллах по табл. 7.
Показатели состояния подвижности каждого поршневого кольца в отдельности суммируют, результат является оценкой подвижности поршневых колец в баллах (SПк).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.3. Суммарная загрязненность поршня нагаро- и лакоотложениями в баллах складывается из суммарных загрязненностей канавок, перемычек, юбки, дренажных отверстий и внутренней поверхности головки поршня. Площадь, покрытую нагаро- и лакоотложениями, определяют визуально.
4.4. Суммарную загрязненность всех поршневых канавок (SОк) в баллах вычисляют по формуле
SОк = Ок1 + Ок2 + Ок3 + Ок4 + Ок5,
где Ок1, Ок2, Ок3, Ок4, Ок5 - отложения соответственно в первой, второй, третьей, четвертой и пятой канавках, баллы.
4.4.1. Отложения одного вида в каждой поршневой канавке (Ок) в баллах вычисляют по формуле
где Sк - поверхность внутренней стенки каждой канавки, покрытая отложениями одного вида, %;
Kт.о - коэффициент толщины слоя отложений, определяемый по табл. 8;
Kх.о - коэффициент характера отложений, определяемый по табл. 9.
Таблица 9
Условия оценки |
Коэффициент характера отложений Kт.о |
|
Мягкие |
Отложения, удаляемые деревянным скребком |
0,3 |
Средней твердости |
Отложения, удаляемые алюминиевым скребком |
0,7 |
Твердые хрупкие |
Отложения, удаляемые стальным скребком |
1,0 |
4.4.2. При наличии в поршневых канавках лакообразных отложений оценку загрязненности (Ок) в баллах вычисляют по формуле
где Kц.л - коэффициент цвета лакообразных отложений, определяемый по табл. 10.
Таблица 10
Коэффициент цвета лакообразных отложений Kц.л |
|
Желтый |
0,10 |
Светло-коричневый |
0,25 |
Коричневый |
0,50 |
Темно-коричневый |
0,75 |
Черный |
1,00 |
4.4.3. Оценку загрязненности каждой поршневой канавки определяют суммированием оценок отложений каждого вида.
Оценка ноль баллов - поршневая канавка чистая. Оценка 10 баллов - 100 % площади внутренней стенки поршневой канавки покрыто твердыми отложениями толщиной, равной радиальному зазору кольцо - канавка.
4.5. Суммарную загрязненность перемычек между поршневыми канавками в баллах (SОп) определяют аналогично п. 4.4.
4.6. Суммарную загрязненность юбки поршня (SОю) в баллах вычисляют по формуле
SОю = Ою.ж + Ою.с.к + Ою.к + Ою.т.к + Ою.ч,
где Ою.ж, Ою.с.к, Ою.к, Ою.т.к, Ою.ч - отложения соответствующего цвета: желтого, светло-коричневого, коричневого, темно-коричневого, черного, баллы.
4.6.1. Отложения одного цвета на юбке поршня (Ою) (поверхность между верхним и нижним малосъемными кольцами) в баллах вычисляют по формуле
где Sю - поверхность юбки поршня, покрытая отложениями одного цвета, %;
Kц.л - коэффициент цвета лакообразных отложений, определяемый по табл. 10.
Результаты оценки отложений разного цвета суммируют.
4.7. Суммарную загрязненность дренажных отверстий поршневых канавок (SОд.о) в баллах вычисляют по формуле
SОд.о = Од.о1 + Од.о2,
где Од.о1, Од.о2 - отложения в дренажных отверстиях четвертой и пятой поршневых канавок под малосъемные кольца, баллы.
4.7.1. Отложения в дренажных отверстиях поршневых канавок (Од.о) в баллах вычисляют для каждой канавки по формуле
где SSд.о - суммарная площадь заполнения отложениями дренажных отверстий одной канавки, %;
n - количество дренажных отверстий в канавке.
Оценка в ноль баллов - дренажные отверстия в канавке чистые.
Оценка в 10 баллов - все дренажные отверстия в одной канавке заполнены на 100 % отложениями.
4.8. Суммарную загрязненность внутренней поверхности головки поршня в баллах (SОг.п) определяют суммированием оценок различных видов отложений.
Оценка в ноль баллов - внутренняя поверхность головки поршня чистая. Оценка в 10 баллов - 100 % площади внутренней поверхности головки поршня покрыто слоем твердых хрупких отложений.
4.8.1. Оценку отложений одного вида на внутренней поверхности головки поршня Ог.п (включая поверхность до верхних дренажных отверстий) в баллах вычисляют по формуле
где Sг.п - внутренняя поверхность головки поршня, покрытая отложениями одного вида, %;
Kх.о - коэффициент характера отложений, определяемый по табл. 9;
Kт.о - коэффициент толщины слоя отложений, определяемый по табл. 11.
Таблица 11
Коэффициент толщины слоя отложений Kт.о |
|
Тонкий - до 0,3 мм |
0,3 |
Средний - до 0,6 мм |
0,7 |
Толстый - свыше 0,6 мм |
1,0 |
4.8.2. Оценку лакообразных отложений на внутренней поверхности головки поршня проводят по п. 4.4.2.
4.9. Суммарную загрязненность поршня нагаро- и лакоотложениями и подвижность поршневых колец (SO) в баллах вычисляют по формуле
SО = SПк + SОк + SОп + SОю + SОд.о + SОг.п,
где SПк - суммарная оценка подвижности поршневых колец, баллы;
SОк, SОп, SОю, SОд.о, SОг.п - суммарные загрязненности различных участков поршня (канавок, перемычек, юбки, дренажных отверстий и внутренней поверхности головки поршня), баллы.
4.10. Соответствие масел группам, предусмотренным в ГОСТ 17479.1-85, устанавливают по результатам оценки моющих свойств испытуемого и контрольного масел. Масло относится к группе, предусмотренной ГОСТ 17479.1-85, если моющие свойства, определяемые по суммарной загрязненности поршня нагаро- и лакоотложениями и подвижности поршневых колец испытуемого масла, не превышает более чем на 20 % среднее значение моющих свойств, установленное в табл. 4 для контрольного масла.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
Справочное
Установка УИМ-6-НАТИ состоит из одноцилиндрового двигателя с универсальным картером, тормозного устройства, агрегатов системы смазки, охлаждения, топливоподачи, компрессора и контрольных измерительных приборов.
1. ДВИГАТЕЛЬ
1.1. Двигатель установки является прототипом одноцилиндрового отсека тракторного дизеля Д-75 с универсальным картером.
1.2. Картер укомплектован коленчатым валом с двумя подшипниками качения, распределительным валиком, приводом топливного насоса со специальной муфтой для регулирования угла опережения впрыска топлива и распределительными шестернями.
1.3. Цилиндр двигателя отлит из серого чугуна, отъемный, крепится к картеру с помощью шести шпилек с гайками. Головка цилиндра отлита из серого чугуна.
1.4. Основные узлы и детали двигателя (поршневая группа, гильза цилиндра, шатун в сборе, клапанный механизм и др.) являются серийными используемыми в дизелях Д-75.
1.5. Степень сжатия регулируется металлическими прокладками различной толщины, устанавливаемыми между цилиндром и картером двигателя.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ
Тип |
Четырехтактный вихрекамерный дизель |
Число цилиндров |
1 |
Диаметр цилиндра, мм |
125 |
Ход поршня, мм |
152 |
Рабочий объем, дм3 |
1,86 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.): |
|
без наддува |
14,7 (20) |
с наддувом Рк = 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) |
22,1 (30) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, рад/с (мин-1) |
150 (1500) |
Среднее эффективное давление, МПа (кгс/см2): |
|
без наддува |
0,68 (6,8) |
с наддувом Рк = 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) |
0,98 (9,8) |
Угол опережения впрыска топлива по мениску: |
|
без наддува |
20° |
с наддувом |
18° |
Номинальное давление впрыска топлива, МПа (кгс/см2) |
12,5 (125) |
Система смазки |
Комбинированная |
Система охлаждения |
Двухконтурная, с раздельным охлаждением головки и цилиндра двигателя |
3. СИСТЕМА СМАЗКИ
Система смазки двигателя - комбинированная с мокрым картером. Под давлением смазывают шатунный подшипник коленчатого вала, верхнюю головку шатуна и втулки коромысел. Все остальные трущиеся поверхности (гильза цилиндра, поршень с кольцами, подшипники и кулачки распределительного вала, распределительные шестерни и т.д.) смазывают посредством разбрызгивания.
Нагнетание масла в двигатель осуществляется односекционным масляным насосом с приводом от электромотора.
Постоянство заданного давления масла осуществляется с помощью редукционного клапана.
Требуемую рабочую температуру масла поддерживают электрическим подогревателем и масляным радиатором, охлаждаемым проточной водой.
Очистку масла осуществляют масляным фильтром.
4. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Система охлаждения - двухконтурная с раздельным охлаждением головки цилиндра и цилиндра.
Система охлаждения цилиндра принудительная; в качестве охлаждающей жидкости применяют глицерин. Для поддержания заданной температуры глицерина двигатель снабжен теплообменником, в котором установлен змеевик, охлаждаемый водопроводной водой. В системе охлаждения сохраняется постоянное давление паровоздушным клапаном, расположенным на крышке теплообменника.
Охлаждение головки цилиндра осуществляется принудительно, с применением в качестве охлаждающей жидкости воды. Температура регулируется количеством подаваемой в смесительный бачок холодной воды.
5. АГРЕГАТ ДЛЯ ПОГЛОЩЕНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ
Двигатель соединяется электрическим тормозным устройством типа КИ 1363В ГОСНИТИ или другим агрегатом, способным поглощать развиваемую мощность и поддерживать требуемое число оборотов двигателя длительное время.
6. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА
Двигатель укомплектован двухплунжерным топливным насосом 2ТН-10×10 с тангенциальным профилем кулачков кулачкового вала.
Диаметр плунжера равен 10 мм. На двигателе установлена серийная форсунка закрытого типа ФШ-62×25. Система питания обеспечивается грубой и тонкой фильтрацией топлива.
7. СИСТЕМА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ
Установка укомплектована компрессором, ресивером, нагревателем воздуха и контрольно-измерительными приборами.
8. СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ
Система выпуска отработанных газов должна иметь плавные переходы. Противодавление на выпуске при испытаниях без наддува должно быть 3920 - 4410 Па (400 - 450 мм вод.ст.), а с наддувом 4900 - 5390 Па (500 - 550 мм вод.ст.). Измерение противодавления проводят на расстоянии 100 мм от торца выпускного клапана головки цилиндра.
9. ПРИБОРЫ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
9.1. Измерения температур охлаждающих жидкостей и испытуемого масла производят термоэлектрическими термометрами с пределом измерения до 150 °С, или другим прибором, с погрешностью измерения не более 0,5 °С.
9.2. Температуру нагнетаемого в двигатель воздуха измеряют термоэлектрическим термометром с пределом измерения до 300 °С или другим прибором, обеспечивающим погрешность измерения не более 1,5 °С.
9.3. Температуру выпускных газов измеряют термоэлектрическим термометром с пределом измерения 800 °С или другим прибором, обеспечивающим погрешность измерения не более 1,5 °С.
9.1 - 9.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
9.4. Давление масла измеряют с помощью манометра, с пределом измерения до 1 МПа (10 кгс/см2) по ГОСТ 2405-88, обеспечивающего погрешность измерения не более 0,02 МПа (0,2 кгс/см2).
9.5. Количество газов, прорывающихся в картер, измеряют газометром объемного типа с пределом измерения 20 - 40 л/мин. Для сглаживания пульсации газов и отстоя масляных паров перед газометром устанавливают ресивер с фильтром.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аппаратура, реактивы и материалы.. 1 Приложение. Описание одноцилиндровой установки уим-6-нати.. 9 |