ГОСТ 10448-80
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ СУДОВЫЕ,
ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ
ПРИЕМКА. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
(Измененная редакция, Изм. № 5).
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ Приемка. Методы испытаний Marine, lokomotive and industrial engines. Acceptance. Test methods |
ГОСТ |
(Измененная редакция, Изм. № 5).
Дата введения 01.01.81
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные, промышленные двигатели, газовые и газодизельные двигатели (далее - двигатели) и устанавливает правила приемки и методы испытаний двигателей серийного производства.
Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и комбайновые двигатели. Термины и пояснения приведены в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).
1.1. Общие положения
1.1.1. Порядок проведения испытаний дизелей должен соответствовать требованиям ГОСТ 15.001*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000 (здесь и далее).
Испытания дизелей должны проводиться на стенде предприятия-изготовителя или на месте установки дизеля (по согласованию между предприятием-изготовителем и заказчиком).
1.1.2. Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:
приемосдаточным;
периодическим.
1.1.3. Для каждого вида испытаний разрабатывают программу испытаний.
Программу разрабатывает предприятие-изготовитель и согласовывает с заказчиком и органами государственного надзора.
Примерное содержание программы дано в приложении 2.
1.1.4. Устанавливаются следующие группы дизелей:
I - двигатели с не контролируемым в условиях эксплуатации рабочим режимом, с частотой вращения коленчатого вала более 30 с-1 (1800 об/мин);
II - двигатели без наддува, с частотой вращения коленчатого вала от 25 с-1 (1500 об/мин) и более;
III - двигатели с наддувом, с частотой вращения коленчатого вала от 25 с-1 (1500 об/мин) и более;
IV - двигатели с частотой вращения коленчатого вала от с-1 (250 об/мин) до 25 с-1 (1500 об/мин);
V - двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее с-1 (250 об/мин).
Примечания:
1. Модификации дизелей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе дизелей базовой модификации.
2. Частота вращения указана на режиме номинальной (полной) мощности.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.1.5. Измеряемые параметры дизелей при испытаниях всех видов в зависимости от группы дизеля должны соответствовать указанным в табл. 1.
Таблица 1
Группа дизелей |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
1. Атмосферное давление |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. Температура воздуха на входе в дизель или агрегат наддува (температура окружающей среды) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Влажность окружающей среды |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. Крутящий момент дизеля на валу отбора мощности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. Частота вращения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7. Расход топлива |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8. Давление воздуха на входе в дизель или компрессор |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|||
+ |
+ |
+ |
|||
+ |
+ |
+ |
|||
12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
13. Максимальное давление сгорания |
+ |
+ |
|||
14. Давление в конце сжатия |
+ |
||||
+ |
|||||
16. Давление смазочного масла |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17. Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и т.д.) |
+ |
+ |
|||
18. Давление смазочного масла до и после фильтров и охладителей |
+ |
+ |
|||
19. Давление топлива |
+ |
+ |
|||
20. Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях |
+ |
+ |
|||
21. Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) |
+ |
+ |
|||
22. Температура наддувочного воздуха после охладителя |
+ |
+ |
+ |
||
23. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока) |
+ |
+ |
+ |
||
24. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах |
+ |
+ |
+ |
||
25. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на выпускных газах |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
26. Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из дизеля (цилиндра) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
27. Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях |
+ |
+ |
|||
28. Температура вторичной охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя |
+ |
+ |
|||
29. Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха |
+ |
+ |
+ |
||
30. Температура смазочного масла на входе и (или) выходе из дизеля |
+ |
+ |
+ |
||
+ |
+ |
||||
32. Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров) |
+ |
||||
33. Частота вращения ротора турбокомпрессора |
+ |
+ |
+ |
||
+ |
+ |
||||
35. Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
36. Удельный выброс вредного вещества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Примечания:
1. Знаком «+» указана необходимость измерения параметра.
2. Измерения параметров по пп. 6, 8, 9 или 10, 11 - 15, 17 - 29, 31 - 34 производят, если это предусмотрено конструкцией дизеля.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4).
1.1.6. Двигатели, которые имеют встроенные механизмы для передачи мощности (гидравлические и зубчатые передачи, реверсивные муфты и др.) или встроенные электрогенераторы, необходимо испытывать в комплекте с ними.
1.1.7. Проверка систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, дистанционного автоматизированного управления, автоматического регулирования температуры, пусковой, реверсивной и топливной (при переключении с одного вида топлива на другой, если это предусмотрено конструкцией дизеля), должна производиться только в том случае, если комплектующие изделия систем монтируются на дизеле предприятием - изготовителем дизеля. В остальных случаях проверке совместно со стендовыми устройствами подлежат те части систем, которые смонтированы на дизеле.
Объем проверяемых параметров систем дизеля устанавливают в программе испытаний.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.2. Приемосдаточные испытания
1.2.1. Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый дизель с целью проверки качества изготовления, сборки, регулировки и контроля основных параметров, установленных техническими условиями.
Примечание. Допускается проводить приемосдаточные испытания дизелей выборочно от партии. Размер партии и объем выборки устанавливают в технических условиях на двигатели конкретного типа.
1.2.2. На приемосдаточные испытания предъявляют дизель, прошедший обкатку и регулировку в соответствии с программой.
1.2.3. Приемосдаточные испытания должны включать:
а) измерения параметров в соответствии с табл. 1;
б) определения:
отклонения от среднего значения температуры газов на выпуске и максимального давления сгорания;
направления вращения по ГОСТ 22836;
в) проверки (при наличии на дизеле):
предельного выключателя (защиты по предельной частоте вращения) на соответствие требованиям ГОСТ 10150;
системы автоматического регулирования скорости на соответствие требованиям ГОСТ 10511;
системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты на соответствие ГОСТ 11928;
системы дистанционного автоматизированного управления на соответствие ГОСТ 18174;
системы пуска при фактических атмосферных условиях;
системы реверса дизеля на соответствие требованиям технических условий на двигатели конкретного типа;
устройств, обеспечивающих автоматическое ограничение нагрузки дизеля, а также сигнализации о перегрузке при различных режимах в рабочем диапазоне частоты вращения.
В технически обоснованных случаях допускается сокращение объема проверок дизелей.
1.2.4. Обязательными режимами при испытаниях являются:
холостой ход;
нагрузки 25 % (для главных судовых и тепловозных дизелей), 50 и 75 % от номинальной мощности;
режим максимального крутящего момента (для тепловозных дизелей);
номинальная или полная мощность;
максимальная мощность (если предусмотрено техническими условиями на двигатели конкретного типа);
минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала;
задний ход (для главных судовых дизелей реверсивных и с реверсивно-редукторной передачей).
Для дизелей, выпускаемых по лицензиям, режимы испытаний устанавливают с учетом лицензионных документов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.2.5. В конце приемосдаточных испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей дизеля путем осмотра в объеме, установленном программой испытаний.
1.2.6. После осмотра, если он сопровождается разборкой, дизель должен быть подвергнут проверке по сокращенной по времени и объему программе.
Двигатели, транспортируемые потребителю в разобранном состоянии, допускается не подвергать повторной проверке на стенде предприятия-изготовителя, если их детали и сборочные единицы не требуют замены.
1.2.7. Для дизелей со стабильными результатами испытаний допускается проводить сокращенные приемосдаточные испытания.
1.3. Периодические испытания
1.3.1. Периодическим испытаниям следует подвергать отдельные образцы дизелей с целью контроля;
соответствия основных параметров дизелей, находящихся в производстве, требованиям технических условий;
стабильности качества изготовления дизелей.
1.3.2. Периодические испытания должны включать:
измерения и проверки, предусмотренные программой приемосдаточных испытаний для V группы дизелей;
снятие характеристик дизеля, предусмотренных программой;
определение расхода смазочного масла;
определение фактической границы помпажа компрессора при работе турбокомпрессора на дизеле (для дизелей с наддувом);
определение расхода воздуха, потребляемого дизелем для работы, а также проверки работоспособности:
промышленных и судовых дизелей при температуре воды на входе внешнего контура охлаждения 305 К (32 °С);
системы автоматического регулирования температуры воды и масла (при наличии ее на дизеле);
дизеля при переключении топливной системы с одного вида топлива на другое (при работе дизеля на различных видах топлива, если это предусмотрено конструкцией).
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1.3.3. (Исключен, Изм. № 1).
1.3.4. В конце периодических испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей дизеля в соответствии с программой испытаний.
1.3.5. По заказу потребителя (заказчика) двигатели дополнительно подвергают испытаниям, примерная номенклатура которых приведена в приложении 3.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
2.1. Условия проведения испытаний
2.1.1. Испытаниям должен подвергаться дизель, укомплектованный штатным оборудованием и технической документацией в соответствии с техническими условиями на двигатели конкретного типа и программой испытаний. Допускается использовать для испытаний дизеля, имеющееся стендовое оборудование и приборы при условии, если они обеспечивают получение предусмотренных показателей при переходе на штатное оборудование.
2.1.2. В процессе испытаний не допускается проведение на дизеле работ и регулировок, кроме работ по техническому обслуживанию дизеля, предусмотренных в инструкции (руководстве) по эксплуатации и программе. При прекращении (перерывах) испытаний, вызванных неисправностями деталей дизеля и прочими причинами, вопрос о дальнейшем продолжении испытаний должен быть согласован в порядке, установленном программой испытаний.
2.1.3. Испытания должны проводиться на горюче-смазочных материалах и охлаждающей жидкости, указанных в технических условиях на дизель конкретного типа.
2.1.4. Атмосферные (барометрическое давление, температура воздуха на входе в двигатель или турбокомпрессор, относительная влажность) и рабочие условия (давление на впуске, противодавление на выпуске), при которых обеспечиваются заявленные параметры дизеля, указывают в программе испытаний.
В качестве стандартных исходных условий принимают условия по ГОСТ 10150*. Если условия проведения испытаний отличаются от условий, установленных в программе, или условий на месте установки дизеля, мощность, при которой должен испытываться дизель, определяют путем пересчета с учетом местных условий.
_____________
* В качестве исходных стандартных условий на территории РФ также действует ГОСТ Р ИСО 3046-1-99.
Допускается испытывать дизель при искусственно измененных условиях, имитирующих условия на месте его установки с соответствующим пересчетом мощности.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).
2.1.5. Пересчет мощности и удельного расхода топлива дизелей производят по методикам*, утвержденным в установленном порядке.
_____________
* Пересчет мощности и удельного расхода топлива с учетом местных условий на территории РФ проводится в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3046-1-99.
Примечание. Если дизель с турбонаддувом при установленных атмосферных и рабочих условиях не достигает при установленной предприятием-изготовителем мощности пределов частоты вращения турбокомпрессора и температуры газов на входе в его турбину, то предприятие-изготовитель может установить в качестве исходных для пересчета мощности другие атмосферные условия, заменяющие исходные стандартные.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
2.1.6. Если при пересчете мощности дизеля, обеспечиваемой на месте установки, к условиям на испытательном стенде будет получено такое ее значение, при котором максимальное давление сгорания в цилиндре будет больше допустимого, то допускается проводить испытания дизеля при таком значении мощности, при котором максимальное давление сгорания не будет превышать допустимого значения.
2.2. Определяемые параметры и погрешность измерений
2.2.1. При проведении испытаний определяемые параметры, их обозначения, единицы измерения, а также погрешность измерения или расчета параметров должны соответствовать указанным в табл. 2.
Максимально допускаемая погрешность измерения или расчета параметров |
|
1. Крутящий момент дизеля на валу отбора мощности Ttg, Н · м (кг · м) |
± 1,5 % |
2. Частота вращения: |
|
n, с-1 (об/мин) |
± 2,0 % |
при определении мощности nd, с-1 (об/мин) |
± 1,0 % |
3. Эффективная мощность (тормозная) Ре, кВт (л. с.) |
± 2,5 % |
4. Атмосферное давление Рa, кПа (мм рт. ст.) |
± 0,5 % |
5. Давление в конце сжатия рс, кПа (кгс/см2) |
± 3,0 % |
6. Максимальное давление сгорания pmax, кПа (кгс/см2) |
± 3,0 % |
7. Давление воздуха на входе в дизель или компрессор рк, кПа (кгс/см2) |
± 1,5 % (± 1,0 % - с 01.01.91) |
8. Абсолютное давление воздуха на входе в дизель или компрессор pka, кПа (кгс/см2) |
+ 1,5 % |
9. Давление наддувочного воздуха после компрессора рв, кПа (кгс/см2) |
± 2,5 % |
10. Давление наддувочного воздуха после охладителя рtnt, кПа (кгс/см2) |
± 2,5 % |
11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах (только в дизелях с постоянной системой давления) рgl, кПа (кгс/см2) |
± 5,0 % |
12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке рg2, кПа (кгс/см2) |
± 5,0 % |
13. Давление охлаждающей жидкости (агента) рсооl, кПа (кгс/см2) |
± 5,0 % |
14. Давление смазочного масла (на смазку дизеля, турбокомпрессора, охлаждение поршня, до и после фильтров и т.д.) р0, кПа (кгс/см2) |
± 5,0 % |
15. Давление топлива pf, кПа (кгс/см2) |
± 5,0 % |
16. Температура воздуха на входе в дизель или агрегат наддува (температура окружающей среды) Та (ta), К (°С) |
± 2 К |
17. Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) Тв (tв), К (°С) |
± 4 К |
18. Температура наддувочного воздуха после охладителя Tint (tint), К (°С) |
± 4 К |
19. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока) Тg (tg), К (°С) |
± 25 К |
20. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах Тg1 (tg1), К (°С) |
± 20 К |
21. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на выпускных газах Тg2 (tg2), К (°С) |
± 15 К |
22. Температура охлаждающей жидкости (агента) (на входе и выходе из дизеля (цилиндра), в отдельных цепях, на входе и выходе из охладителей) Тсооl (tcool) |
± 4 К |
23. Температура смазочного масла на входе и выходе из дизеля Т0 (t0), К (°С) |
± 4 К |
24. Температура топлива Tf (tf), К (°С) |
± 3 К |
25. Расход топлива Вf, г/с |
± 1,0 % |
26. Удельный расход топлива b, г/кВт · ч (г/л. с. · ч) |
± 3,5 % |
27. Расход смазочного масла: |
|
цилиндрового Ccyl, г/с |
± 10,0 % |
циркуляционного Ccur, г/с |
± 10,0 % |
28. Удельный расход масла: |
|
цилиндрового ccyl, г/(кВт · ч) |
± 12,5 % |
циркуляционного ccir, г/(кВт×ч) |
± 12,5 % |
29. Расход воздуха Gair, кг/с |
± 5,0 % |
30. Поток охлаждающей жидкости Gcool, кг/с |
± 5,0 % |
31. Поток смазочного масла G0, кг/с |
± 5,0 % |
32. Относительная влажность воздуха jr |
± 5,0 % |
33. Среднее индикаторное давление pi, кПа (кгс/см2) |
± 10,0 % |
34. Частота вращения ротора турбокомпрессора nт, с-1 (об/мин) |
По НД |
35. Положение рейки топливного насоса или регулятора |
± 0,5 деления шкалы |
Примечания:
1. Погрешности измерения, приведенные в табл. 2, относятся к максимальному значению измеряемого параметра при номинальной (полной) мощности.
2. Погрешность измерения давления (за исключением давления по пп. 4 и 8) выражена в процентах избыточного давления.
3. Погрешность измерения времени при испытаниях не должна превышать ± 0,07 % (2,5 с/ч).
4. Если общая погрешность измерения включает измерение ряда величин, каждая из которых имеет свою погрешность измерений, то общую определяют путем извлечения квадратного корня из суммы квадратов отдельных погрешностей, каждая с необходимым коэффициентом, равным показателю степени данного параметра в расчетной формуле.
5. Предельную погрешность комплекта средств измерений рассчитывают как корень квадратный из суммы квадратов погрешностей отдельных средств измерений, входящих в комплект.
6. По согласованию с потребителем допускается для измерения температуры в системах смазки и охлаждения применять манометрические термометры класса 4.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
2.2.2. Применяемые приборы должны быть выбраны таким образом, чтобы измеряемые параметры находились на участке шкалы наибольшей точности предела измерений. Применяемая измерительная аппаратура - по приложению 4.
2.2.3. Места установки датчиков измеряемых параметров на стенде и испытываемом дизеле, а также специальная измерительная аппаратура устанавливаются программой испытаний.
2.3. Проведение испытаний
2.3.1. Испытания дизелей проводят при работе по характеристикам, устанавливаемым программой испытаний.
2.3.2. Характеристики следует снимать в соответствии с программой путем последовательного увеличения (или уменьшения) нагрузки дизеля в диапазоне от холостого хода до максимальной мощности при соответствующей частоте вращения.
2.3.3. Продолжительность режима должна обеспечивать проведение необходимых измерений. В режиме номинальной (полной) мощности число измерений каждого параметра должно быть не менее трех.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3.4. Измерения проводят после достижения дизелем установившегося температурного режима.
2.3.5. Во время проведения измерений нагрузка, частота вращения, температура и давление рабочих агентов должны поддерживаться в пределах, установленных программой испытаний.
2.3.6. В программе испытаний дизеля должны устанавливаться следующие методики проверки:
системы автоматического регулирования скорости в соответствии с ГОСТ 11479;
системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты в соответствии с ГОСТ 11928;
показателей надежности;
шума и вибрации;
системы автоматического регулирования температуры воды и масла;
системы дистанционного автоматизированного управления;
системы пуска и реверсирования;
переключения топливной системы с одного вида топлива на другое (если это предусмотрено конструкцией дизеля);
работоспособности судовых и промышленных дизелей при температуре воды внешнего контура охлаждения 305 К (32 °С);
расхода смазочного масла объемным или весовым способами;
определение показателей дымности в соответствии с ГОСТ 24028*;
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51250-99.
устойчивой работы дизеля при допустимых кренах и дифферентах (расчетным путем при проектировании дизеля и (или) контролем на макете, или испытаниями опытного образца, или другим методом, установленным в программе испытаний);
определение параметров выброса вредных веществ с отработавшими газами дизелей в соответствии с ГОСТ 24585**.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51249-99.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
2.3.7. Имитацию атмосферных и рабочих условий на месте установки дизеля при испытании на стенде рекомендуется осуществлять следующими методами:
снижением давления на входе в дизель (турбокомпрессор) с одновременным равным по значению снижением давления выпускных газов (за турбиной);
дросселированием на входе в дизель (турбокомпрессор) или на выходе из дизеля (за турбиной);
повышением температуры воздуха на входе в дизель (турбокомпрессор), воды на входе в охладитель воздуха и топлива путем их искусственного подогрева.
На дизелях с наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха повышенную температуру окружающей среды допускается имитировать путем дросселирования на входе в турбокомпрессор, создавая при этом температуру воздуха после охлаждения ту же, что и в условиях на месте установки. Степень дросселирования следует определять по диаграмме, приведенной в приложении 5.
2.4. Обработка результатов испытаний
2.4.1. Эффективную мощность дизеля Ре в кВт определяют по формулам:
при измерении крутящего момента (гидротормозом, электрической балансирной машиной и т.д.) и частоты вращения:
(1)
где Ttg - крутящий момент, Н · м;
nd - частота вращения, об/мин; при измерении параметров генератора:
постоянного тока
(2)
где I - сила тока, А;
U - напряжение на зажимах генератора, В;
ηg - КПД генератора при данной частоте вращения и измеряемой мощности;
переменного тока
(3)
или
(4)
где т - число фаз;
Uf - фазное напряжение на зажимах генератора, В;
If - фазное значение силы тока, А;
j - сдвиг по фазе между напряжением и силой тока;
W - показания ваттметра, Вт.
2.4.2. Удельный расход топлива b в г/(кВт · ч), приведенный к условной теплотворной способности топлива, определяют по формуле
(5)
где DВ - количество израсходованного при измерении топлива, кг (количество израсходованного газового топлива в кг определяется через плотность данного газового топлива при нормальных условиях);
τ - продолжительность измерения, с;
Qн - фактическая низшая теплотворная способность топлива, применяемого при испытаниях, кДж/кг;
Qн' - условная теплотворная способность топлива, равная 42700 кДж/кг (10200 ккал/кг).
(Измененная редакция, Изм. № 5).
2.4.3. Удельный расход масла с0 в г/кВт · ч определяют по формуле
(6)
где Dс0 - количество израсходованного при измерении масла, кг;
τ - продолжительность измерения, ч.
2.4.2, 2.4.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.4.4. Коэффициент запаса крутящего момента μ определяют по формуле
(7)
где Ttgmax - максимальное значение крутящего момента при работе дизеля по внешней характеристике, Н · м;
Ttg - значение крутящего момента на режиме номинальной мощности, Н · м.
2.4.5. Отклонение от среднего значения максимального давления сгорания δ в % определяют по формуле
(8)
где Рmaxi - значение максимального давления сгорания данного цилиндра, МПа;
Рmax - среднее значение максимального давления сгорания по дизелю, МПа.
2.4.6. Результаты периодических и приемосдаточных испытаний дизеля должны оформляться в соответствии с ГОСТ 15.309-98.
3.1. При испытаниях должны выполняться требования безопасности, предусмотренные стандартами, техническими условиями и инструкциями по эксплуатации предприятия-изготовителя на двигатели, испытательные стенды, измерительные приборы, топлива, масла и охлаждающие жидкости.
3.2. Не допускается проведение испытаний без защитных ограждений вращающихся деталей дизеля, испытательного стенда и измерительных приборов.
3.3. Выпускные трубопроводы стенда и выпускной ресивер, а также патрубки, соединяющие турбокомпрессор с охладителем наддувочного воздуха, должны быть термоизолированы. Участки трубопроводов, с которыми исключено соприкосновение обслуживающего персонала при работе дизеля, допускается не термоизолировать.
Справочное
Пояснение |
|
Крутящий момент |
Средний крутящий момент, развиваемый дизелем на конце вала отбора мощности |
Частота вращения |
Число оборотов вала отбора мощности дизеля в единицу времени |
Частота вращения коленчатого вала |
Число оборотов коленчатого вала в единицу времени |
Давление в конце сжатия |
Максимальное давление в цилиндре при кратковременном выключении подачи топлива |
Максимальное давление сгорания |
Максимальное давление в цилиндре при сгорании топлива |
Расход топлива |
Количество топлива, расходуемого дизелем в единицу времени |
Удельный расход топлива |
Расход топлива на киловатт-час |
Расход цилиндрового смазочного масла |
Количество масла, подаваемого лубрикатором в единицу времени |
Удельный расход цилиндрового смазочного масла |
Расход цилиндрового смазочного масла на киловатт-час |
Расход циркуляционного смазочного масла |
Количество циркуляционного масла, израсходованного дизелем безвозвратно в единицу времени |
Удельный расход циркуляционного смазочного масла |
Расход циркуляционного смазочного масла на киловатт-час |
Расход воздуха |
Количество воздуха, проходящего через дизель в единицу времени |
Поток охлаждающей жидкости |
Количество жидкости, протекающей через систему охлаждения дизеля в единицу времени |
Поток смазочного масла |
Количество масла, протекающего через систему смазки в единицу времени |
Рекомендуемое
Примерное содержание программы испытаний:
область распространения программы;
условия проведения испытания (комплектность и нагрузка навесных вспомогательных механизмов, атмосферные и рабочие условия, сорта рабочих агентов, оборудование стенда);
объем и порядок проведения испытаний с указанием продолжительности режимов (таблица режимов) и проверок;
перечень определяемых параметров дизеля и его систем;
методы определения параметров дизеля и его систем;
объем разборки дизеля и измерения деталей;
методика обработки результатов.
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Рекомендуемое
Примерная номенклатура испытаний, которым дополнительно подвергается дизель по заказу потребителя (заказчика):
испытания на надежность (назначенный ресурс непрерывной работы, назначенный ресурс до переборки) и проверка возможности проведения технического обслуживания дизеля в сроки, установленные инструкцией по эксплуатации (рекомендуется проведение ускоренных испытаний на надежность в соответствии с отраслевым стандартом);
измерение уровня шума;
измерение уровня вибрации;
измерение уровня радиопомех;
проверка работы с приводным агрегатом, которым дизель укомплектован, в том числе определение частот и амплитуд колебаний;
аварийное реверсирование судовых дизелей;
испытание дизеля в условиях имитации изменения атмосферных и рабочих условий;
возможность маневрирования и обеспечения установленной мощности при работе с предусмотренными неисправностями (например, с одним или более неработающими турбокомпрессорами);
определение теплового баланса дизеля;
проверка работы дизеля на режимах ограничительной характеристики;
определение эффективности подогревающих и пусковых устройств, обеспечивающих пуск дизеля при температуре окружающей среды.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 4).
Рекомендуемое
ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ДИЗЕЛЕЙ
1. При испытаниях рекомендуется применять следующую измерительную аппаратуру:
гидротормозы, электрические или торсионные динамометры для измерения крутящего момента;
тахометры, счетчики оборотов (импульсов) с секундомерами, тахоскопы для измерения частоты вращения;
пружинные и жидкостные барометры для измерения барометрического давления;
максиметры, механические и электрические индикаторы для измерения максимального давления сгорания и давления в конце сжатия;
пружинные и жидкостные манометры для измерения давления топлива, масла, других рабочих агентов;
термометры сопротивления, термопары, термометры жидкостные и манометрические для измерения температур воздуха, отработавших газов, охлаждающей жидкости, смазочного масла, топлива и других агентов;
нормальные сужающие устройства и другие расходомеры для измерения расхода топлива, расхода воздуха, потока жидкостей;
приборы для измерения массового расхода топлива (весы или устройства объемного измерения топлива, обеспечивающие измерения с погрешностью не более ± 1,0 %);
механические и электрические секундомеры для измерения времени расхода контрольных доз топлива, масла, продолжительности пуска и др.;
шумоизмерительная аппаратура для измерения уровня шума дизеля;
виброизмерительная аппаратура для измерения вибрации дизеля;
дымомеры для определения степени видимой непрозрачности отработавших газов.
2. Все применяемые при испытаниях измерительные приборы и аппаратура подлежат проверке и тарировке в соответствии с правилами Госстандарта.
3. Гидротормозы, электрические динамометры или другие подобные устройства для измерения крутящего момента подвергаются статической тарировке.
Электрические динамометры тарируют на положения: «Торможение», «Прокрутка».
Справочное
Диаграмма для определения давления на входе в компрессор при имитации высокой температуры воздуха в условиях на месте установки дизеля
Pa - давление окружающей среды при испытаниях; р1 - давление воздуха после дросселя; рк - давление воздуха на выходе из компрессора; Та - температура окружающей среды при испытании Там - температура окружающей среды на месте установки дизеля
Справочное
Соответствие требований СТ СЭВ 1582-87 ГОСТ 10448-80
СТ СЭВ 1582-87 |
|||
Пункты |
Содержание требований |
Пункты |
Содержание требований |
Разд. 1 |
Требования к приемке |
Разд. 1 |
Требования к приемке |
- |
Разд. 2, в т.ч. п. 2.2.1, табл. 2 |
- |
|
Устанавливает максимально допускаемую погрешность измерения параметров, в т.ч. значения погрешности измерения: |
Устанавливает максимально допускаемую погрешность измерения параметров, в т.ч. значения погрешности измерения: |
||
давления наддувочного воздуха после компрессора, кПа, ± 2,5 %; |
давления наддувочного воздуха после компрессора, кПа, ± 2 %; |
||
давления наддувочного воздуха после охлаждения, кПа, ± 2,5 %; |
давления наддувочного воздуха после охладителя, кПа, ± 2 %; |
||
температуры охлаждающей жидкости, К, ± 4 К; |
температуры охлаждающей жидкости, К, ± 4 К; |
||
температуры смазочного масла, К, ± 4 К |
температуры смазочного масла, К, ± 4 К |
||
Разд. 3 |
Требования безопасности |
Разд. 3 |
Требования безопасности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. (Введено дополнительно, Изм. № 3).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.11.80 № 5295
Изменение № 4 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 14 от 12.11.98)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации |
|
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3. Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 1582-87
4. В стандарт введены требования международных стандартов ИСО 3046-2 и ИСО 3046-3
5. ВЗАМЕН ГОСТ 10448-63
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Номер пункта |
|
(Измененная редакция, Изм. № 5).
7. ИЗДАНИЕ (ноябрь 2003 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утвержденными в июле 1983 г., декабре 1985 г., октябре 1988 г., феврале 1999 г. (ИУС 10-83, 4-86, 1-89, 4-99)
СОДЕРЖАНИЕ