МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАСОВАНО Заместитель Министра охраны окружающей Среды и природных ресурсов Российской Федерации В.Ф. Костин 18 мая 1994 г. |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра транспорта Российской Федерации В.Ф. Березин 20 мая 1994 г. |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ
ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА
РД 152-001-94
Дата введения 01.01.95
Исполнители:
- от НИИАТ: Рошаль Л.Я., Донченко В.В., Манусаджянц Ж.Г., Самойлова Л.Г.
- от Минтранса России: Плечов А.Л., Хатунцев В.П.
- от Минприроды России: Резчиков В.В., Пожидаев А.Е.
Настоящий документ является отраслевым нормативным документом Минтранса России и определяет основные требования по организации и осуществлению прироохранительной деятельности на предприятиях транспортно-дорожного комплекса (ТДК) - автомобильного, водного и воздушного транспорта, дорожного хозяйства, а также предприятиях, обслуживающих эти виды транспорта.
Требования данного документа распространяются на вновь организуемые, реконструируемые и на действующие предприятия, находящиеся в государственной, муниципальной, кооперативной, частной и других видах собственности (включая предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций и иностранных государств), осуществляющие коммерческую или иную деятельность в области перевозок грузов и пассажиров, технического обслуживания и ремонта техники, а также дорожного хозяйства на территории Российской Федерации (далее - предприятия). Исключение составляют предприятия, не имеющие собственной производственно-технической базы и заключившие договоры на выполнение работ, при которых выделяются загрязняющие окружающую среду вещества, с другими предприятиями, имеющими соответствующие лицензии на проведение таких работ.
Настоящими требованиями должны руководствоваться отделения Российской транспортной инспекции (РТИ) Минтранса Российской Федерации при выдаче лицензии предприятиям ТДК на право осуществления коммерческой деятельности.
2.1.1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов ТДК должны осуществляться по утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектов строительства, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы. ТЭО и проекты строительства представляются на экспертизу совместно с проектами нормативов ПДВ и ПДС (предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).
2.1.2. Предприятие, имеющее производственно-техническую базу, должно иметь экологический паспорт, а также лицензию на комплексное природопользование с установленными разрешениями на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимыми и временно согласованными), предельным использованием (изъятием) природных ресурсов, размещением отходов. Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды Российской Федерации в порядке, согласованном с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также с органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) в соответствии с их компетенцией.
2.1.3. При выдаче лицензии органами Российской транспортной инспекции на право коммерческой деятельности в ТДК или при продлении срока ее действия, а также продлении срока действия лицензии на комплексное природопользование, выдаваемой органами Минприроды России, предприятие обязано предъявить аудиторское заключение, выданное экологическими аудиторскими организациями в соответствии с Временным положением об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе Российской Федерации.
2.1.4. Государственный экологический контроль за соблюдением прироохранных требований на предприятиях ТДК осуществляют территориальные органы Минприроды России или уполномоченные ими другие органы.
2.1.5. Государственный контроль за соблюдением лицензионных требований к предприятиям ТДК, в части обеспечения охраны окружающей среды, сформулированных в настоящем документе, осуществляют органы РТИ Минтранса России.
2.1.6. При проведении контроля за организацией и проведением природоохранной деятельности на предприятиях ТДК территориальные органы Минприроды России или уполномоченные ими другие органы могут использовать аудиторские заключения, указанные в п. 2.1.3.
2.1.7. При осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований предприятиям ТДК, в части обеспечения охраны окружающей среды, органы РТИ Минтранса России используют соответствующие аудиторские заключения.
2.1.8. Предприятие должно планировать и проводить мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
2.1.9. В результате функционирования предприятия, концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, не должны превышать установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов на границе санитарно-защитной зоны данного предприятия (перечень ПДК основных загрязняющих веществ для предприятий ТДК дан в приложении 1).
2.1.10. Уровни шума, создаваемого предприятиями ТДК, должны соответствовать требованиям, регламентируемым “Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий” (СН 245-71) и “Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию”.
2.1.11. Загрязненные воды, отводимые от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а также ливневые стоки с территории предприятия не должны сбрасываться в поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной их очистки.
Сброс предварительно очищенных сточных вод допускается на основе разрешения, выдаваемого территориальными органами Минприроды России. В разрешении устанавливаются нормативы ПДС вредных веществ (перечень ПДК вредных веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей приведен в приложении 2).
Условия передачи в канализационные сети хозяйственно-бытовых и промышленных стоков определяются договором между предприятием и владельцем канализационных сетей и очистных сооружений.
2.1.12. Содержание загрязняющих веществ в почвах вне санитарно-защитной зоны или полосы отчуждения транспортного или дорожного предприятия не должно превышать их ПДК (перечень ПДК основных загрязняющих веществ дан в приложении 3).
2.1.13. предприятие обязано вести отчетность по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов по формам, установленным Госкомстатом России и предоставлять их по требованию представителей органов Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, а также отделений Российской транспортной инспекции (РТИ). Предприятия обязаны предоставлять возможность проведения вышеуказанным органам необходимых осмотров и замеров для оценки эффективности проводимых природоохранных работ и контроля за соблюдением условий, содержащихся в лицензии на комплексное природопользование. При издании новых законодательных актов или других нормативных документов, регламентирующих вопросы охраны окружающей природной среды, отделения Российской транспортной инспекции должны вносить соответствующие изменения в лицензионные обязательства предприятий на транспортную и другую коммерческую деятельность.
2.1.14. Ответственность за обеспечение экологической безопасности предприятия несет его руководитель (владелец).
2.1.15. Природоохранная деятельность на предприятиях ТДК организуется и осуществляется в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации, нормативными и нормативно-методическими документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Минтрансом России и/или Минприроды России.
2.1.16. На предприятии должны соблюдаться требования законодательных актов и других нормативных документов, регламентирующих осуществление природоохранной деятельности (перечень и краткое содержание этих документов приведены в приложении 4).
2.1.17. Руководитель и персонал предприятия должны пройти обучение по вопросам природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности. Руководитель предприятия несет полную ответственность за действия персонала, приводящие к загрязнению окружающей природной среды.
2.1.18. В случае выброса (сброса) загрязняющих веществ в воздух, воду или почву, происшедших в результате аварии, катастрофы или иных обстоятельств на территории предприятия, или в процессе перевозок грузов предприятие (ответственное лицо, осуществляющее перевозку) обязано немедленно принять меры по ликвидации последствий, вызванных загрязнением окружающей природной среды и известить о нем местные органы исполнительной власти, территориальные органы Минприроды России.
2.1.19. предприятие должно иметь оборудование и проводить контроль и регулировку двигателей транспортных средств (для которых это предусмотрено соответствующими стандартами или другими нормативными документами) на соответствие выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах, установленным нормам. Допускается проведение этих работ другим предприятием (по договору), имеющим лицензию на проведение данных работ.
2.1.20. Предприятие обязано осуществлять производственный экологический контроль, который ставит своей задачей:
- проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
- соблюдение нормативов качества окружающей природной среды (контроль за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны, в выбросах из стационарных и передвижных источников загрязнения, в сбросах в канализацию и поверхностные водные объекты, в почвах, прилегающих к санитарно-защитной зоне предприятия, в почвах и грунтовых водах на территории предприятий, а также вблизи мест, отведенных для захоронения отходов транспортно-дорожного комплекса);
- выполнения требований природоохранительного законодательства.
Производственный экологический контроль производится на основании приказа по предприятию и в соответствии с Положением по организации производственного экологического контроля.
2.1.21. Предприятие обязано:
- соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотведения;
- принимать меры, направленные на полное прекращение сброса в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод;
- содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, обеспечивающие предотвращение загрязнение водных объектов, вести в установленном порядке учет водопотребления и водоотведения.
2.1.22. Предприятие обязано проводить организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе: принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ; обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений и оборудования для очистки выбросов.
2.1.23. Предприятия ТДК должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами в соответствии с “Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий”.
2.1.24. Перевозка грузов должна осуществляться таким образом, чтобы груз не загрязнял окружающую природную среду, дорожное покрытие.
2.2.1. Участки и цехи механической обработки материалов, деталей должны быть оснащены пылеулавливающими установками.
2.2.2. Деревообрабатывающие цехи и участки должны иметь исправные устройства достаточной мощности для улавливания древесной пыли.
2.2.3. Котельные, имеющиеся на предприятии и работающие на жидком или твердом топливе, должны иметь исправные устройства для улавливания твердых частиц (сажи) в отходящих газах, обеспеченные современными установками по очистке выбросов в атмосферу.
2.2.4. Окрасочные цехи, участки (при пульверизационной окраске) должны иметь исправные устройства для улавливания аэрозоля краски и растворителей или оснащаться устройствами для безвоздушного нанесения краски.
При проведении окрасочных работ вне помещения окраска должна проводиться безвоздушным методом.
2.2.5. Предприятие должно иметь специальные участки для мойки подвижного состава, узлов и деталей, исключающие сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву.
2.2.6. Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС.
2.2.7. Моечные установки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды.
2.2.8. Производственные отходы должны храниться в специально отведенном на территории предприятия месте в количествах, согласованных с местными органами исполнительной власти и территориальными органами Минприроды России.
По мере накопления все отходы должны утилизироваться (при наличии средств утилизации) или вывозиться в места, специально установленные органами Госкомсанэпиднадзора и местными органами власти.
2.2.9. Предприятия, имеющие свои емкости для хранения и заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами (ТСМ) должны организовать приемку и выдачу ТСМ так, чтобы исключалась возможность их попадания в канализацию, водоемы и почву.
2.2.10. Топливозаправочные колонки должны иметь исправное оборудование, исключающее пролив топлива при переполнении заправляемой емкости.
2.2.11. При наличии наземных или подземных резервуаров для хранения ТСМ емкостью более 5 куб. м. на предприятии должны быть технические средства для предупреждения и быстрой ликвидации возможных аварий.
2.2.12. Места проведения смазочных работ должны быть оснащены емкостями для сбора отработанных масел и фильтров и оборудованы таким образом, чтобы исключалась возможность загрязнения ТСМ почв и поверхностных вод.
3.1.1. К предприятиям автомобильного транспорта относятся: автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров; предприятия, осуществляющие техническое обслуживание автомобилей (станции технического обслуживания, регулировочные пункты); предприятия, осуществляющие механизированные погрузочно-разгрузочные работы; предприятия, осуществляющие ремонт автомобилей или их агрегатов; автовокзалы и автостанции.
3.1.2. Предприятие должно иметь исправные и поверенные приборы, необходимые для контроля и регулировки двигателей по токсичности и дымности отработавших газов, из расчета не менее, чем 2 газоанализатора на 100 автомобилей с бензиновыми двигателями и 2 дымомера на 100 автомобилей с дизелями. Технические характеристики приборов (погрешность, диапазон измерений и т.д.) должны соответствовать требованиям стандартов, регламентирующих методы измерения токсичности и дымности.
На предприятии должна регулярно проводиться контрольно-регулировочная работа в соответствии с действующими инструкциями.
3.1.3. Стоянка подвижного состава в нерабочее время разрешается только на территории предприятия, а при работе в отрыве от предприятия или если предприятие не имеет своей территории, на специально отведенных местах (стоянках), согласованных с местными органами исполнительной власти и с территориальными органами Минприроды России.
3.1.4. Предприятие, расположенное в районе, где температура самого холодного месяца достигает -15°С и ниже, должно иметь для всех автомобилей теплые стоянки или открытые площадки с устройствами для подогрева двигателей.
3.1.5. Стенды для испытания двигателей и диагностики автомобилей должны иметь систему шумоглушения, снижающую шум до норм, установленных стандартом, а также устройство для нейтрализации отработавших газов.
3.1.6. При использовании газобаллонных автомобилей, на предприятии должен быть предусмотрен специальный пост для слива или перепуска газа из баллонов автомобиля в специальные емкости. Выпуск газа в атмосферу запрещается.
3.2.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации, по содержанию токсичных веществ в отработавших газах должны соответствовать требованиям стандартов.
3.2.2. Подвижной состав, выпускаемый из предприятия не должен иметь подтекания (утечки) топлива, смазочных материалов и жидкостей.
3.3.1. Перевозка опасных грузов должна осуществляться в соответствии с “Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом”.
3.3.2. Грузы, которые могут загрязнять окружающую природную среду, должны перевозиться в надежной таре, препятствующей попаданию их в окружающую природную среду, или в специализированном подвижном составе.
3.3.3. При нарушении целостности тары в процессе перевозки, приводящей к потере груза и загрязнению им окружающей природной среды, перевозчик обязан незамедлительно принять меры по ликвидации этого загрязнения и сообщить об этом местным органам исполнительной власти и территориальным органам Минприроды России.
3.3.4. Вынужденный ремонт подвижного состава на линии в неустановленном месте должен выполняться так, чтобы не загрязнять проезжую часть дороги или прилегающую к ней территорию.
3.3.5. Автомобили должны осуществлять движение только по дорогам, предназначенным для автомобильного движения.
3.3.6. Запрещается:
- проводить техническое обслуживание. в том числе мойку и ремонт автомобилей, в неотведенных для этой цели местах; разжигать костры для подогрева агрегатов автомобилей, сжигания мусора (отходов) и других целей;
- подогревать двигатели автомобилей, находящихся на отстое, за счет их работы на холостом ходу;
- осуществлять движение автомобилей по травяному или другому растительному покрову, за исключением работ, выполняемых при совместных работах с сельскохозяйственными машинами на полях;
- загрязнять проезжую часть дороги и прилегающую к ней территорию как бытовым, так и производственным мусором.
4.1. К предприятиям водного транспорта относятся: речные и морские пароходства и судоходные компании, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки, буксировку судов и иных плавучих объектов; морские и речные порты; пристани; заводы, осуществляющие строительство и ремонт судов морского и речного флота и судовых механизмов; ремонтно-эксплуатационные базы.
4.2. Осуществление предприятием погрузочно-разгрузочных работ, складирования, транспортировки грузов, производится в соответствии с требованиями “Правил морской перевозки опасных грузов” (МОПОГ), “Правил безопасности труда в морских портах”, “Правил перевозки в портах Минречфлота РСФСР” и “Правил безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР”.
4.3. Предприятия должны иметь стационарные (береговые) или плавучие самоходные технические средства сбора, очистки и утилизации хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих сточных вод, моющих растворов, мусора, твердых бытовых и производственных отходов.
Сброс загрязняющих веществ в акваторию порта запрещен.
4.4. Сбор и утилизация твердых отходов, мусора с территории предприятия должны осуществляться согласно “Правилам санитарного содержания населенных мест” и “Инструкции по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских портов”.
4.5. Предприятия должны иметь плавучие технические средства и оборудование для очистки акватории порта от плавающего мусора, нефтепродуктов и прочих загрязняющих веществ.
4.6. Судоремонтные предприятия, порты и ремонтно-эксплуатационные базы должны иметь промывочно-пропарочные зачистные станции для зачистки судов, грузовых отсеков и танков судов при постановке их на ремонт, отстой или смене перевозимого груза.
При мойке и зачистке запрещается сброс за борт остатков груза, нефтепродуктов, моющих и отработанных растворов. Слив балласта и отходов должен производиться в специальные береговые сооружения или плавсредства.
4.7. Предприятия разрабатывают и утверждают схему (порядок) сбора и утилизации всех видов отходов, которая доводится до всех подразделений предприятия и судовых команд.
4.8. Предприятия должны иметь технические средства по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), состав и размещение которых соответствует техническим схемам по ЛАРН, согласованным в установленном порядке с территориальными органами Минприроды России.
4.9. Требования к судам и плавучим техническим средствам.
4.9.1. Сброс за борт неочищенных, хозяйственно-бытовых, нефтесодержащих сточных вод, твердых бытовых отходов и мусора запрещается.
4.9.2. Условия возможных сбросов хозяйственно-бытовых сточных вод с судов во внутренние водоемы регламентируется “Правилами по предотвращению загрязнения с судов” и “Правилами Речного Регистра РСФСР”, в открытом море - “Правилами МАРПОЛ-73-78”, а в морских внутренних и территориальных водах России - “Правилами санитарной охраны прибрежных вод морей и Перечнем веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря”.
4.9.3. На всех судах, за исключением малотоннажных, должны действовать сточные системы хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод. Сточные системы должны быть оборудованы установкой для очистки и обеззараживания сточных вод или устройством для сбора, хранения, сепарации и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства, а также устройствами для сбора, обработки мусора или его сжигания.
4.9.4. Удаление с судов сточных, нефтесодержащих вод и мусора осуществляется в соответствии с “Санитарными правилами для морских судов СССР”, “Санитарными правилами для речных судов СССР”, Правилами МАРПОЛ-73-78.
4.9.5. При перевозке на судах опасных грузов должны соблюдаться требования “Правил морской перевозки опасных грузов” (МОПОГ), “Правил перевозок груза Минречфлота РСФСР”.
4.9.6. Уровни внешнего шума судов внутреннего и прибрежного плавания должны соответствовать требованиям ГОСТ 17.2.4.04-82.
4.9.7.Уровень шумового воздействия судов внутреннего и прибрежного плавания на население прибрежной зоны должен соответствовать требованиям ГОСТ 17.2.4.04-82.
4.9.8. При стоянках в портах и движении судов в черте населенных пунктов должны быть исключены операции, приводящие к загрязнению атмосферного воздуха из дымовых и выхлопных труб.
4.9.9. В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от судовых двигателей, портовые причалы должны быть оборудованы специально выделенными электроколонками для энергообеспечения судов на период их стоянок в портах.
4.9.10. Бункеровочные станции, транспортные и технические плавсредства должны быть оборудованы устройствами для закрытой бункеровки горюче-смазочных материалов.
5.1. К предприятиям воздушного транспорта относятся: аэродромы (вертодромы) гражданской авиации, предназначенные для воздушных судов; авиакомпании, выполняющие пассажирские и грузовые перевозки; заводы по ремонту воздушных судов и их агрегатов, авиационно-технические базы (АТБ).
5.2. При строительстве предприятий (аэродромов, вертодромов) необходимо принимать меры по охране природной среды. Технические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей среде и обеспечивать сохранение устойчивого состояния природного баланса (СНиП 2.05.08-85).
Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных, дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства аэродрома. Все повреждения, нанесенные природной среде в зонах временного отвода под строительство временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п. следует устранить к моменту сдачи аэродрома в эксплуатацию.
5.3. Мотороиспытательные станции должны быть оборудованы устройствами для нейтрализации отработавших газов и системой шумоглушения, обеспечивающей соблюдение установленных норм.
5.4. Площадки для мойки и антиобледенительной обработки воздушных судов спецжидкостями, склады топливосмазочных материалов и пункты заправки спецавтотранспорта топливом должны быть оборудованы системой отвода сточных вод и их очистки.
5.5. На территории предприятий воздушного транспорта должны быть оборудованы дегазационно-обмывочные пункты. При этом должен быть организован сбор, очистка и обезвреживание загрязненной воды.
5.6. При наличии на территории аэродрома радиолокаторных станций и других радиотехнических средств должны быть предусмотрены мероприятия по защите местного населения от воздействия сверхвысоких радиочастот.
5.7. Предприятие на каждый объект излучений сверхвысоких радиочастот должно иметь санитарный паспорт в соответствии с требованиями санитарных норм, включающий данные о технических параметрах, режиме работы объекта, ситуационный план его расположения, размеры санитарно-защитной зоны и зон ограничения застройки, а также сравнительную оценку соблюдения нормативов ПДУ.
5.8. Максимальные уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих предприятий воздушного транспорта, а также на территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых предприятий, не должны превышать норм, установленных ГОСТ 17228-87, ГОСТ 24647-81, ГОСТ 22283-88. На существующих территориях в окрестностях действующих предприятий максимальные уровни авиационного шума не должны превышать значений, временно согласованных с местными органами власти. При этом предприятие обязано иметь план мероприятий по снижению шума до установленных стандартом требований.
5.9. Предприятие должно иметь акустический паспорт, разработанный в соответствии с Рекомендациями по составлению акустических паспортов аэропортов гражданской авиации и содержащий зоны ограничения жилой застройки для существующих и перспективных условий эксплуатации предприятий, методы снижения и контроля авиационного шума, сравнительную оценку акустических характеристик эксплуатируемых воздушных судов и требований соответствующих стандартов.
6.1. К предприятиям дорожного хозяйства относятся: дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ), осуществляющие строительство и ремонт дорог, обслуживание и ремонт дорожно-строительной техники; асфальто-бетонные заводы (АБЗ); карьероуправления; мостостроительные управления (МСО); битумные базы; дробильно-сортировочные заводы; заводы и полигоны мостовых железобетонных конструкций; заводы по ремонту дорожной техники.
6.2. Технологическое оборудование для производства асфальтобетонных и других видов смесей должно иметь системы очистки отходящих газов, обеспечивающие соблюдение установленных ПДК в атмосферном воздухе. Пылегазоочистные системы должны обеспечивать бесперебойную работу в условиях переменного режима при изменении влажности и подачи исходных материалов, смене составов выпускаемых смесей, остановке и пуске оборудования. Эффективность очистки должна систематически проверяться.
6.3. Хранение цемента, минерального порошка, извести, других материалов следует осуществлять в закрытых емкостях складов. Склады должны быть полностью механизированы. Бункеры, силосы, транспортеры и питатели должны быть герметизированы и оборудованы пылеотсасывающими устройствами. Пылящие материалы следует перемещать средствами механического или пневматического транспорта.
При ручных работах с этими материалами, допускаемых в порядке исключения, должны быть предусмотрены мероприятия против распыления.
6.4. Хранение органических вяжущих веществ (битума, гудрона, дегтя и т.д.) следует осуществлять в крытых битумохранилищах с надежным отводом поверхностных вод или в специальных обогреваемых цистернах. Хранение органических вяжущих веществ в открытых ямах и емкостях запрещается.
Разогрев вяжущих веществ в битумохранилищах должен производиться электронагревателями или с помощью пароподогрева.
6.5. Выгрузку, складирование и внутризаводское транспортирование пылевидных материалов необходимо производить механизированно. При ручных работах с этими материалами, допускаемых в порядке исключения, должны быть предусмотрены мероприятия против распыления.
6.6. Каменные материалы в карьерах и на камнедробильных заводах должны очищаться от пылевидных частиц в установках для обогащения материалов. Для изоляции мест пылеобразования дробильно-сортировочное оборудование снабжается системами пылеочистки. Транспортные средства для каменных материалов (транспортеры, питатели, элеваторы и т.д.) должны быть оборудованы укрытиями.
6.7. При хранении каменных материалов должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению размыва их дождевыми и талыми водами и выноса материалов в водотоки. Складирование и хранение каменных материалов в прибрежных зонах рыбхозяйственных водоемов разрешается только при согласовании с органами рыбоохраны. Для уменьшения пылеобразования на складах каменных материалов необходимо предусматривать пылеподавление увлажнением.
Перечень основных загрязняющих веществ, выделяемых
предприятиями
ТДК, их ПДК в атмосферном воздухе населенных пунктов
(Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 18 ноября 1992 года)
Наименование веществ |
Класс опасности |
ПДК мг/м3 |
ОБУВ* мг/м3 |
|
максимально разовая |
среднесуточная |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Азота диоксид |
2 |
0,085 |
0,0400 |
|
Азота оксид |
3 |
0,400 |
0,0600 |
|
Акролеин |
2 |
0,030 |
0,0300 |
|
Ангидрид сернистый (серы диоксид) |
3 |
0,500 |
0,0500 |
|
Ацетон |
4 |
0,350 |
0,3500 |
|
Бутан |
4 |
200,0 |
||
Бенз(а)пирен |
1 |
1 нг/м |
||
Бензин (нефтяной, малосернистый в пересчете на углерод) |
4 |
5,000 |
1,5000 |
|
Бензин сланцевый (в пересчете на углерод) |
4 |
0,500 |
0,0500 |
|
Бутилацетат |
4 |
0,100 |
0,1000 |
|
Ванадия пятиокись |
1 |
0,0020 |
||
Водород хлористый (соляная кислота по молекуле HCl) |
2 |
0,200 |
0,2000 |
|
Взвешенные вещества |
3 |
0,500 |
0,1500 |
|
Гексан |
4 |
60,00 |
||
1,3-Бутадиен (дивинил) |
4 |
3,000 |
1,0000 |
|
2-Метилбутадиен -1,3 (изопрен) |
3 |
0,500 |
||
Железа оксид (в пересчета на железо) |
3 |
0,400 |
||
Кислота серная по молекуле H2SO4 |
2 |
0,300 |
0,1000 |
|
Ксилол |
3 |
0,200 |
0,2000 |
|
Керосин |
1,200 |
|||
Марганец и его соединения (в пересчете на диоксид марганца) |
2 |
0,010 |
0,0010 |
|
Метан |
- |
50,00 |
||
Масло минеральное нефтяное (веретенное, машинное, цилиндровое и др.) |
- |
0,050 |
||
Мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий) |
2 |
0,0020 |
||
Натрия гидроокись (натр едкий, сода каустическая) |
- |
0,010 |
||
Натрия карбонат (сода кальцинированная) |
- |
0,040 |
||
Олова оксид (в пересчете на олово) |
3 |
0,0200 |
||
Олова диоскид (в пересчете на олово) |
3 |
0,0200 |
||
Пыль неорганическая, содержащая двуокиси кремния в %: |
||||
выше 70 (динас и др.) |
3 |
0,150 |
0,0500 |
|
70-20 (шамот, цемент и др.) |
3 |
0,3000 |
0,1000 |
|
ниже 20 (доломит и др.) |
3 |
0,500 |
0,1500 |
|
Пыль: |
||||
абразивная (корунд белый, монокорунд) |
- |
0,040 |
||
древесная |
- |
0,100 |
||
хлопковая |
3 |
0,200 |
0,0500 |
|
Свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец) |
1 |
0,001 |
0,0003 |
|
Сажа |
3 |
0,150 |
0,0500 |
|
Спирт н-бутиловый |
3 |
0,100 |
0,1000 |
|
Спирт изобутиловый |
4 |
0,100 |
0,1000 |
|
Спирт этиловый |
4 |
5,000 |
5,0000 |
|
Сольвент нафта |
0,200 |
|||
Толуол |
3 |
0,600 |
0,6000 |
|
Угольная зола теплоэлектростанций |
2 |
0,050 |
0,0200 |
|
Углерода оксид |
4 |
5,000 |
3,0000 |
|
Уайт-спирит |
1,000 |
|||
Фтористые соединения: плохорастворимые неорганические фториды (фторид алюминия, фторид кальция) в пересчете на фтор) |
2 |
0,200 |
0,0300 |
|
Этилацетат |
4 |
0,100 |
0,1000 |
|
2-Этоксиэтанол (этилцеллозольв) |
0,700 |
Примечание: *- ОБУВ - ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Перечень основных предельно допустимых концентраций
вредных веществ,
в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей
(Утверждены Главрыбводом Минрыбхоза СССР
9 августа 1990 года № 12-04-11)
№ п/п |
Наименование ингредиентов |
Лимитирующий показатель |
Предельно допустимая концентрация (МГ/Л) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ДНС (динатриевая соль моноалкилсульфоянтарной кислоты на основе вторичных спиртов и малеинового ангидрида) |
токсикологический |
0,20 |
2 |
Масло соляровое |
-”- |
0,01 |
3 |
МЛ-6 моющий препарат (смесь сульфоната, сульфонола, ДБ, уайт-спирит) |
-”- |
0,50 |
4 |
ОП-7 |
-”- |
0,30 |
5 |
ОП-10 (СПАВ) |
-”- |
0,50 |
6 |
Свинец (PB) |
-”- |
0,10 |
7 |
Сульфонат на керосиновой основе (натриевая соль алкилсульфокислот) |
-”- |
0,50 |
8 |
Сульфонат на синтине (натриевая соль алкилсульфокислот) |
-”- |
1,00 |
9 |
Сульфонол НП-5 (натриевая соль алкилсульфокислот с алкильными остатками) |
-”- |
0,50 |
10 |
Сульфонол хлорный |
-”- |
0,10 |
11 |
Сульфонол НП-1 |
-”- |
0,20 |
12 |
Сульфонол НП-3 |
-”- |
0,10 |
13 |
“ДБ”- препарат (полигликолиевые эфиры)смачиватель |
Органолептический |
0,30 |
14 |
ДНС- на основе вторичных спиртов из вторых неомыляемых (паста) |
-”- |
0,20 |
15 |
Ксилол |
-”- |
0,05 |
16 |
Нефть и нефтепродукты в растворенном и эмульгоривонном состоянии |
Рыбохозяйственный |
0,05 |
Перечень основных загрязняющий веществ, выделяемых
транспортными
предприятиями и их предельно допустимые концентрации в почве
(Утверждены Минздравом СССР 19.11.91 № 6229-91)
№№ |
Наименование вещества |
Величина ПДК мг/кг почвы с учетом фона (кларка) |
Лимитирующий показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Ацетальдегид |
10 |
воздушномиграционный |
2 |
Бенз(а)пирен |
0,02 |
общесанитарный |
3 |
Бензин |
0,1 |
воздушномиграционный |
4 |
Бензол |
0,3 |
воздушномиграционный |
5 |
Ванадий |
150,0 |
общесанитарный |
6 |
Ванадий+марганец |
100,0+1000,0 |
общесанитарный |
7 |
ГХЦГ (гексахлоран) |
0,1 |
транслокационный |
8 |
Ксилолы(орто-, мета-, пара-) |
0,3 |
транслокационнный |
9 |
Мышъяк |
2,0 |
транслокационный |
10 |
Ртуть |
2,1 |
транслокационный |
11 |
Свинец |
32,1 |
общесанитарный |
12 |
Свинец+ртуть |
120,0+1,0 |
транслокационный |
13 |
Элементарная сера |
160,0 |
общесанитарный |
14 |
Сероводород |
0,4 |
воздушномиграционный |
15 |
Серная кислота |
160,0 |
общесанитарный |
16 |
Толуол |
0,3 |
воздушномиграционный |
17 |
Формальдегид |
7,0 |
воздушномиграционный |
18 |
Хлористый калий |
560,0 |
водномиграционный |
ПОДВИЖНАЯ ФОРМА |
|||
19 |
Кобальт |
5,0 |
общесанитарный |
20 |
Марганец |
700,0 |
общесанитарный |
21 |
Медь |
3,0 |
общесанитарный |
22 |
Никель |
4,0 |
общесанитарный |
23 |
Свинец |
6,0 |
общесанитарный |
24 |
Цинк |
23,0 |
транслокационный |
25 |
Фтор |
2,0 |
транслокационный |
26 |
Хром |
6,0 |
общесанитарный |
ВОДОРАСТВОРИМАЯ ФОРМА |
|||
27 |
Фтор |
10,0 |
транслокационный |
Перечень и краткое содержание основных действующих
документов
регламентирующих природоохранную деятельность
№№ п/п |
Наименование документа |
Краткое содержание |
Кем и когда утвержден |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” |
Закон регулирует вопросы отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природной среды и предотвращения ее загрязнения |
ВС РСФСР, 1992 г. |
2 |
Закон РСФСР “Об охране атмосферного воздуха” |
В законе содержатся меры охраны атмосферного воздуха, в том числе регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, а также передвижными средствами и установками, ответственность за нарушение закона |
ВС РСФСР, 1982 г. |
3 |
Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик |
В законе содержатся права и обязанности водопользования, условия пользования водными объектами, для промышленных целей и сбросов сточных вод, ответственность за нарушение водного законодательства |
ВС СССР, 1970 г. |
4 |
Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнений СанПиН № 4630-88 |
Устанавливают гигиенические требования и нормативы качества поверхностных вод, регламентируют различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние поверхностных вод, а также отведение в водотоки и водоемы всех категорий сточных вод и поверхностного стока |
Минздрав СССР, 1988 г. |
5 |
Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения СанПиН № 4631-88 |
Устанавливают гигиенические требования и нормативы качества поверхностных вод |
Минздрав СССР, 1988 г. |
6 |
Санитарные правила для речных судов СССР |
Устанавливают основные требования к устройству и оборудованию помещений и судовых систем при проектировании, строительстве и капитальном ремонте, в том числе требования по предупреждению вредного воздействия шума, по удалению с судов загрязненных вод, отбросов и мусора |
Минздрав СССР, 1985г. |
7 |
Санитарные правила для морских судов СССР |
Устанавливают основные требования к устройству и оборудованию помещений и судовых систем при проектировании, строительстве и капитальном ремонте, в том числе требования по предупреждению вредного воздействия шума, по удалению с судов загрязненных вод, отбросов и мусора |
Минздрав СССР, 1984г. |
8 |
Санитарные правила для авиационно-технических баз эксплуатационных предприятий гражданской авиации СанПиН № 5059-89 |
Устанавливают основные требования к устройству и оборудованию помещений АТБ, в том числе требования по предупреждению загрязнения окружающей природной среды |
Минздрав СССР, 1989г. |
9 |
Санитарные правила для морских и речных портов |
Устанавливают основные требования к устройству и оборудованию портов, в том числе требования по охране окружающей среды |
Минздрав СССР, 1989г. |
10 |
Санитарные нормы для сбора, удаления и захоронения радиоактивных отходов СН 477-64 |
Устанавливают санитарные требования по сбору, удалению и захоронению радиоактивных отходов |
Минздрав СССР, 1964г. |
11 |
Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий СН 245-71 |
Устанавливают санитарные требования на проектирование вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений |
Госстрой СССР, 1971г. |
12 |
Устанавливают требования на проектирование вновь строящихся и реконструируемых аэродромов (вертодромов), в том числе требований по охране окружающей среды |
Госстрой СССР, 1985г. |
|
13 |
Временные санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами № 2963-84 |
Включают общие требования к санитарному паспорту источника электромагнитных излучений |
Минздрав СССР, 1988г. |
14 |
Правила приема производственных сточных вод в систему канализации населенных пунктов |
Правила устанавливают порядок приема производственных сточных вод в систему канализации населенных пунктов и порядок контроля за сбросом этих вод. Приведены ПДК загрязняющих веществ в этих водах |
Минжилкомхоз РСФСР, 1987г. |
15 |
Правила охраны поверхностных вод |
Регламентируют отведение в водотоки и водоемы возвратных вод, включающих хозяйственно-бытовые, производственные и т.п. воды, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые могут оказать отрицательное воздействие на состояние поверхностных вод |
Госкомприрода СССР, 1991 г. |
16 |
Правила Речного Регистра РСФСР |
Устанавливают правила предотвращения загрязнения с судов (конструкция и оборудование) |
Минречфлот РСФСР, 1990г. |
17 |
Правила по предотвращению загрязнения с судов (конструкция и оборудование) |
Устанавливают комплекс технических требований к конструкции судов внутреннего плавания и их оборудованию, направленных на предотвращение загрязнения водоемов нефтью, сточными водами и мусором |
Минречфлот РСФСР, 1983 г. |
18 |
Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ) |
Определяют требования по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов морским транспортом |
Минморфлот СССР, 1977-1978 гг. |
19 |
Правила перевозок грузов |
Определяют правила перевозки грузов на речном транспорте |
Минречфлот РСФСР, 1978 г. |
20 |
Правила отведения с судов в водные объекты обработанных сточных и нефтесодержащих вод |
Устанавливают порядок оснащения судов внутреннего плавания устройствами для обработки сточных и нефтесодержащих вод и периодических освидетельствований данных устройств, а также порядок контроля эффективности обработки сточных и нефтесодержащих вод и условия их отведения в водные объекты |
Минздрав СССР, Минрыбхоз СССР, Минводхоз СССР, Минречфлот РСФСР, 1986 г. |
21 |
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол 1978 г. |
Устанавливает правила предотвращения загрязнения нефтью для различных типов судов |
МАРПОЛ 1973/1978 |
22 |
Временные правила выполнения работ и услуг экологического назначения в транспортно-дорожном комплексе |
Изложены основные правила выполнения работ по экологии в транспортно-дорожном комплексе |
Минтранс России, 1993 г. |
23 |
Временное положение об экологическом аудите в транспортно-дорожном комплексе Российской Федерации |
В положении изложены основные положения по организации экологического аудита, правах, обязанности, ответственность аудиторов |
Минтранс России, 1993 г. |
24 |
Нормы накопления судовых загрязнений на речном флоте |
Устанавливают удельные значения накопления хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, а также сухого мусора и твердых отходов с учетом типа судна и мощности силовой установки |
Минречфлот РСФСР, 1988 г. |
25 |
Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферных воздух |
Приведен перечень загрязняющих веществ, их коды и значения предельно допустимых концентраций |
Минэкологии России, 1992г. |
26 |
Дополнительный перечень предельнодопустимых концентраций веществ для воды рыбо-хозяйственных водоемов к Приложению 13 “Правил охраны поверхностных вод”, № 1-11 |
Главрыбвод СССР, № 39-1122, 1983-90 г. |
|
27 |
Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещение отходов |
Устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов, состав государственных органов, осуществляющих эту работу |
Правительство РФ, 1992 г. |
28 |
Положение об организации пунктов контроля и регулирования автомобилей по токсичности |
В положении изложены: порядок организации пунктов контроля, его оснащение, необходимая документация |
Минавтотранс РСФСР, 1988 г. |
29 |
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для станций технического обслуживания |
Даны формулы, позволяющие рассчитать выброс загрязняющих веществ от различных производственных участков станции технического обслуживания автомобилей |
Минтранс России, 1992 г. |
30 |
Методика расчета вредных выбросов (сбросов) от различных видов карьерного транспорта и оценка экологического ущерба |
Даны формулы для расчета выбросов вредных веществ карьерным транспортом |
Государственная Российская угольная компания “Росуголь” 1994 г. |
31 |
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных заводов |
Приведены формулы для расчета выбросов загрязняющих веществ от различных производственных участков авторемонтных заводов |
Минтранс России. 1992 г. |
32 |
Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ (пыли) в атмосферу при складировании и перегрузке сыпучих материалов на предприятиях речного транспорта |
Даны методы расчета пыли при складировании и перегрузке сыпучих материалов |
Минприроды России, Департамент речного транспорта Минтранса России, 1993 г. |
33 |
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники |
Приведены методы расчета отдельных участков баз дорожной техники, а также даны удельные выбросы загрязняющих веществ от дорожной техники |
Минтранс России, 1992 г. |
34 |
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для асфальтобетонных заводов |
Приведены формулы для расчета выброса загрязняющих веществ от различных участков баз дорожной техники |
Минтранс России, 1992 г. |
35 |
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий |
Даны формулы для расчета выбросов загрязняющих веществ от разных производственных участков, а также приведены удельные выбросы |
Минтранс России, 1992 г. |
36 |
Дополнение к методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий |
Даны дополнительные формулы для расчета выбросов загрязняющих веществ от постов технического обслуживания и др. |
Минтранс России, 1992 г. |
37 |
Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами |
Устанавливает методику расчета ПДС веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты |
Госкомприрода СССР, 1990 г. |
38 |
Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях речного флота |
Содержат рекомендации по проведению инвентаризации и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников (кроме судов), расчету параметров организованных и неорганизованных источников выбросов, определению количественных величин выбросов в атмосферу при производственных процессах |
Госкомгидромет СССР, Минречфлот РСФСР, 1987 г. |
39 |
Методические указания по расчету лимитов водопотребления предприятиями Минречфлота РСФСР |
Устанавливают порядок разработки, согласования и утверждения нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты |
Минводхоз СССР, Минречфлот РСФСР, 1987 г. |
40 |
Методические указания по определению уровней электромагнитного поля средств управления воздушным движением ГА ВЧ, ОВЧ, УВЧ и СВЧ диапазонов № 4550-88 |
Содержат методику экологической экспертизы источников электромагнитных излучений, в основы которой положен принцип ограничения воздействия источников на население с помощью санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки |
Минздрав СССР, 1989 г. |
41 |
Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу двигателями основных типов воздушных судов гражданской авиации |
Приведены методы расчета выбросов загрязняющих веществ от воздушных судов гражданской авиации |
ГосНИИГА, 1991 г. |
42 |
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91 |
Устанавливают, в том числе, нормы расхода воды и условия корректирования норм |
Концерн Росавтотранс, 1991 г. |
43 |
Ведомственные строительные нормы предприятия по обслуживанию автомобилей ВСН-01-89 |
Документ содержит нормативы расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды. На водителя и кондуктора автобуса, водителя легкового автомобиля |
Минавтотранс РСФСР, 1990 г. |
44 |
Рекомендации по проектированию сооружений для очисти поверхностного стока дождевых и талых вод с территории аэродромов |
Даны рекомендации по проектированию |
ГПИ и НИИ “Аэропроект” 1992 г. |
45 |
Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума |
Даны рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки |
Стройиздат, 1987 г. |
46 |
Рекомендации по составлению акустических паспортов аэропортов гражданской авиации |
Конкретные рекомендации по составлению акустического паспорта аэропортов. В рекомендациях приведены допустимые уровни шума и другая нормативно-техническая документация. Дан порядок расчета ожидаемых уровней шума, а также экспериментального определения фактических уровней шума воздушных судов, а также мероприятия по снижению шума |
ГлавНТУ МГА, 1988 г. |
47 |
Инструкции по проверке и регулировке бензиновых двигателей автомобилей на минимальную токсичность отработавших газов |
В инструкции приведен порядок проверки автомобилей с бензиновыми двигателями на токсичность, основные неисправности и их устранение, а также параметры для регулировки приборов питания различных моделей двигателей |
Согласована Минавтотранс РСФСР, 1988 г. |
48 |
Инструкция по проверке, регулировке и ремонту топливной аппаратуры с целью обеспечения минимальной дымности отработавших газов автомобилей с дизелями |
В инструкции приведен порядок проверки автомобилей с дизельными двигателями на дымность. основные неисправности и их устранение, а также параметры для регулировки приборов питания различных моделей двигателей |
Согласована Минавтотранс РСФСР, 1989 г. |
49 |
Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом |
Определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов |
МВД СССР, 1985 г. |
50 |
ГОСТ 17.0.0.04-90 “Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия” |
Устанавливает обязательность и порядок разработки, согласования и утверждения экологического паспорта |
Госкомприрода СССР, 1990 г. |
51 |
ГОСТ 17.2.2.03-87 “Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углевородородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями” |
Стандарт устанавливает нормы и методы измерения содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. при работе на двух режимах холостого хода. При минимальной и повышенной частоте вращения вала двигателя |
Госстандарт СССР, 1987г. |
52 |
ГОСТ 17.2.4.04-82 “Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания” |
Устанавливает внешние шумовые характеристики в зависимости от условий эксплуатации судов и их скорости |
Госстандарт СССР, 1982г. |
53 |
ГОСТ 17.2.2.04-86 “Двигатели газотурбинные самолетов гражданской авиации. Нормы и методы определения выбросов загрязняющих веществ” |
Стандарт распространяется на газотурбинные двигатели самолетов гражданской авиации с дозвуковой скоростью полета и устанавливает нормы и методы определения выбросов с отработавшими газами частиц сажи, не сгоревших углеводородов, окиси углерода и окислов азота при стендовых испытаниях двигателей, а также требования по предотвращению выброса топлива в атмосферу |
Госстандарт СССР, 1986г. |
54 |
ГОСТ 17.4.1.02-83 “Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения” |
Устанавливает классификацию химических веществ для контроля загрязнения почвы |
Госстандарт СССР, 1983г. |
55 |
ГОСТ 17.4.3.02-85 “Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ” |
Устанавливает требования к охране плодородного слоя почвы |
Госстандарт СССР, 1986г. |
56 |
ГОСТ 17.4.3.04-85 “Охрана природы. Почвы Общие требования к контролю и охране от загрязнения” |
Устанавливает требования к контролю и охране почвы от загрязнения |
Госстандарт СССР, 1986г. |
57 |
ГОСТ 17228-87. Самолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни шума, создаваемого на местности |
Устанавливает максимально допустимые уровни шума на местности |
Госстандарт СССР, 1988г. |
58 |
ГОСТ 21393-75 “Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений” |
Стандарт устанавливает допустимое содержание дыма в отработавших газах автомобилей с дизелями и методы его измерения |
Госстандарт СССР, с изменением № 1, 1985 г. |
59 |
ГОСТ 22283-88. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы их измерения |
Устанавливает допустимые максимальные и эквивалентные уровни авиационного шума |
Госстандарт СССР, 1989 г. |
60 |
ГОСТ 24028-80 “Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения” |
Устанавливает предельно допускаемые значения параметров дымности отработавших газов и методы их измерения при стендовых испытаниях дизелей |
Госстандарт СССР, 1980 г. |
61 |
ГОСТ 24585-81 “Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения” |
Устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами при стендовых испытаниях дизелей |
Госстандарт СССР, 1981 г. |
62 |
ГОСТ 24647-81. Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума на местности и методы определения уровней шума |
Устанавливает максимально допустимые уровни шума для вертолетов |
Госстандарт СССР, 1981 г. |
63 |
ГОСТ 25044-81. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных строительных и дорожных машин |
Распространяется на автомобили, тракторы, строительные и дорожные машины, монтируемые на их базе сельскохозяйственные машины, устанавливает основные положения по обеспечению диагностирования на стадии проектирования вновь разрабатываемых машин и организации диагностирования машин в эксплуатации и ремонте |
Госстандарт СССР, 1980 г. |
64 |
ГОСТ 27436-87 “Внешний шум автотранспортных средств. Допускаемые уровни и методы измерений” |
Стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума и методы его измерения |
Госстандарт СССР, 1987 г. |
65 |
Временное положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе Российской Федерации |
Содержит основные положения об организации экологического аудирования в транспортно-дорожном комплексе |
Минтранс России, Минприроды России, 1992 г. |