ГОСТ 30243.1-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ-ХОППЕРЫ ОТКРЫТЫЕ
КОЛЕИ 1520 мм
ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН УкрНИИВ Министерства промышленной политики Украины ВНЕСEH Госстандартом Украины
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации и метрологии (протокол № 11-97 от 23 апреля 1997 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации |
|
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 апреля 1999 г. № 111 межгосударственный стандарт ГОСТ 30243.1-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2000 г.
4 Введен впервые
СОДЕРЖАНИЕ
3 Основные параметры и размеры.. 3 4 Общие технические требования. 3 |
ГОСТ 30243.1-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ-ХОППЕРЫ ОТКРЫТЫЕ
КОЛЕИ 1520 мм
ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
Общие технические условия
Open hopper waggons of 1520 mm gauge for
the loose materials.
General specifications
Дата введения 2000-01-01
Настоящий стандарт распространяется на вагоны-хопперы открытые (далее - вагоны), предназначенные для перевозки нетоксичных и неядовитых сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков, на магистральных железных дорогах, дорогах промышленных предприятий и строительства колеи 1520 мм.
Вагоны могут эксплуатироваться на тележках для железных дорог колеи 1435 мм и 1676 мм.
Стандарт не распространяется на вагоны для перевозки горячих скатышей и агломерата.
Требования к качеству продукции, изложенные в 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1, 4.2.5 - 4.2.7, 4.2.10, 4.2.12, 4.3, разделах 3, 5 - 8 настоящего стандарта, являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
ГОСТ 17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ
ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия
ГОСТ 1205-73 Колодки чугунные тормозные для вагонов и тендеров железных дорог широкой колеи. Конструкция и основные размеры
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия
ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры
ГОСТ 7409-90 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия для разработки технологий получения лакокрасочных покрытий
ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод
ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент
ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 9246-79 Тележки двухосные грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ
ГОСТ 22253-76 Аппараты поглощающие пружинно-фрикционные для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
ГОСТ 22703-91 Детали литые автосцепного устройства подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 22780-93 Оси для вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы, параметры и размеры
ГОСТ 26358-84 Отливки из чугуна. Общие технические условия.
Основные показатели вагонов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Значение показателя вагона |
|||
для торфа |
дня сыпучих грузов |
для охлажденного кокса |
|
Грузоподъемность, т, не менее |
58 |
68 |
59 |
Вместимость кузова, м3, не менее |
110 |
50 |
110 |
Конструкционная скорость, км/ч, не более |
120 |
120 |
120 |
Габарит (ГОСТ 9238) |
1-Т |
1-ВМ |
1-Т |
Максимальная расчетная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы - по ГОСТ 22780.
4.1 Общие требования
4.1.1 Вагоны должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий изготовителя.
4.1.2 Вагоны изготавливаются климатического исполнения У, категории 1 по ГОСТ 15150. Другие виды климатических исполнений определяют в технических условиях на конкретные модели вагонов.
4.1.3 Вагоны должны быть оборудованы:
- двухосными тележками по ГОСТ 9246;
- автосцепными устройствами с литыми деталями по ГОСТ 22703 с установочными размерами по ГОСТ 3475, поглощающими аппаратами по ГОСТ 22253;
- автоматическим и стояночным тормозами.
Тормозная рычажная передача должна обеспечивать установку как композиционных, так и чугунных тормозных колодок по ГОСТ 1205.
4.1.4 Вагоны оборудуются нижними разгрузочными люками с разгрузкой на обе стороны от пути.
4.2 Требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям
4.2.1 Конструкции вагонов должны соответствовать требованиям действующих «Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
4.2.2 Конструкция кузова и разгрузочных устройств вагонов должна обеспечивать погрузку и выгрузку грузов при соблюдении требований ГОСТ 22235 на проведение погрузочных и разгрузочных работ и действующих нормативных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
4.2.3 Разгрузочные люки вагонов должны оборудоваться крышками. Крышки разгрузочных люков должны иметь лабиринтное или другое уплотнение, предотвращающее просыпание груза.
4.2.4 Механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных люков должен оборудоваться пневматическим приводом с блокирующим устройством. Пневмооборудование привода должно обеспечивать работу механизма при давлении сжатого воздуха в пневмомагистрали от 0,4 до 0,6 МПа [1].
4.2.5 Несущие элементы конструкции вагонов (хребтовые, боковые, шкворневые и поперечные балки рам вагонов, стойки и обвязки кузова, несущие элементы рессорной подвески, несущие элементы рычажной передачи) должны изготавливаться из стали повышенной прочности по ГОСТ 19281.
Применение новых материалов - в соответствии с «Нормами для расчетов и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
4.2.6 Стальные литые детали вагонов - по ГОСТ 977. Литые чугунные детали - по ГОСТ 26358.
4.2.7 Для трубопроводов воздушных магистралей должны применяться трубы по ГОСТ 8734; ГОСТ 3262.
4.2.8 Сопрягаемые поверхности заклепочных и болтовых соединений должны быть загрунтованы. Местные неплотности между прилегающими плоскостями заклепочных соединений не более 1,5 мм. В зоне головки щуп 0,5 мм не должен доходить до стержня заклепки. Концы болтов болтовых соединений должны выступать не более чем на значение диаметра болта и не менее чем на два витка резьбы.
4.2.9 Подготовка сборочных единиц и деталей к сварке, выполнение сварочных работ - по действующей нормативной документации.
4.2.10 Подготовка поверхностей и окраска вагонов - по ГОСТ 7409. На внутренние поверхности кузова лакокрасочные покрытия не наносятся.
4.2.11 Цвет и материалы окраски - по требованиям нормативной документации на конкретные модели вагонов.
4.2.12 Внешний вид лакокрасочных покрытий окрашенных вагонов - по VII классу ГОСТ 9.032.
4.3.1 В комплект поставки должны входить: вагон, модусные запасные части, технический паспорт, эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601, ремонтная документация по ГОСТ 2.602, а также другая техническая документация в номенклатуре и объеме, согласованных между изготовителем и заказчиком (потребителем).
4.3.2 По согласованию между изготовителем и заказчиком (потребителем) модусные запасные части прилагаются к партии вагонов, отправляемых в один адрес.
4.4.1 На каждом вагоне в местах, установленных рабочими чертежами, должна быть нанесена маркировка, содержащая:
- номер вагона по системе нумерации заказчика (потребителя) или предприятия-изготовителя;
- грузоподъемность;
- массу тары;
- вместимость кузова;
- дату изготовления вагона;
- другие знаки и надписи по требованию заказчика (потребителя).
4.4.2 На наружной боковой поверхности хребтовой балки вагона должна быть прикреплена табличка с указанием товарного знака предприятия-изготовителя, даты изготовления и порядкового номера по системе нумерации предприятия-изготовителя.
4.5.1 Требования надежности устанавливаются техническими условиями на конкретные модели вагонов.
4.5.2 Требования надежности комплектующих сборочных единиц и деталей вагонов - в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на эти изделия.
5.1 Конструкция вагонов и их узлов, расположение оборудования должны обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала, доступ при обслуживании, осмотре и ремонте, и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, действующим «Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта» [2], требованиям технических условий на конкретные модели вагонов.
5.2 Напряжение в элементах конструкции от действия сил при расчетных режимах эксплуатации не должно превышать допустимых значений, установленных «Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
5.3 Ходовые качества и устойчивость вагонов должны соответствовать требованиям «Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
5.4 Конструкция вагонов должна быть проверена расчетами в соответствии с «Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1] на обеспечение прохода и сцепляемости в кривых малого радиуса и прохода без саморасцепа на сортировочной горке.
5.5 Автотормозное оборудование вагонов должно обеспечивать расчетные показатели, установленные «Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
5.6 Усилие на штурвале привода стояночного тормоза - не более 300 Н.
5.7 Вагоны должны быть оборудованы переходными площадками с ограждениями, лестницами, подножками и поручнями для составителей поездов, а также приспособлениями для крепления сигнальных устройств. Крепление поручней, лестниц и другого оборудования должно исключать самопроизвольное отвинчивание гаек, болтов и т.п. Ступеньки лестниц и подножки должны исключать скольжение ног.
5.8 Конструкции вагонов должны допускать подъем кузова домкратами как в порожнем, так и груженом состоянии в соответствии с требованиями «Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
5.9 Вагоны должны быть оборудованы кронштейнами (скобами) для подтягивания.
5.10 Блокирующие и стопорные устройства должны исключать самопроизвольные срабатывания механизма разгрузки или перемещение подвижных частей и располагаться в местах, доступных для осмотра.
5.11 Органы управления (штурвалы, переключатели и т.п.) должны иметь схемы и надписи, указывающие последовательность управления.
Органы управления должны располагаться на расстоянии не менее 0,15 м от незакрытых движущихся частей конструкции. Детали органов управления (обод штурвала, конец рукоятки и т.п.) в любом положении должны находиться на расстоянии не менее 0,04 м от неподвижных элементов конструкции или защитных средств.
5.12 Тормозная рычажная передача должна иметь предохранительные устройства (скобы и т.п.), предотвращающие падение ее деталей на путь.
5.13 Головки соединительных рукавов тормозной магистрали, концевой кран, сигнальный отросток автосцепки, ручка оттормаживающей цепочки и разобщительный кран должны быть окрашены в красный цвет.
5.14 Головки соединительных рукавов и концевые краны разгрузочной магистрали должны быть окрашены в голубой цвет.
5.15 Требования безопасности к комплектующим изделиям - в соответствии со стандартами и техническими условиями на эти изделия.
5.16 Конструкция вагонов при соблюдении потребителем правил технической эксплуатации не должна допускать выбросов (потерь) грузов в процессе движения, приводящих к образованию взвешенной в воздухе пыли с уровнем концентрации, превышающем предельно допустимые значения, установленные национальными нормативными документами по охране здоровья людей и природы.
6.1 Для проверки соответствия выпускаемых вагонов требованиям настоящего стандарта, технических условий и технической документации предприятие-изготовитель проводит приемо-сдаточные, периодические, типовые и сертификационные испытания.
6.2 Соответствие опытных образцов вагонов требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации проверяется при проведении приемочных испытаний по ГОСТ 15.001.
6.3 Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергаться каждый вагон для проверки соответствия требованиям 4.1.3, 4.1.4, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.9 - 4.2.12, 4.4.1, 4.4.2, 5.7, 5.9 - 5.14 настоящего стандарта в объеме, установленном техническими условиями.
6.4 Периодическим испытаниям подвергается один изготовленный в контролируемом периоде вагон каждой модели, выдержавший приемо-сдаточные испытания. При периодических испытаниях контролируется соответствие вагона требованиям 4.1.3, 4.1.4, 4.2.3 - 4.2.12, 4.4.1, 4.4.2, 4.5.1, 5.7, 5.9 - 5.14 настоящего стандарта.
Периодические испытания проводятся через три года после начала серийного производства и далее не реже, чем один раз в три года по программе, согласованной с заказчиком вагона.
6.5 Типовым испытаниям подвергается вагон после внесения изменений в конструкцию или технологию изготовления для оценки эффективности и целесообразности внесенных изменений.
Решение о необходимости проведения типовых испытаний принимает предприятие-изготовитель по согласованию с заказчиком.
Типовые испытания проводятся по программе, согласованной с заказчиком.
6.6 Сертификационные испытания проводят для проверки соответствия вагона обязательным требованиям настоящего стандарта согласно документам национальной системы сертификации страны-изготовителя.
6.7 Испытания всех видов должны проводиться при нормальных значениях климатических факторов по ГОСТ 15150.
7.1 Изготавливаемые составные части вагонов и вагоны в целом должны быть проверены на соответствие требованиям стандартов, технических условий и чертежей при проведении технического контроля.
7.2 При контроле вагонов должны применяться поверенные и аттестованные измерительные приборы, приспособления и инструмент, обеспечивающие заданную точность измерений.
7.3 Грузоподъемность, конструкционная скорость, соответствие «Нормам для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1] (раздел 3.4.2.1, 5.2 - 5.6, 5.8) должны контролироваться расчетными и экспериментальными методами при испытаниях по 6.2, 6.5, 6.6.
7.4 Нагрузка от колесной пары на рельсы по ГОСТ 22780 и вместимость кузова (раздел 3) контролируются расчетным методом при испытаниях по 6.2 и 6.5.
7.5 Габариты по ГОСТ 9238 (раздел 3) контролируются экспериментальным методом путем пропуска вагонов через габаритную рамку при испытаниях по 6.2 - 6.6.
7.6 Показатели надежности контролируются при испытаниях по 6.4 расчетно-экспериментальным методом - по данным статистического учета технического состояния вагонов, собранным в процессе их эксплуатации или ремонта.
Номенклатура показателей определяется программой испытаний.
7.7 Контроль качества сварных швов - по ГОСТ 3242, ГОСТ 7512, ГОСТ 14782.
7.8 Соответствие требованиям 4.1.3, 4.1.4, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.10 - 4.2.12, 4.4, 5.7, 5.9 - 5.14 контролируется внешним осмотром вагонов при испытаниях по 6.2 - 6.6.
7.9 Оценка выполнения требований безопасности и охраны окружающей среды (раздел 5) проводится при испытаниях по 6.2, 6.6 путем сравнения фактических показателей с нормативами ГОСТ 12.2.003, настоящего стандарта и другой нормативной документации.
7.10 Общие требования к методам определения загрязняющих веществ - по ГОСТ 17.2.4.02.
8.1 Вагоны должны эксплуатироваться в соответствии с действующими правилами технической эксплуатации подвижного состава на сети дорог и нормативной документации на конкретные модели вагонов. Требования к условиям погрузки, разгрузки и перевозки грузов - по ГОСТ 22235.
8.2 Не допускается использовать для перемещения вагонов его элементы, кроме специально предназначенных для этих целей.
8.3 Не допускается замена в эксплуатации элементов вагонов другими, отличающимися по конструкции и материалам от предусмотренных в чертежах предприятия-изготовителя, без согласования с ним.
9.1 Изготовитель гарантирует соответствие вагонов требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем установленных правил эксплуатации, обслуживания и ремонта.
9.2 Гарантийные сроки эксплуатации - по техническим условиям на конкретные модели вагонов, но не менее 18 мес.
9.3 Гарантийные сроки на сменяемые сборочные единицы, детали и комплектующие изделия для вагонов должны устанавливаться соответствующими нормативными документами.
(информационное)
[1] Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) - МПС, Минтяжмаш, М., 1983
[2] Типовые требования по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта - Минтяжмаш, М., 1967.
Ключевые слова: вагоны-хопперы открытые, конструкция, груз, тележка, тормоз, колесная пара, люки