НБ ЖТ ЦВ-ЦЛ 022-2000
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ 
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
УСТРОЙСТВА СЦЕПНЫЕ ПОДВИЖНОГО 
СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Нормы безопасности
Москва
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом вагонного хозяйства МПС России, Департаментом пассажирских сообщений МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 8 ноября 2000 г. № М-2705у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ (январь 2007 г.) с ИЗМЕНЕНИЕМ, утвержденным распоряжением МПС России от 27 мая 2003 г. № 522р
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ 
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
УСТРОЙСТВА АВТОСЦЕПНЫЕ ПОДВИЖНОГО 
СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Нормы безопасности
Дата введения 2000-11-08
Настоящие нормы безопасности распространяются на устройства автосцепные подвижного состава железных дорог и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
(Измененная редакция, распоряжение МПС России от 27.05.2003 г. № 522р)
Нормы безопасности, предъявляемые к устройствам автосцепным подвижного состава железных дорог, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
(Измененная редакция, распоряжение МПС России от 27.05.2003 г. № 522р)
Таблица 1 - Нормы безопасности устройств сцепных подвижного состава железных дорог
(Измененная редакция, распоряжение МПС России от 27.05.2003 г. № 522р)
(Измененная редакция, Изм. № 1).
| 
    Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю  | 
   
    Нормативное значение сертификационного показателя  | 
   
    Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя  | 
   
    Регламентируемый способ подтверждения соответствия  | 
  |
| 
    1  | 
   
    2  | 
   
    3  | 
   
    4  | 
   
    5  | 
  
| 
   1 (Исключен, Изм. № 1).  | 
  ||||
| 
   2 Автосцепка  | 
  ||||
| 
   2.1 Сцепляемость  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.01  | 
  
   Испытания  | 
 ||
| 
   2.2 Функциональная работоспособность механизма автосцепки  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.01  | 
  
   Испытания  | 
 ||
| 
   2.3 Контур зацепления автосцепки  | 
  
   [1]  | 
  
   Измерительный контроль  | 
 ||
| 
   2.4 (Исключен, Изм. № 1).  | 
  ||||
| 
   2.5 (Исключен, Изм. № 1).  | 
  ||||
| 
   2.6 Сохранение работоспособности автосцепок при соударении  | 
  
   -  | 
  
   Отсутствие остаточных деформаций, изломов и трещин, исправность механизма сцепления*  | 
  
   То же  | 
 |
| 
   3 Поглощающий аппарат  | 
  ||||
| 
   3.1 Сила статического сжатия при полном ходе поглощающего аппарата, кроме фрикционного типа, МН, не менее  | 
  
   1,5  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.04  | 
  
   Испытания  | 
 |
| 
   3.2 Усиление начальной затяжки аппарата, кроме фрикционного типа, МН  | 
  
   [2]  | 
  
   0,1 - 0,4  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.04  | 
  
   То же  | 
 
| 
   3.3 Номинальная (при среднем значении силы 2 МН) при соударении вагонов в типовых условиях испытаний, кДж, не менее  | 
  
   [2]  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.07  | 
  
   Расчеты, испытания  | 
 |
| 
   тип 0  | 
  
   50 и 70*  | 
  |||
| 
   тип 1  | 
  
   70 и 90  | 
  |||
| 
   тип 2  | 
  
   100 и 130  | 
  |||
| 
   тип 3  | 
  
   140 и 190  | 
  |||
| 
   3.4 Допустимое с вероятностью не более 0,05 превышение силы 2 МН при номинальной энергоемкости, %  | 
  
   [3]  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.07  | 
  
   Расчеты, испытания  | 
 |
| 
   типы 0; 1  | 
  
   15  | 
  |||
| 
   типы 2; 3  | 
  
   5  | 
  |||
| 
   3.5 Ресурс поглощающего аппарата  | 
  
   [3]  | 
  
   [3], Приложение 1 к п. 2.4.1  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.06-99 СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.05-99  | 
  
   То же  | 
 
| 
   4. Сцепка для пассажирского подвижного состава  | 
 ||||
| 
   4.1. Обеспечение сцепляемости с автосцепкой по ГОСТ 21477 (непосредственно или через переходное приспособление)  | 
  
   Вводится настоящими Нормами  | 
  
   Автоматическое сцепление на прямых и кривых участках пути заданного радиуса с разницей высот от 0 до 110 мм  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.01-99  | 
  
   Испытания  | 
 
| 
   4.2. Нагрузка начала текучести при сжатии элементов сцепного устройства, передающих сжимающую нагрузку, МН, не менее:  | 
  
   Вводится настоящими Нормами  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.02-99  | 
  
   Испытания  | 
 |
| 
   Для сцепок вагонов локомотивной тяги  | 
  
   2,5  | 
  |||
| 
   Для сцепок моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава  | 
  
   1,5  | 
  |||
| 
   4.3. Нагрузка начала текучести при растяжении элементов сцепного устройства, передающих растягивающую нагрузку, МН, не менее:  | 
  
   Вводится настоящими Нормами  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.02-99  | 
  
   Испытания  | 
 |
| 
   Для сцепок вагонов локомотивной тяги  | 
  
   1,5  | 
  |||
| 
   Для сцепок моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава  | 
  
   1,0  | 
  |||
| 
   5. Поглощающий аппарат для пассажирского подвижного состава  | 
 ||||
| 
   5.1. Номинальная энергоёмкость при максимальном значении силы:  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.05-99  | 
  
   Расчетно-экспериментальный  | 
 ||
| 
   1,5 МН (для вагонов локомотивной тяги), кДж, не менее  | 
  
   35  | 
 |||
| 
   1,0 МН (для моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава), кДж, не менее  | 
  
   Вводится настоящими Нормами  | 
  
   20  | 
 ||
| 
   5.2. Усилие начальной затяжки аппарата, МН  | 
  
   от 0,025 до 0,08  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.04-99  | 
  
   Испытания  | 
 |
| 
   5.3. Изменение энергоемкости поглощающих аппаратов (кроме неавтоматических сцепок вагонов высокоскоростного подвижного состава, а также головных сцепок при наличии аварийного амортизатора), при температурах:  | 
  
   Вводится настоящими Нормами  | 
  
   Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)  | 
  
   Испытания  | 
 |
| 
   плюс 50 °С, %, не более  | 
  
   30  | 
  |||
| 
   минус 40 °С, %, не более  | 
  
   30  | 
  |||
| 
   Изменение энергоемкости поглощающих аппаратов после нагружения на полный конструктивный ход при температуре минус 60 °С, определяемое при температуре плюс 18 °С, %, не более  | 
  
   30  | 
  |||
| 
   5.4. Ресурс поглощающего аппарата: Снижение энергоемкости от номинальной (п. 4.3) после введения 25 МДж энергии, %, не более  | 
  
   Вводится настоящими Нормами  | 
  
   10  | 
  
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.05-99  | 
  
   Испытания  | 
 
| 
   * Нормативные значения сертификационных показателей устанавливаются настоящими нормами безопасности  | 
 ||||
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Перечень нормативных документов
Таблица 2
| 
    Наименование нормативного документа  | 
   
    Кем утвержден, год утверждения  | 
  |
| 
   Контур зацепления автосцепки. Размеры  | 
  
   Госстандарт 1975  | 
 |
| 
   СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.01-99 - СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.10-99  | 
  
   Автосцепное устройство подвижного состава железных дорог колем 1520 мм. Типовые методики испытаний  | 
  
   МПС России 1999  | 
 
| 
   Методика испытаний автосцепок на ресурс при соударении  | 
  
   МПС России 2000  | 
 |
| 
   Вагоны пассажирские магистральные железных дорог колея 1520 мм  | 
  
   Госстандарт России 2000  | 
 
(Новая редакция, Изм. № 1).
| 
   [1]  | 
  
   Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог  | 
  
   ЦВ ВНИИЖТ-494 1997  | 
 
| 
   [2]  | 
  
   Технические требования на разработку автосцепного устройства грузовых вагонов нового поколения № ЦВА-10/31-99  | 
  
   МПС России 1999  | 
 
| 
   [3]  | 
  
   Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)  | 
  
   1996  | 
 
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
| 
    Изменение  | 
   
    Номера листов (страниц)  | 
   
    Номер документа  | 
   
    Подпись  | 
   
    Дата  | 
   
    Срок введения изменения  | 
  |||
| 
    измененных  | 
   
    замененных  | 
   
    новых  | 
   
    аннулированных  | 
  |||||
| 
    1  | 
   
    2  | 
   
    3  | 
   
    4  | 
   
    5  | 
   
    6  | 
   
    7  | 
   
    8  | 
   
    9  | 
  
| 
   Изменение  | 
  
   I, II, III, 1.3  | 
  
   2,9  | 
  
   Распоряжение от 27.05.2003 № 522p  | 
  
   27.05.2003  | 
 ||||
| 
   Изм.  | 
  
   См. пр. № 2 к Приказу Минтранс России от 18.07.08 № 111  | 
  
   27.07.08  | 
  
   С мом. публик. док-та  | 
 |||||