ФТС ЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 062-2000
ТРЕБОВАНИЯ ПО
СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Технический регламент
Подвижной состав железных дорог
Пружины цилиндрические винтовые
Требования по сертификации
Москва
(Измененная редакция, Изм.)
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Э.С. Оганьян, к.т.н.; В.И. Романов; Ю.Д. Расходчиков; А.А. Пономарев; А.А. Рыбалов, к.т.н.; В.Л. Кидалинский, к.т.н.
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России, Департаментом вагонного хозяйства МПС России, Департаментом пассажирских сообщений МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от «27» 06 2001 г. № М-1170у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Подвижной состав железных дорог
Пружины цилиндрические винтовые
Требования по сертификации
Дата введения 2001-06-29
Настоящие нормы безопасности распространяются на пружины цилиндрические винтовые (далее - пружины) локомотивов, вагонов, моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС) и специального подвижного состава (далее - СПС) со скоростями движения до к свыше 160 км/ч и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
(Новая редакция, Изм.)
Нормы безопасности пружин цилиндрических винтовых локомотивов, вагонов, МВПС и СПС», эксплуатируемых со скоростями движения до и свыше 160 км/ч, приведенных в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
(Новая редакция, Изм.)
Требования по обязательной сертификации, предъявляемые к пружинам цилиндрическим винтовым тележек подвижного состава железных дорог утверждены заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации В.Н. Пустовым _______________ 2001 г. и приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
Нормы безопасности пружин цилиндрических винтовых подвижного состава железных дорог, эксплуатируемого со скоростями до и свыше 160 км/ч
Таблица 1
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
i. Геометрические размеры и параметры |
||||
1.1. Предельные отклонения на наружные диаметры Dн, % |
± 1,5 Dн |
ГОСТ 1452 (п. 6.1) ГОСТ 16118 (п. 3.4а) |
Измерение |
|
1.2. Предельные отклонения на высоту пружины в свободном состоянии, Но, мм: |
ГОСТ 1452 (п. 6.1) ГОСТ 16118 (п. 3.5) |
Измерение |
||
от 40 до 70 |
|
|||
св. 70 до 110 |
|
|||
св. 110 до 170 |
|
|||
св. 170 до 240 |
|
|||
св. 240 до 330 |
|
1 |
||
св. 330 до 450 |
|
|||
св. 450, % |
|
|||
1.3. Размеры конца опорного витка, мм: |
ГОСТ 1452 (п. 6.1) ГОСТ 16118 (п. 3.5) |
Измерение |
||
1.3.1. Высота при прямоугольной и конической форме оттяжки, без оттяжки, не более |
0,3d (d, мм - диаметр прутка) |
То же |
||
1.3.2. Ширина при формах оттяжки, не менее: |
-»- |
|||
прямоугольной; |
0,3d |
|||
конической; |
0,3d |
|||
без оттяжки |
0,3d |
|||
1.4. Зазоры между концами опорных витков и рабочими витками пружины в свободном состоянии, мм, не менее: |
ГОСТ 1452 (п. 6.1) |
Измерение, расчёт |
||
у пружин рессорного подвешивания (кроме вагонов); |
0,15а |
|||
у пружин рессорного подвешивания вагонов |
0,1а (а, мм - номинальный зазор между рабочими витками) |
|||
1.5. Длина контактной линии между опорными витками и крайними рабочими витками под статической нагрузкой, мм, не менее |
0,25D (D - средний диаметр пружины) |
ГОСТ 1452 (п.6.4) |
Измерение, расчет |
|
(для скоростей свыше 160 км/ч) |
||||
1.6. Отклонения от перпендикулярности оси пружины относительно опорных плоскостей, %, не более |
ГОСТ 1452 (п. 6.8) ГОСТ 16118 (п. 3.9) |
Измерение, расчет |
||
Для скоростей свыше 160 км/ч |
||||
для пружин с Н0 £ 150 мм, % |
2Н0 |
|||
для пружин с Н0 > 150 мм, % |
1,5Н0 |
|||
1.7. Зазоры между обработанной поверхностью опорного витка и контрольной плитой, мм, не более |
ГОСТ 1452 (п. 6.9) ГОСТ 16118 (п. 3.10) |
Измерение, расчет |
||
при d £ 30 |
||||
в остальных случаях |
0,012 D 0,008 D (D - средний диаметр пружины, мм) |
|||
2. Прогибы и остаточные деформации от действия нагрузок |
||||
2.1. Предельные отклонения прогиба (от расчетного прогиба) пружин под статической нагрузкой, Fрi, (кроме пружин рессорного подвешивания локомотивов и МВПС), % |
|
ГОСТ 161 IS (п. 3.13) |
Испытание, измерение, расчет |
|
2.2. Предельные отклонения на высоту (от расчётной высоты) под статической нагрузкой, H1 (для пружин рессорного подвешивания локомотивов и МВПС), |
|
ГОСТ 16118 (п. 3.5, 3.13) |
То же |
|
2.3. Остаточная деформация: |
ГОСТ 1452 (п. 6.10) |
Испытание, измерение |
||
2.3.1. Разница значений высоты после 2-х кратного сжатия пробной нагрузкой1) и третьего сжатия пробной нагрузкой, мм, не более (для скоростей до 160 км/ч включительно) |
2,0 |
ГОСТ 16118 (п.п. 3.5, 3.13) |
||
2.3.2. Разница значений высоты после 2-х кратного сжатия пробной нагрузкой и высоты после выдержки пружины 24 часа под пробной нагрузкой, мм, не более (для скоростей свыше 160 км/ч) |
2,0 |
То же |
То же |
|
3. Требования к материалу |
||||
3.1. Химический состав |
В соответствии с нормативной документацией на материалы, утверждённой в установленном порядке |
В соответствии с нормативной документацией на материалы, утверждённой в установленном порядке |
Химический анализ |
|
3.2. Твердость: |
НВ 375 - 444 или HRCэ 41,5 - 48,5 |
ГОСТ 1452 (п. 6.6) |
Испытание |
|
3.3. Микроструктура |
ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87 (шкала 1, шкала 2, прилож. 1) |
ГОСТ 1452 (п. 6.11) ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87 (пп. 1, 2) |
Металлографический анализ |
|
3.4. Глубина обезуглероженного слоя, мм, не более: |
||||
3.4.1. Общая глубина обезуглероженного слоя пружин, изготовляемых из горячекатаных прутков |
2,5d |
то же |
||
3.4.2. Глубина обезуглероженного слоя пружин, изготовляемых из горячекатаных прутков с обточенной или шлифованной поверхностью |
ГОСТ 14523 |
0,2 при d £ 40 (0,5 % d) - частичное обезуглероживание при d > 40) (d, мм - диаметр прутка) |
Металлографический анализ |
|
4.2. Число циклов нагружения для серийно выпускаемых пружин с литерой не ниже O1, не менее |
0,5´106 |
ГОСТ 1452 (п. 4.17, 5.3.2), СТ ССФЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 084-2000 (п. 6.3.3.1) |
Испытания |
|
Примечания: 1) Пробная нагрузка: для «низких» пружин, рассчитанных до полного сжатия (преимущественно буксовые), равна нагрузке, вызывающей сжатие до соприкосновения витков, для «высоких» пружин (преимущественно кузовные типа «flexikoil»), нагрузка, вызывающая напряжения в пружине, равные пределу текучести стали (τТmin) |
(Новая редакция, Изм.).
Руководитель Департамента технической политики МПС России |
B.C. Наговицын |
Таблица 2 - Перечень нормативной документации
Наименование НД |
Кем утвержден Год издания |
Срок действия |
Номера и срок введения принятых изменений |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость |
Госстандарт 1986 |
б/о |
№ 1-12.85 |
|
Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия |
Госстандарт 1986 |
б/о |
№ 1-05.90 № 2-06.94 № 3-04.99 |
|
Сталь. Методы определения глубины обезуглероженного слоя |
Госстандарт 1968 |
б/о |
№ 2-11.78 № 3-02.80 № 4-03.90 |
|
Прокат стальной горячекатаный круглый. Сортамент |
Госстандарт 1988 |
б/о |
нет |
|
Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю |
Госстандарт 1959 |
б/о |
№ 1-06.63 № 2-05.79 № 3-10.84 № 4-06.86 № 5-02.90 |
|
Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу |
Госстандарт 1959 |
б/о |
№ 1-05.79 № 2-11.84 № 3-05.89 |
|
Стали легированные и высоколегированные. Методы определения углерода |
Госстандарт 1988 |
б/о |
нет |
|
Стали легированные и высоколегированные. Методы определения серы |
Госстандарт 1988 |
б/о |
нет |
|
Стали легированные и высоколегированные. Методы определения кремния |
Госстандарт 1978 |
б/о |
№ 1-07.80 № 2-01.85 № 3-01.90 № 4-01.92 |
|
Стали легированные и высоколегированные. Методы определения фосфора |
Госстандарт 1977 |
б/о |
№ 1-10.87 |
|
Стали легированные и высоколегированные. Методы определения марганца |
Госстандарт 1978 |
б/о |
№ 1-08.80 № 2-01.85 № 3-01.90 |
|
Стали легированные и высоколегированные. Методы определения вольфрама |
Госстандарт 1983 |
б/о |
№ 1-03.88 |
|
Стали легированные и высоколегированные. Методы определения хрома |
Госстандарт 1978 |
б/о |
№ 1-01.81 № 2-01.85 № 3-10.91 |
|
Стали легированные и высоколегированные. Методы определения ванадия |
Госстандарт 1981 |
б/о |
№ 1-07.86 |
|
Сталь рессорно-пружинная углеродистая и легированная. Технические условия |
Госстандарт 1979 |
б/о |
№ 1-11.82 № 2-12.85 № 3-12.86 № 4-06.87 № 5-01.91 № 6-02.94 |
|
Пружины винтовые цилиндрические сжатия и растяжения из стали круглого сечения. Технические требования |
Госстандарт 1970 |
б/о |
№ 1-08.84 |
|
П ССФЖТ 01-96 |
Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте |
МПС России 1996 |
- |
- |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 084-2000 |
Подвижной состав железных дорог. Пружины цилиндрические винтовые тележек. Типовая методика испытаний |
МПС России 2000 |
- |
- |
ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87 |
Единая шкала эталонов микроструктур для контроля качества пружин подвижного состава, изготовляемых по ГОСТ 1452-86 |
МПС России 1987 |
б/о |
нет |
СОГЛАСОВАНО _____________________________ (руководитель инспекции МПС России на предприятии- изготовителе (заявителе) (при наличии) _____________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) «__» ___________ 200__ г. |
УТВЕРЖДАЮ _____________________________ (руководитель предприятия- изготовителя (заявителя) _____________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) «__» ___________ 200__ г. |
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ
______________________________________________________________________
(тип пружины)
требованиям ___________________________________________________________
(обозначение и наименование нормативных документов)
Обозначение нд |
Номер пункта нд |
Соответствие |
Подтверждение соответствия |
Обозначение доказательных документов и материалов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Порядок заполнения таблицы соответствия
Графа 1 Указывают обозначение нормативных документов.
Графа 2 Указывают по порядку все пункты НД, которым должна соответствовать пружина.
Графа 3 Проставляют знак «+» при подтверждении соответствия, знак «-» в случае несоответствия или частичного несоответствия.
Графа 4 Приводят краткую мотивировку, доказывающую и подтверждающую соответствие. Сложные мотивирующие тексты могут быть помещены в отдельном приложении с соответствующей ссылкой в графе 4.
Графа 5 Указывают обозначение и номера разделов, пункты, страниц доказательных документов и материалов.
Диаметр, мм |
Предельные отклонения при точности прокатки, мм |
Диаметр, мм |
Предельные отклонения при точности прокатки, мм |
||
Б повышенной |
В обычной |
Б повышенной |
В обычной |
||
10 |
34 |
||||
11 |
35 |
||||
12 |
36 |
||||
13 |
37 |
||||
14 |
+0,1 |
+0,3 |
38 |
||
15 |
-0,5 |
-0,5 |
39 |
||
16 |
40 |
+0,2 |
+0,4 |
||
17 |
41 |
-0,7 |
-0,7 |
||
18 |
42 |
||||
19 |
43 |
||||
20 |
44 |
||||
21 |
45 |
||||
22 |
+0,2 |
+0,4 |
46 |
||
23 |
-0,5 |
-0,5 |
47 |
||
24 |
48 |
||||
25 |
50 |
||||
26 |
51 |
||||
27 |
52 |
||||
28 |
53 |
+0,2 |
+0,4 |
||
29 |
+0,2 |
+0,4 |
54 |
-1,0 |
-1,0 |
30 |
-0,7 |
-0,7 |
55 |
||
31 |
56 |
||||
32 |
58 |
||||
33 |
60 |
+0,3 |
+0,5 |
||
-1,1 |
-1,1 |
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение |
Номера листов (страниц) |
Номер документа |
Подпись |
Дата |
Срок введения изменения |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Изменение |
|
|
|
|
Приложение № 4 приказ Минтранс России от 18.07.08 № 111 |
|
07.07.08 |
С момента публикации д-та |