ГОСТ 1012-72
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
|
Москва |
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Технические условия Aviation petrols.
|
ГОСТ |
Дата введения 01.01.73
Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.
Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.
Авиационные бензины не должны содержать поверхностно-активных веществ и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства.
(Измененная редакция, Изм. № 8, 12, 13).
1.1 Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок:
авиационный бензин Б-95/130,
авиационный бензин Б-91/115.
1.2. По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
Таблица 1
Норма для марки |
Метод испытания |
||
Б-95/130 |
Б-91/115 |
||
1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более |
3,1 |
2,5 |
По ГОСТ 13210 или ГОСТ 28782-90 и по п. 2.4 или п. 2.7 настоящего стандарта |
2. Детонационная стойкость: |
|||
октановое число по моторному методу, не менее |
95 |
91 |
По ГОСТ Р 52946 или ГОСТ 511 |
сортность на богатой смеси, не менее |
130 |
115 |
По ГОСТ 3338 |
3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее |
42947×103 (10250) |
По ГОСТ 21261 (Поправка). |
|
4. Фракционный состав: |
По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177 |
||
температура начала перегонки, °С, не ниже |
40 |
||
10 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
82 |
По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177 |
|
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
105 |
||
90 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
145 |
||
97,5 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
180 |
||
остаток, %, не более |
1,5 |
||
потери от разгонки, %, не более |
1,5 |
||
5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.), не менее |
33325 (250) |
29326 (220) |
По ГОСТ 1756 или по ГОСТ 28781 |
не более |
45422 (340) |
47988 (360) |
|
6. Кислотность в мг/КОН на 100 см3 бензина, не более |
0,3 |
По ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362 |
|
7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше |
-60 |
По ГОСТ 5066 (1 метод - без обезвоживания бензина) |
|
8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более |
6,0 |
2,0 |
По ГОСТ 2070 |
9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более |
35 |
По ГОСТ 6994 |
|
10. Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более |
3 |
3 |
По ГОСТ 1567 и п. 2.5 настоящего стандарта (Поправка). |
11. Массовая доля серы, %, не более |
0,03 |
По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р 51859, или ГОСТ 19121 |
|
12. Испытание на медной пластинке |
Выдерживает |
По ГОСТ 6321 |
|
13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
По ГОСТ 6307 |
|
14. Содержание механических примесей и воды |
Отсутствие |
По п. 2.6 |
|
15. Прозрачность |
Прозрачный |
По п. 2.6 |
|
16. Цвет |
Зеленый |
Зеленый |
По п. 2.6 |
17. Массовая доля параоксидифениламина, % |
0,002 - 0,005 |
По ГОСТ 7423 |
|
18. Период стабильности, ч, не менее |
12 |
По ГОСТ 6667 |
|
19. Плотность при 20 °С, кг/м3 |
Определение обязательно |
По ГОСТ 3900 |
(Измененная редакция, Изм. № 13, 14)
Примечания:
1. (Исключено, Изм. № 6).
2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:
а) йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина.
б) содержание фактических смол не более 3 мг на 100 см3 бензина.
3. (Исключено, Изм. № 8).
4. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004 - 0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %.
6. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.
7. Примечания 1 - 6 не распространяются на бензин, предназначенный для экспорта.
8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157×103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).
9. (Исключено, Изм. № 7).
10. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «Период стабильности» с нормой «не менее 8 ч».
11. Норма по показателю «Массовая доля ароматических углеводородов» для ПО «Омскнефтеоргсинтез», ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез», Бакинского НПЗ введена с 01.01.95. Определение обязательно.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11).
1.3. К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20 % толуола по ГОСТ 14710 и 10 % пиробензола.
К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола или алкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6 %.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 6).
1.4. Для окрашивания этилированных бензинов добавляются красители, указанные в табл. 2.
Таблица 2
Цвет |
Наименование красителей |
Масса красителя, мг на 1 кг бензина |
|
Б-95/130 |
Зеленый |
Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый К |
6 ± 0,1 |
Б-91/115 |
Зеленый |
Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый |
6 ± 0,1 |
Примечания:
1. Интенсивность окраски (концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924.
2. При применении жирорастворимого зеленого антрохинонового красителя допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8, 13).
1a.1. Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6 %, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м3 (определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод),
1а.2. Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус 38 °С, область воспламенения 0,98 - 5,48 % (по объему); температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до плюс 5 °С.
1а.3. В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.
1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека.
При работе с авиационными бензинами применимы индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду и рабочего помещения должны быть герметизированы.
Помещения, в которых проводятся работы с авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.
1а.6. Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.018.
(Измененная редакция, Изм. № 13).
1б.1. Авиационные бензины принимают партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества и сопровождаемого паспортом.
Паспорт продукции, оформляемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), должен содержать наименование и марку продукции, сведения об изготовителе (продавце), включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, и настоящим стандартом, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок. Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.
При реализации продукции продавец по требованию потребителя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:
- наименование продукции и ее целевое назначение;
- информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;
- наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;
- номер партии продукции, поставленной для реализации;
- массу нетто продукции в таре;
- сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об их отсутствии;
- знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;
- сведения о сертификате соответствия;
- сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции
(Измененная редакция, Изм. № 7, 13).
1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.
1б.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
(Измененная редакция, Изм. № 8).
Разд. 1а., 1б. (Введены дополнительно, Изм. № 5).
2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517. Объем объединенной пробы 10 дм3.
(Измененная редакция, Изм. № 8).
2.2. Содержание параоксидифениламина определяют на месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производства бензина не реже одного раза в месяц.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
2.3. При разногласиях в оценке качества бензина показатель «кислотность» определяют по ГОСТ 5985.
(Введен дополнительно, Изм. № 5).
2.4. Содержание свинца в бензине, полученное по ГОСТ 28782, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца (С1) в г на 1 кг бензина по формуле
где С - содержание свинца в бензине по ГОСТ 28782, г/дм3;
r - плотность бензина, кг/м3;
1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.
(Измененная редакция, Изм. № 8, 10).
2.6. Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально.
Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40 - 55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.
2.5, 2.6. (Введены дополнительно, Изм. № 8).
2.7. Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца
Метод предназначен для определения содержания свинца при концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм3 и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5 г/кг.
Сущность метода заключается в разложении алкильных соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическим титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого.
2.7.1. Аппаратура, реактивы, материалы
Весы лабораторные общего назначения с наибольшим пределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ 24104*.
________
* С 1 июля 2002 г. Введен в действие ГОСТ 24104-2001.
Ареометры для нефти по ГОСТ 18481.
Термометры ртутные стеклянные ТЛ-44-Б2 по ГОСТ 28498.
Цилиндры по ГОСТ 1770, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100 см3.
Колбы по ГОСТ 1770, исполнения 2, вместимостью 100, 1000 см3.
Колбы по ГОСТ 25336, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250 см3 ТС.
Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3 по НТД.
Пипетки по НТД, исполнения 1 - 2, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3.
Холодильник прямой воздушный.
Дефлегматор 250-19/26-29/32.
Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2.
Электроплитка с закрытой спиралью.
Палочка стеклянная.
Склянка из темного стекла.
Йод, ч.д.а.
Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) по ГОСТ 10652, раствор концентрации 0,01 моль/дм3.
Свинец II азотно-кислый, х.ч., по ГОСТ 4236 или по НТД или ос.ч. по НТД.
Индикатор ксиленоловый оранжевый.
Уротропин технический по ГОСТ 1381 или другой марки по физико-химическим показателям не ниже технического.
Кислота соляная, х.ч., по ГОСТ 3118 или ос.ч. по ГОСТ 14261, раствор 0,1 моль/дм3.
Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505 или С3 = 80/120, С2 = 80/120 по ГОСТ 443.
Вода дистиллированная рН 5,4 - 6,6.
Допускается применять реактивы квалификации не ниже указанной в методе.
2.7.2. Подготовка к испытанию
2.7.2.1. Приготовление насыщенного раствора йода
В склянку с притертой пробкой из темного стекла помещают 100 см3 бензина и добавляют (6,0 ± 0,5) г кристаллического йода, взвешенного с погрешностью не более 0,1 г. Содержимое в склянке перемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензина йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут.
2.7.2.2. Приготовление раствора уротропина
Навеску уротропина массой (50,0 ± 0,5) г растворяют в 70 - 80 см3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100 см3 и доводят объем до метки.
(Измененная редакция, Изм. № 11).
2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора азотно-кислого свинца
В мерную колбу вместимостью 1000 см3 помещают (3,3 ± 0,1) г азотно-кислого свинца, добавляют 500 см3 дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки.
2.7.2.4. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора ди-Na-ЭДТА
Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7 ± 0,1) г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000 см3 в 400 - 500 см3 дистиллированной воды, перемешивают и доводят объем до метки.
2.7.2.5. Приготовление индикатора
Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой (91,0 ± 0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навеской азотно-кислого калия массой (100,0 ± 0,5) г до получения однородного цвета смеси и переносят в склянку из темного стекла.
2.7.2.6. Приготовление 0,1 моль/дм3 раствора соляной кислоты
8 см3 концентрированной соляной кислоты растворяют в ~500 см3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 1000 см3 и доводят объем до метки.
2.7.2.7. Установление фактора (f) раствора du-Na-ЭДТА
К 20 см3 0,01 моль/дм3 раствора азотно-кислого свинца добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и 0,08 - 0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски и титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.
Фактор раствора вычисляют по формуле
где 20 - объем раствора 0,01 моль/дм3 азотно-кислого свинца, см3;
V - объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см3.
Фактор раствора f вычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V.
При температуре (20 ± 0,5) °С определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900.
2.7.3. Проведение испытания
В коническую колбу вместимостью 250 см3 помещают 100 см3 дистиллированной воды и подогревают до температуры 80 - 90 °С. Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 см3 испытуемого бензина и 10 см3 раствора йода.
Присоединяют к колбе обратный холодильник или дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовую прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допуская бурного кипения, постоянно перемешивая.
После обесцвечивания анализируемого раствора выключают обогрев и через 1 - 2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение 30 - 40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускается выдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, до полного удаления избытка йода.
В колбу с содержимым добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и 0,08 - 0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.
Параллельно проводят контрольный опыт с дистиллированной водой.
2.7.4. Обработка результатов
Концентрацию свинца, г/дм3, вычисляют по формуле
где V1 - объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см3;
V2 - объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование контрольного опыта, см3;
V - объем испытуемой пробы бензина, см3;
2,072 - масса свинца, эквивалентная 1 см3 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, мг;
f - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА.
За результат измерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений.
Содержимое тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по формуле
где С - концентрация свинца в бензине, г/дм3;
r - плотность бензина при 20 °С, г/см3;
1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.
2.7.5 Точность метода
Сходимость
Два результата определения, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95 %-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03 г/дм3 (свинца).
Воспроизводимость
Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95 %-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения 0,05 г/дм3 (свинца).
2.8. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества авиационного бензина устанавливается метод, указанный в таблице первым
2.7 - 2.8. (Введены дополнительно, Изм. № 10, 13).
3.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ 1510.
3.2. (Исключен, Изм. № 7).
(Измененная редакция, Изм. № 13).
4.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
4.2. Гарантийный срок хранения бензинов - 5 лет со дня изготовления.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 № 19
Изменение № 12 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 17 от 22.06.2000)
За принятие изменения проголосовали
Наименование национального органа по стандартизации |
|
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Республики Беларусь |
Кыргызская Республика |
Кыргызстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикстандарт |
Туркменистан |
Главгосслужба «Туркменстандартлары» |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
3. ВЗАМЕН ГОСТ 1012-54
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Номер пункта |
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
|
(Поправка, Измененная редакция, Изм. № 13,).
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 18.07.91 № 1271
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, утвержденными в ноябре 1976 г., апреле 1982 г., феврале 1984 г., декабре 1986 г., сентябре 1989 г., декабре 1990 г., июне 1991 г., июне 1997 г. и июне 2000 г. (ИУС 1-77, 7-82, 5-84, 3-87, 1-90, 4-91, 10-91, 9-97, 12-2000); Поправками (ИУС 1-2005, 1-2006)
Переиздание (по состоянию на июнь 2009 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Марки и технические требования. 1 1а. Требования безопасности. 3 |