ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
КОЛЕСА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Методы определения остаточных напряжений
|
Москва Стандартинформ 2011 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»), Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»), Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта» (НИИ мостов)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. № 753-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЕСА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Методы определения остаточных напряжений
Wheels for railway rolling stock. Methods of residual stress determination
Дата введения - 2011-07-01
Настоящий стандарт распространяется на цельнокатаные колеса (далее - колеса) и бандажи составных колес (далее - бандажи) колесных пар тепловозов, электровозов, дизель-поездов, электропоездов, грузовых и пассажирских вагонов и специального подвижного состава с конструкционной скоростью не более 250 км/ч.
Стандарт устанавливает разрушающий и неразрушающие методы определения макроостаточных напряжений (далее - остаточные напряжения) в колесе или бандаже, возникающих вследствие воздействия технологических и эксплуатационных факторов.
Требования 4.1, 5.1.1 - 5.1.4 настоящего стандарта обеспечивают соблюдение требований безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 51672-2000 Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 398-96 Бандажи из углеродистой стали для подвижного состава железных дорог широкой колеи и метрополитена. Технические условия
ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения
ГОСТ 8.395-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования
ГОСТ 10791-2004 Колеса цельнокатаные. Технические условия
ГОСТ 11018-2000 Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия
ГОСТ 24642-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 11018, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дисковая часть колеса: Часть колеса, расположенная между ободом и ступицей.
3.2 остаточные напряжения: Взаимно уравновешенные внутренние напряжения, возникающие вследствие технологических и (или) эксплуатационных воздействий и сохраняющиеся после снятия этих воздействий.
3.3 разрушающий метод определения остаточных напряжений: Метод постепенного возрастающего высвобождения (путем механической разрезки или сверления) и одновременного контроля изменения внутренних напряжений тензометрированием.
3.4 неразрушающий метод определения остаточных напряжений: Метод определения остаточных напряжений без разрушения колеса (рентгеновский, ультразвуковой).
3.5 зона контроля: Часть колеса или бандажа, в пределах которой остаточные напряжения могут быть определены с заданной степенью достоверности.
Примечание - При механической разрезке колеса или бандажа на части их размеры и конфигурацию выбирают в зависимости от предполагаемого характера распределения остаточных напряжений и вида исследуемого элемента колеса (ступицы, дисковой части, бандажа, обода).
3.6 заказчик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие или организация, или объединение, по заявке и договору с которыми осуществляются разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей. [ГОСТ Р 52944-2008, статья 18] |
3.7 поставщик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие или организация, осуществляющие поставку железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей в установленном порядке. [ГОСТ Р 52944-2008, статья 23] |
4.1 Для измерений отбирают колеса, изготовленные по ГОСТ 10791, бандажи - по ГОСТ 398 или по техническим условиям на конкретное колесо или бандаж.
4.2 Остаточные напряжения определяют тензометрированием, применяя разрушающий метод, либо проводят определение поверхностных и внутренних остаточных напряжений неразрушающими методами (рентгеновский, ультразвуковой). Конкретный метод определения применяют по согласованию между поставщиком и заказчиком.
4.3 Допускается совместное применение неразрушающих ультразвукового и рентгеновского методов определения остаточных напряжений в колесах. В этом случае ультразвуковой метод применяют для определения внутренних напряжений, а рентгеновский метод - для определения поверхностных напряжений.
5.1.1.1 Средства измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны быть утвержденного типа и иметь действующие свидетельства о поверке. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны иметь сертификаты о калибровке.
5.1.1.2 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568 с учетом сферы применения и иметь паспорт и руководство по эксплуатации.
5.1.1.3 Для измерения остаточных напряжений применяют тензорезисторы проволочного или фольгового типа. Допускается применение других типов тензорезисторов.
5.1.1.4 Измерение базового расстояния выполняют по хорде штангенциркулем по ГОСТ 166 с допускаемой погрешностью не более ±0,1 мм. Допускается применять другие средства измерения с указанной погрешностью.
5.1.1.5 Колеса или бандажи, подлежащие измерениям, не менее чем за одни сутки до начала проведения измерений помещают в закрытое помещение, в котором проводят данные измерения. Условия измерений должны соответствовать ГОСТ 8.395.
5.1.2 Порядок подготовки к проведению измерений
Подготовка к проведению измерений включает следующие операции:
- разметка мест установки тензорезисторов и определение последовательности разрезки;
- зачистка мест установки тензорезисторов от грязи, окалины и мелких неровностей до шероховатости Ra ≤ 2,5 по ГОСТ 2789. Внешний вид и качество обработки поверхностей необходимо проверять визуальным осмотром при помощи образцов (эталонов) качества поверхности;
- установка тензорезисторов или розеток тензорезисторов и монтаж измерительных схем;
- кернение базового расстояния на ободе колеса или бандаже.
Измерительная схема должна быть установлена в методике выполнения измерений, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563.
5.1.3.1 Метод состоит в выполнении надрезов, приводящих к возрастающему высвобождению внутренних остаточных напряжений в ободе колеса. Изменение состояния внутренних напряжений, возникающих после каждого из надрезов, фиксируют за счет измерения деформаций на поверхности элементов конструкции с помощью тензорезисторов.
5.1.3.2 Каждое колесо или бандаж оборудуют тензорезисторами, установленными в двух - четырех радиальных сечениях с наружной и внутренней сторон диска и обода (бандажа).
5.1.3.3 При измерениях применяют двух- или трехкомпонентные розетки тензорезисторов в зависимости от характера и направления действия главных напряжений.
5.1.3.4 Двухкомпонентные розетки тензорезисторов устанавливают в сплошных без отверстий сечениях дисковой части колес, на галтели перехода из обода в диск, на галтели перехода из ступицы в диск. Тензорезисторы в двухкомпонентной розетке устанавливают в радиальном и тангенциальном направлениях.
5.1.3.5 На поверхности катания тензорезисторы в двухкомпонентной розетке устанавливают в тангенциальном и осевом направлениях.
5.1.3.6 На торцевых поверхностях колеса или бандажа тензорезисторы в двухкомпонентной розетке устанавливают в радиальном и тангенциальном направлениях.
5.1.3.7 Трехкомпонентные розетки тензорезисторов устанавливают вблизи отверстий и мест резкого изменения формы колеса.
5.1.3.8 Вблизи отверстий устанавливают трехкомпонентные розетки, расположенные в каждой точке измерений вдоль радиуса отверстия, через 45° к нему и по касательной к окружности отверстий - всего четыре розетки через 90° вокруг каждого из отверстий.
5.1.3.9 Для исключения влияния температурного приращения сопротивления тензорезистора в измерительную схему включают компенсационный тензорезистор.
5.1.3.10 Запись результатов измерений, полученных с помощью тензорезисторов, необходимо проводить не ранее чем через 1,5 ч после окончания разрезки.
5.1.3.11 Контроль знака остаточных напряжений в колесах и бандажах проводят измерением расстояния между двумя метками, нанесенными керном, до и после разрезки колеса. Метки наносят на боковую поверхность обода с наружной стороны колеса на середине толщины обода (бандажа) на расстоянии 100 мм друг от друга. Радиальный разрез должен быть произведен посредине между двумя метками в направлении:
- колеса - от гребня до отверстия ступицы;
- бандажа - на полную толщину.
5.1.3.12 Разрезку проводят поэтапно, с перерывами на охлаждение металла во избежание нагрева измерительной схемы выше 50 °С. Ширина реза - не менее 5,0 мм и не более 20,0 мм.
5.1.3.13 Размеры вырезаемых элементов (рисунки А.1, А.2, А.3, приложение А) выбирают из условия размещения на них розеток тензорезисторов с измерительной схемой без повреждения их при разрезании колеса или бандажа. Рекомендуемая ширина вырезаемых элементов - не менее 100,0 мм (рисунок А.2, приложение А).
5.1.3.14 Колесо разрезают на части двумя способами:
- кольцевое отрезание обода от диска, последующая радиальная разрезка обода и измерение изменения базового расстояния, вырезание областей обода с тензорезисторами длиной, равной ширине обода, вырезание фрагмента колеса с тензорезисторами по схеме, приведенной на рисунке А.1 (приложение А). Далее от фрагментов обода с тензорезисторами отрезают части по поверхности, параллельной оси колесной пары, посредине между двумя розетками тензорезисторов;
- радиальная разрезка колеса от гребня посредине между кернами до отверстия ступицы и измерение изменения базового расстояния, вырезание сектора с тензорезисторами, последующее отделение ободной и ступичной частей по схеме, приведенной на рисунке А.2 (приложение А), разрезание обода параллельно оси колеса.
5.1.3.15 Бандаж разрезают на части следующими способами:
- для определения остаточного напряжения на конкретном участке бандажа используют локальную радиальную разрезку бандажа по схеме а), приведенной на рисунке А.3 (приложение А);
- для определения остаточного напряжения по периметру бандажа используют последовательную радиальную разрезку бандажа по схемам б) и в), приведенным на рисунке А.3 (приложение А);
- для определения остаточного напряжения по поверхностям катания, гребня и боковым поверхностям бандажа используют механическое поднутрение фрагмента бандажа в поперечном и продольном направлениях по схемам, приведенным на рисунках А.4 и А.5 (приложение А).
5.1.4.1 Остаточные напряжения σ1,2, МПа, при применении двухкомпонентных розеток тензорезисторов вычисляют по формулам:
(1)
(2)
где ε1, ε2 - относительная деформация в двух взаимно перпендикулярных направлениях осей тензорезисторов в двухкомпонентной розетке;
Е - модуль упругости первого рода, МПа;
µ - коэффициент Пуассона.
5.1.4.2 Минимальное (σmin) и максимальное (σmax) значения остаточных напряжений, МПа, и направление их действия при применении трехкомпонентных розеток вычисляют по формуле
(3)
где ε1, ε2, ε3 - относительные деформации в направлениях осей тензорезисторов в трехкомпонентной розетке, отсчитываемых последовательно против хода часовой стрелки.
Угол отклонения φ, град, направления максимального главного напряжения от оси тензорезистора, принятого за первый в трехкомпонентной розетке, вычисляют по формуле
(4)
Для определения значений остаточных напряжений в плоскости круга катания полученные результаты подвергают пересчету к плоскости круга катания.
После отделения фрагмента обода цельного колеса от его дисковой части (рисунки А.4, А.5) остаточное напряжение, приведенное к плоскости круга катания σср, МПа, вычисляют по формуле
(5)
где σв - напряжение, измеренное на внутренней стороне обода, МПа;
σн - напряжение, измеренное на наружной стороне обода, МПа, напротив точки измерения σв;
a, b - расстояния от плоскости круга катания до внутренней и наружной граней обода, мм, где измерялись напряжения σв и σн в соответствии со схемой, приведенной на рисунке А.6 (приложение А).
Остаточные напряжения, σср1, МПа, в приободной части диска колеса вычисляют по формуле
(6)
где σв1 - напряжение, измеренное на внутренней стороне диска, МПа;
σн1 - напряжение, измеренное на наружной стороне диска, МПа, напротив точки измерения σв;
a, b - расстояния от плоскости круга катания до внутренней и наружной граней диска, мм, где измеряли напряжения σв и σн в соответствии со схемой, приведенной на рисунке А.6 (приложение А).
5.1.4.3 Погрешность измерений должна выражаться интервалом, в котором с вероятностью α = 0,95 находится суммарная погрешность измерения.
Суммарная относительная погрешность δ измерений остаточных напряжений не должна превышать 5 %. Ее вычисляют по формуле
(7)
где δε - погрешность измерения относительной деформации;
δγп - влияние поперечной тензочувствительности тензорезисторов;
δE - разброс модуля Е упругости материала.
5.1.4.4 По результатам измерений строят эпюру распределения остаточных напряжений по сечению, определяют зоны максимальных напряжений.
Применяемые ультразвуковые приборы с электроакустическим преобразователем должны иметь действующие свидетельства о поверке (калибровке).
5.2.1.2.1 Остаточные напряжения в колесе определяют методом измерения скорости ультразвука, при котором используют эффект акустоупругости, заключающийся во влиянии упругого напряжения в металле на скорость ультразвуковых волн.
5.2.1.2.2 Относительная разность времен распространения между боковыми гранями обода двух поперечных волн, одна из которых поляризована в радиальном, а другая - в тангенциальном направлении, прямо пропорциональна разности основных напряжений σтанг, σрад, МПа, действующих в этих двух направлениях, определяемой по формуле
(8)
где σтанг, σрад - основные напряжения в тангенциальном и радиальном направлениях;
tтанг, tрад - время распространения поперечных волн в тангенциальном и радиальном направлениях;
k - коэффициент акустоупругости.
Результаты измерений в одной точке показывают среднее значение разности основных напряжений, действующих в объеме звукового поля вдоль линии распространения ультразвуковых волн, проходящей через эту точку. Радиальные напряжения в объеме обода следует рассматривать как показатель тангенциальных напряжений.
Для определения остаточных напряжений должно быть известно значение коэффициента акустоупругости для данного материала, а также учтено возможное влияние текстуры на результаты измерения.
Примечание - Порядок учета влияния текстуры на результаты измерения указан в технической документации на средства измерения.
5.2.1.2.3 Измерение остаточных напряжений колеса и бандажа проводят с боковой поверхности обода или бандажа, обеспечивая распространение поляризованных ультразвуковых волн между боковыми гранями обода.
Для получения эпюры распределения остаточных напряжений по глубине измерения должны быть выполнены в нескольких точках, расположенных по ободу колеса в радиальном направлении или торцу бандажа. Количество и распределение точек измерений должны быть установлены в методике выполнения измерений, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563.
5.2.1.3.1 По результатам измерений строят эпюру распределения остаточных напряжений по глубине, определяют зоны и значения максимальных и минимальных напряжений, а также их отклонения от среднего значения.
5.2.1.3.2 Оценку результатов измерений необходимо проводить с учетом погрешности в соответствии с ГОСТ 8.207.
5.2.2.1.1 В качестве рентгеновского оборудования используют дифрактометры различных типов - с наклоняемой к поверхности однолучевой трубкой (наклон плоскости дифракции) или двухлучевой рентгеновской трубкой (наклон биссектрисы угла «трубка-детектор» относительно нормали к поверхности в плоскости дифракции). Метрологическое обеспечение измерений должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51672.
5.2.2.1.2 Зонами контроля должны быть боковая поверхность обода колеса или бандажа, поверхность диска в тех зонах, где возможно соблюдение условия 5.2.2.2.4 в пределах измеряемого участка поверхности, и боковая поверхность ступицы. Количество и распределение точек измерений должны быть установлены в методике выполнения измерений, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563.
5.2.2.1.3 Условия измерений должны соответствовать ГОСТ 8.395.
5.2.2.2.1 Рентгеновским методом измеряют остаточные напряжения поверхностного слоя колеса (бандажа), который подставлен под пучок падающих рентгеновских лучей. Толщина этого слоя равна половине глубины проникновения в него рентгеновских лучей.
5.2.2.2.2 Перед контролем поверхность должна быть очищена от загрязнений и иметь шероховатость поверхности не выше Rz 10 по ГОСТ 2789.
5.2.2.2.3 При измерении остаточных напряжений, возникших в результате наклепа поверхности (напряжения после дробенаклепа), необходимо удалить только неровности и следы самой операции (наклеп, возникший за счет процедуры удаления изначальных поверхностных неровностей).
При измерении остаточных напряжений (после термообработки) необходимо удалить неровности и наклеп от механической обработки поверхности.
5.2.2.2.4 Поверхность измеряемого участка должна быть плоской. Допускается отклонение от плоскостности по ГОСТ 24642 в пределах участка падения рентгеновских лучей на измеряемую поверхность - не более половины значения глубины проникновения рентгеновских лучей.
Примечание - Требования к допускаемой кривизне поверхности должны быть приведены в технической документации на средства измерения.
5.2.2.3.1 Рентгеновский метод основан на том, что под действием механических напряжений упругие деформации кристаллической решетки вызывают изменения межплоскостных расстояний атомных кристаллографических плоскостей, в соответствии с изменением которых меняются углы отражения (дифракции) от них рентгеновского излучения, что приводит к смещению положения дифракционного пика на регистрируемой интерференционной картине дифракции относительно положения пика при отсутствии напряжений, в соответствии с формулой Вульфа-Брегга
nλ = 2dsinθ, (9)
где λ - длина волны рентгеновского излучения;
n - целое положительное число (порядковый номер дифракционного пика);
d - изменения межплоскостных расстояний атомных кристаллических решеток;
θ - угловое положение дифракционных пиков.
5.2.2.3.2 Измерение углов отраженных пучков рентгеновских лучей, расчет по этим углам упругой относительной деформации ε кристаллической решетки материала и переход через упругие постоянные к напряжениям σ являются определяющими операциями этого метода.
Основное уравнение метода основано на прямой зависимости деформаций и рассчитанных по ним напряжений в поверхностном слое материала от квадрата синуса угла наклона плоскости измерения или биссектрисы угла «трубка-детектор» относительно нормали к поверхности в зависимости от типа применяемого дифрактометра.
5.2.2.3.3 При использовании дифрактометра с двухлучевой трубкой регистрируют два одноименных пика дифракции. В зависимости от напряженного состояния расположение пиков друг относительно друга меняется. Остаточные напряжения σ, МПа, определяемые с помощью дифрактометра с двухлучевой трубкой, вычисляют по формуле
(10)
где А - константа, учитывающая упругие свойства материала, длину волны и геометрические характеристики рентгенооптической схемы;
L2 и L1 - положение максимумов дифракционных линий в плоскости приемника отраженного рентгеновского излучения для первого и второго падающих на измеряемую поверхность рентгеновских лучей соответственно;
K - константа, корректирующая погрешности сборки регистрирующего устройства (обычно K = 1);
B - константа по абсолютной величине, равная расстоянию между дифракционными максимумами в ненапряженном состоянии и определяемая из условия σ = 0.
Примечание - Порядок определения констант, положения дифракционных максимумов L2 и L1 приведен в прилагаемой к дифрактометру технической документации.
5.2.2.3.4 При использовании дифрактометра с однолучевой трубкой производят измерения положения одноименных дифракционных пиков не менее чем для трех углов наклона ψ нормали к кристаллографической плоскости, с которой проводят регистрацию дифракционного пика в соответствии с рисунком 1 с построением зависимости относительной деформации ε от sin2ψ в соответствии с рисунком 2.
Остаточные напряжения σ, МПа, определяемые с помощью дифрактометра с однолучевой трубкой, вычисляют по формуле
σ = kE(1 + µ), (11)
где µ - коэффициент Пуассона;
Е - модуль упругости;
k - тангенс угла наклона прямо пропорциональной зависимости относительной деформации ε от sin2ψ (рисунок 2).
Рисунок 1 - Схема измерения для различных углов ψ
Рисунок 2 - Построение зависимости ε = ksin2ψ + b для n наклонов нормали ψ
к кристаллографической плоскости
5.2.2.4.1 Для определения остаточных напряжений по формулам (10) или (11) должны быть известны значения коэффициентов А, В, К, k для стали колеса (бандажа). Порядок их определения должен быть указан в технической документации на средства измерения.
5.2.2.4.2 По результатам измерений строят эпюру распределения поверхностных остаточных напряжений, определяют зоны и значения максимальных и минимальных напряжений.
5.2.2.4.3 Оценка результатов измерений должна выполняться с учетом погрешности в соответствии с ГОСТ 8.207.
Результаты измерений оформляют протоколом измерений, форма которого приведена в приложениях Б, В.
7.1 Требования к производственному оборудованию и производственным процессам, используемым при проведении измерений, должны соответствовать ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.3.002.
7.2 Перед началом измерений персонал, осуществляющий их проведение, должен получить инструктаж о правилах техники безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.
7.3 Нормы радиационной безопасности должны соответствовать [1] и основным санитарным правилам [2].
Схемы установки тензорезисторов
а = 100 мм
- базовое расстояние при кернении обода; R0 - радиальная
координата кернения обода;
1 - круговой разрез обода; 2 - радиальный разрез обода; 3 -
разрез диска и ступицы;
4 - поперечный разрез обода; ┴ - двухкомпонентная розетка
тензорезисторов
Рисунок А.1 - Схема установки тензорезисторов и отделения обода колеса
а = 100 мм - базовое расстояние при кернении обода; R0 - радиальная
координата кернения обода;
1, 2, 3 - радиальные разрезы колеса; 4, 5, 6,
7 - разрезы для отделения элементов диска с
тензорезисторами от обода и ступицы; ┴ - двухкомпонентная розетка тензорезисторов
Рисунок А.2 - Схема установки тензорезисторов и радиальных разрезов колеса
а = 100 мм
- базовое расстояние при кернении бандажа; Rб - радиусная
координата кернения бандажа;
1 - 6 - радиальные разрезы бандажа; ┴ - двухкомпонентная
розетка тензорезисторов
Рисунок А.3 - Схемы установки тензорезисторов и радиальных разрезов бандажа
В1 = В/2;
┴ - двухкомпонентная розетка тензорезисторов
Рисунок А.4 - Схема установки тензорезисторов на бандаже или ободе
колеса и
механическое поднутрение фрагмента бандажа в поперечном направлении
В1 = В/2;
┴ - двухкомпонентная розетка тензорезисторов
Рисунок А.5 - Схема установки тензорезисторов на бандаже или ободе
колеса и
механическое поднутрение фрагмента бандажа в продольном направлении
Рисунок
А.6 - Схема приведения к плоскости круга катания (σср и σср1) напряжений
замеренных (σв, σн, σв1, σн1) на боковых поверхностях
обода (бандажа) и приободной части диска
ПРОТОКОЛ
результатов измерений колес (бандажей) для разрушающего метода контроля
Тип подвижного состава ______________________________________________________
Тип колеса (бандажа) ________________________________________________________
Измерение базового расстояния после радиальной разрезки _____________________ мм
Место расположения тензорезисторов (сторона колеса, сечение и т.п.) |
Розетка двухкомпонентная |
|||||
№ розетки |
Радиус (координата), мм |
ε1 |
ε2 |
σ1, МПа |
σ2, МПа |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Место расположения тензорезисторов (сторона колеса, сечение и т.п.) |
Розетка трехкомпонентная |
|||||||
№ розетки |
Радиус (координата), мм |
ε1 |
ε2 |
ε3 |
σmax, МПа |
σmin, МПа |
φ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Руководитель измерений
__________________ _________________ _________________
(должность) (личная подпись) (расшифровка подписи)
Дата
ПРОТОКОЛ
результатов измерений колес (бандажей) для неразрушающих методов контроля
Тип подвижного состава ______________________________________________________
Тип колеса (бандажа) ________________________________________________________
Место расположения зон |
Радиус (координата), мм |
σ1, МПа (радиальное напряжение) |
σ2, МПа (тангенциальное напряжение) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Руководитель измерений
__________________ _________________ _________________
(должность) (личная подпись) (расшифровка подписи)
Дата
[1] |
(НРБ-99) |
Нормы радиационной безопасности |
[2] |
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности |
Ключевые слова: тепловозы, электровозы, дизель-поезда, электропоезда, автомотрисы, колесо, бандаж, измерения, остаточные напряжения, разрушающий метод, неразрушающий метод