МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ПРИКАЗ

29 сентября 2008 г.

Москва

№ 157

О внесении изменений
в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации

В целях совершенствования нормативной правовой базы Министерства транспорта Российской Федерации приказываю:

Внести изменения:

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦТ-ЦЛ-ЦВ 012-99 «Гидравлические демпферы подвижного состава железнодорожного транспорта. Нормы безопасности», утвержденные указанием МПС России от 02 февраля 1999 г. № Г-103у (приложение № 1 к настоящему приказу);

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 018-99 «Элементы механической части тормоза железнодорожных вагонов. Нормы безопасности», утвержденные указанием МПС России от 15 июня 1999 г. № М-1056у (приложение № 2 к настоящему приказу);

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦТ 020-99 «Диски тормозные моторвагонного подвижного состава железных дорог. Нормы безопасности», утвержденные указанием МПС России от 27 марта 2000 г. № М-725у (приложение № 3 к настоящему приказу);

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦП 035-99 «Специальный подвижной состав Нормы безопасности», утвержденные указанием МПС России от 29 июня 2000 г № М-1909у (приложение № 4 к настоящему приказу);

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦП 064-2003 «Специальный подвижной состав Колесные пары с буксами. Нормы безопасности», утвержденные указанием МПС России от 25 июня 2003 г № Р-634у (приложение № 5 к настоящему приказу);

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦШ 124-2003 «Дешифраторы числовой кодовой автоблокировки. Нормы безопасности», утвержденные указанием МП (России от 25 июня 2003 г. № Р-634у (приложение № 6 к настоящему приказу);

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦШ 125-2003 «Датчик индуктивно приводной», утвержденные указанием МПС России от 25 июня 2003 г. № Р-634; (приложение № 7 к настоящему приказу);

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦШ 126-2003 «Блоки выдержки времена Нормы безопасности», утвержденные указанием МПС России от 25 июня 2003 г. № Р-634у (приложение № 8 к настоящему приказу);

в Нормы безопасности НБ ЖТ ЦЭ 032-2003 «Изоляторы для контактной сети железных дорог. Нормы безопасности», утвержденные указанием МНС России от 25 июня 2003 г. Р-634у (приложение № 9 к настоящему приказу);

Министр

И. Е. Левитин

Верно

Заместитель начальника отдела

документационного обеспечения

В.А. Залата

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к приказу Минтранса России
от 29 сентября 2008 г. № 157

В Нормах безопасности НБ ЖТ ЦТ 020-99 «Диски тормозные моторвагонного подвижного состава железных дорог. Нормы безопасности» (далее - нормы):

1) в наименовании норм слова «Диски тормозные моторвагонного подвижного состава железных дорог» заменить словами «Элементы дискового тормоза железнодорожного подвижного состава.»;

2) по всему тексту слова «диски тормозные чугунные механических тормозов моторвагонного подвижного состава» заменить словами «элементов дискового тормоза подвижного состава»;

3) в главе 1 после слов «Российской Федерации» дополнить словами «: тормозные диски, тормозные накладки дискового тормоза и клещевой механизм тормозного блока»;

4) главу 2 изложить в следующей редакции:

«2 Общие положения

2.1 Реализация установленных настоящими нормами показателей безопасности осуществляется путем обязательного их включения в нормативные документы, Технические задания (Технические требования) и Технические условия на элементы дискового тормоза подвижного состава.

2.2 Выполнение требований настоящих норм безопасности является необходимым условием обеспечения безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды.

2.3 Оценка соответствия элементов дискового тормоза подвижного состава настоящим нормам безопасности осуществляется при проведении работ по сертификации в Системе сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте. Для подтверждения соответствия используются протоколы испытаний.»

5) главу 3 изложить в следующей редакции:

«3 Нормы безопасности

Параметры, характеристики и функциональные требования, обеспечивающие безопасность элементов дискового тормоза подвижного состава приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.

При проведении сертификационных испытаний отдельных элементов дискового тормоза по разделам 1, 2 или 3 обязательно проводить испытания фрикционных свойств пары трения дискового тормоза раздел 4.»

6) таблицу 1 изложить в следующей редакции:

«Нормы безопасности для элементов дискового тормоза подвижного состава железных дорог

Таблица 1

Наименование сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю

Нормативное значение сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя

Регламентируемый способ подтверждения соответствия

1

2

3

4

5

1. Тормозные диски

1.1. Требование к рабочим поверхностям

Устанавливается настоящими

Аттестованная методика аккредитованного

Измерительный контроль

шероховатость поверхности трения Rz, мкм, не более

нормами

испытательного центра (лаборатории)

до 200 км/ч, включительно

20

от 200 до 250 км/ч, включительно

161)

для стальных дисков свыше 200 км/ч

отклонение от плоскостности фрикционной поверхности, не более, мм

0,11)

отклонение от параллельности фрикционных поверхностей осевых дисков по отношению друг к другу, не более, мм

0,21)

торцевое биение фрикционных поверхностей, не более, мм

0,31)

1.2. Механические свойства

Устанавливается настоящими нормами

Испытания

допускаемая неоднородность твердости материала одной поверхности трения, %, не более

51)

ГОСТ 9012

временное сопротивление разрыву, МПа, не менее

ГОСТ 1497

для чугунных дисков

250 - 3201)

для стальных дисков

до 200 км/ч, включительно

850°

свыше 200 км/ч

950"

предел текучести для стальных дисков, МПа, не менее

ГОСТ 1497

- «-

до 200 км/ч, включительно

7001)

от 200 до 250 км/ч, включительно

8501)

относительное удлинение для стальных дисков, %, не менее

81)

ГОСТ 1497

- « -

ударная вязкость для стальных дисков при температуре минус 60 °С, Дж/см2, не менее

ГОСТ 9454

- « -

до 200 км/ч, включительно, KCU

101)

от 200 до 250 км/ч, включительно, KCV

101)

1.3. Трещиностойкость тормозных дисков статическая вязкость разрушения) стали K, МПа×м1/2, не менее

Устанавливается настоящими нормами

501)

ГОСТ 25.506

Испытания

1.4. Остаточный дисбаланс (осевой диск в сборе, колесный тормозной диск каждый в отдельности), кг×см, не более

Устанавливается настоящими нормами

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Испытания

до 200 км/ч, включительно, статический

3,01)

от 200 до 250 км/ч, включительно, динамический

1,61)

2. Тормозные накладки дискового тормоза

2.1. Допускаемая неоднородность материала тормозных накладок, %, не более

Устанавливается настоящими нормами

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра

Испытания

твердость

81)

(лаборатории)

прочность на сжатие

81)

модуль упругости

81)

3. Клещевой механизм тормозного блока

3.1. Внешний вид трещины рычагов, затяжек, тормозных башмаков

Устанавливается настоящими нормами

Не допускаются1)

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Испытания

3.2. Сопротивление циклическому нагружению 21) 104 клещевого механизма в сборе

Устанавливается настоящими нормами

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Испытания

изменение показателей силы нажатия, %, не более

101)

изменение показателей зазоров в отпущенном состоянии, %, не более

101)

3.3. Стабильная работоспособность узла при предельных температурах нижних и верхних в зависимости от климатического исполнения

Устанавливается настоящими нормами

Функционирование по предназначению. Разрушения не допускаются

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Функциональные испытания

4. Фрикционные свойства пары трения дискового тормоза

4.1. Коэффициенты трения пары диск-накладка с допустимой скоростью до 250 км/ч, среднее значение при скорости начала торможения в сухую

Устанавливается настоящими нормами

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Испытания

до 160 км/ч, включительно

0,30 - 0,451)

от 160 до 200 км/ч, включительно

0,30 - 0,421)

от 200 до 250 км/ч, включительно

0,28 - 0,421)

с подачей воды, не менее

0,251)

4.2. Отклонения значений коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях всухую, %, не более

Устанавливается настоящими нормами

151)

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Испытания

4.3. Коэффициенты статического трения пары диск-накладка подвижного состава, не менее

Устанавливается настоящими нормами

0,281)

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Испытания

4.4. Огнестойкость открытое пламя на поверхности трения при торможении

Устанавливается настоящими нормами

Не допускается"

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Испытания

4.5. Сопротивление термомеханической усталости при длительных и остановочных торможениях

Устанавливается настоящими нормами

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Испытания

трещины, кольцевые выработки, прижеги в виде кольцевых полос или пятен диаметром более 80 мм

Не допускаются1)

температура, при которой сохраняются фрикционные свойства материала накладок, °С, не менее

полимерных накладок

4501)

металлокерамических накладок

5501)

7) таблицу 2 изложить в следующей редакции:

«Перечень нормативных документов

Таблица 2

Обозначение нормативного документа

Наименование нормативного документа

Год введения, внесения изменений

1

2

3

ГОСТ 1497

Металлы. Методы испытаний на растяжение.

1990

ГОСТ 9012

Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю.

1990

ГОСТ 9454

Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах.

1988

ГОСТ 25.506

Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении.

1985