ФТС ЖТ ЦТ 020-99
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Технический регламент
Элементы дискового тормоза
железнодорожного подвижного состава
Требования по сертификации
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом тепловозов и путевых машин МПС России (ВНИТИ)
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 27 марта 2000г. № М-725у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Элементы дискового тормоза железнодорожного подвижного состава
Требования по сертификации
Дата введения 2000-03-28
Настоящие Федеральные требования распространяются на элементов дискового тормоза подвижного состава, эксплуатируемого на единой сети железных дорог Российской Федерации: тормозные диски, тормозные накладки дискового тормоза и клещевой механизм тормозного блока.
Настоящие Федеральные требования являются техническим регламентом МПС России и обязательны для соблюдения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющими разработку, изготовление и поставку дисков тормозных чугунных механических тормозов моторвагоного подвижного состава.
(Измененная редакция, Изм.)
2.1 Реализация установленных настоящими нормами показателей безопасности осуществляется путем обязательного их включения в нормативные документы, Технические задания (Технические требования) и Технические условия на элементы дискового тормоза подвижного состава.
2.2 Выполнение требований настоящих норм безопасности является необходимым условием обеспечения безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды.
2.3 Оценка соответствия элементов дискового тормоза подвижного состава настоящим нормам безопасности осуществляется при проведении работ по сертификации в Системе сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте. Для подтверждения соответствия используются протоколы испытаний.
(Новая редакция, Изм.)
Параметры, характеристики и функциональные требования, обеспечивающие безопасность элементов дискового тормоза подвижного состава приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
При проведении сертификационных испытаний отдельных элементов дискового тормоза по разделам 1, 2 или 3 обязательно проводить испытания фрикционных свойств пары трения дискового тормоза раздел 4.
(Новая редакция, Изм.)
Нормы безопасности для элементов дискового тормоза подвижного состава железных дорог
Таблица 1
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Тормозные диски |
||||
1.1. Требование к рабочим поверхностям |
Устанавливается настоящими нормами |
Приложение А.1 |
Измерительный контроль |
|
шероховатость поверхности трения Rz, мкм, не более |
||||
до 200 км/ч, включительно |
20 |
|||
от 200 до 250 км/ч, включительно |
16 |
|||
для стальных дисков свыше 200 км/ч: |
||||
отклонение от плоскостности фрикционной поверхности, не более, мм |
0,1 |
|||
отклонение от параллельности фрикционных поверхностей осевых дисков по отношению друг к другу, не более, мм |
0,2 |
|||
торцевое биение фрикционных поверхностей, не более, мм |
0,3 |
|||
1.2. Механические свойства |
Устанавливается настоящими нормами |
|||
допускаемая неоднородность твердости материала одной поверхности трения, %, не более |
5 |
Испытания |
||
временное сопротивление разрыву, МПа |
||||
для чугунных дисков |
200 - 320 |
|||
для стальных дисков, не менее |
||||
до 200 км/ч, включительно |
850 |
|||
свыше 200 км/ч |
950 |
|||
предел текучести для стальных дисков, МПа, не менее |
||||
до 200 км/ч, включительно |
700 |
|||
от 200 до 250 км/ч, включительно |
850 |
|||
относительное удлинение для стальных дисков, %, не менее |
8 |
|||
ударная вязкость для стальных дисков при температуре минус 60 °С, Дж/см2, не менее |
||||
до 200 км/ч, включительно, KCU |
10 |
|||
от 200 до 250 км/ч, включительно, KCV |
10 |
|||
1.3. Трещиностойкость тормозных дисков статическая вязкость разрушения стали KIС, МПа×м1/2, не менее |
Устанавливается настоящими нормами |
50 |
Испытания |
|
1.4. Остаточный дисбаланс (осевой диск в сборе, колесный тормозной диск каждый в отдельности), кг×см, не более |
Устанавливается настоящими нормами |
Испытания |
||
до 200 км/ч, включительно |
3,0 |
|||
от 200 до 250 км/ч, включительно |
1,6 |
|||
2. Тормозные накладки дискового тормоза |
||||
2.1. Допускаемая неоднородность материала тормозных накладок, %, не более |
Устанавливается настоящими нормами |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра |
Испытания |
|
твердость |
81) |
(лаборатории) |
||
прочность на сжатие |
81) |
|||
модуль упругости |
81) |
|||
3. Клещевой механизм тормозного блока |
||||
3.1. Внешний вид трещины рычагов, затяжек, тормозных башмаков |
Устанавливается настоящими нормами |
Не допускаются |
Приложение А.2 |
Испытания |
3.2. Сопротивление циклическому нагружению 2 104 клещевого механизма в сборе |
Устанавливается настоящими нормами |
Приложение А.3 |
Испытания |
|
изменение показателей силы нажатия, %, не более |
10 |
|||
изменение показателей зазоров в отпущенном состоянии, %, не более |
10 |
|||
3.3. Стабильная работоспособность узла при предельных температурах нижних и верхних в зависимости от климатического исполнения |
Устанавливается настоящими нормами |
Функционирование по предназначению. Разрушения не допускаются |
Приложение А.4 |
Функциональные испытания |
4. Фрикционные свойства пары трения дискового тормоза |
||||
.1. Коэффициенты трения пары диск- накладка с допустимой скоростью до 250 км/ч, среднее значение при торможениях с начальных скоростей всухую |
Устанавливается настоящими нормами |
Приложение А.5 |
Испытания |
|
до 160 км/ч, включительно |
0,30 - 0,45 |
|||
от 160 до 200 км/ч, включительно |
0,30 - 0,42 |
|||
от 200 до 250 км/ч, включительно |
0,28 - 0,42 |
|||
с подачей воды, не менее |
0,25 |
|||
4.2. Уменьшение значений коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях всухую, %, не более |
Устанавливается настоящими нормами |
15 |
Приложение А.6 |
Испытания |
4.3. Коэффициенты статического трения пары диск-накладка подвижного состава, не менее |
Устанавливается настоящими нормами |
0,28 |
Приложение А.7 |
Испытания |
4.4. Огнестойкость |
Устанавливается настоящими нормами |
Не допускается |
Приложение А.8 |
Испытания |
открытое пламя на поверхности трения при торможении |
||||
4.5. Сопротивление термомеханической усталости при длительных и остановочных торможениях |
Устанавливается настоящими нормами |
Приложение А.9 |
Испытания |
|
трещины, кольцевые выработки, прижеги в виде кольцевых полос или пятен диаметром более 80 мм |
Не допускаются |
|||
температура, при которой сохраняются фрикционные свойства материала накладок, °С, не менее |
||||
полимерных накладок |
450 |
|||
металлокерамических накладок |
550 |
(Новая редакция, Изм.)
(Измененная редакция. Изм., от 11.03.2016 г.)
Перечень нормативных документов
Таблица 2
Наименование нормативного документа |
Год введения, внесения изменений |
|
1 |
2 |
3 |
Металлы. Методы испытаний на растяжение |
1986, 2008, 2014 |
|
Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю |
1960, 2003, 2006 |
|
Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах |
1979, 1993 |
|
Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении |
1986 |
|
Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования |
2013 |
(Измененная редакция, Изм., от 11.03.2016 г.)
СОГЛАСОВАНО Руководитель инспекции МПС России на предприятии- изготовителе (заявителе) (при наличии) «____»__________200 г. |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель предприятия- изготовителя (заявителя) «____»__________200 г. |
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ
__________________________________________________________________
обозначение диска
требованиям по сертификации тормозных дисков моторвагонного
подвижного состава
Обозначение ФТС ЖТ |
Номер пункта ФТС ЖТ |
Соответствие |
Подтверждение соответствия |
Обозначение доказательных документов и материалов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Порядок заполнения таблицы соответствия
Графа 1 Указывают обозначение ФТС ЖТ
Графа 2 Указывают поочередно все пункты ФТС ЖТ, которым должен соответствовать тормозной диск.
Графа 2 Проставляют знак " + " при подтверждении соответствия, знак " - " в случае несоответствия или частичного несоответствия.
Графа 3 Приводят краткую мотивировку, доказывающую и подтверждающую соответствие. Сложные мотивирующие тексты могут быть помещены в отдельном приложении с соответствующей ссылкой в графе 5.
Графа 4 Указывают обозначения и номера разделов, пунктов, страниц доказательных документов и материалов.
Методы определения сертификационных показателей
А.1. Шероховатость поверхности контролируют на отобранном для испытаний диске с использованием образцов для определения шероховатости (тактильный метод) или прибора для измерения шероховатости поверхностей. Измерения проводят в трех равноудаленных на 120° друг от друга точках на фрикционной поверхности тормозного диска.
Геометрические размеры диска определяют линейными измерениями. Торцовое биение определяют разностью между наибольшим и наименьшим показаниями измерительной головки при вращении диска на призме и фиксации ее в осевом направлении.
А.2. При проведении испытаний производят визуальный осмотр рычагов, затяжек, тормозных башмаков на наличие трещин.
А.3. Изменение показателей силы нажатия и зазоров клещевого механизма определяют после его установки на стенд для испытаний тормозов подвижного состава железных дорог и наработки 2∙104 циклов нагружений. Допускается использовать отдельный стенд с приспособлением, заменяющим диск.
Изменение показателей силы нажатия и зазоров клещевого механизма определяют сравниванием этих показателей до и после наработки 2∙104 циклов нагружений.
Последовательность проведения испытаний:
в клещевой механизм вместо штатной накладки устанавливают тензонакладку и определяют силу ее нажатия на диск N1, Н (замеры производят не менее трех раз);
осуществляют замеры суммарного зазора A1, между накладками и диском (или приспособлением, заменяющим диск) в отпущенном состоянии (замеры производят не менее трех раз);
тензонакладку заменяют на штатную и выполняют 2∙104 циклов нагружения клещевого механизма;
в клещевой механизм вместо штатной накладки устанавливают тензонакладку и определяют силу ее нажатия на диск N2, Н (замеры производят не менее трех раз);
осуществляют замеры суммарного зазора A2, между накладками и диском (или приспособлением, заменяющим диск) в отпущенном состоянии (замеры производят не менее трех раз);
изменение силы нажатия, %, после циклических испытаний клещевого механизма определяют по формуле:
где:
N1ср - среднеарифметическое значение сил нажатия по результатам замеров перед началом циклических испытаний, Н;
N2ср - среднеарифметическое значение сил нажатия по результатам замеров после циклических испытаний, Н.
изменение суммарного зазора, %, между накладками и диском после циклических испытаний клещевого механизма определяют по формуле:
где:
A1ср - среднеарифметическое значение суммарного зазора по результатам замеров перед началом циклических испытаний, мм;
A2ср - среднеарифметическое значение суммарного зазора по результатам замеров после циклических испытаний, мм.
А.4. Определение показателя "Стабильная работоспособность узла при предельных температурах нижних и верхних в зависимости от климатического исполнения" проверяют в термокамере. В начале проводят испытания при предельно высоких температурах, а затем при предельно низких. Для этого приспособление с установленным клещевым механизмом помещают в термокамеру и выдерживают в ней до достижения требуемой предельной температуры согласно пункту 7.8 ГОСТ 30630.0.0-99. Затем в тормозной цилиндр подают воздух до величины максимального рабочего давления. При этом сила нажатия накладок должна соответствовать значениям, заявленным в конструкторской документации. Разрушения не допускаются.
А.5. Средние значения коэффициентов трения пары диск-накладка при торможении в сухую определяют на стенде динамических испытаний тормозов. Испытания проводят в диапазоне скоростей до максимальной допустимой скорости подвижного состава, для применения на котором предназначены конкретные накладки. Предварительно перед испытаниями производят остановочные торможения для приработки не менее 80 % рабочей поверхности накладок к поверхности диска. Общий цикл испытаний состоит из остановочных торможений с начальных скоростей 80, 100, 120, 160, 200 и 250 км/ч (если элементы дискового тормоза предназначены для эксплуатации при данных скоростях) всухую и с начальных скоростей 80, 100, 120, 160 и 200 км/ч с подачей воды на фрикционный контакт накладок с тормозным диском.
При каждом торможении измеряют скорости начала торможения, температуры, коэффициента трения. Торможения производят при начальной температуре диска и накладок не более 60 °С.
Для каждого усилия нажатия на накладки и скорости начала торможения определяют средний коэффициент трения, который не должен выходить за нормативные значения, а также расчет отклонений значений коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях всухую. Расход воды должен составлять 6 мл на 1 см2 рабочих поверхностей диска в час. Если средства испытаний не позволяют автоматически определять коэффициент трения, то выполняют его расчет.
По замеренным силе нажатия Ni, и тормозной силе Fi, производят расчет мгновенного коэффициента трения μi по формуле:
|
(3) |
средние значения коэффициентов трения за остановочное торможение определяют по формуле:
|
(4) |
где:
μ(t) - процесс изменения мгновенного коэффициента трения;
dt - шаг интегрирования по времени, с;
Tк - время окончания остановочного торможения, с;
T0 - время начала остановочного торможения, с.
Интеграл вычисляется методом трапеций.
А.6. Согласно пункту 4.2 таблицы 1 проводят расчет по определению отклонений значений коэффициентов трения, %, при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях всухую. Расчет ведут по формуле:
где:
μсух.ср - среднеарифметическое значение коэффициента трения при торможении всухую по результатам замеров;
μв.ср - среднеарифметическое значение коэффициента трения при торможении с подачей воды по результатам замеров.
А.7. Определение коэффициентов статического трения диск-накладка
Испытания проводят на стенде динамических испытаний тормозов. При этом тормозные накладки прижимают к неподвижному диску с усилием, соответствующим нажатию от действия стояночного тормоза. Затем к диску прикладывают крутящий момент и регистрируют изменение тормозной силы. Искомым значением коэффициента статического трения является его максимальная величина в момент начала вращения диска относительно тормозной накладки (момент перехода от статического трения к трению скольжения).
А.8. Определение показателя "Огнестойкость: открытое пламя на поверхности трения при торможении".
При определении показателя "Коэффициент трения (среднее значение) пары диск-накладка всухую" визуально контролируют наличие искр, открытого огня. При горении накладок испытания прекращают.
А.9. Определение показателя "Сопротивление термомеханической усталости при длительных и остановочных торможениях".
Испытания проводят на стенде динамических испытаний тормозов.
Сопротивление термомеханической усталости при остановочных торможениях определяют при проведении испытаний согласно методам А.5 и А.6.
Сопротивление термомеханической усталости при длительных торможениях определяют на стенде динамических испытаний тормозов по заданной программе, выбор которой осуществляется в зависимости от комбинации тормозного диска и накладки. Оборудование стенда регистрирует силу нажатия накладок, тормозную силу, скорость и температуру поверхности диска.
После каждого торможения проводят осмотр рабочей поверхности тормозного диска.
(Новая редакция. Изм. от 11.03.2016 г.)
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение |
Номера листов (страниц) |
Номер Документа |
Подпись |
Дата |
Срок введения изменения |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Изменение |
|
|
|
|
Приложение № 3 к приказу Минтранса России от 29.09.08 № 157 |
|
|
С момента публикации док-та |
Изменение |
|
|
|
|
Приложение № 8 к приказу Минтранса России от 19.11.09 № 209 |
|
|
С момента публикации док-та |