Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 71
"Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам организации
проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности)
видов деятельности в области использования атомной энергии в части учета и
контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
и их физической защиты в процессе лицензирования"
В целях повышения эффективности лицензирования деятельности в области использования атомной энергии приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по вопросам организации проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии в части учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защиты в процессе лицензирования.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Методические рекомендации
по вопросам организации проведения экспертизы безопасности
(экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области
использования атомной энергии в части учета и контроля ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их
физической защиты в процессе лицензирования
(утв.
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 71)
1. Методические рекомендации по вопросам организации проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии в части учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защиты в процессе лицензирования (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 280 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии";
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (далее - Правила физической защиты);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 октября 2014 г. № 453 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии" (далее - Административный регламент);
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 апреля 2014 г. № 160 "Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии".
2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования при организации проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - экспертиза) в процессе лицензирования следующих видов деятельности в области использования атомной энергии:
2.1. Проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов (хранилищ ядерного топлива), радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов в части, относящейся к проектированию и конструированию функциональных систем и комплексов инженерно-технических средств физической защиты (далее - ИТСФЗ).
2.2. Конструирование оборудования для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов в части, относящейся к конструированию оборудования для функциональных систем и комплексов ИТСФЗ.
2.3. Изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов в части, относящейся к изготовлению оборудования функциональных систем и комплексов ИТСФЗ.
2.4. Сооружение и эксплуатация ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту функциональных систем и комплексов ИТСФЗ.
2.5. Эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) в части, относящейся к обеспечению учета и контроля ядерных материалов, физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
2.6. Эксплуатация и вывод из эксплуатации ОИАЭ в части, относящейся к обеспечению учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
2.7. Обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами или радиоактивными отходами при их транспортировании в части, относящейся к обеспечению их учета и контроля, а также физической защиты.
2.8. Проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) ОИАЭ и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии в части, относящейся к учету, контролю и физической защите ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
3. Настоящие Методические рекомендации предназначены для работников центрального аппарата Ростехнадзора и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - территориальные органы), участвующих в организации проведения экспертизы, при которой анализируются документы:
обосновывающие обеспечение безопасности при проектировании, конструировании, изготовлении, монтаже, наладке, техническом обслуживании и ремонте функциональных систем и комплексов ИТСФЗ ОИАЭ;
обосновывающие обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
обосновывающие обеспечение физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.
Документы, указанные в настоящем пункте, далее по тексту Методических рекомендаций именуются обосновывающими.
4. Требования к составу комплекта обосновывающих документов и содержанию входящих в него документов для лицензируемых видов деятельности в области использования атомной энергии, перечисленных в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций, установлены соответственно в разделах 3, 6, 7, 8, 9, 10 приложения № 3, разделах 1, 2, 3 и 4 приложения № 4 к Административному регламенту.
5. Экспертиза обосновывающих документов проводится с целью:
проверки достоверности представленной информации и установления соответствия обоснования безопасности ОИАЭ и (или) осуществления заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии требованиям к обеспечению учета и контроля, физической защиты, установленным нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии (для видов деятельности в области использования атомной энергии, указанных в подпунктах 2.5 - 2.7 пункта 2 настоящих Методических рекомендаций);
оценки способности заявителя (заявителями являются эксплуатирующие организации, а также организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии, обратившиеся в Ростехнадзор с заявлением о предоставлении лицензии) выполнять работы в заявленной области (для видов деятельности в области использования атомной энергии, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4, 2.8 пункта 2 настоящих Методических рекомендаций).
При этом устанавливаются:
соответствие проектных, конструкторских и технологических решений законодательству Российской Федерации, требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в части учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
полнота мер технического и организационного характера по обеспечению безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
соответствие документации и процедур соискателя лицензии требованиям по обеспечению учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов (при этом проверяется обеспечение требуемой эффективности системы физической защиты);
способность соискателя лицензии обеспечить условия безопасного осуществления лицензируемого вида деятельности, безопасность ОИАЭ и проводимых работ, а также качество выполняемых работ и предоставляемых услуг, отвечающих федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;
способность заявителя обеспечить условия безопасного прекращения лицензируемого вида деятельности и вывод ОИАЭ из эксплуатации, а также наличие соответствующих проектных материалов.
При проведении экспертизы оцениваются соответствие квалификации работников установленным требованиям и наличие условий для ее поддержания на необходимом уровне, состояние системы обеспечения качества выполняемых работ и оказываемых услуг. По результатам экспертизы делается вывод о достаточности обоснованного заявителем обеспечения безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) заявленной деятельности.
6. Объектом проведения экспертизы являются документы, обосновывающие обеспечение безопасности видов деятельности, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4, 2.8 пункта 2 (выдается лицензия Ростехнадзора на эти виды деятельности), или документы, обосновывающие обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии (в соответствии с подпунктами 2.5 - 2.7 пункта 2 настоящих Методических рекомендаций входят в состав комплекта документов, представляемых для получения лицензии на право эксплуатации, вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии).
7. Перечень документов, выполнение требований которых проверяется при проведении экспертизы, формируется с учетом специфики ОИАЭ и лицензируемого вида деятельности из положений перечисленных нормативных правовых актов и нормативных документов:
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456;
Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352;
Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. № 1298;
Правила осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 1188;
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденные приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. № 255;
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-11), утвержденные приказом Ростехнадзора от 31 января 2012 г. № 67;
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы" (НП-072-13), утвержденные приказом Ростехнадзора от 5 июля 2013 г. № 288;
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к организации зон баланса материалов" (НП-081-07), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 19 ноября 2007 г. № 2;
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (НП-083-15), утвержденные приказом Ростехнадзора от 8 сентября 2015 г. № 343;
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения (НП-034-15), утвержденные приказом Ростехнадзора от 21 июля 2015 г. № 280;
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании" (НП-073-11), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 27 декабря 2011 г. № 747;
Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденное Министром Российской Федерации по атомной энергии Е.О. Адамовым 11 октября 1999 г.;
Системы физической защиты. Методические рекомендации по проведению анализа уязвимости ядерноопасных объектов, утвержденные распоряжением Минатома России от 10 мая 2001 г. № 167-р;
Методические рекомендации по оценке эффективности систем физической защиты ядерных объектов, утвержденные заместителем генерального директора по безопасности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" К.И. Денисовым 6 июля 2015 г.;
Наставление по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны и организации их эксплуатации внутренними войсками МВД России, утвержденное приказом МВД России от 18 апреля 2007 г. № 370дсп;
Положение об общих требованиях к системам физической защиты ядерноопасных объектов Минатома России, утвержденное приказом Минатома России от 10 октября 2001 г. № 550;
Документы по стандартизации, применимые к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защите, включенные в Сводный перечень документов по стандартизации в области атомной энергии в соответствии с Положением об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, введенным в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 2013 г. № 173.
8. Экспертизу обосновывающих документов проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора на право проведения экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии (экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами в части учета, контроля и физической защиты).
Экспертизу обосновывающих документов ОИАЭ, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, предусмотренный статьей 24.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", проводят уполномоченные организации научно-технической поддержки Ростехнадзора.
Информация об экспертных организациях, имеющих соответствующие лицензии Ростехнадзора, размещается на интернет-сайте www.gosnadzor.ru.
9. Проведение экспертизы организуется центральным аппаратом Ростехнадзора или территориальным органом Ростехнадзора в соответствии с разграничением их полномочий при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, установленным в приложении № 2 к Административному регламенту.
В центральном аппарате Ростехнадзора или территориальном органе Ростехнадзора за непосредственную организацию проведения экспертизы отвечает структурное подразделение, в компетенции которого находятся вопросы осуществления надзора за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - ответственное подразделение).
10. Экспертиза обосновывающих документов проводится согласно заданию на проведение экспертизы, утвержденному:
начальником ответственного подразделения или лицом, исполняющим его обязанности, - в случае исполнения государственной функции по лицензированию центральным аппаратом Ростехнадзора;
руководителем территориального органа - в случае исполнения государственной функции по лицензированию соответствующим территориальным органом Ростехнадзора.
11. Разработка и утверждение задания на проведение экспертизы осуществляются в течение 30 рабочих дней после поступления документов заявителя в ответственное подразделение.
Указанное задание включает в себя тематические вопросы экспертизы и срок ее проведения.
Рекомендуемая форма задания на проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии в части учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защиты и список вопросов, подлежащих отражению в нем, приведены в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
12. Ответственное подразделение направляет задание на проведение экспертизы в выбранную заявителем экспертную организацию вместе с комплектом обосновывающих документов заявителя (из числа предусмотренных подпунктом 2 пункта 17 Административного регламента).
13. Срок проведения экспертизы обосновывающих документов устанавливается в зависимости от объема документов, представленных для получения лицензии, исходя из потенциальной ядерной и радиационной опасности объекта применения заявленного вида деятельности.
Если в ходе экспертизы у экспертов возникли вопросы по обоснованию безопасности заявленной деятельности, описанному в обосновывающих документах, то дополнительно организуется их обсуждение с участием представителей экспертной организации и заявителя.
Экспертная организация информирует ответственное подразделение о месте и времени проведения обсуждения возникших в ходе проведения экспертизы вопросов.
В рамках задания на проведение экспертизы экспертная организация может запросить документы, на которые заявитель дает ссылки в документах, прилагаемых к заявлению. Ответственное подразделение оформляет письмо в адрес заявителя за подписью должностного лица, утвердившего задание на проведение экспертизы.
14. Порядок проведения экспертизы и подготовки экспертного заключения определяется системой менеджмента качества экспертной организации.
Для информирования работников центрального аппарата Ростехнадзора и территориального органа Ростехнадзора, ответственных за организацию проведения экспертизы и взаимодействия с экспертной организацией, о действиях, выполняемых экспертной организацией при проведении экспертизы, в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям приведен примерный порядок действий при проведении экспертизы в экспертной организации.
15. По результатам экспертизы обосновывающих документов экспертная организация (организация научно-технической поддержки Ростехнадзора) составляет экспертное заключение, утверждаемое руководителем экспертной организации или уполномоченным им должностным лицом.
Экспертная организация направляет утвержденное экспертное заключение в ответственное подразделение, которое в срок не более 20 рабочих дней со дня получения экспертного заключения оценивает его на соответствие требованиям задания на проведение экспертизы и письменно уведомляет экспертную организацию о принятии (или непринятии) экспертного заключения.
16. При оценке соответствия экспертного заключения требованиям задания на проведение экспертизы ответственное подразделение проверяет наличие заключений и однозначных выводов по каждому тематическому вопросу экспертизы, предусмотренному в задании.
17. В случае неоднозначного или необоснованного экспертного заключения или несоответствия его заданию на проведение экспертизы ответственное подразделение возвращает экспертное заключение на доработку в экспертную организацию с изложением в сопроводительном письме выявленных несоответствий.
Экспертиза считается завершенной после установления Ростехнадзором факта, что безопасность объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии обеспечена (или не обеспечена) и с учетом результатов экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) может быть принято решение о предоставлении (или об отказе в предоставлении) лицензии.
Решение об отказе в предоставлении лицензии может быть принято, если в выводах экспертного заключения установлено, что безопасность ОИАЭ и (или) лицензируемого вида деятельности не обеспечена или не может быть обеспечена заявителем и (или) что документы, представленные им для получения лицензии и обосновывающие безопасность ОИАЭ и (или) лицензируемого вида деятельности, не соответствуют законодательству Российской Федерации, требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
18. Результаты экспертизы документов, представленных для получения лицензии, считаются принятыми Ростехнадзором после направления ответственным подразделением письменного уведомления экспертной организации о принятии экспертного заключения. Дата этого уведомления считается датой завершения экспертизы.
к
Методическим рекомендациям по вопросам
организации проведения экспертизы безопасности
(экспертизы обоснования безопасности)
видов деятельности в области использования
атомной энергии в части учета и контроля
ядерных материалов, радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов и их физической защиты
в процессе лицензирования, утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 24 февраля 2016 г. № 71
1. Основание для проведения экспертизы (общие положения)
В разделе указываются:
полное наименование заявителя, реквизиты его заявления (сопроводительных писем), заявленный вид деятельности в области использования атомной энергии, объект (объекты) использования атомной энергии, на котором (которых) заявитель предусматривает осуществление заявленного вида деятельности;
экспертная организация, выбранная заявителем.
2. Цель проведения экспертизы
В разделе в общем виде указывается цель проведения экспертизы. Например: "Оценка способности заявителя осуществлять заявленный вид деятельности в области использования атомной энергии в соответствии с требованиями федеральных норм и правил, других нормативных правовых актов, действующих в области использования атомной энергии в части физической защиты или в части организации учета и контроля".
3. Перечень документов, подлежащих экспертизе
В разделе приводится перечень документов заявителя, обосновывающих обеспечение безопасности заявленной деятельности.
4. Тематика экспертизы, критерии оценки
В разделе приводятся тема и вопросы экспертизы, перечень используемых нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при проведении экспертизы.
Содержание настоящего раздела зависит от вида деятельности в области использования атомной энергии, указанного заявителем, лицензию на осуществление которого планируется получить.
Для видов деятельности в области использования атомной энергии, указанных в подпунктах 2.5 - 2.7 пункта 2 Методических рекомендаций по вопросам организации проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии в части учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защиты в процессе лицензирования (далее - Методические рекомендации), как правило, тематические вопросы экспертизы (обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защиты ОИАЭ на различных этапах жизненного цикла ОИАЭ) являются одними из вопросов задания на проведение экспертизы в рамках общего обоснования безопасности ОИАЭ или вида деятельности в области использования атомной энергии.
Например, общая тема экспертизы может быть задана как "Оценка безопасности эксплуатации пункта хранения ядерного материала". В таком случае в задание на экспертизу будет включен перечень вопросов, связанных с обоснованием обеспечения ядерной и радиационной безопасности, и отдельные вопросы экспертизы -"Организация и осуществление учета и контроля ядерных материалов", "Обеспечение физической защиты пункта хранения ядерных материалов".
Для видов деятельности в области использования атомной энергии, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4, 2.8 пункта 2 Методических рекомендаций, тематические вопросы экспертизы могут быть сформулированы в следующем виде:
оценка достаточности нормативной правовой и нормативно-технической базы, принятой заявителем при обосновании безопасности осуществления заявленного вида (видов) деятельности;
оценка условий осуществления заявленной деятельности в части наличия, подготовки и допуска персонала;
оценка наличия системы обеспечения качества и необходимой инженерно-технологической поддержки заявленного вида деятельности, опыт заявителя по заявленному виду деятельности.
Вне зависимости от вида деятельности в области использования атомной энергии критерием оценки при проведении экспертизы является соответствие (или несоответствие) представленных заявителем материалов (обоснований безопасности осуществления заявленного вида деятельности) требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных правовых актов, действующих в области использования атомной энергии в части учета и контроля, физической защиты, а также современному уровню развития науки, техники и производства.
5. Общие требования к экспертному заключению
В раздел включаются следующие требования к экспертному заключению:
1. Экспертное заключение должно содержать:
вывод о соответствии или несоответствии обосновывающих документов заявителя требованиям нормативных правовых актов, действующих в области использования атомной энергии в части учета, контроля и физической защиты;
оценку влияния выявленных недостатков (несоответствий) на способность заявителя осуществлять заявленный вид деятельности;
требования, которые, по мнению экспертов, должны быть включены в условия действия лицензии.
2. Экспертное заключение должно:
соответствовать в полной мере тематике экспертизы, требованиям задания на ее проведение;
быть научно обоснованным.
6. Документальное оформление результатов экспертизы
В разделе приводятся общие требования к оформлению результатов экспертного заключения:
экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации или уполномоченным им должностным лицом и направляется в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в случае несоответствия экспертного заключения требованиям технического задания экспертное заключение возвращается на доработку.
7. Срок проведения экспертизы
В разделе указываются сроки проведения экспертизы и представления экспертного заключения.
Сроки устанавливаются в зависимости от объема документов, представленных для получения лицензии, исходя из потенциальной ядерной и радиационной опасности объекта применения заявленного вида деятельности.
Исполнитель ответственного
подразделения центрального аппарата
или территориального органа
Ростехнадзора
Личная подпись _______________ Ф. И. О.
Дата
к
Методическим рекомендациям по вопросам
организации проведения экспертизы безопасности
(экспертизы обоснования безопасности)
видов деятельности в области использования
атомной энергии в части учета и контроля
ядерных материалов, радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов и их физической защиты
в процессе лицензирования, утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 24 февраля 2016 г. № 71
Примерный порядок действий при проведении экспертизы в экспертной организации
1. Производится регистрация поступившего в экспертную организацию письма-поручения Ростехнадзора о проведении экспертизы (с приложением утвержденного в Ростехнадзоре задания на проведение экспертизы и комплекта документов заявителя, подлежащих экспертизе).
2. Руководитель организации или лицо, ответственное за проведение экспертизы, назначает руководителя работы по проведению экспертизы (далее - РР) и экспертов.
3. Руководитель работы по проведению экспертизы:
проверяет поступивший на экспертизу комплект документов заявителя на соответствие перечню документов, содержащемуся в задании на проведение экспертизы;
анализирует задание на проведение экспертизы и комплект документов заявителя для оценки соответствия объема обоснования безопасности поставленным вопросам экспертизы. На основе анализа при необходимости формулирует предложения по внесению изменений в задание и запросу дополнительных документов к обоснованию безопасности;
на основе задания на проведение экспертизы формирует предложения по составу экспертов и плану работ по экспертизе и передает его на утверждение руководителю организации;
выдает задания экспертам и организует передачу экспертам документов заявителя, сведений об актуальном перечне нормативных правовых актов и иной информации, необходимой экспертам для проведения экспертизы.
В соответствии с полученным заданием и внутренними документами по проведению экспертиз эксперты проводят экспертизу, по ее результатам оформляют экспертные заключения по отдельным тематическим вопросам экспертизы и передают их PP.
РР анализирует полученные экспертные заключения по отдельным тематическим вопросам экспертизы и при необходимости проводит обсуждение экспертного заключения с подготовившим его экспертом с целью внесения уточнений.
Далее РР формирует комплект указанных экспертных заключений и при необходимости направляет письмо заявителю о проведении совещания для обсуждения вопросов, возникших у экспертов.
В случае проведения совещания оформляется его протокол, который прикладывается к экспертному заключению.
РР составляет проект экспертного заключения (с учетом результатов обсуждения с представителями заявителя вопросов, возникших у экспертов) и передает его на утверждение руководителю организации.
Если экспертное заключение не принято Ростехнадзором и возвращено на доработку, то РР организует доработку экспертного заключения с учетом замечаний Ростехнадзора.
При поступлении письма Ростехнадзора о принятии экспертного заключения руководитель организации направляет экспертное заключение заявителю (согласно условиям договора на выполнение экспертизы).
СОДЕРЖАНИЕ